Символы и скрытый смысл мультфильма «Сказка сказок»

сказка сказок Смысл мультфильма

Страна: СССР

Год производства: 1979

Режиссер: Юрий Норштейн

Юрий Норштейн – мастер артхауса. Режиссер, снимающий сложные, похожие на сон картины, в своих работах обращается в первую очередь к подсознанию зрителя. Используемый им язык образов и символов не всегда понятен и далеко не сразу поддается сознательному восприятию. Однако, минуя его, он попадает прямиком в сердце.

Сюжет и смысл фильма «Сказка сказок» с одной стороны кажутся очень простыми, а с другой – совершенно непонятными. Однако, если воспринять картину не фрагментарно, а целостно, становится ясно, о чем она. В ней говорится о становлении личности, о принятии жизни и жизненного пути – а также о вере и о памяти.

История создания

Юрий Норштейн рассказывал, что изначально в его сознании стали возникать похожие на сны картины-ассоциации, связанные как со светлыми, так и не с самыми теплыми воспоминаниями.

Со всем этим он пришел к Людмиле Петрушевской, знаменитому прозаику. Та на момент встречи с режиссером находилась в декрете, чувства были обострены и его замысел она восприняла через призму личного опыта.

Никакой структурированной идеи у них не было – по словам режиссера, повествование буквально лилось из них. Изначально мультфильм Норштейна должен был называться “Придет серенький волчок”, но худсовет, усмотрев в этом названии некое “зловещее предзнаменование”, отверг его. Тогда режиссер обратился к стихотворению Назыма Хикмета и выбрал оттуда понравившуюся строчку. По его мнению, это словосочетание прекрасно интонировало с “Песнью песней”.

сказочные персонажи
Кадр из мультфильма.

Очень важно было создать атмосферу картины. Для этого Норштейн приносил коллеге книги с графикой Пикассо, поэзию Лорки и Хикмета – вероятно, именно в этом заключается объяснение того, почему “Сказка сказок” получилась такой структурно сложной.

Чуть позже цензоры, не поняв смысла закадрового текста (хотя, вероятнее всего, они просто дали ему свою трактовку), предложили Норштейну сделать его менее сложным. Узнав об этом, Петрушевская посоветовала коллеге не идти на поводу у чиновников – созданная ими картина, по ее словам, была настоящим шедевром.

Через какое-то время Норштейну за другие его работы присудили Государственную премию СССР, и “Сказку сказок” допустили к прокату.

Сюжет

Краткое описание содержания мультфильма “Сказка сказок”. Сюжета как такового здесь нет, однако в центре повествования находится серенький Волчок из старинной колыбельной, который наблюдает за миром.

В первой сцене мы видим грудного ребенка с очень взрослыми глазами, который лежит на руках у матери, а та поет ему колыбельную “Придет серенький волчок”. Следующая сцена перемещает нас в сказочный мир. В нем обитает поэт, творец… Здесь Волчок наблюдает такую картину – “вол, исполненный очей” крутит веревочку, через которую прыгает девочка.

Далее нам показывают старый заброшенный дом с заколоченными окнами. Здесь “внутреннее ухо” Волчка слышит старинный предвоенный вальс. После этого зрителя переносят в заснеженный лес. На ветвях деревьев сидят вороны и упитанный мальчишка с щечками-яблочками. Его отец ничего не замечает – гораздо больше его интересует бутылка…

Объяснение концовки

Ближе к финалу зритель видит дом, из окон которого исходит свет, и Волчка, запекающего картошку на костре. Заинтересованный Волчок заходит в дом и вдруг понимает, что свет исходит из лежащей на столе рукописи. Он хватает рукопись, но неожиданно она превращается в грудного ребенка. Волчок убаюкивает его, напевая ту же колыбельную, которая звучала в самом начале картины. Малыш радостно смеется.

В конце “Сказки сказок” мы видим паровоз, скрытый клубами пара. Он проносится справа налево под арочным мостом, освещенным уличным фонарем. На этом поезде с фронта возвращаются солдаты…

Концовка кажется несколько запутанной, но разгадка заключается в самом образе Волчка. В своих разборах многие зрители отмечают, что Волчок, который в самом начале картины кажется сущим ребенком, по ходу повествования словно набирается опыта и взрослеет.

Приняв ребенка, он одновременно принимает свою судьбу и прощается со страхом перед неизвестностью. В результате фокус его внимания смещается с прошлого (разных воспоминаний) на настоящее и будущее.

Вероятно, смысл концовки мультфильма «Сказка сказок» заключается в том, что поиски Волчка, заставлявшие его наблюдать за миром, окончены. А делал он это потому, что пытался понять, в чем смысл жизни. Он оказался в самой жизни. Волчок узнал, что не нужно ее бояться, иначе она “пронесется как паровоз” и мы ее даже не заметим…

серенький волчок
Кадр из мультфильма.

