Фильм о человеке, который выпустил ядерного джина из бутылки: смысл драмы «Оппенгеймер» 

Роберт Оппенгеймер Смысл фильма

Страна: США, Великобритания

Жанр: байопик, драма

Год производства: 2023

Режиссёр: Кристофер Нолан

Актёры: Киллиан Мерфи, Мэтт Дэймон, Роберт Дауни младший, Флоренс Пью, Эмили Блант.

Один из самых известных и почитаемых американских режиссёров Кристофер Нолан снял первую в своей карьере биографическую драму. Произошло это будто бы в противовес современным трендам Голливуда, который, кажется, погряз в спецэффектах и самоповторах. При этом кассовые сборы, а также высокие оценки зрителей и критиков говорят о правильном выборе. Разберёмся в деталях картины и постараемся понять смысл фильма «Оппенгеймер» («Oppenheimer»).

Кто такой Роберт Оппенгеймер

Так зовут главного героя картины Кристофера Нолана. Роберт Оппенгеймер – американский учёный-физик, ставший всемирно известным в качестве научного руководителя разработки и испытания первого в мире ядерного оружия (Манхэттенский проект). Наряду со своими коллегами Эдвардом Теллером и Станиславом Мартином Уламом Оппенгеймер получил негласный титул «отца» атомной бомбы.

Кто такой Фрэнк Оппенгеймер

Младший брат Роберта Оппенгеймера. Он также известен как физик-ядерщик и участник Манхэттенского проекта. Как и Роберт, он был связан с Коммунистической партией США, из-за чего тоже подвергался гонениям. В фильме Фрэнка играет Дилан Арнольд.

О чём фильм

Поскольку основой для сценария послужили реальные события и биографическая книга Мартина Шервина и Кая Бёрда «Оппенгеймер: триумф и трагедия Американского Прометея», исторические моменты фильм передаёт довольно близко к действительности. Кстати, по словам самого Кристофера Нолана, события, достоверность описания которых не подлежит сомнению, изображены в картине в чёрно-белом цвете. Авторскую же трактовку (режиссёра или биографов) призваны были передать цветные кадры.

Киллиан Мёрфи
Главную роль Роберта Оппенгеймера сыграл Киллиан Мёрфи. Кадр из фильма.

Далеко не всё в фильме понятно тем, кто не знаком с историей разработки ядерного оружия и биографией Роберта Оппенгеймера. Так что разберём содержание картины и по ходу постараемся дать объяснение некоторым деталям.

Фильм начинается со звуков падающих капель дождя и картины взрыва. Затем мы видим Роберта Оппенгеймера, дающего показания на слушаниях по допуску его к дальнейшей разработке ядерного оружия. Они длились четыре недели в 1954 году – в разгар политики маккартизма, названной в честь сенатора Джозефа Маккарти, который являлся одним из яростных противников коммунизма. Он и его сторонники призывали очистить США, а в особенности государственные структуры, от всех, кого можно было заподозрить в связи с коммунистическими партиями и Советским Союзом. Среди последних был и Роберт Оппенгеймер.

Подозрения в отношении учёного были вовсе не безосновательными. Ведь Роберт, начиная с 1936 года, активно интересоваться политикой и обзавёлся связями с коммунистическим движением. В партии он, как утверждают биографы, никогда не состоял, но часто жертвовал финансы на нужды благотворительных организаций, исповедующих социалистические идеи. Отчисления эти были порой немалыми, ведь Оппенгеймер никогда не испытывал нужды в деньгах. Он родился и вырос в богатой еврейской семье, эмигрировавшей из Германии в США. Отец Роберта руководил доходным бизнесом, который не смогла пошатнуть даже великая депрессия – экономический кризис, разгоревшийся в Штатах с 1929 по 1939 годы.

Но дело не только в денежных отчислениях. Многие из близких Роберту друзей официально состояли в Коммунистической партии США и тесно взаимодействовали с мировым коммунистическим движением. С персонажами, представляющими некоторых из этих людей, мы знакомимся по ходу повествования.

Через несколько секунд, в течение которых мы наблюдаем за Робертом на слушаниях в 1954 году, происходит резкий скачок в 1959 год (подобные прыжки во времени будут происходить в фильме постоянно). Тогда проходили другие слушания – по утверждению кандидатуры Льюиса Штрауса в качестве министра торговли в Сенате США. Мы наблюдаем за подготовкой к процессу. Штраус опасается, что его обвинят в том, что по его инициативе Роберта Оппенгеймера отстранили от своего же детища – разработки ядерного оружия. Как мы увидим позже, опасения оказываются не напрасными.

Роберт Дауни-мл.
Роберт Дауни-мл. исполнил роль Льюиса Штрауса. Кадр из фильма.

Члены комиссии 1954 года по атомной энергии США (I’AEC) спрашивают Роберта о его учёбе в Кембридже (Великобритания). Туда его приняли в 1924 году после окончания Гарварда (США), где он осваивал очень широкий круг дисциплин и его интерес к ядерной физике (к всё ещё довольно новому на тот момент направлению) только начинал разгораться.

