«Улыбайтесь, господа»: суть фильма «Тот самый Мюнхгаузен»

Марта и Мюнхгаузен Смысл фильма

Страна: СССР

Жанр: трагикомедия, притча

Год производства: 1979

Режиссер: Марк Захаров

Актеры: Олег Янковский, Инна Чурикова, Елена Коренева, Игорь Кваша, Александр Абдулов

Кинокартина Марка Захарова построена на абсурде. Техническое исполнение сейчас выглядит устаревшим и наивным, но сама постановка со временем, кажется, стала только ярче. Многое из этого фильма разошлось на цитаты и крылатые выражения, но самое главное – смысл фильма «Тот самый Мюнхгаузен» и его основная идея в наше время стали актуальными как никогда. Несколько театральная, волшебная кинолента именитого режиссера рассказывает о любви, верности своим принципам, самопожертвовании и правде, которую боятся очень многие.

О чем фильм

Краткое описание содержания фильма “Тот самый Мюнхгаузен”. Ганновер, 30 мая 1779 года. Барона Карла Мюнхгаузена окружающие воспринимают как исключительного выдумщика и лгуна. Однако все, о чем говорит барон, имеет странное свойство становиться реальностью. В ответ на изумление свидетелей Мюнхгаузен, лукаво прищурившись, каждый раз говорит, что никогда не врет.

Олег Янковский
Олег Янковский исполнил роль барона Карла Мюнхгаузена.

Барон проживает в собственном замке с возлюбленной, Мартой. Они хотят пожениться, но существует препона в виде жены Мюнхгаузена Якобины. Брак с ней был заключен в далекой юности не по любви. Якобина вместе с взрослым сыном Феофилом проживают отдельно. Барон пытается добиться развода, но дать разрешение может только герцог. Этому всячески препятствует сама Якобина и ее новый возлюбленный, Генрих Рамкопф.

Как-то герцог, в очередной раз поссорившись с герцогиней, решает подписать прошение свободолюбивого барона. Все портит сам Мюнхгаузен, трикстерски поставив в графе “число” 32 мая. Согласно его расчетам, он прав, но его никто не слушает. Более того, уважаемое общество считает, что таким образом барон бросает очередной вызов общественному порядку.

На фоне грянувшего скандала оскорбленный суд отказывается утверждать развод. С бароном пытаются договориться: он признает все свои истории фантазиями и отрекается от них, а взамен ему дают желаемый развод. Мюнхгаузен упорствует: в его “фантазиях” есть особый смысл, и он не хочет отказываться от того, во что искренне верит. В конце концов уставшая от неопределенности Марта ставит ему ультиматум: или он подписывает отречение, или она уходит от него. Мюнхгаузен сдается и подписывает отречение от самого себя. После этого он закрывается в кабинете и раздается выстрел.

С тех пор проходит три года. О бароне вспоминают с огромным уважением и говорят, как о непонятом обществом гении. 32 мая, в годовщину гибели барона, ему торжественно открывают памятник на площади.

Впрочем, вскоре преданный слуга барона, Томас, выясняет, что хозяин жив. Все это время он скрывался под именем цветочника Мюллера – это позволило ему жениться на Марте. Но в обычной жизни, без приключений и фантазий, он не видел никакого смысла, и жена, устав от его угрюмости, ушла от него. Мюнхгаузен очень хочет вернуть ее, но понимает, что сделать это можно только в том случае, если он вернется к себе прежнему и снова станет веселым троллем и трикстером.

Инна Чурикова
Роль баронессы Якобины фон Мюнхгаузен исполнила Инна Чурикова, Леонид Ярмольник сыграл роль Феофила. Кадр из фильма.

Но не все так просто. В городе царит культ Мюнхгаузена, однако воскресший из мертвых, он не нужен никому, кроме Марты и Томаса. И все-таки он решает действовать и отправляется к бургомистру, который когда-то водил с ним дружбу. Однако тот с целью сохранения общественного спокойствия объявляет барона самозванцем и отправляет в тюрьму до выяснения личности. На устроенном по случаю суде никто из знакомых, родственников и друзей Мюнхгаузена не признает его. Спасти его может только Марта, но Рамкопф и Якобина угрозами заставляют девушку лжесвидетельствовать. В противном случае, утверждают они, барон умрет – на сей раз, по-настоящему.

