30 глубоких фильмов советских лет. Вы точно знаете не все  

1979г. Тот самый Мюнхгаузен Обзоры

В старых фильмах есть особая энергетика. Дело не только в пресловутой “ламповости”, но и в их смысловой нагрузке. Давайте поговорим о культовых и не очень известных советских фильмах со смыслом и для души, которые стоит посмотреть.

Тот самый Мюнхгаузен

Жанр: сатира, лирическая комедия, драма

Год: 1979

Режиссер: Марк Захаров

Актеры: Олег Янковский, Инна Чурикова, Елена Коренева, Игорь Кваша, Леонид Ярмольник, Александр Абдулов

1979г. Тот самый Мюнхгаузен
Кадр из фильма “Тот самый Мюнхгаузен”

Барон Мюнхгаузен (Олег Янковский) мечтает жениться на возлюбленной, но церковь отказывает ему в этом: у него уже есть законная жена.

Герой обращается за поддержкой к герцогу, но тот выдвигает условие: он разрешит брак только в том случае, если барон официально подтвердит, что все его истории являются выдумкой.

Смысл картины заключается в вечном конфликте личности и общества, которое часто вынуждает человека отказаться от собственной индивидуальности, слиться с серой массой, стать “как все”.

Барон Мюнхгаузен Янковского, как и классический литературный образ – чудак и мечтатель. Он непосредственен, ироничен, мудр, открыт миру и людям. Как и Дон Кихот, барон одинок: он не находит понимания даже среди друзей. Как и князь Мышкин, он кажется “другим”, странным для общества “нормальных людей”. Общество отвергает таких людей при их жизни, а после смерти – возводит на пьедестал.

Согласно замыслу фильма, счастье является образом мышления. Чтобы быть по-настоящему счастливым, нужно быть честным с самим собой – даже если это кому-то кажется странным.

Мюнхгаузен придерживался этого принципа, и поэтому жил легко. Иногда он превращался в трикстера, и троллил общество: так он боролся и против бытового отношения к жизни, и против стереотипов.

Правда и ложь в этой картине – не что иное, как гротеск. Но внимательный зритель сразу же отличает одно от другого. Этот по-настоящему добрый фильм, снятый для души, является ярким выпадом против лжи и лицемерия, на которое часто оказываются способны излишне серьезные люди, стремящиеся жить “как надо”.

Финальная сцена, в которой звучит пронзительная музыка А. Рыбникова, вызывает ком в горле. В детстве мы все боялись, что сейчас выстрелит пушка. И только сейчас становится понятно, что пушки нет, а есть только синее майское небо и бесконечная лестница вверх.

О бедном гусаре замолвите слово

Жанр: сатира, комедия, драма

Год:1980

Режиссер: Эльдар Рязанов

Актеры: Евгений Леонов, Олег Басилашвили, Станислав Садальский, Ирина Мазуркевич, Валентин Гафт

О бедном гусаре замолвите слово
Кадр из фильма “О бедном гусаре замолвите слово”

Небольшой провинциальный городок. Граф Мерзляев (Олег Басилашвили) приезжает туда с проверкой из Петербурга: до властей дошли слухи, что некоторые из квартированных там гусар являются потенциальными бунтовщиками. У графа важная миссия: он должен выявить врагов Отечества, и принять все необходимые меры.

На носу очередное повышение по службе, и чтобы достичь цели, столичный чиновник придумывает воистину дьявольский план, главным винтиком которого является попавший в скандал, и арестованный за “аморальное поведение” актер Бубенцов (Евгений Леонов).

В СССР многие художники пытались понять, кому на Руси жить хорошо, и большинство приходило к неутешительному выводу – немногим. Нет, они не боролись с режимом, потому что понимали: режим прежде всего в головах, а не на троне. Но одновременно выводя на сцену колоритных, почти карикатурных персонажей, каждый из которых до боли напоминал (и продолжает напоминать) “знакомые всем лица”, режиссеры-сатирики давали понять, что они все понимают.