Нам показывают удручённого Роберта, который никак не может заснуть, впечатлённый идеями о строении вселенной, об ото всех скрытом смысле мироздания. Этот крошечный эпизод (и ещё пара подобных в начале фильме) – отсылка к детству и юности учёного. Дело в том, что Оппенгеймер далеко не сразу стал уверенным (или даже самоуверенным) деятелем, каким мы его увидим далее. Долгое время он был чрезвычайно замкнут. Роберт испытывал очень большие трудности в общении с другими людьми, в том числе с противоположным полом, надолго погружался в депрессивное состояние.

Спасали наука и искусство. Он жадно впитывал знания, занимался творчеством и надолго уходил куда-то в свои миры. Переломным моментом, после которого Роберт всё больше стал походить на дерзкого первопроходца в науке и собственной жизни, стала поездка на остров Корсика (Франция) в 1926 году. В фильме она не будет показана. Да и биографы точно не знают, что именно там произошло, ограничиваясь лишь догадками о первой серьёзной влюблённости.

Сам Оппенгеймер также очень туманно отзывался о своём внезапном преображении. Но помимо прочего предшествовали ему месяцы психотерапии, назначенной Роберту после нескольких «тревожных звоночков». Одним из них стал показанный в фильме эпизод с яблоком. Правда, в картине попытка отравления преподавателя по имени Патрик Блэкетт осталась незамеченной. Биографы же утверждают, что она не только произошла осенью 1925 года, но и стала известна руководству Кембриджа. Отцу Роберта пришлось заступаться за сына, чтобы того не обвинили в покушении на убийство. Благо, ядовитая жидкость была нанесена на яблоко (а не занесена с помощью шприца, как показано в фильме) не в смертельной дозе. Впрочем, опять же, о деталях несостоявшегося преступления достоверно не известно.

Эмили Блант
В роли Кэтрин Оппенгеймер снялась Эмили Блант. Кадр из фильма.

Двадцатидвухлетнего Роберта отправляют в Германию, в Геттинген (в фильме этому предшествует беседа со знаменитым Нильсом Бором), где учёный по-настоящему стал погружаться в теоретическую научную работу по квантовой физике. Он стал стремительно расти и в профессиональном, и в эмоциональном плане. Немалую роль в этом сыграл заведующий кафедрой физики Макс Борн.

Снова мелькают воображаемые галактики и частицы. В течение нескольких секунд нам демонстрируют модернистскую поэму «Бесплодная земля» Томаса Стенза Элиота, затем картину Пикассо 1937 года «Женщина, сидящая со скрещенными руками». Это, во-первых, ещё раз подчёркивает разностороннее развитие Оппенгеймера, а во-вторых, показывает его стремление раздвигать границы привычного, что делали и названные авторы. Роберт швыряет о стену стеклянные бокалы, наблюдая за «разрушением материи», что отсылает к дальнейшей деятельности учёного.

1947 год. Роберт Оппенгеймер принимает приглашение Льюиса Штрауса возглавить Институт передовых исследований в Принстоне (штат Нью-Джерси, США). Нам показывают сцену их встречи. Из окна своего нового кабинета Роберт видит прогуливающегося Эйнштейна. Штраус интересуется у Оппенгеймера, почему тот не включил этого по-настоящему большого учёного в Манхэттенский проект. Роберт отвечает, что Эйнштейн – действительно величайший ум, но для своего времени. Его теория относительности была опубликована больше сорока лет назад, и учёный, увы, не смог войти в квантовый мир, который, в некотором роде, сам же и открыл.

Произносится сакраментальная фраза «Бог не играет в кости». Эти слова Эйнштейн написал вышеупомянутому Максу Борну. Имеется ввиду, что исследование мира частиц, квантового мира – это всегда исследование вероятностей. Невозможно определить одновременно точное положение и точный импульс микро-объекта. Такое положение вещей вступает в противоречие с «классической» физикой – физикой «нашего» мира. Демонстрацией такого противоречия служит, например, мысленный эксперимент со знаменитым котом Шрёдингера, который и жив и мёртв одновременно. Здесь «типичная» для квантовой физики вероятностная характеристика превращается в абсурд при попытке сделать из неё логическое суждение для нашего мира больших объектов. Эйнштейн отказывался работать с такой «теорией случайностей», веря в возможность альтернативной, фундаментальной теории.

В личном разговоре Эйнштейн что-то передаёт Оппенгеймеру – в конце фильма мы узнаем, что именно.

Дилан Арнольд
Дилан Арнольд в роли Фрэнка Оппенгеймера, а Мэтт Дэймон в роли Лесли Гровс. Кадр из фильма.

Далее следует эпизод, показывающий работу Роберта в Голландии, где он поражает слушателей своим знанием местного языка. И действительно, Оппенгеймер был полиглотом – помимо английского он владел нидерландским (что и показано в фильме), французским, китайским, также изучал санскрит (что мы увидим в одном из следующих эпизодов).

Оппенгеймер беседует с Исидором Раби (лауреат Нобелевской премии 1944 г.), своим будущим близким другом и коллегой. Высказывается опасение по поводу их еврейского происхождения, которое в те времена часто становилось препятствием для карьеры как в Европе, так и в США. Затем следует небольшой разговор с немецким физиком Вернером Гейзенбергом (лауреат Нобелевской премии 1932 г.) – одним из создателей квантовой механики и будущим участником ядерного проекта Германии. В том числе из страха успеха последнего в дальнейшем создавался Манхэттенский проект.

