Побег из кукольного рая, матриархат, путь героя: суть фильма «Барби»

Барби с Марго Робби Смысл фильма

Страна: США, Великобритания

Жанр: комедия, приключения

Год производства: 2023

Режиссер: Грета Гервиг

Актеры: Марго Робби, Райан Гослинг, Америка Феррера

Сколько длится: 114 минут

Пока именитые критики заходятся в восторге, обычные зрители пытаются понять, что такого сняла Грета Гервиг, из-за чего ее картина буквально “рвет” мировой кинопрокат. На первый взгляд сюжет и смысл фильма «Барби» (Barbie) кажутся розово-глянцевыми и наивными. Однако, лента с Марго Робби, уже названная лучшим фильмом 2023 года, глубже, чем кажется.

О чем фильм

Краткое описание содержания картины. Действие фильма “Барби” с Марго Робби начинается в Барбиленде. В этом матриархальном мире барбиобразны абсолютно все – от обычных людей до президента. Всем заправляют Барби, а Кены довольствуются ролью эффектного “приложения”.

Марго Робби
Марго Робби сыграла роль Барби. Кадр из фильма.

Каждый день для всех обитателей этого мира является априори самым лучшим. Они гуляют, веселятся, танцуют и строят отношения со своими возлюбленными.

Однажды с самой обычной Барби начинает происходить странное. По ходу сюжета она начинает задумываться о таких вещах, которые раньше ее не волновали – в частности, о смерти.

Желая разобраться в том, что с ней происходит, главная героиня отправляется в дом к местной девушке-фрику. От нее она узнает следующее: смысл странных метаморфоз, происходящих с ней, заключается в том, что каким-то образом между Барбилендом и реальным миром образовалась брешь. Чтобы исправить ситуацию, ей нужно отправиться в Лос-Анджелес и отыскать там девочку, которая играет с ней, как с игрушкой.

Барби принимает решение отправиться в реальный мир, взяв в попутчики своего парня Кена. Попав в реальный мир, девушка сталкивается с представителями фирмы-производителя кукол Барби. Совершенно не обрадованные ее появлению, они решают отправить ее обратно в Барбиленд. Руководит компанией мужчина и потихоньку главная героиня узнает, что в мире правит патриархат.

Далее они с Кеном расстаются, и он возвращается домой один. Пережив забавные приключения, Барби в итоге тоже возвращается в Барбиленд и, к своему ужасу, видит, что Кен, которому очень понравилась идея патриархата, решил, что власть там должна принадлежать мужчинам.

Девушка понимает, что ее уютный мир нужно спасать. В конце концов ей и нескольким другим куклам удается исправить ситуацию и все начинает идти как раньше. Более того, Барби мирится с Кеном, но понимает, что не любит его…

Объяснение концовки

Объяснение концовки картины. Ближе к финалу Барби сталкивается с концепциями старения и смерти и обнаруживает в них как всеобъемлющий ужас, так и своеобразную красоту – просто потому, что, в отличие от ее кукольного существования, во всем этом есть смысл.

Неожиданно для себя самой она понимает, что не хочет больше быть куклой. Больше всего ей хочется стать человеком и, попав в нормальный мир, прожить обычную жизнь. В этом ей соглашается помочь пожилая женщина по имени Рут Хэндлер, генеральный директор Mattel, компании по изготовлению кукол Барби.

Рут спрашивает ее, готова ли она перенять все, связанное с человечеством, и говорит, что гораздо проще вернуться в Барбиленд и продолжать существовать как образ, идея. Но кукла соглашается на любые трудности и становится женщиной по имени Барбара.

Ранее Барби была, по сути, марионеткой и представляла собой стереотипную и недостижимую модель женственности – просто идеальное тело без малейшего признака гениталий. В финале главная героиня посещает гинеколога, и это можно понимать как осознание собственной независимости.

Вероятно, смысл концовки фильма «Барби» заключается в том, что героиня решается взять контроль над собственным телом в свои руки: она не кукла, а такой же человек, как и все. Одновременно эта сцена символизирует готовность Барби избавиться от навязанного ей стереотипного образа и начать жить так, как хочется.