При наличии каких бы то ни было изменений в обществе этот фильм был бы хорош сам по себе, как произведение искусства. Но в том-то и дело, что картина по сути является блестящей политической сатирой, актуальной и в 19 веке, и во времена СССР, и сейчас.

Нам показана совершенно неправдоподобная, почти сказочная история – и именно поэтому в нее так легко верится. В фильме представлены не герои, а скорее образы, как из басен Крылова. Практически каждый из них олицетворяет ту или иную черту характера. Несмотря на это, персонажи выписаны удивительно точно.

Единственный герой, который вырывается за рамки – провинциальный актер Бубенцов, внезапно прозревший, все осознавший, и готовый до конца играть свою роль. Чего бы это ему ни стоило.

Через тернии к звездам

Жанр: фантастика

Год: 1980

Режиссер: Ричард Викторов

Актеры: Елена Метелкина, Вадим Ледогоров, Улдис Лиелдидж, Елена Фадеева, Вацлав Дворжецкий, Игорь Ясулович, Владимир Федоров

через тернии к звездам фильм
Кадр из фильма “Через тернии к звездам”

XXIII век. В открытом космосе, на гибнущем корабле обнаружен искусственный человек – Нийя. Она обладает уникальными способностями: легко перемещается в пространстве и длительное время обходится без воздуха. Нийя не знает, кто она и откуда, и совершенно не понимает, по каким принципам живет человеческое общество. В ее мозгу обнаруживается центр беспрекословного подчинения. На этом фоне возникает опасность, что Нийя, обладающая сверхчеловеческой силой, может быть использована в корыстных целях.

Фильм уникален во всех смыслах этого слова. Уникален для сегодняшнего дня: научная фантастика в отечественном кинематографе – очень редкое явление. К сожалению, этот жанр погиб во времена освоения космоса, и до сих пор не возродился.

“Через тернии к звездам” – пожалуй, лучшая из советских фантастических картин. Это культовое кино, которое посмотрели миллионы зрителей – многие не по одному разу.

В фильме поднимаются важные вопросы: имеем ли мы право вмешиваться в природу? Имеем ли мы право наносить превентивный удар?

Это фильм-предостережение: от взрыва ядерных отходов на наших глазах погибает планета Селеста. На Дессе, родине Нийи, апокалиптические события развиваются несколько иначе: местные корпорации выкачали из земли все ресурсы. Идут кислотные дожди, а моря и реки полностью загрязнены промышленными отходами. Люди не видят лиц друг друга: наверху они носят противогазы, а в подземельях им приходится скрывать лица под масками. А где-то там, внизу, живет биомасса, способная пожирать органику – из нее получаются искусственные люди…

Это не просто романтическая картина о космосе, о других планетах и цивилизациях. По сути, это целый пласт, в котором находится комплекс конфликтов и острых проблем.

“Через тернии…”, финальным аккордом которого является кадр, в котором несколько отчаянных смельчаков пытаются сдержать биомассу, зная, что силы неравны, пугает и заставляет задуматься. А значит, это по-настоящему стоящий фильм.

Город мастеров

Жанр: сказка

Год:1965

Режиссер: Владимир Бычков

Актеры: Георгий Лапето, Марианна Вертинская, Лев Лемке, Елизавета Уварова, Савелий Крамаров.

фильм-сказка Город мастеров
Кадр из фильма “Город мастеров”

Жил-был славный Город Мастеров, город художников и ремесленников. Но пришли чужеземцы, и захватили власть, и поработили всех его жителей. Но дух свободы поработить нельзя. Меньше всего на человека, способного дать отпор негодяям, был похож городской дворник-горбун, балагур и весельчак. Но он-то и был главным вольнодумцем…

Фильм был снят в период недолгой “оттепели”. В его основе лежит пьеса-сказка Тамары Габбе. Сама сказка была основана на фламандских легендах о борьбе жителей города Бинша с французскими захватчиками.