Роберт объясняет Гейзенбергу своё желание уехать из Европы обратно в США тоской по родине – в частности по своему ранчо в Нью-Мексико. Это место действительно было излюбленным для отдыха и путешествий Оппенгеймера. Там он набирался сил для будущих свершений.

Далее следует сцена знакомства с Эрнестом Лоуренсом. В 1930 году он стал создателем первого циклотрона (ускоритель частиц), за что в 1939 году получил Нобелевскую премию. Затем беседа с учеником Оппенгеймера Джованни Росси Ломаницем, в которой ещё раз делается акцент на парадоксальности квантового мира, где, например, свет обладает свойствами и волны, и частицы. После: небольшой отрывок лекции, смысл которого в том, чтобы сделать акцент на вкладе учёного в современную теорию нейтронных звёзд и чёрных дыр.

Режиссёр показывает, как Оппенгеймер поддерживал левое, коммунистическое движение, участвуя в политических кружках и пытаясь создать профсоюз учёных, чему руководство противилось. Льюис Штраус в 1959 году объясняет как Роберт попал под наблюдение ФБР – его сотрудники наблюдали за предполагаемыми местами встреч коммунистов, на которых был и учёный.

улица маленького городка
Кадр из фильма.

1937 год. Сцена встречи Роберта с братом Фрэнком Оппенгеймером, его будущей женой Джеки и знакомство с Хоконом Шевалье, американским писателем, переводчиком и преподавателем литературы. Последний узнаёт о схожих с учёным политических взглядах и предлагает оказывать денежную поддержку социалистам, участвующим в Гражданской войне в Испании (1936 — 1939). Они боролись с монархистами, которых возглавлял генералисимус Франко и которых в свою очередь поддержали фашисты Италии и Германии.

В тот же вечер (по версии режиссёра) Оппенгеймер знакомится с женщиной, с которой в дальнейшем на протяжении нескольких лет поддерживал романтические отношения – Джин Тэтлок, также убеждённой коммунисткой. Они говорят о «Капитале» Карла Маркса и идеях, изложенных в этой книге. Во время эротической сцены внимание зрителя снова обращают на разносторонние интересы Роберта, подчёркивая его познания в психоанализе. Здесь авторы снова дают отсылку к невротическим выходкам Оппенгеймера в юности, причиной которых, как насмешливо предположила Тэтлок, являлось отсутствие половой жизни. Джин просит прочесть Роберта строки из индуистского писания «Бхагавад Гиты», который тот переводит как «Я Смерть, разрушитель миров». Это слова божества Вишну. Как позже говорил Оппенгеймер, именно они пришли ему после успешного испытания первой в мире ядерной бомбы в 1945 году.

Компания во главе с Робертом путешествует по просторам Нью-Мексико. Снова разговоры о коммунизме и чёрных дырах. Упоминается местечко, где и состоится в будущем испытание ядерного оружия – Лос-Аламос. Тогда Роберту удастся объединить две своих страсти: природу Нью-Мексико и ядерную физику.

Декабрь 1938 года. Немецкие физики впервые расщепили ядро атома урана. Оппенгеймер сначала считает это невозможным, ведь теоретическая физика говорит именно об этом. Однако теперь уже его друзья-коллеги показывают, что процесс вполне реален и Роберт признаёт ошибку в расчётах. Цепная реакция, лежащая в основе опыта, указывает о возможности создания невиданной доселе бомбы.

Флоренс Пью
Флоренс Пью исполнила роль Джины Тэтлок. Кадр из фильма.

Небольшой эпизод показывает сложность отношений Роберта и Джин. Та отвергает его ухаживания, прося не дарить цветов. Это отсылка к одной примечательной черте характера Оппенгеймера. Он обожал дарить подарки всем своим друзьям и близким. Джин же эту черту Роберта ненавидела.

Снова споры Эрнеста Лоуренса с Оппенгеймером о целесообразности профсоюзов. Режиссёр демонстрирует, что социалистические взгляды Роберта постепенно становятся проблемой для его работы. Очередной научный прорыв под руководством Опппенгеймера затмевает новость о вторжении Гитлера в Польшу.

Во время допроса в 1934 году Оппенгеймер упоминает, что его жена Китти (Кэтрин) состояла до брака с ним в коммунистической партии. За этим следует сцена их знакомства.  Милый разговор прерывает Рут Толмен, жена друга Роберта Ричарда Толмена, с которой у него начнутся отношения позже – в 1945 году.

Роберт посвящает Китти в удивительный мир квантовой механики, в котором всё то, из чего мы состоим, все твёрдые предметы, являются по большей части пустым пространством. В нём – энергетические пучки, связанные друг с другом.

Роберт приглашает Китти на ранчо в Нью-Мексико. Девушка рассказывает о своих бывших мужьях, один из которых погиб в той самой Гражданской войне в Испании, сражаясь с монархистами. Нынешнего супруга Китти готова бросить ради Роберта, что в дальнейшем и происходит, когда условно тайные отношения приводят к беременности. Сцена призвана показать прагматизм девушки, который будет серьёзно влиять на жизнь будущего мужа. Роберт расстаётся с Джин Тэтлок, но, как покажут дальнейшие события, не навсегда.