Примечательно, что в самом конце картины Барби закрывает глаза и перед ее мысленным взором молнией под песню Билли Айлиш “Для чего я была создана” проносятся образы других женщин. Вероятно, в этом и заключается разгадка финала: эта мизансцена говорит о ее подсознательной готовности стать матерью. Но не потому, что “так надо”, а потому что ей этого хочется.

ровные ступни
Кадр из фильма.

Смысл фильма

Кукла Барби, выпущенная в конце 50-х годов в США, стала брендом и поп-идолом. Ее создали для того, чтобы юные леди получили возможность играть во взрослую жизнь и потихоньку готовиться к ней.

Но в какой-то момент что-то пошло не так. Со временем безупречная, белозубая красотка-Барби стала причиной комплексов многих девочек и заставила их страдать из-за невозможности приблизиться к идеалу…

Картина Греты Гервиг стала феноменом еще до того, как ее выпустили в прокат. Создав мощную рекламную кампанию, авторы заинтересовали как детей, так и взрослых. Выстрел попал точно в цель: если первых привлекает красивая картинка, то вторых – заложенные в ленте скрытые смыслы.

В центре сюжета находится стереотипная “идеальная Барби”, наслаждающаяся жизнью аккурат до потери ею кукольного рая. Отсылку увидеть несложно, но если первых людей выгнали из Эдема после нарушения ими запрета, то Барби теряет свое царство после того, как начинает задумываться о смерти, перестает быть идеальной и ведет себя очень странно. После этого Барби вместе с Кеном отправляются в реальный мир. Это рандеву не только кардинально меняет их мировоззрение, но и ставит с ног на голову все устройство Барбиленда…

По мнению многих зрителей, сделавших разбор картины, один из ее смыслов звучит так: нельзя быть потребителем, потому что это пошло. Одновременно Грета Гервиг не занимает позицию ментора и не навязывает какую-либо модель поведения. Хотя патриархальный строй создатели киноленты нещадно высмеивают.

Райан Гослинг
Райан Гослинг в роли Кена. Кадр из фильма.

Но все-таки не стоит относится к “Барби” слишком серьезно – несмотря на качественную работу всех участников проекта, это в большей степени все-таки забавная пародия на наше общество. Может показаться, что та или иная тема здесь раскрыта недостаточно, но это можно рассматривать как “фишку” ленты. Главная ее задача заключается в том, чтобы заставить зрителя думать самостоятельно.

Как и любое талантливое произведение, “Барби” эффектно шлет смысловые сообщения абсолютно разным людям, независимо от их культурного и образовательного бэкграунда, пола и воспитания. По мнению зрителей и критиков, всего их три.

Патриархат и матриархат

В фильме четко показано, что в розовом кукольном мире Барби властвует женщина. По мнению многих зрителей, здесь кроется весьма тревожный скрытый смысл: женщине словно говорят о том, где и при каких обстоятельствах она может быть главной.

То есть ей только снисходительно дозволяется представить себя в роли режиссера, лауреатки Нобелевской премии и президента. Матриархат условен, это просто игра: реальными делами управляют мужчины.  Этот не слишком приятный для многих месседж полнее раскрывается в следующем послании.

матриархат барбиленда
Райан Гослинг исполнил роль Кена, Симу Лю в роли Кена, Марго Робби в роли Барби. Кадр из фильма.

Феминизм?

Согласно одной из трактовок картины, все ее события говорят о том, что вот-вот в мире проявится сила “новой женственности”, о которой в последнее время часто и много говорят. Суть этой идеи заключается в том, что женщина хочет и умеет быть красивой, но не для мужчины, а для себя. Кроме того, все важные решения в жизни она готова принимать сама – несмотря на пресловутое общественное мнение, а иной раз и вопреки ему.

То есть женщина готова встроиться в ту или иную реальность, но унижаться она не хочет. Она не отвергает мужчину, но и не отказывается от самой себя ради него.