Сценарий фильма был написан Н. Эрдманом. Именно благодаря ему картина заиграла новыми красками, в ней появились новые оттенки. Именно он является автором бессмертных фраз: “Видите, какова сила примера? А через год к этим попугаям присоединится и все население города!”, “Нельзя верить ни словам, ни ушам, можно лишь доносам, доносам, доносам”.

“Город мастеров” – малоизвестный хороший фильм. Это многослойное полотно, и многие сцены здесь неоднозначны и удивительно современны. Речь здесь идет не только о борьбе против угнетателей, но и о любви, и о красоте души.

Фильм снят в интересной стилистике. Меньше всего он напоминает типичную советскую сказку. А больше всего сцены напоминают картины средневековых художников: Петруса Кристуса, Альбрехта Альтдорфера, Джотто. И благодаря этому, а также благодаря операторской работе, и удивительной музыке Олега Каравайчука создается потрясающая атмосфера.

Логика эмоционального настроя картины и законы жанра помогают понять: враг обязательно будет повержен. Но густая тревожность, которой пропитан фильм, заставляет насторожиться: новый де Маликорн еще не явился, но он обязательно придет.

В четверг и больше никогда

Жанр: драма, мелодрама

Год: 1978

Режиссер: Анатолий Эфрос

Актеры: Олег Даль, Вера Глаголева, Любовь Добржанская, Иннокентий Смоктуновский.

фильм В четверг и больше никогда
Кадр из фильма “В четверг и больше никогда”

Молодой врач Сергей (Олег Даль) собирается жениться, и накануне свадьбы собирается съездить в заповедник, к матери. Здесь же живет девушка, с которой ранее его связывали серьезные отношения, и которая вынашивает его ребенка. Никаких угрызений совести по этому поводу герой не испытывает.

“В четверг и больше никогда” – один из самых хороших советских фильмов со смыслом. Это последняя, и, возможно, самая сильная картина Анатолия Эфроса.

Этот режиссер, обладая собственным, отточенным стилем и проницательным знанием человеческой натуры, далеко не всегда бывал понят критиками и зрителями. Эфрос – исследователь. Его интересует не столько сюжет, сколько секрет мотивации героя (в этом случае – антигероя) и пресловутая правда характера, которые сложно компенсировать киношной “драматургией”.

В фильме речь идет о человеке-паразите, который, впрочем, является типичным “героем нашего времени”.

Эфрос здесь иронически, и даже немного цинично переосмысливает историю с “обращением к корням”. Смысл картины заключается в названии: действие происходит в четверг. Слово “никогда” говорит о том, что все, что делает Сергей, фатально и необратимо.

Шаг за шагом, режиссер лишает зрителя катарсиса, который, по идее, должен быть в финале. Сергей и не подозревает, что, по сути, он является героем греческой трагедии: каждый его поступок ведет к неизбежному саморазрушению.

Зрителю предстоит лишь ненадолго заглянуть в бездну вместе с героями этой картины, и больше этого не захочется делать никогда. Такие фильмы как этот не тянет пересматривать, но потрясения и от первого раза хватит на остаток жизни.

Остановился поезд

Жанр: драма

Год: 1982

Режиссер: Вадим Абдрашитов

Актеры: Олег Борисов, Анатолий Солоницын, Михаил Глузский, Нина Русланова

фильм 1982г. Остановился поезд
Кадр из фильма “Остановился поезд”

Предотвращая катастрофу, погибает машинист. Его считают героем, но следователь Ермаков (Олег Борисов) считает, что не все здесь так однозначно.

Это один из самых недооцененных художественных фильмов советского кино. Сценарий Александра Миндадзе был основан на реальной истории.

Смысл фильма заключается в раскрытии проблемы наплевательского, халатного отношения к своему делу, к коллегам, к близким, и даже к самому себе. И все это – на фоне чужого и ненужного лже-патриотизма.