Лоуренс даёт понять Оппенгеймеру, что за ним уже давно следит ФБР. Теперь и друг-коллега призывает Роберта быть более прагматичным.

Рами Малек
Рами Малек в картине сыграл роль ученого. Кадр из фильма.

В 1959 году Льюис Штраус утверждает, что подозрения в адрес Оппенгеймера в связи с контактами в коммунистическом движении начались давно, о чём и говорят события фильма. Настоящее преследование же учёного со стороны властей, по словам Штрауса, было начато кем-то с подачи персоны, стоящей в тени и не желающей оказаться на виду. В то же время политик даёт понять, что испытывает обиду по отношению к Оппенгеймеру за эпизод, когда тот выставил его на посмешище перед Конгрессом за сопротивление экспорту радиоактивных изотопов в Норвегию. Штраус настаивал, что последние могут быть использованы для создания ядерного оружия. Роберт тогда иронично заметил, что в таком качестве может быть использовано фактически всё, что угодно.

Ребёнок добавляет трудностей в жизнь Роберта и Китти. Справиться с ними помогает семья Хокона Шевалье, у которой новоиспечённые родители оставляют ребёнка с няней, чтобы «сбежать» на пару месяцев на ранчо в Нью-Мексико. Там Китти настаивает на исключительности мужа – на том, что только он способен с достоинством принять вызовы нового мира.

В научную работу Оппенгеймера и его коллег вмешиваются военные, которые поняли важность и потенциальную опасность гипотетического ядерного оружия. Полковник Лесли Гровс, который в дальнейшем будет военным руководителем проекта по разработке, испытанию и применению первого в мире ядерного оружия (именно с его подачи проект был назван Манхэттенским – в честь Колумбийского университета в Манхэттене, одного из первых мест атомных исследований в США), знакомится с Робертом.

Гровс открыто заявляет учёному, что наслышан о нём как о самовлюблённом, самоуверенном и амбициозном человеке. Только друг Оппенгеймера Ричард Толмен отозвался о нём крайне положительно. Однако заявленные качества Гровс посчитал наиболее подходящими для научного руководства проекта по созданию атомной бомбы – впоследствии это решение многие назовут гениальным.

Том Конти
Том Конти в роли Альберта Эйнштейна. Кадр из фильма.

Оппенгеймер говорит, что фашистская Германия опережает США в разработке ядерного оружия как минимум на полтора года. Однако он надеется на антисемитизм Гитлера – на то, что тот не предоставит ненавистным им евреям достаточно ресурсов для успеха. Оппенгеймер излагает Гровсу свой план по привлечению к работе лучших физиков США. В соответствии с ним центр секретных исследований должен будет построен в его любимом Нью-Мексико – в том самом местечке Лос-Аламос, недалеко от собственного ранчо. После предварительных согласований начинается грандиозное строительство. Как и показано в фильме, фактически это место стало настоящим городом.

Многие коллеги Роберта относятся к проекту с большим скеписисом – особенно, учитывая руководящую роль военных. В действительности физики должны были быть зачислены в ряды военнослужащих – Оппенгеймер даже примерял форму. Однако в итоге от этой идеи отказались и Роберту удалось привлечь учёных, на которых возлагал большие надежды.

Больше всего Оппенгеймер ратовал за приглашение к работе датского физика Нильса Бора, «доказавшего неправоту Эйнштейна» что отражено в диалоге с Лесли Гровсом. Он стал мишенью для немцев и в 1943 году его удалось вывезти тайком из Дании в и в конце концов переправить в США. Кстати, для Гровса Бор стал настоящим возмутителем спокойствия. По его словам, учёный «через пять минут после прибытия … болтал о том, о чём должен был помалкивать».

В диалоге Оппенгеймера и Исидора Раби последний выступает в роли морального компаса, говоря, что бомбы падают на правых и не правых и он не хочет видеть оружие массового уничтожения как итог трёхвековой деятельности физиков. В очередной раз Роберт отвечает аргументом, ставшим железным для всех участников ядерной программы США: немецкие нацисты не должны овладеть смертоносной силой раньше.

Эдвард Теллер, включённый в Манхэттенский проект, производит расчёты «смертоносности» бомбы, которые поражают всех его коллег, в том числе Оппенгеймера. Последний срочно отправляется просить совета у Эйнштейна. Тот гуляет по парку с немецким математиком Куртом Гёделем, бежавшим в 1940 году из Германии. Оппенгеймер высказывает опасения: по расчётам Теллера, существует опасность, что запущенная цепная реакция не остановится и воспламенит атмосферу. Эйнштен иронизирует: Роберт потерялся в «квантовом мире вероятностей» и ищет определённости, на которой всегда настаивал великий физик. Учёный отказывается от разбора расчётов Теллера, признавая свою отчуждённость от «нового научного мира» и справедливо считая, что американский астрофизик Ханс Бете, включённый в проект, лучше с этим справится. Вычисления последнего в итоге показывают, что вероятность воспламенения атмосферы близка к нулю.

