История песни «2000 баксов за сигарету» – правда и мифы 

2000 баксов за сигарету Смысл песни
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

История песни «2000 баксов за сигарету», а точнее история её популярности, является ярким примером искажения фактов и смысла, когда объяснение, данное в субъективном разборе, стало доминирующим в информационном пространстве.

История песни

Историю создания песни «2000 баксов за сигарету» практически на всех интернет-ресурсах, где она затрагивается, связывают с авиакатастрофой 2002 года, произошедшей над Боденским озером. В качестве исполнителя композиции указывают либо группу «Год змеи», либо мифическую группу «Диспетчера». Вот только ни то, ни другое не соответствует действительности в полной мере.

Дело в том, что песня существует в двух версиях. Первая действительно исполняется группой «Год змеи», но в её куплетах нет даже намёка на работу авиадиспетчеров и тем более на трагические последствия их ошибок.

Исполнителем же второй версии, ставшей популярной в последние годы благодаря социальной сети «TikTok», является Алексей Марковников.

Алексей Марковников
Алексей Марковников, лидер группы Год Змеи. Скриншот с сайта youtube.com.

Она звучала на его сольных концертах, на любительских записях, а затем и в официальном альбоме его сольного проекта. Путаница происходит за счёт того, что Алексей является лидером и вокалистом группы «Год змеи». Но ещё раз подчеркнём: тексты двух версий отличаются. Более того, официально песня группы «Год змеи» пишется «2000 баксов», а песня сольного проекта Алексея Марковникова – «Две тысячи баксов».

Алексей закончил институт гражданской авиации (УВАУГА) и много лет проработал авиадиспетчером, совмещая эту деятельность с профессией рок-музыканта. На авиационную тематику у него немало песен, и вторая версия «Две тысячи баксов» из их числа – в этом сомневаться не приходится.

Смысл песни

Сделаем разбор песни «2000 баксов за сигарету» – обеих версий.

первая версия

Детального анализа здесь явно не требуется. Песня посвящена дружбе, любви и предательству. Лирический герой находится в отчаянном положении, близкие люди причинили ему боль. И вредная привычка здесь выступает как спасение, некая разрядка, за которую буквально не жалко две тысячи баксов.

Фраза «… и до рассвета будем летать, чтобы снова отдать …» вряд ли имеет какой-то подтекст: герой просто транслирует своё состояние, говорит, что после небольшой передышки он снова будет в него погружён и ему снова понадобится отдушина. Сюжет о друге, «готовым продать за пятак», и о любви, что «уползёт как змея» обыгран и в официальном клипе группы.

А вот фразы «двести минут… десять секунд …», повторяющиеся вместе с припевом во второй версии песни, похоже, действительно являются отголосками напряжённой работы Алексея Марковникова.

вторая версия

первый куплет

Здесь уже явные отсылки к будням авиадиспетчеров: из-за тумана и закрытых в связи с погодными условиями аэродромов самолёты вынуждены «слетаться» в более благоприятный для посадки регион. На дежурного сотрудника ложится тяжёлая ответственность: он должен внимательно следить за всеми параметрами и координировать сразу несколько рейсов – «справляться сам». И поэтому «по спине холодный пот», ведь цена ошибки слишком высока.

первый припев

В сложившейся ситуации не может быть и речи о перекуре, поэтому желание отдать «две тысячи баксов за сигарету» вполне объяснимо. И под словами «будем летать» здесь имеется ввиду выполнение служебных обязанностей — управление полётами.

А вот популярная версия о том, что ровно две тысячи долларов составляет штраф для авиадиспетчера, является мифом. Этот «факт» действительно запросто можно найти с помощью поисковых систем, вот только упоминается он обязательно в контексте разъяснения текста Алексея Марковникова. В англоязычном интернете упоминаний о подобных штрафах и вовсе нет.

Искатели же глубинного смысла в песне «Две тысячи баксов» утверждают, что такой штраф был введён именно после катастрофы над Боденским озером, когда над территорией Германии столкнулись пассажирский и грузовой самолёты, в результате чего погиб семьдесят один человек, в большинстве своём — дети.

История имела громкое продолжение: убитый горем Виталий Калоев, чья жена и дети также стали жертвами, зарезал авиадиспетчера Питера Нильсена, который в ту ночь не справился с нагрузкой и на которого многие возлагают вину за трагедию.

Действительно, согласно официальному отчёту комиссии по расследованию авиационных происшествий, нехватка персонала в службе управления авиасообщениями в ночную смену имела место, но никто не уходил на перекур — диспетчер работал один. Сама трагедия произошла не столько из-за невнимательности дежурного, сколько из-за неработающего оборудования.

Вряд ли Алексей Марковников, работающий по той же специальности, стал бы намеренно искажать события. Скорее всего, припев с абстрактными двумя тысячи баксов за сигарету просто перекочевал в эту версию песни и не имеет конкретной расшифровки. Под этими строчками всё также следует понимать желание передышки, разрядки.

Энтузиасты находят и повторяют друг за другом «разгадку» в строчке «полжизни не жалко за это» – якобы имеется ввиду возраст Питера Нильсена, которому было тридцать четыре года. На самом деле никакой прямой отсылки здесь также нет.

второй куплет

Старый друг, которого «нет много лет» и который «мог летать, когда смотрел на монитор» — вероятно, ушедший друг-коллега автора. Но кто это именно — мы не узнаем.

второй припев

«Двадцать секунд, чтобы решить» — судьбоносное решение приходится принимать в кратчайшие сроки. «Двести минут ещё до рассвета» — тоже вполне понятная строчка: дежурство нести ещё три с лишним часа. «Две тысячи метров» здесь смотрятся странновато, поскольку это слишком маленькая высота для пассажирских полётов (катастрофа над Боденским озером также произошла на другой высоте).

третий куплет

Идея такова: диспетчер, от которого напрямую зависят жизни сотен людей, подобен богу. И быть таковым очень трудно. Эта работа несёт в себе колоссальный стресс и в итоге усталость. Последняя опасна также как и гордыня, благодаря которой можно представить себя вершителем судеб и «всех продать» — погубить.

Таким образом, хотя вторая версия песни «Две тысячи баксов» действительно повествует о работе авиадиспетчеров, к трагедии 2002 года она не имеет прямого отношения. По крайней мере, сам Алексей Марковников пока ни в каких интервью об этом не упоминал.

Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.