Смысл мультфильма

Юрий Норштейн случайно попал в мультипликацию. Мечтая воплотить на новом поприще все то, чего он не смог добиться в живописи, он начал работать, опираясь на образы, найденные искусством прошлого.

Чтобы понять суть фильма “Сказка сказок”, нужно понять, что это не обычная сюжетная лента, а образное произведение со скрытым смыслом. Образы этой картины настолько сильные, что обращаются сразу к чувствам, не задевая разум.

Картина состоит из отдельных, не связанных друг с другом, кадров и сцен. Можно сказать, что “Сказка-сказок” является фильмом-шарадой, который водит нас по лабиринтам сознания.

Однако не все так просто. Волчок с большими и удивленными глазами – незримый наблюдатель и одновременно центральный персонаж. Он одинок, напуган и все время предпочитает оставаться незамеченным. Он слышит песню про себя и очень удивлен, что им пугают ребенка в колыбельной песни.

Согласно одной из трактовок, это не самостоятельный персонаж, а часть автора. Его показывают в самом начале, когда главный герой-автор вспоминает материнское тепло и первую сказку про Волчка, который его укусит и утащит в лес. Таким образом внутри ребенка рождается образ Волчка, символизирующий странный и страшный мир, в котором ему теперь предстоит жить.

Волчок живет у него внутри до тех пор, пока он не решает пересмотреть свое прошлое и отпустить его, поборов давний страх. Открывается новая-старая дверь и Волчок неуверенно идет туда. В воспоминаниях тем временем появляется молодой человек, символизирующий новую – взрослую сторону автора. С удовольствием окунувшись в воспоминания, он не зацикливается на них и проходит через них.

волчок у костра
Кадр из мультфильма.

А затем наступает настоящее, представленное светлым листом. Вероятно, исходящий от него свет символизирует новую идею – автор понял, как ему жить и что он должен сделать. Впрочем, “внутренний ребенок” (Волчок) все еще боится этого и, украв листок, словно пытается предотвратить естественные изменения. Но уже поздно: автор “родил” идею, то есть ребенка. И Волчок внезапно находит с ним общий язык. Таким образом автор словно срастается и с современным миром, и с новым собой.

Есть и другая трактовка. Согласно ей, все показанное “пространство” картины является собирательной “реальностью” сказки с точки зрения самих персонажей. То есть, повседневная жизнь для них – сказка, а сама сказка – обыденность. Приключения волчка представляют собой его попытку окунуться в “сказочный” мир нашей реальности и посмотреть на него максимально честно (то есть через призму “сказочного” ума). Именно поэтому картина называется “Сказка сказок”.

Также можно предположить, что все началось с похищения рукописи – именно так сказочный персонаж проник в нашу реальность. В самом начале картины Волчок словно программируется на поступок.  В финале он вспоминает колыбельную и у него срабатывает триггер. Он выполняет пророчество и понимает, что обратно уже не вернуться. Теперь он несет ответственность за ребенка. Из пассивного зрителя он стал исполнителем с набором воспоминаний. Он изменился, а мир остался прежним.

А еще Волчок может представлять собой память каждого человека, некое бессознательное созерцание. Есть в нас нечто, находящееся в некой зоне комфорта. Оно не взаимодействует с миром, а только созерцает и наслаждается уютом.

Однако, автор-творец идеи умеет запрячь эту пассивную по своей природе силу, потому что ее завораживает тайна. Идея всегда слаба. Она требует от бессознательного огромного труда. Наверняка многим знакомо ощущение никчемности своего замысла и острого желания его бросить – к сожалению, так зачастую и случается…

Однако в финале отражен момент, когда автор набирается смелости стать творцом. Его внутреннее созерцательное включается в работу. Этот перелом (довольно болезненный) приводит к свободе творчества.

прыжки на скакалке
Кадр из мультфильма.
Как вам мультфильм?
Шедевр.
46.09%
Мало что понял, но цепляет.
40.63%
Какая-то дичь.
12.89%
Другое (напишу в комментариях).
0.39%
Проголосовало: 256

Похожие мультфильмы

Вот несколько картин, похожих по смыслу на мультфильм Норштейна:

  • “Ежик в тумане” (СССР, 1975 год). Ежик и Медвежонок – друзья. Однажды Ежик отправляется навестить приятеля, но теряет дорогу в густом тумане.
  • “Цапля и журавль” (СССР, 1974 год). Журавль и цапля мечтают пожениться. Однако быть вместе им мешают сложные характеры.
  • “Сеча при Керженце” (СССР, 1971 год). Центральным образом картины стала легенда о граде Китеже, который ушел под воду во время татаро-монгольского нашествия.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Аноним

    Шедевр

    Ответить
  2. Феофан

    Какая-то дичь, но при этом шедевр

    Ответить