Мэттью Модайн
Мэттью Модайн в роли Ванневара Буша, Густаф Скарсгорд в роли Ганса Бетхе, Дэнни Деферрари в роли Энрико Ферми. Кадр из фильма.

Далее происходит разговор Оппенгеймера с Хоконом Шевалье, который в итоге станет главным аргументом для отлучения учёного от своего детища в 1954 году. Согласно исследованиям биографов, беседа действительно имела место. Это подтверждали и Роберт, и его жена Китти, и сам Хокон. Но подробности её достоверно неизвестны. Вероятно, смысл диалога в фильме передан более-менее точно: учёному действительно предложили «делиться» секретными сведениями с представителями Советского Союза.

Инициатором разговора был учёный Джордж Элтентон. Однако ни Шевалье, ни Элтентон, ни Оппенгеймер всё-таки не были уличены в государственной измене ни в сороковые, ни в финале разбирательств в пятидесятые. Биографы сходятся на том, что, несмотря на свои коммунистические убеждения, все они были американскими патриотами и влиянию советской разведки не поддались. Более того, вряд ли кто-то из научной элиты, участвовавшей в Манхэттенском проекте, был напрямую связан с передачей секретных сведений (за исключением разве что Клауса Фукса, которого в фильме покажут далее) – всё-таки за ними военные следили в первую очередь.

Вероятно, разработки американской ядерной программы советской разведке достались прежде всего благодаря вербовке обслуживающего персонала, коего в Манхэттенский проект было вовлечено предостаточно. Да и совсем нельзя сказать, что СССР «украло» атомную бомбу у США: всё-таки в России в тридцатые годы велись радиохимические исследования и кое-что нашим учёным было известно и без разведданных.

Кстати, по версии, показанной в фильме, фразу «Это госизмена!» произносит в разговоре с Шевалье Оппенгеймер. А вот его супруга в своих воспоминаниях уже после смерти мужа утверждала, что эти слова были сказаны ей, поскольку во время беседы она всё-таки присутствовала.

Оппенгеймер и Исидор Раби рассказывают об уране и плутонии, которые потребуются для бомбы. Однако Эдвард Теллер считает, что будущее за тяжёлым водородом. И окажется прав. Учёного впоследствии окрестят отцом именно водородной бомбы – фактически самой мощной в мире. Но для её взрыва, как и сказано в сцене в лекционном зале, всё же нужен взрыв атомной бомбы (расщепление урана или плутония).

Роберт Оппенгеймер
Кадр из фильма.

На слушания 1959 года Льюис Штраус вспоминает встречу с Оппенгеймером и его коллегами в 1949 году. Тогда стало известно о первых ядерных испытания в Советском Союзе. Штраус подозревает Оппенгеймера в утечке сведений ядерной программы, о чём даёт ему знать. Тут же нам показывают того, кого американцам следовало подозревать прежде всего – учёного и советского разведчика Клауса Фукса, сбежавшего из Германии и задействованного в Манхэттенском проекте (он был осуждён в Англии в 1950 г., однако спасся от длительного срока и в итоге уехал в ГДР).

Оппенгеймер встречается с физиком Энрико Ферми, который работает над экспериментальным ядерным реактором. И он действительно был построен под заброшенным футбольном полем в густонаселённом университетском городке в Чикаго.

Вскользь нам показывают Лилли Хорниг. Женщина-химик, специалист по плутонию, также участвовала в Манхэттенском проекте. В биографической книге, по которой снят фильм, о ней не упоминается. Режиссёр, вероятно, решил показать этого персонажа, чтобы подчеркнуть: в разработке ядерного оружия принимали участие и женщины.

Лесли Гровс отчитывает Оппенгеймера и коллег за поездку в Чикаго без согласования с ним. Для Эдварда Уллера Кондона это становится последней каплей для ухода из Манхэттенского проекта. Учёный действительно покинул его в 1943 году из-за конфликта с Лесли Гровсом по поводу безопасности.

В Лос-Аламос в сопровождении «связного» Джованни Ломаница прибывает Эрнест Лоуренц, работающий в Беркли (штат Калифорния, США), и делится с коллегами «фрагментированной» (частичной) по настоянию военных информацией. На это Гровс также смотрит с опаской, всё же понимая, что, когда речь идёт о столь глобальном проекте, секретность и результативность противоречат друг другу.

Джованни Ломаница призывают в армию США – Оппенгеймер предполагает, что это из-за его коммунистических взглядов. И действительно, правая рука Гровса Кеннет Д. Николс намекает, что спецслужбы уже давно подозревают всех, кто, как Ломаниц и сам Оппенгеймер, состоял в FAECT – профсоюзе архитекторов, химиков, инженеров, техников. Ряд должностных лиц этой организации были обвинены в советском шпионаже.

угрызения совести
Кадр из фильма.

В 1943 г., давно будучи женатым, Оппенгеймер посещает Джин Тэтлок и проводит с ней ночь. Это является ещё одним основанием для дальнейших подозрений Роберта в связи с коммунистами. На слушаниях 1954 г. герой вспоминает ту ночь, что демонстрирует эротическая сцена. В следующих эпизодах нам дают понять, что жена Роберта знала об этой связи, но до последнего не позволяла, чтобы она навредила репутации их семьи.