Разница между “патриархальной” и “новой” женственностью заключается в совершаемых поступках и их причинах. В первом случае женщина старается понравиться мужчине и при этом отказывается от того, чем занималась раньше, от своих способностей и талантов. Полной противоположностью этого является отрицание женской природы, включая внешнюю красоту и соблазнительность. Это две крайности, а посередине находится именно “новая женственность”, которая не имеет ничего общего с оголтелым опошленным донельзя “феминизмом” 21 века.

Становление личности

В чем суть фильма “Барби” (2023)? Важно понять, что это своего рода сказка, в которой речь идет в прямом смысле о превращении куклы в человека. По мере развития сюжета Барби проходит типичный “путь героя” и одновременно совершает этакое движение по архетипам.

Суть самого пути заключается вот, в чем. Сначала будущий “герой” находится в “младенческом” состоянии. Он не задумывается над тем, кто и для чего установил правила, а просто плывет по течению. Это происходит до момента инициации, после чего он начинает нарушать правила, превращаясь таким образом в нарушителя спокойствия, “трикстера”.

Барби хулиганка
Кадр из фильма.

Прекрасно зная об этом, Грета Гервиг остроумно обыгрывает и существующие архетипы и сам “путь героя”. Если вначале мы видим типичную куклу, которая замкнута в своем мире, то далее Барби принимает “трикстерскую” модель поведения, выходит из зоны комфорта и становится более гибкой и мудрой.

В конце картины ей, повзрослевшей, изменившейся, предстоит возглавить Барбиленд и она отказывается от этой роли. Что она делает? То же самое, что делала до этого – но только уже в совершенно другой роли…

Другое мнение: а как же любовь?

Некоторые зрители усмотрели в “Барби” несколько иной посыл, который показался им довольно тревожным. И в самом деле. Самоопределение, взятие на себя ответственности за свою жизнь – это, конечно, хорошо. Но ведь создатели ленты нам открыто заявляют о том, что цель современной (сверх)женщины – это отказ от любых идеалов в пользу индивидуализма. Она способна прожить и без мужчины, который в лучшем случае необходим ей как партнер, а в худшем – как донор спермы.

Впрочем, глядя на Кена, условно олицетворяющего современных мужчин, удивляться не приходится. Он лишен архаичной агрессивности, но при этом инфантилен и совершенно не романтичен. Как тут не вспомнить гениальную “Догму” и сетования одного из героев относительно своей анатомии? В контексте событий последних двадцати лет его слова воспринимаются как пророческие.

По ходу картины становится ясно, что ее создатели словно пытаются вытолкнуть мужчину из семьи: он должен, по их мнению, принять свое недоминирующее положение и найти занятие по душе. В связи с этим возникает вопрос: что дальше? Семью, основанную самой природой с целью продолжения человеческого рода, заменить не может ничто. Что делать с озвученной выше “правдой жизни”? Ответить на этот вопрос Грета Гервиг не может.

Именно поэтому в этой киноленте нет темы любви к другому человеку – здесь есть только потакание эгоистичному посылу: дерзай, будь смелой, люби только себя и самовыражайся.

По сути, здесь нет людей – есть только бесполые личности, пытающийся компенсировать нехватку самого главного поиском особых предпочтений в плане личностного и социального развития и адаптации.

кен и барби катаются на роликах

Барби – своего рода вывернутый наизнанку идеал мужского доминирования, только теперь это женщина. Разумеется, так тоже может быть – и бывает. Но пока не повсеместно: любовь, видимо, пока еще сброшена с корабля современности. Хотя звоночек это такой себе: отказ от маскулинности приводит к нарушению мировой гармонии. Это в свою очередь легко может привести не к эмансипации, а к закабалению всех и вся…

Может быть, успех картины поспособствует выходу сиквела, и мы еще увидим фильм о любви Барби и Кена? Ведь в крайностях нет ничего хорошего – как и нет ничего плохого в том, чтобы вернуться к классическим романтическим историям, но с учетом новых возможностей для самореализации.

Напоследок

Фильм “Барби” похож на слоеный торт. В каждом из них есть как интересные отсылки, так и провокационные послания. С одной стороны, эта картина является типичным рекламным продуктом компании “Mattel”, акции которой после выхода картины на экран выросли на 40%. Зная об этом, сложно не заметить противоречие: картина обличает и высмеивает то, что сама же продвигает.

