Страна: Япония
Жанр: фэнтези, приключения
Год производства: 2001
Режиссер: Хаяо Миядзаки
Актеры: Руми Хиираги, Мию Ирино, Мари Нацуки
Награды и номинации: “Золотой медведь-2002” (победитель), “Сатурн-2003” (победитель), “Оскар-2003” (победитель).
Мир, показанный в этом аниме великим Хаяо Миядзаки, странен, запутан и пропитан тонкими символами. Именно поэтому существует огромное количество различных трактовок – начиная от политических и заканчивая почти фрейдистскими.
Можно предположить, что смысл мультфильма “Унесенные призраками” заключается в том, как важно следовать за зовом сердца. Но для Миядзаки это слишком просто. В этой волшебной, мудрой и немного грустной сказке есть и скрытый смысл.
О чем мультфильм
Краткое описание содержания мультика. Десятилетняя Тихиро Огино вместе с родителями переезжает на новое место. Девочке совсем этого не хочется – там, далеко, осталась ее прежняя школа, остались друзья, по которым она сильно скучает.

Путь семьи лежит через лесопарк, в котором находится парк аттракционов. Он кажется заброшенным, но на самом деле это не так – здесь можно и поесть, и отдохнуть. Проголодавшиеся родители Тихиро тут же отправляются в местное кафе, заказывают кучу разных блюд и принимаются их поглощать. Саму же девочку еда интересует гораздо меньше, чем место, в котором она оказалась.
А место это очень непростое – после заката солнца замершая жизнь возрождается, и на пустынных улицах появляются прохожие… Так Тихиро и ее родители оказываются в ином мире, населенном духами, призраками и монстрами.
Здесь правит бал ведьма Юбаба, которая сообщает, что родители Тихиро съели еду, предназначавшуюся для ее гостей – и наказывает их, превратив в свиней.
Чтобы найти способ освободить себя и своих родителей, вернуться в человеческий мир, Тихиро идет на работу в баню Юбабы. Но сначала она подписывает с ней контракт, и в этой мизансцене присутствует интересная ремарка.
Юбаба замечает, что Тихиро – прекрасное имя, но теперь оно девочке не принадлежит. Ей ведьма оставляет только один иероглиф – “Сэн”. Согласно древнему поверью, люди никогда не называли незнакомцам своего имени – они боялись, что под человеческой личиной скрывается злой дух. Корень страха такой: назвав свое имя злому духу, человек может забыть его – и одновременно забыть “самое себя” – свое прошлое и настоящее. Таким человеком легко управлять – и его легко уничтожить…
В купальнях Тихиро знакомится с девушкой по имени Рин, с дедушкой Камази, и с мальчиком по имени Хаку, который становится ее другом. Работая у ведьмы, Тихиро спасает Безликого – загадочного духа реки, разрывает проклятие и переживает множество других странных и удивительных приключений…
Объяснение концовки
В финале Тихиро удается спасти своих родителей. Одновременно девочка спасает окружающий мир от сидящей в нем “заразы”. Смысл концовки “Унесенных призраками” заключается в том, что Тихиро, как представитель нового поколения, устраняет ошибки тех людей, которые жили на Земле до нее. Одновременно Миядзаки намекает: время можно повернуть вспять. И способна на это только чистая, бескорыстная любовь.
У этого аниме есть и другой конец – сказочный. В финале происходит развязка типично фольклорного сюжета – ведьма просит Тихиро угадать, кто ее родители. Девочка отвечает так: “Мои родители не свиньи”, после чего заклятье разрушается. Объяснение концовки такое: Тихиро повзрослела, и перестала смотреть на мир “детскими” глазами – она поняла, кто она такая, узнала цену всему, что ее окружает, и четко обозначила свою позицию.
Параллельно изменились и другие герои картины: Хаку вспомнил свое имя и покончил со своим рабством у Юбабы. Безликий прекратил бродяжничать и хулиганить, и нашел себе приют. Сын Юбабы выбрался из заточения, побывал во внешнем мире и узнал, что такое дружба. Рин и дед Камази смягчились и стали более добросердечными. Да и сама Юбаба оказалась далеко не такой злобной, как о ней думали.
Возможно, эти метаморфозы также являются следствием взросления Тихиро – на них она тоже посмотрела другими глазами.