Кинематограф систематически затрагивал подобные темы, темы разгильдяйства, внутреннего развала и деградации. Но Абдрашитов пошел дальше. Одна из важных фраз фильма звучит так:

“За каждым геройством в мирное время стоит чье-то разгильдяйство и халатность, а за ним стоят конкретные имена и фамилии”.

По мнению Абдрашитова, в обществе всегда присутствовала странная боязнь правды и нежелание узнать ее. По его мнению, обществу не нужна правда: ему нужен только мертвый герой и поставленный ему памятник.

Убить дракона

Жанр: Сатира, фантасмагория

Год:1988

Режиссер: Марк Захаров

Актеры: Александр Абдулов, Олег Янковский, Евгений Леонов

фильм 1988г убить дракона
Кадр из фильма “убить дракона”

В сказочном городе правит страшный Дракон, которого жители считают жестоким узурпатором. В город приезжает рыцарь Ланселот, и решает сразиться с Драконом, чтобы освободить город.

Этот, один из самых страшных советских художественных фильмов, был снят по сказке Евгения Шварца. В сатирической сказке Шварц, как и обычно, высмеивал раболепие, приспособленчество и лживость.

Один из героев, бургомистр, говорит Ланселоту, что люди не могут жить без “сильной руки”. И это правда: после победы Ланселота жители города пустились в анархию и разгул – и с готовностью склонились перед новым Драконом.

Марк Захаров акцентировал внимание зрителя вот на чем: нужна ли была вообще свобода жителям этого города? Дракон считал, что плебсу она не нужна. А Ланселот считал, что люди не знают, что такое свобода. По его мнению, получив свободу, люди поймут ее ценность, они научатся быть свободными.

Ланселот ошибался: в душе освобожденные им граждане так и остались рабами. После падения Дракона пришла анархия: люди начали убивать, грабить и жечь: ведь, в понимании раба, свобода – это когда можно все.

По сути, каждый из них тоже является Драконом. Чтобы стать свободным, нужно убить Дракона в себе. Смогут ли это когда-нибудь в будущем жители города?

Андрей Рублев

Жанр: Драма

Год: 1966

Режиссер: Андрей Тарковский

Актеры: Анатолий Солоницын, Иван Лапиков, Николай Гринько

фильм 1966г. Андрей Рублев
Кадр из фильма “Андрей Рублев”

Средневековая Русь стонет от набегов татар и от княжеских междоусобиц. Беда не приходит одна: несчастный народ преследуют голод и мор. Именно в это сложное время на Руси появляется Андрей Рублев, великий иконописец…

В этой картине (а это именно картина – каждый кадр напоминает средневековую живопись), как и в любом другом хорошем фильме советских лет, несколько смыслов.

С одной стороны, режиссер намекает, что затрагиваемые проблемы никуда не деваются, лишь слегка изменяя свой облик. С другой стороны, Тарковский поднимает философские вопросы о добре и зле, о человеческом существе, о любви, о человеческих отношениях, о предательстве, грехе и зависти.

Есть здесь и еще один пласт – духовный, который можно полностью прочувствовать в главе под названием “Страсти по Андрею”. Именно здесь раскрывается сущность главного героя: он не может найти покоя, его душа мечется и не может осознать свой истинный дар.

Это фильм простой и непростой одновременно. Он многозначен, пропитан гуманизмом и верой. Однозначных ответов он не дает, но заставляет задуматься – и это хорошо.

Город Зеро

Жанр: фантасмагория, драма

Год: 1988

Режиссер: Карен Шахназаров

Актеры: Леонид Филатов, Армен Джигарханян, Олег Басилашвили, Владимир Меньшов.