С другой стороны, Грета Гервиг трикстерски спрашивает каждого из нас: кто ты – неразумное дитя или герой? В конце концов, нам только предлагают, а брать или нет, соглашаться или опровергать – это свободный выбор каждого из нас.

розовый наряд Барби
Кадр из фильма.
Как вам фильм?
Шикарное остроумное кино с глубоким смыслом.
37.36%
Просто зрелищная комедия, чисто коммерческое кино.
9.45%
Приятный фильм на один вечер, но не более того.
17.53%
Пропаганда феминизма, индивидуализма и других сомнительных западных ценностей.
16.94%
Лютая дичь.
18.72%
Проголосовало: 1175

Похожие фильмы

Вот несколько кинокартин, похожих по смыслу на фильм “Барби” с Марго Робби:

  • “Пенелопа” (Великобритания, США). Пенелопа Уилхерн принадлежит к аристократическому роду. Из-за подлости предка по отношению к возлюбленной на ней, как и на всех девочках из рода любвеобильного   Леонардо, лежит страшное проклятие.
  • “Отчаянная” (США, 2020 год). Судьба, не очень-то благосклонная к Уэсли, наконец дарит ей встречу с Джаредом. Впрочем, после первой же совместной ночи парень исчезает, и девушка отправляется его искать.
  • “Война невест” (США, 2009 год). Эмма и Лив – подруги. Рассорить их смогла только совпавшая по нелепой случайности дата свадеб.
  • “Другая женщина” (США, 2014 год). Красавица Карли внезапно узнает, что у ее возлюбленного Марка есть жена. Познакомившись, девушки становятся настоящими подругами.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Юрий Х.

    Очень правильный пункт в голосовалке “Лютая дичь”.
    Я тоже поддался “мощной рекламной кампании” и скачал фильм “Барби”. Но смотреть не смог.
    Наверное, Марго Робби идеально подходит для “Барби”, намного больше, чем Тайра Бэнкс в похожем фильме (Идеальная игрушка / Life-Size (2000), если кому влом фильм нагуглить), – у Бэнкс мысль в глазах всё-таки проглядывает.
    И Гослинг – идеальный Кен, также ни мысли в глазах. Я его “Ла-ла-лэнд” точно также смотреть не смог .
    А вот как кто-то сумел углядеть в этом фильме остроумие с глубоким смыслом, да ещё и пропаганду сомнительных западных ценностей (см. результаты голосовалки) – для меня загадка. Глупость в фильме есть, потуги вызвать у зрителя ржач – есть, но не очень удачные…

    Ответить
    1. Светлана

      Комментарий Юрия Х., как и пост авторки – из разряда ” Я Пастернака не читал, но осуждаю”: я фильм не смотрел, но он мне не нравится 😂

      1
      1
      Ответить
  2. Мила

    Просто дрянь для дебилов.

    Ответить
  3. Светлана

    Судя по тому, как авторка пересказала сюжет, фильм она не смотрела или смотрела вполглаза, настолько чудовищные нестыковки в её пересказе с настоящим сюжетом фильма. Поэтому остальная часть статьи несёт ту же ценность, что и пересказ сюжета – нулевую. Авторка не знает сюжета, а потому делает неверные выводы из фильма.

    Ответить
    1. Дарья

      Авторша же правильно, почему все в феминитивах используют только суффикс к? Есть же ещё куча суффиксов для образования женского рода…
      А так да, я вот вчера была на фильме, несостыковок хватает с пересказом

      Ответить
    2. Пеп

      Угарнула с высокопарных заявлений вроде того, что отказ от маскулинностт ведёт к нарушению мировой гармонии))
      С чего вы взяли?)

      Ответить
  4. зритель

    На мой взгляд, основной посыл фильма это призыв к естеству. Естество же, в свою очередь, расставит все по местам. Быть сегодня ближе к природе для современного запада тренд скорее положительный. Однако не стоит забывать, что смыслы создают и навязывают не те кто ближе к народу.

    Ответить