Оставленный всеми, Мюнхгаузен требует, чтобы ему дали право попробовать доказать всем, что он – это он. В доказательство своей личности ему необходимо повторить полет на пушечном ядре на Луну…

Объяснение концовки

Объяснение концовки картины. Ближе к финалу Марта узнает, что для срыва эксперимента в пушку положили сырой порох. Барон просит верного Томаса заменить порох и, видя серьезность его намерений, общество всерьез пугается. Никому не под силу полететь на пушечном ядре на Луну. Даже барону Мюнхгаузену.

Его признают и просят отказаться от опасного эксперимента. Дело всем кажется решенным и самого барона просят присоединиться к празднованию его якобы благополучного возвращения с Луны. Но он твердо стоит на своем. Произнеся короткий монолог, он начинает подниматься по веревочной лестнице к жерлу пушки. Тут выясняется, что никакой пушки нет – барон поднимается по бесконечной лестнице в бездонное, синее майское небо.

Смысл концовки фильма «Тот самый Мюнхгаузен» многие считают неоднозначным. Согласно одной трактовке, сама эта сцена – фатальная, обреченно-философская. Здесь речь идет о метафорическом изображении смерти барона – и одновременно о нахождении им своего места. По мнению других зрителей, сделавших разбор этой фантасмагорической ленты, разгадка концовки заключается в том, что лестница символизирует жизнь. Пушки не было не просто так.  Ее видели только окружающие Мюнхгаузена люди. В самом конце показали то, что видел сам барон – лестницу на луну.

нарядные женщины
Кадр из фильма.

Есть еще одна версия. Согласно ей, вся сила последней мизансцены заключается в том, что пушка есть и Мюнхгаузен (аллегория с бесконечной лестницей в этой трактовке отсутствует) делает сознательный выбор. Лестницу видят все, кроме него самого, Марты и Томаса – все те, кто не может понять тот факт, что есть люди, готовые пойти на такой поступок.

О финале можно долго спорить, но незыблемо одно: для многих зрителей Олег Янковский, как и его потрясающий герой, одним майским днем поднялся на небо по бесконечной лестнице.

Он непременно вернется однажды, в шесть дня…

Смысл фильма

Прототипом главного героя фильма “Тот самый Мюнхгаузен” стал известный литературный персонаж. В свою очередь, его образ был основан на личности реально жившего в XVIII веке барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена. Он был ротмистром русской службы и, выйдя в отставку, отправился домой в Саксонию. Там он прославился своими рассказами о жизни в Российской Империи.

Странная, многослойная кинолента Марка Захарова изначально воспринимается как сказка о вымышленных героях и несуществующих действиях. Однако если копнуть немного глубже, можно увидеть историю человека-творца, непонятого обществом, не принятого им.

При просмотре киноленты не раз возникает вопрос: не лжет ли барон? И вообще, кто он такой – безобидный мечтатель или трикстер вроде Ходжи Насреддина? Ответ прост: он и то, и другое, и кое-кто еще. В сюжете барон выступает рассказчиком. Он врет не более, чем любой творец, создающий что-то свое. Истории, рассказанные бароном, – реальность, в которой он существует. Но не все способны это увидеть…

Елена Коренева
Елена Коренева исполнила роль Марты. Кадр из фильма.

В картине звучит пронзительная музыка Алексея Рыбникова, изначально написанная для спектакля. Она помогает постичь суть фильма: это история о том, как яркая личность противостоит серой толпе, а ее фантазии – косности и лицемерию. Да, барон Мюнхгаузен никогда не врет. Он просто другой. И он предлагает нам фантазии, в которых много правды. В своих фантазиях он полностью свободен: он летает на ядре, ходит на охоту без ружья, выращивает вишневый сад на голове оленя и даже разговаривает с гениями прошлых лет. Нужно просто принять это, вот и все.