Сам же Оппенгеймер винит себя в самоубийстве Джин Тэтлок, состоявшейся в 1944 после расставания с ним. Причиной трагедии стала клиническая депрессия, которой страдала девушка. Она утонула в ванной, предварительно приняв дозу барбитуратов. Но показанный далее кадр с фрагментом сцены утопления говорит о подозрениях Роберта в адрес американских спецслужб. Это версия режиссёра – в реальности учёный никогда не считал, что его любовница была убита.

Оппенгеймер в августе 1943 г. во время поездки в Беркли встречается с лейтенантом Лайлом Джонсоном, который являлся офицером отдела безопасности и курировал лабораторию радиации. Роберт, помятуя о разговоре с Шевалье, говорит о Джордже Элтентоне как о персоне, к которой контрразведчикам стоит присмотреться. К этому моменту Оппенгеймер относился к своим бывшим соратникам-коммунистам более осторожно и предпринимал шаги, чтобы обезопасить проект от «дурного влияния». По свидетельствам коллег, он по крайней мере старался «избавиться» от действующих членов коммунистической партии (бывших было достаточно).

«Жест осторожности» Оппенгеймера воспринимается Джонсоном очень серьёзно и он докладывает о нём полковнику Борису Теодору Пэшу, американскому контрразведчику русского происхождения. Тот был ярым борцом с коммунистами и даже сражался в России на стороне белых во время Гражданской войны.

В контрразведке США он проявлял немалый энтузиазм для поимки шпионов и частенько использовал незаконные методы, включая несанкционированную прослушку. Вот и за донос Оппенгеймера он взялся всерьёз. Однако начальство (в том числе в лице Гровса) сочло учёного слишком значимой фигурой для дотошных разбирательств и не дала Пэшу надавить на него по-настоящему. Однако в 1954 году об этих обстоятельствах вспомнили, в частности о том, что Оппенгеймер, рассказав об Элтентоне, умолчал о разговоре с Шевалье.

люди под ливнем

Оппенгеймера с коллегами навещает Нильс Бор, которого Роберт так жаждал видеть. Тот передаёт ценные сведения, о том, что немцы используют в качестве замедлителя нейтронов (для поддержания и контроля процесса деления атомов) тяжёлую воду вместо искусственного графита, а значит отстают от американцев.

Бор предупреждает Оппенгеймера о новой эре, которая начнётся после испытания ядерного оружия, и называет учёного Прометеем – героем древнегреческих мифов, похитившим для людей огонь и наказанных за это богами. Здесь наставник предсказывает будущее героя, предвидя и предстоящие муки совести и закат карьеры.

Работа в Лос-Аламосе продолжается. Роберт разрешает возникающие время от времени конфликты, в том числе пресекает попытку Эдварда Теллера покинуть проект. При этом Оппенгеймер всё так же выступает против его идеи делать именно более мощную водородную бомбу. В фильме это объясняется нарастающим страхом уничтожения человечества. Между тем, разрабатываемая бомба действительно превращалась из оружия сдерживания в оружие нападения, особенно когда СССР окончательно победил фашистскую Германию. В дальнейшем в связи с этим Оппенгеймер не раз высказывал идею создания контролирующего органа – на базе недавно созданной Организации объединённых наций.

После очередного собрания учёных Роберт общается с Уильямом Борденом. Именно он впоследствии напишет донос с обвинением Оппенгеймера в работе на СССР, который приведёт к слушанию дела учёного в 1954 году. В разговоре Борден рассказывает, как будучи пилотом во время войны увидел немецкую ракету V-2 («ФАУ-2», от немецкого «Vergeltungswaffe» – «Оружие возмездия»), которая была нацелена на Лондон и которая производила ужасающее впечатление. Слыша это, Роберт представляет себя внутри самолёта наблюдающим картину ядерного апокалипсиса – ту, что ещё будет показана в концовке фильма.

Несмотря на нарастающий страх, Оппенгеймер поддерживает применение ядерного оружия против Японии, которая после поражения своего союзника Германии всё ещё продолжала войну. Эта позиция показана как парадоксальное, но искреннее желание построения «мира во всём мире».

Киллиан и Роберт
Роберт Дауни-мл. в роли Льюиса Штрауса и Киллиан Мёрфи в роли Джулиуса Роберта Оппенгеймера. Кадр из фильма.

Летом 1945 Гровс и Оппенгеймер обсуждают испытание первой атомной бомбы. Роберт называет проект «Trinity» (с английского – «Троица»), ссылаясь на стихи Джона Дона, котоые в свою очередь ссылаются на христианскую веру в святую Троицу (Бог в трёх ипостасях: отца, сына и святого духа). Сама бомба получает название «Малыш».

Физик Лео Силард, один из участников Манхэттенского проекта (именно он предложил использовать графит в качестве замедлителя нейтронов), озвучивает Оппенгеймеру свою позицию: он против боевого применения бомбы. Роберт не поддерживает его и отказывается подписать в связи с этим петицию.

Нам показывают совет, на котором военные окончательно принимают решения использовать бомбу против Японии, чтобы продемонстрировать свою силу и поставить точку во Второй мировой войне. Поскольку сопоставимых по величине поражающей силы оружия военных объектов в стране нет, взрыв решают осуществить фактически по гражданскому населению городов. В качестве кандидатов называется двенадцать крупных пунктов.