Город зеро (1988)
Кадр из фильма “Город Зеро”

Инженер Варакин (Леонид Филатов) приезжает в командировку в маленький город. Вскоре он понимает, что оказался в очень странном месте, где творятся абсурдные вещи. А самое странное и жуткое заключается в том, что из города нельзя уехать.

Это, наверное, самый странный советский фильм со смыслом. Точнее, это “перестроечное” кино, прекрасно передающее атмосферу на сломе эпох.

Первое, что видит Варакин на заводе – абсолютно голая секретарша в приемной директора. А дальше одна абсурдная ситуация следует за другой. Он попадает в краеведческий музей и видит коллекцию восковых фигур, которой могла бы позавидовать сама мадам Тюссо. А апогеем всего является ужин в ресторане, когда на десерт Варакин получает собственную голову.

Сюрреализм этой картины очень похож на булгаковскую мистику. Как и у Михаила Афанасьевича, в этом фильме сатира накладывается на трагизм происходящего. Герой понимает, что этот адский город, точно болото, затягивает его, как все глубже затягивает всех нас то, из чего мы так стремимся выбраться.

И слова маленького мальчика звучат как приговор: “Вы никогда не уедете из этого города. Вы умрете в 2015 году”. И от этого становится по-настоящему страшно.

Не покидай…

Жанр: сказка

Год: 1989

Режиссер: Леонид Нечаев

Актеры: Игорь Красавин, Варвара Владимирова, Альберт Филозов, Регина Разума, Вячеслав Невинный, Лидия Федосеева-Шукшина, Артем Тынкасов.

фильм 1989 Не покидай
Кадр из фильма “Не покидай…”

В результате дворцового переворота престол занял новый король. На самом деле, страной Абидонией правит коварный канцлер и его супруга. У короля есть дочь – хорошая, честная, но сильно избалованная принцесса. В нее уже много лет влюблен Патрик, немой поэт. Мало кто знает, что он является наследным принцем. Не знает этого и он сам. Однажды во дворец попадает волшебная голубая роза. Каждый, кто почувствует ее аромат, никогда больше не сможет солгать…

Фильм снят по одноименной пьесе Г. Полонского, которая, в свою очередь, была основана на сказке У. Теккерея, “Кольцо и роза”.

На первый взгляд, перед нами типичная сказка: страной правит добродушный и глуповатый самодур, который интересуется исключительно лошадьми. Он далек от политики, и поэтому ею занимается канцлер, по воле которого в стране запрещено все: веселиться, мечтать, и говорить правду.

Все меняется, когда во дворец попадает волшебная голубая роза. Постепенно жители замка начинают говорить правду – все, кроме канцлера, страдающего аллергическим насморком…

Критика строя видна невооруженным глазом. Она (а также вся глубокая философия этой печальной, поэтической сказки) – в песнях, слова которых, во все времена – на злобу дня (слова Л. Дербенева, музыка Е. Крылатова):

“В самом лучшем королевстве,

В самом, самом лучшем замке,

Жил был самый, самый, самый замечательный король…”

Но это не только сатира, но и прекрасная романтическая сказка, пропитанная духом юности, смелости, верности и всепобеждающей любви. Картина по праву считается одним из лучших советских фильмов со смыслом и для души.

Древо желания

Жанр: фильм-притча

Год: 1976

Режиссер: Тенгиз Абуладзе

Актеры: Софико Чиаурели, Лика Кавжарадзе, Сосо Джачвлиани

Древо желания фильм 1976
Кадр из фильма “Древо желания”

Маленькая грузинская деревушка. Ее жители привыкли жить, как и их предки – руководствуясь традициями и древним законом. Неожиданные события меняют привычный уклад, и далеко не все могут это принять.

“Древо желания” – второй фильм трилогии Абуладзе. Он долгое время лежал на полке, и зрители смогли оценить его относительно недавно.

Картина представляет собой мозаику, сложенную из судеб жителей поселения. Странная женщина, жаждущая любви, мужчина, пытающийся найти золотую рыбку, продажный священник, влюбленная пара – их судьбы и их трагедии очень похожи. Все они являются людьми, озаренными мечтой. Это “сумасшедшие”, живущие среди “нормальных”.

