Кто управлял «Куклой»: объяснение знаменитого триллера  

триллер Кукла Смысл фильма

Страна: США, Канада

Жанр: ужасы, триллер, драма

Год производства: 2016

Режиссёр: Уильям Брент Белл

Актёры: Лорэн Кохэн, Руперт Эванс, Бен Робсон, Джеймс Рассел

Слоган: Каждое дитя нуждается в любви

Смысл фильма «Кукла» (The Boy) трудно назвать глубоким и многослойным. Однако создателям удалось сделать фильм ужасов, интригующий и благодаря концовке обманывающий ожидания зрителей, и таким образом выделиться на фоне других клишированных «пугалок».

О чём фильм

Главная героиня по имени Грета приезжает из США в Англию в загородный дом, которым владеет пожилая пара – мистер и миссис Хилшер. Девушку наняли в качестве няни для их сына Брамса на время отъезда. Но оказывается, никакого мальчика нет — вместо него фарфоровая кукла. Однако Хилшеры обращаются с ней, как с живым ребёнком. «Отец семейства» в личном разговоре с Гретой говорит, что понимает её недоумение, но утверждает, что Брамс на самом деле находится здесь.

Лорен Кохэн
Лорен Кохэн исполнила роль Греты. Кадр из фильма.

Хелширы оставляют девушке список правил, которым необходимо следовать, нянча куклу. Согласно им, няне нужно каждое утро будить Брамса, одевать его в чистую одежду, кормить, ставить ему его любимую музыку, читать книги, вечером укладывать спать и даже целовать перед сном. Хелширы уединяются для «разговора» с куклой, и та якобы сообщает, что Грета ему понравилась.

Из телефонного разговора героини по стационарному телефону (сотовой связи в особняке нет) мы узнаём, что в Америке у неё остался буйный парень, от которого она сбежала и который желает её отыскать.

Старики прощаются с девушкой, при этом миссис Хелшир шепчет ей на ухо: «Мне очень жаль».

Понимая, что ухаживать за куклой не имеет никакого смысла, Грета, до этого подыгрывавшая хозяевам особняка, после их отъезда игнорирует правила и старается не обращать на Брамса внимание. Она накрывает его одеялом, но через некоторое время его на нём уже нет. В сердцах девушка бросает куклу на кресло-качалку. Ночью Грете снится детский плач, но по пробуждению утром он будто не пропадает. Она спускается вниз и видит «слёзу» на глазу Брамса. Разгадка тут же находится: дело в протекающем потолке — вода с него попала на куклу. Девушку также тревожит телефонный звонок: дозвонившийся молчит в трубку.

Бакалейщик Малкольм, доставляющий в особняк еду, рассказывает Грете, что настоящий Брамс погиб при пожаре двадцать лет назад в день, когда тому исполнилось восемь. После смерти сына родители сделали куклу по его образу и подобию.

Малкольм приглашает Грету на свидание. Но во время принятия душа перед планируемым отъездом кто-то крадёт её вечернее платье и золотую цепочку. Также девушка обнаруживает, что кто-то, вероятно, во время сна срезал у неё клок волос. В поисках злоумышленника Грета видит спущенную лестницу, ведущую на чердак, забирается по ней и оказывается запертой. Вдобавок она падает в обморок при виде манекена. Свидание срывается.

Руперт Эванс
в роли Малкольма снялся Руперт Эванс. Кадр из фильма.

Поутру девушка находит на чердаке старый фотоальбом с изображениями всего семейства, включая настоящего мальчика Брамса. Вместе с вновь приехавшим Малкольмом Грета проверяет лестницу ведущую на чердак: выясняется, что она складывается автоматически от лёгкого движения руки. Парень говорит, что по описанию мистера Хилшера настоящий Брамс был странным мальчиком. Нам дают понять, что разговор пары можно услышать, находясь в других комнатах с помощью воздухоотводов.