Режиссёр демонстрирует эдакий «наивный цинизм» власть придержащих в эпизоде, когда военный министр Генри Стимсон вычеркивает из списка город Киото, поскольку когда-то «провёл там медовый месяц». Взрыва должно быть два: один – для демонстрации мощи, второй – чтобы дать понять намерение применять оружие до полной капитуляции.

Оппенгеймеру и его команде даётся задание провести испытание до Потсдамской конференции (последней встречи антигитлеровской коалиции). Цель – проинформировать Сталина о новом смертоносном оружии, поддержать тем самым видимость дальнейшего союзничества и применить «железный аргумент» в переговорах о послевоенном мироустройстве (в итоге президент США Гарри Труман остался разочарован спокойной реакцией советского лидера).

Испытания «Тринити» проходят успешно. Вслед за этим 6 и 9 августа США производит атомную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки – японских городов, избранных военным руководством в качестве главных целей. Жертвы оказываются колоссальными (по разным подсчётам от 129 до 226 тысяч человек), Япония капитулирует.

Джефферсон Холл
Роль Акона Шевалье исполнил Джефферсон Холл. Кадр из фильма.

Теперь Оппенгеймера терзают муки совести, хотя он скрывает это за поддержанием царящего в США ликования. Это ярко демонстрирует сцена в лекционном зале, когда Роберт представляет своих слушателей на месте жертв бомбардировок. Примечательно, что в этом эпизоде снялась дочь режиссёра. Таким образом Кристофер Нолан показал страх своего героя, себя самого и всего человечества за своих близких как плату за обладание и применение ядерного оружия.

На встрече с Труманом Роберт снова озвучивает свою идею наладить международное сотрудничество по вопросам атомной энергии, что принимается президентом как позиция слабости и раскаяния. В этот момент лидер США полагал, что СССР никогда не сможет освоить ядерное оружие (американские эксперты на самом деле рассчитывали, что Россия это сделает в лучшем случае в конце пятидесятых – слишком мало ресурсов и велики потери в войне) и в итоге серьёзно ошибся. Роберт прямо заявляет, что у него «руки в крови». Труман парирует: не Оппенгеймер отдал приказ сбросить бомбу, а он – и его совесть явно не мучает.

Далее нам рассказывают об общественной деятельности героя, направленной на сдерживание гонки вооружений, а также показывают, как бывшие работники проекта подвергаются гонениям из-за своих коммунистических убеждений.  После разоблачения Клауса Фукса Роберт также оказывается под ударом.

Вспоминая обо всём этом, Льюис Штраус выставляет себя человеком, пытающимся защитить Оппенгеймера. Однако в итоге оказывается, что именно с его подачи было осуществлено донесение Уильяма Бордена (а главное – переданы секретные сведения из ФБР), инициировавшее процесс по отстранению Роберта от работы над ядерной программой в 1954 году. Таким образом, тайный враг Оппенгеймера, стоявший в тени – это сам Штраус. Причина – затаённая им обида за унижение на заседании Конгресса по вопросу экспорта изотопов.

Китти, уверенная в виновности Штрауса в преследованиях мужа, призывает Роберта бороться. Но тот уже принял на себя роль мученика. В итоге на слушаниях комиссии к дальнейшему допуску к ядерной программе возражения Оппенгеймера и его представителя ни к чему не приводят. Ведь в отличие от противников ему не были предоставлены секретные сведения (преимущественно записи конфиденциальных разговоров), послужившие основанием для обвинений.

супружеская пара
Кадр из фильма.

Исидор Раби даёт показания в пользу друга. Сторона обвинения пригласила Эрнеста Лоуренса, который после общественной деятельности Оппенгеймера был достаточно на него зол (к этому прибавился дошедший до него правдивый слух о романе Роберта с женой Ричарда Толмена Рут). Однако тот, сославшись на приступ колита, не пришёл на заседание (в фильме показано, что болезнь — это уловка и на самом деле на него повлиял Раби).

Апофеозом слушания 1954 года становится выступление Уильяма Бордена, который зачитывает своё обвинительное письмо также со ссылкой на секретные материалы. После этого Роберт и его защитник окончательно понимают, что это был изначально спланированный и продуманный «спектакль» с целью мести.

На слушаниях 1959 года физик Дэвид Хилл выступает против кандидатуры Штрауса. Он раскрывает тайну, разгадка которой была дана зрителям чуть ранее: Льюис был инициатором дела об отстранении от работы Оппенгеймера.

На слушаниях 1954 года Эдвард Теллер выступает против обвинений Оппенгеймера, но в то же время высказывается, что в связи с многочисленными разногласиями он не предоставил бы Роберту допуск к работе с секретными данными. Вероятно, пренебрежение Оппенгеймера идеями и расчётами коллеги дала о себе знать. Лесли Гровс заявляет комиссии что теперь, спустя десять лет, он не стал был давать допуск к секретным сведениям Оппенгеймеру – впрочем, не дал бы его никому из участвовавших в Манхэттенском проекте учёных.