Удивительно тонко и бережно режиссер выражает натуральность, яркость и чувственность жизни как таковой. Он изображает ее “настоящей”, во всей ее многогранности: в ней есть место и трагедии, и темному ужасу, и подлинному свету, и широте души.

Полеты во сне и наяву

Жанр: драма

Год: 1982

Режиссер: Виктор Мережко

Актеры: Олег Янковский, Людмила Гурченко, Олег Табаков, Елена Костина.

фильм 1982г. Полеты во сне и наяву
Кадр из фильма “Полеты во сне и наяву”

Сергей Макаров – инженер, заблудившийся в этой жизни. Скоро ему исполнится 40 лет, но он так и не понял, для чего живет, и каково его предназначение. Работа не приносит удовлетворения, жена давно надоела. Чем дальше, тем больше Сергей запутывается во лжи.

Тема «потерянного человека» – уникальный феномен русской культуры. Такой человек понимает, что рушит свою жизнь, но у него возникает апатия, и он не хочет и не может ничего менять. Это словно замкнутый круг, словно неизлечимая болезнь: человек понимает, что так делать нельзя, но каждый раз возвращается к этому. Очень тяжело жить, когда самый главный твой враг – это ты сам.

Является ли Сергей антагонистом? Нет, он просто негодяй и циник. Он не смог найти себя, и все еще играет в жизнь. К сожалению, в эту игру он бесцеремонно вовлекает других людей.

Фильм очень мрачный. Финальные кадры кажутся триумфом вечной юности и беспечности: Сергей Макаров, радостно крича, бежит с победным венком над головой. Но на самом деле он кричит от бессилия, а в руке у него – только жалкий пучок соломы.

Картина выполнена в унылых серых тонах: осень, пустынные улицы, мрачные загородные пейзажи. В музыкальном сопровождении сквозит печаль и ироничность: все вокруг – тлен и пустота. Есть ли что-нибудь там, за горизонтом?.. Вероятно, нет. Ну и ладно.

Сказка странствий

Жанр: сказка, притча

Год: 1983

Режиссер: Александр Митта

Актеры: Андрей Миронов, Татьяна Аксюта, Лев Дуров.

фильм 1983г. Сказка странствий
Кадр из фильма “Сказка странствий”

Жили-были брат и сестра. Родителей у них не было, и все горести и радости они делили на двоих. У мальчика был удивительный дар: он чувствовал золото. Стоило ему только приблизиться к золоту, как ему становилось очень плохо. Дети жили в нищете. Однажды о даре мальчика узнали охотники за богатством…

“Сказка странствий” – не совсем сказка. Это в большей степени философская притча. В образах трех центральных персонажей воплощаются три способа бытия. Орландо (лекарь, изобретатель, гений) – это Познание. Марта – действенное сострадание и сила духа, Горгон – мещанский эгоизм.

Это очень сильный фильм, жизнеутверждающий, и дарящий надежду. Основная идея звучит так: как ни порочен наш мир, погрязший в грехах, в нем всегда есть место добру. Его нельзя уничтожить. Оно бессмертно.

Самое удивительное здесь – чувство надежды. Как бы низко ни пал человек, он еще может воспарить над собой, и стать настоящим творцом.

Небеса обетованные

Жанр: трагикомедия, фантасмагория, сатира

Год: 1991

Режиссер: Эльдар Рязанов

Актеры: Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Ольга Волкова, Олег Басилашвили, Леонид Броневой.

Конец 80-х. Закат эпохи. Люди, которых советская власть в буквальном смысле выбросила на помойку, организуют собственный маленький мирок. У них своя власть, и свои законы.

Этот фильм “родился”, когда умирал СССР. Страна разваливалась на глазах, и никто не знал, что будет завтра.