Ночью Грете снится, как кукла шевелится. Проснувшись, она обнаруживает Брамса сидящим на диване с листком с правилами. Девушка напугана и запирается у себя в комнате. Там звонит телефон. Подымая трубку, Грета слышит детский голос, обращающийся к ней и призывающий следовать правилам. Этот же голос раздаётся за дверью. Мальчик обещает быть хорошим. Открыв дверь, Грета обнаруживает на полу поднос с приготовленным сэндвичем. Всё это убеждает героиню в том, что кукла живая. После этого девушка начинает относиться к Брамсу с любовью, словно к настоящему мальчику, и следовать правилам.

Нам показывают, как мистер и миссис Хилшеры оставили Брамсу прощальное послание и покончили жизнь самоубийством, утопившись в озере.

Кукла продолжает перемещаться по дому. Грета просит Брамса показать это Малкольму, чтобы тот ей поверил. И действительно, со второго раза (когда девушка пригрозила своим отъездом) эксперимент в виде оставления куклы в комнате и возвращения к ней, показывает, что она сменила своё местоположение.

Грета рассказывает Малкольму, что в Америке у неё был парень по имени Коул, с которым ей жилось несладко. Более того, девушка потеряла ребёнка после очередного избиения с его стороны. В связи с этим Грета считает мистические обстоятельства в особняке неслучайными.

Джим Нортон
Джим Нортон, Диана Хардкэсл в ролях мистера и мисс Хилширов. Кадр из фильма.

Малькольм и Грета пытаются уединиться, но в другой комнате включается музыка. После этого парень пытается уговорить героиню хотя бы на время уехать из особняка. Но та не хочет бросать Брамса. Тогда Малкольм рассказывает, что у настоящего мальчика была подруга, которая приезжала к нему из города. Перед пожаром девочка пропала и была найдена мёртвой в лесу. На чердаке героиня находит её фотографию.

В особняк проникает Коул и приказывает Грете собирать вещи и уезжать с ним. Девушка не хочет этого делать и просит Брамса помочь ей. После этого Коул обнаруживает надпись «Убирайся», сделанную крысиной кровью. Он взбешён. Малкольм, находящийся в автомобиле рядом с домом и услышавший ругань, прибегает и требует, чтобы Коул уезжал. Но тот в ярости разбивает куклу.

Раздаются громкие звуки и в комнату из разбитого зеркала залезает человек в фарфоровой маске и с детским голосом. Герои понимают, что это и есть настоящий Брамс, всё-таки оставшийся в живых и бывший всё это время в особняке. Осколками куклы он убивает Коула, а затем хватает Грету. Малкольм останавливает его ударом в затылок, герои пытаются убежать. Перемещаясь по особняку, они обнаруживают тайные ходы и убежище со всем необходимым для жизни — то, чем пользовался Брамс. В тайной комнате девушка также видит своё украденное вечернее платье: Брамс соорудил из него, из кусков волос Греты и мешковины тряпичную куклу. Здесь же лежало послание от мистера и миссис Хилшер, адресованное Брамсу. В нём написано, что отныне Грета принадлежит ему.

Девушка понимает, что вся происходившая в доме мистика получает разумное объяснение. Всё это — злодеяния Брамса, который на самом деле скрывался в тайных помещениях дома в течение двадцати лет после пожара.

В конце концов Грета выбирается из особняка, но Малкольм оказывается в плену у Брамса. Тот вдогонку призывает девушку остаться, постепенно меняя голос с детского на более взрослый. Брамс кричит, что, если Грета сбежит, он убьёт его, «как и всех остальных».

Героиня понимает, что не может бросить Малкольма и возвращается в особняк, вооружившись отвёрткой. Грета говорит с Брамсом, требует лечь спать. Тот повинуется, но детским голосом просит поцеловать его. Целуя маску, Грета наносит Брамсу удар отвёрткой. Происходит схватка, в результате которой героиня побеждает. Раненый Брамс падает, его маска раскалывается, и мы видим часть изуродованного огнём лица. Грета вывозит Малкольма из дома— герои спасены.

В финале мы видим, как кто-то в особняке склеивает куклу Брамса.