Смысл аниме
Мультфильм “Унесенные призраками” в оригинале назывался “Сэн и таинственное исчезновение Тихиро”. По словам Миядзаки, ему хотелось создать картину для десятилетних девочек, которые смогли бы найти в ней героя, который понравился бы им больше всех.
И таких героев в “Унесенных призраками” несколько. Во-первых, это, разумеется, Тихиро, которая проходит путь от капризного и достаточно избалованного ребенка к взрослому, умудренному опытом человеку. Во-вторых, это Хаку – верный друг, помогающий главной героине обрести свободу. В-третьих, это таинственный Безликий, способный ужаснуть и умилить одновременно.
История Тихиро – это история ребенка, который делает важные шаги к взрослению. Суть мультфильма “Унесенные призраками” – в необходимости совершать важные поступки и воспитывать характер… Но это только верхний пласт. У Миядзаки не бывает простых фильмов. “Унесенные призраками” – картина не только для детей, но и для (и, возможно, в первую очередь) для взрослых.
В этом полнометражном аниме поднимается ряд актуальных проблем, умело вплетенных в общий сюжет: в частности, это загрязнение окружающей среды, гиперопека и отрыв от традиций.
Мультфильм перекликается с другим аниме Миядзаки – «Ходячий замок».
Есть здесь и еще одна идея, имеющая более глубокий подтекст, и тонкой нитью протягивающаяся сквозь общую историю. Речь идет об изображении типичной личности XXI века.

Образ купален
Купальни, в которых происходит большая часть действия аниме “Унесенные призраками” – место для омовений в Японии, глубоко связанное с историей этой страны. Однако, традиционные купальни, ярко отражающие японскую культуру в целом, управляются ведьмой Юбабой, которая символизирует иностранное (в частности – европейское), капиталистическое влияние на страну.
Юбаба содержит купальни на основе постоянного финансирования от клиентов-богов, которые прибывают к ней со всего мира. Смысл этого можно понять, если вспомнить историю. Послевоенная Япония пережила всплеск индустриализации и полностью влилась в капиталистический мир. Сейчас это высокоразвитая страна, прекрасно функционирующая в глобализированном мире. Однако, под влиянием чужой культуры, она постепенно забывает свою собственную…
Юбаба – темная сторона капитализма. Вся ее деятельность основывается на принципе поглощения, жадности и корпоративной жестокости. Под влиянием ведьмы все сотрудники купальни превращаются в жадных до наживы существ. Интересным кажется то, что все они похожи друг на друга – словно безликие рабочие в огромных корпорациях. Однако, Юбаба и купальни – это только среда, в которую попадает Личность.
Безликий
Настоящим лицом XXI века является не Тихиро, а именно он. Именно таков портрет современного человека. Смысл этого можно понять, если снова обратиться к истории.
В 19 и 20 столетиях Личность считалась могучей силой, подавляемой обществом. Однако, с началом промышленных революций и с запуском процесса глобализации лицо Индивидуума постепенно изменялось. В современном мире, где почти не существует границ между странами и стало возможно свободно получить почти любую информацию, человек стал как никогда одиноким.

С развитием больших корпораций значение личности как таковой начало сильно уменьшаться. Многие чувствуют духовную пустоту – разумеется, этим не преминули воспользоваться…
Смысл в том, что современному человеку в течение многих лет навязывается философия потребления. При этом желание самореализации заменяется желанием приобретения всевозможных благ. На смену Эпохи Личности пришла эпоха Потребителя.
Безликий – это невероятно одинокая личность, отчаянно ищущая свое место в жизни. Вначале он тянется к Тихиро, отнесшейся к нему с большим сочувствием. Но вскоре он попадает под дурное влияние персонажей, населяющих купальни. Видя, как местные работники ценят золото, он попытался купить их расположение. Точно так же поступают и многие современные люди – душевную пустоту они заполняют поглощением всего материального, а дружбу и любовь заменяют торгово-рыночными отношениями.
Жадность Безликого к еде символизирует бесконтрольное и бездумное потребление всевозможных товаров и услуг. Но это не то, что нужно человеку на самом деле… Постоянное поглощение Безликим еды и других существ приводит к тому, что он становится монстроподобным. Но при этом главным его желанием все также является Тихиро – девочка, которая отнеслась к нему по-человечески.
Интересна мизансцена, в которой Тихиро дает Безликому горький пирожок. В разборах аниме “Унесенные призраками” зрители отмечают, что с ним происходит катарсис (в переводе с древнегреческого – возвышение, очищение и оздоровление. Это сопереживание высшей гармонии в трагедии, имеющее воспитательное значение). В современной психологии под катарсисом понимается высвобождение психической энергии, в результате чего уходит тревога, и человек начинает лучше понимать себя.
У Безликого духовное очищение связано с очищением физическим. Он буквально избавляется от нечистот и пагубного влияния коррумпированного общества. В итоге его история заканчивается хорошо, и он попадает в среду, свободную от негативного влияния. Под надзором сестры Юбабы, этот дух должен найти настоящего себя – и свое место в это мире.
Так о чем же аниме?
Разгадка мультфильма “Унесенные призраками” “по Миядзаки” такова: человек может найти душевное спокойствие только там, где будет свободен от постоянного влияния философии поглощения.
Неважно, будет ли это физическое тело, или духовное состояние: главное помнить, что в нашем огромном мире человек все равно остается Личностью – полноценной и уникальной. Чтобы продолжать быть таковым, необходимо просто перестать вскармливать потребителя в себе.
крутяк