Роджер Робб (фактически обвинитель, назначенный Льюисом Штраусом) давит на Китти, настаивая на причастности её и её мужа к коммунистическому движению в прошлом.

Вне заседания Оппенгеймера поддерживает Эйнштен, который сокрушается, что страна так относится к своим героям.

В перерыве после заседания в 1959 году Штраус в бешенстве. Он кричит о лицемерной, с его точки зрения, позиции Оппенгеймера. Ведь учёный, с одной стороны, призывает всех «загнать ядерного джинна обратно в бутылку», а с другой стороны, если бы вернулся в прошлое, сделал бы всё то же самое. Ведь благодаря своему детищу Оппенгеймер стал «самым важным человеком во всём мире».

На этом противоречии пытался поймать Роберта и Роджер Робб в 1954 году, что ему в целом удалось.Оппенгеймеру в итоге отказывают в продлению допуска к секретной работе. А в 1959 году показания Дэвида Хилла становятся решающими, чтобы Сенат проголосовал против кандидатуры Штрауса в качестве министра торговли. Один из проголосовавших – будущий президент США Джон Кеннеди, который в 1962 году отчасти реабилитирует Оппенгеймера, наградив его премией Энрико Ферми. Настоящая же реабилитация, включающая аннулирование решения об отзыве допуска учёного, состоится через несколько десятков лет после его смерти – в 2022 году.

Объяснение концовки

В финале фильма мы возвращаемся к разговору Оппенгеймера и Эйнштейна в 1947 году. Штраус, сосредоточенный на мнимой значимости своей персоны, полагал, что смысл беседы заключался в его осуждении. Но учёные под дождём (вспоминаем звук дождя в самом начале) говорили совсем о другом. Эйнштейн предсказал дальнейшую судьбу Оппенгеймера. Он обрисовал картину столкновения с последствиями своих открытий, наказания за них и реабилитации, которая будет проведена вовсе не для Роберта, а для тех, кто когда-то его осудил.

Оппенгеймер говорит, что цепная реакция, которая уничтожит весь мир, всё-таки была запущена. Естественно, речь не о физическом процессе, а о цепочке поступков людей, которые повлияют на судьбу всего человечества. Точка невозврата пройдена – ядерное оружие уже создано.

Такое печальное объяснение концовки дополняют финальные кадры: пуск смертоносных ракет, Роберт в кабине самолёта (в роли своего противника Уильяма Бордена, который наблюдал за пуском «ФАУ-2»), картину ядерного апокалипсиса – огненная лавина поглощает планету Земля.

Смысл фильма

Фильм Кристофера Нолана буквально доверху наполнен отсылками к реальным биографическим фактам из жизни великого учёного и истории разработки ядерного оружия. Однако они всё же не мешают понять, о чём фильм «Оппенгеймер».

Главный акцент сделан на противостоянии героя и антагониста. И Штраус, и Оппенгеймер, да и почти все остальные персонажи настолько поглощены своей мнимой важностью, что в пылу постоянной борьбы будто бы забывают о том, что сотворили.

А ведь изобретено немыслимое – оружие, которое в мгновение ока способно уничтожить всё живое на планете, что и показывают финальные кадры. Вернуть статус кво невозможно.

Не помогут ни муки совести, ни искреннее раскаяние. Суть фильма в том, чтобы показать, как амбиции загоняют человека в ловушку. Желание разгадать тайны вселенной (вспоминаем мечтательного героя в начале фильма) приводит к той грани, за которой неосторожный шаг будет означать неминуемую гибель. И речь не только об Оппенгеймере. Он лишь один, пусть и не самый последний, представитель человечества, которое изобрело то, к чему пока не готово.

ученый перед своим детищем
Кадр из фильма.
Как вам герой?
Великий ученый. Он не политик и не философ. Он гениально сделал свою работу, а как будет применяться результат - это не к нему.
59.65%
Не зря его мучила совесть, он это заслужил.
16.96%
Доктор Зло. Создал смертельное оружие, которое уже убило миллионы людей и может уничтожить всю землю.
16.67%
Ядерное оружие необходимо человечеству.
2.92%
Другая версия (напишу в комментариях).
3.8%

Похожие фильмы

  • «Манхэттен» (США, 2014-2015): художественный сериал, посвящённый Манхэттенскому проекту;
  • «Сахаров. Две жизни» (Россия, 2021): фильм, посвящённый знаменитому создателю водородной бомбы и общественном деятеле Андрее Сахарове;
  • «Выбор цели» (СССР, 1975): фильм посвящённый «отцу» советской атомной бомбы Игорю Курчатову, рассказывающий также историю Вернера Гейзенберга;
  • «Игры разума» (США, 2001): биографическая драма о гениальном математике Джоне Нэше;
  • «Игра в имитацию» (Великобритания, США, 2014): история английского математика Алана Тьюринга.
  • «Вселенная Стивена Хокинга» (Великобритания, Япония, 2014): история взаимоотношений знаменитого учёного и популяризатора науки со своей женой.
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. дарья

    я думаю, что если бы не он создал, то рано или поздно кто-нибудь другой, так что называть его доктором зло неправильно. но и сцена с яблоком в самом начале и говорит нам, что он далеко не святой. поэтому он просто человек, как и мы все

    Ответить