Объяснение концовки

Смысл концовки фильма «Кукла» в том, что вся показанная мистика, на поверку оказалась объяснима поступками реальных людей. Кукла не была живой. Её перемещал выживший в пожаре настоящий Брамс. Он прятался в доме и, судя по его словам, терроризировал и убивал людей — погибшей девочкой всё явно не ограничилось. Родители Брамса, вероятно, знали об этом и специально наняли Грету в качестве прощального подарка сыну. Содержание их записки это подтверждает.

Такое объяснение концовки всё же не раскрывает многие детали. Например, непонятно, какой смысл был прятаться в тайных помещениях после пожара. Ясно, что родители пытались из-за убийства девочки (и, может быть, ещё кого-то) скрыть то, что Брамс жив. Но ведь жили они уединённо — мальчик вполне мог оставаться незамеченным рядом с родителями, скрываясь от глаз посторонних лишь в редких случаях.

Непонятно, зачем понадобилось заказывать куклу по образу и подобию сына. Впрочем, всё это обретает смысл, если предположить, что родители после пожара не пожелали мириться со страшной внешностью ребёнка и с его поступками. Они нашли ему замену в виде куклы и стали общаться с сыном через неё. Мальчика же убрали с глаз долой, оборудовав ему тайные помещения.

Однако такая трактовка — лишь догадка. Создатели не дали по этому поводу явных подсказок. У фильма есть продолжение под названием «Кукла 2: Брамс». Благодаря ему, во все недосказанности закладывается совсем другая идея. Однако сиквел также игнорирует некоторые события, поданные в первом фильме как факты. Так что обе части всё-таки следует анализировать отдельно друг от друга.

странный ужин
Кадр из фильма.

Ещё одна странная деталь, расходящаяся с реализмом первой части — голос Брамса, меняющийся с детского на взрослый. Кто-то в своих разборах предполагает, что парень остался в детском возрасте не только психологически, но и отчасти физически. То есть его голос не сломался. Но непонятно, как он смог яростно и хрипло кричать вслед Греты, чтобы та вернулась. Если не добавлять мистики и фантастики, то можно предположить, что парень просто умело имитировал детский тембр.

И наконец, последняя загадка: остался ли Брамс жив? Если, опять же, придерживаться реалистичных версий, то вряд ли. Без нужных навыков он бы не смог оказать себе медицинскую помощь. Так что куклу склеил кто-то другой. Кто именно — не особо важно. Сам ход с восстановлением пугающего объекта — типичный приём, завершающий многие фильмы ужасов, чтобы зритель понимал, что зло не побеждено, и оставался в напряжении после сеанса.

Смысл фильма

В «Кукле» трудно разглядеть какой-то скрытый смысл: все усилия создателей явно нацелены на финальный твист. Суть фильма в нём. Можно попытаться вывести мораль, что каждый нуждается в любви, но даже любовь необходимо давать «дозированно» — не превращать её во вседозволенность. Но вряд ли сценарист и режиссёр заглядывали так глубоко. «Кукла» несмотря на ловкий выход на реализм, остаётся типичным фильмом ужасов, главная задача которого — создать гнетущую атмосферу и напугать зрителя.

По ссылке — обзор второй части фильма «Кукла 2: Брамс».

кукла по подобию сына
Кадр из фильма.

Похожие фильмы

  • Багровый пик (США, Канада, 2015): готичный фильм ужасов от Гильермо дель Торо;
  • Обитель теней (Испания, США, 2017): детей преследует нечто в доме, который они не могут покинуть;
  • Игра в прятки (Германия, США, 2005): вдовец, живущий с дочкой, узнаёт, что у неё есть злой воображаемый друг;
  • Приют (Испания, Мексика, 2007): женщина спустя тридцать лет возвращается в дом своего детства, вскоре её сын исчезает — возможно дело в его вымышленном друге;
  • Дом на другой стороне (Великобритания, США, 2020): после странного самоубийства мужа девушка открывает его тайны;
  • Призрак оперы (Великобритания, 2004): триллер-мюзикл об обезображенном гении, скрывающемся под маской.
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

Adblock
detector