Это фильм о забытых ценностях. Интеллигенция бедствует, а некоторые из тех, кто еще был нужен вчера, просто отвалился как атавизм. Печально, но факт: все это часто сопутствует развитию мощной цивилизации. Может быть, так и надо?..

Смысл картины в том, что люди смогли возвыситься над своей судьбой. Они поднялись в небеса обетованные, твердо стоя на земле и одновременно – веря в свои убеждения.

Люди стоят плечом к плечу. Они удивлены и напуганы, но руки сжимаются в кулаки. Они не смирились и не смирятся. Они борются. Они будут бороться…

Филипп Траум

Жанр: философская притча

Год: 1990

Режиссер: Игорь Масленников

Актеры: Габриэль Воробьев, Юри Ярвет, Евгений Весник, Ия Парулава.

фильм 1989г. Филипп Траум
Кадр из фильма “Филипп Траум”

Австрия, позднее средневековье. Время инквизиционных допросов, темного мракобесия и гениальных открытий. В небольшом городе появляется студент с удивительными голубыми глазами. Он говорит, что он – дьявол.

Фильм снят по неоконченной повести Марка Твена “Таинственный незнакомец”. Это удивительно тонкая, камерная, глубокая и в чем-то очень “брейгелевская” картина. Она родилась на закате эпохи, и долгое время считалась утраченной.

Фильм пропитан глубокой философией, и частично перекликается и с “Легендой о Тиле Уленшпигеле”, и с “Фаустом” Гете, и с “Мастером и Маргаритой”. И невольно задаешься вопросом: а не сплагиатил ли Михаил Афанасьевич описание Воланда? И у Твена, и у Булгакова эту таинственную личность не могли толком описать: то ли высокий, то ли низкий, то ли хромал, то ли нет… Но не в этом дело.

Тонкой нитью проходит мысль о предопределении: “Если судьба человека предопределена, тогда человек ничтожен на этой земле”. Так ли это?..

Главными героями фильма являются мальчики, которых Филипп Траум выбрал себе в спутники: Николаус (сын судьи), Сеппи (сын трактирщика) и Теодор (сын органиста). Личным Фаустом, личным мастером Траума является именно Теодор. Мальчик удивительно музыкален, он – настоящий талант. Дьявол любит искушать таланты, и именно Теодор, искренне желающий добра, становится невольным виновником всех несчастий (частично вполне заслуженных обитателями города).

Отдельно стоит мудрый старый Брандт (прекрасная роль Евгения Весника), которого обвиняют то ли в ереси, то ли в колдовстве (они и сами уже запутались), непреклонный и мужественный, готовый биться до конца.

И Маргарита… Этот образ – образ Маргариты Антиохийской – девы, которая встречалась с дьяволом – проходит через всю европейскую культуру. Здесь Маргарита – яркая личность, страстная, сильная, благородная. Как и остальные герои фильма, она является изгоем.

Человек сам творит зло. Не дьявол.

А некоторым людям просто нет места на земле, и они уходят. Но не в свет (как и булгаковские герои), а в неизвестность. Они улетают вместе с Дикой Охотой, исчезают с майской грозой, и превращаются в легенду, которая будет передаваться из поколения в поколение, от отца сыну.

И другие хорошие фильмы родом из СССР

Глубоким смыслом наполнены эти советские картины:

  • Зигзаг удачи (1968);
  • Летят журавли (1957);
  • Баллада о солдате (1959);
  • Друг (1987);
  • Кин-дза-дза (1986);
  • Король Лир (1970);
  • Асса (1987);
  • Про Федота-стрельца, удалого молодца (1988);
  • Противостояние (1985);
  • Собачье сердце (1988);
  • Черный коридор (1988);
  • Странная история доктора Джекила и мистера Хайда (1985);
  • Слуга (1988);
  • Гараж (1979);
  • Паспорт (1990).

И это далеко не полный список.

Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.