Сделать барона таким, как все, – значит, убить его. В переносном смысле – задушить его индивидуальность. Как выяснилось, обществу нужна легенда о Мюнхгаузене, но самого его оно принять не может и не хочет – не так ли случается со всеми гениями и вообще с теми, кто хоть как-то отличается от остальных?!

Но и барон отрекается от такого общества. Произнеся свой знаменитый монолог о глупостях, которые совершаются с умным выражением лица, он уходит. Навсегда.

Картина Марка Захарова – это притча о том, что потерять себя легко, а вот обрести вновь – удастся ли?.. Оставаться самим собой – вот главное послание этой киноленты. Кто бы что ни говорил, и ни писал – всегда оставайся верен своим убеждениям и принципам. Слишком просто? Возможно. Зато – правда.

Некоторые зрители видят в этом фильме скрытый смысл. По их мнению, в образе Мюнхгаузена есть что-то от Христа. Герой на протяжении фильма совершает чудеса и делает открытия, а общество в них не верит, предпочитая считать их фокусами и авантюрами, а самого его – лгуном и аферистом. Оно боится правды, ведь она способна разрушить устоявшийся порядок вещей. Здесь все просто: нет веры – нет и чуда, и великое учение теряет всякий вес…

Одним словом, в киноленте Марка Захарова действительно много интересных отсылок, слоев и смыслов. Но центральной идеей его фильма, вероятно, стала мысль о необходимости сохранения души – живой, яркой и свободной. Нашу жизнь нельзя пройти без улыбки. И поэтому совет барона актуален, как никогда.

“Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!”.

Цитаты из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»:

Вот несколько крылатых выражений из фильма:

    • “Серьезное лицо еще не признак ума, все глупости на земле делаются именно с таким выражением лица”
    • “Я не боялся казаться смешным. Это не каждый может себе позволить”
    • “Есть пары, созданные для любви, мы же были созданы для развода!”
    • “Завтра годовщина твоей смерти. Ты что, хочешь испортить нам праздник?”
    • “Развод — одно из величайших достижений человечества! Чтобы влюбиться, достаточно и минуты. Чтобы развестись, иногда приходится прожить двадцать лет вместе.”
    • “Господи, как умирать надоело…”
    • “Всякая любовь законна, если это любовь.”
    • “Имеешь любовницу — на здоровье, сейчас все имеют любовниц. Но нельзя же допускать, чтоб на них женились, это аморально”.
    • “Неужели вам обязательно надо убить человека, чтобы понять, что он живой?!”
    • “Сначала намечались торжества. Потом аресты. Потом решили совместить.”
    • “Делайте, что хотите, но чтобы через полчаса в лесу было сухо, светло и медведь!”
барон Мюнхгаузен
Кадр из фильма.
Что произошло с героем в финале?
Он умер и ушел по лестнице в небо.
35.2%
Он вырвался из мира условностей, стал свободным.
63.13%
Другое (напишу в комментариях).
1.68%
Проголосовало: 179

Похожие фильмы

Вот несколько кинокартин, похожих по смыслу на фильм “Тот самый Мюнхгаузен”:

  • “Убить дракона” (ФРГ, СССР 1988 год). Рыцарь Ланцелот желает сразиться с правителем города – страшным Драконом. Но, по мнению бургомистра, жить без “сильной руки” народ не сможет.
  • “Дом, который построил Свифт” (СССР, 1982 год). Джонатан Свифт – гениальный сатирик. Созданные им персонажи оживают, а вымысел становится реальностью.
  • “Формула любви” (СССР, 1984 год). Граф Джузеппе Калиостро безуспешно пытается влюбить в себя похищенную им юную Марью Ивановну.
  • “Крупная рыба” (США, 2003 год). Молодой человек пытается понять умершего отца, который оставил после себя огромное количество загадок.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Гаяз Мусин

    Добрый вечер. Совершенно случайно наткнулся на данный сайт.Смотрел один фильм, искал его объяснение.И тут бах, такой сайт. Листая список картин, увидел свой любимый фильм. Прочёл, даже открыл для себя кое-что новое ( например отсылку к Христу). В целом понравилось, но надо ещё подумать всё-же. Благодарю за статью. Всего наилучшего.

    Ответить