Страна: Латвия, Франция, Бельгия
Жанр: семейный, анимация, приключения
Год производства: 2024
Режиссер: Гинтс Зильбалодис
Награды и номинации: премия киноакадемии Европы в 2024 г. за лучший мультипликационный фильм; номинация в категории «Особый взгляд» кинофестиваля в Каннах; призы жюри и зрительских симпатий фестиваля анимационных фильмов в Анси; лучший анимационный фильм по версии кинокритиков изданий Нью Йорка.
Смысл мультфильма «Течение» («Straume»), получившего заслуженные восторженные отзывы зрителей, можно было бы назвать легко читаемым, если бы не пара моментов. Они кажутся нарочито встроенными в детскую картину для придания ей большей глубины с претензией на особый авторский взгляд. Попробуем дать им объяснение, не забыв об общей идее этого анимационного фильма.
О чём мультфильм
Мы наблюдаем за главным героем «Течения» – симпатичным котом. Он живёт в доме, вероятно, когда-то принадлежащему скульптору — неподалёку мы видим множество кошачьих скульптур. Как-то раз кот сталкивается с собачьей стаей. В процессе погони животных настигает врасплох гигантский поток воды, заполоняющий всё вокруг. Коту удаётся спастись, выйдя на сушу. Немного побродив с псом – белым лабрадором, оторвавшемся от стаи, кот возвращается домой.
Вода подымается. Пёс спасается на лодке с другими собаками. Кот же остаётся на верхушке огромной статуи. Ему удаётся запрыгнуть на проплывающую неподалёку другую, деревянную парусную, лодку, в которой расположилась капибара.
Позже компания становится ещё более разношёрстной. К героям присоединяется лемур, которые увлечён сбором различных предметов, оставшихся от когда-то живших здесь людей (последних в мультике мы так и не увидим). Они встречают уже знакомого коту лабрадора. Также в группу вступает птица-секретарь, ранее атаковавшая кота, а затем, наоборот, защитившая его перед своими сородичами и повредившая в результате этой стычки крыло.
Животные путешествуют впятером. По дороге они учатся взаимодействовать, оказывать друг другу посильную помощь. Путь проходит мимо гигантских каменных столбов и по затопленному городу. Герои встречают огромного кита, который один раз даже достает кота из воды.
Ближе к вынужденному концу своего путешествия герои принимают решение спасти заблокированных со всех сторон водой четырёх псов – тех самых, из стаи. «Гости» вносят лёгкий хаос в сложившиеся отношения внутри группы – в отличие от главных героев они ещё не научились слаженным действиям и взаимовыручке.
Лодка попадает в шторм. Кот оказывается за бортом. Он забирается на возвышенность, где встречает своего друга птицу-секретаря. Внезапно вокруг возникает поток света. Птица улетает вместе с этим потоком. Кот возвращается к воде. Он бросается в неё, чтобы догнать свою парусную лодку, но тщетно.
После шторма вода начинает быстро уходить. Из неё появляется суша. Кот бродит по лесу, где встречает лемуров, в том числе своего попутчика. Лемур показывает ему, где находится парусная лодка с остальной компанией животных – она опасно повисла на дереве над пропастью. Вместе им удаётся вытащить из неё друзей. Собаки за исключением лабрадора тут же отвлекаются на погоню за зайцем. Как и в начале, предшествующем путешествию кота, мимо пробегает стадо оленей. Герой бежит за ними и оказывается перед лежащим на суше тяжело дышащим китом.
Четверо друзей глядят в своё отражение подобно тому как в начале смотрел на него главный герой.
В сцене после титров нам показывают плывущего в воде кита.
Смысл мультфильма
Казалось бы смысл «Течения» довольно прост: животные учатся взаимодействовать друг с другом в экстремальных условиях и таким образом становятся друзьями. Это ясно уже из поверхностного описания картины. Как минимум это является основным её содержанием.
Иронично, что главным героем и инициатором взаимопомощи (поначалу невольным) является кот – животное, имеющее славу независимого и зачастую эгоистичного. Правда, сам режиссёр в интервью говорил: люди увидели эту «духовную трансформацию» героя, но не заметили, как изменился, например, лабрадор. А ведь он, наоборот, вначале страдал из-за своей излишней доверчивости, ища кого-то, кто сказал бы, что ему делать. К финалу же он обрёл некую самостоятельность, стал, можно сказать, более ответственным.
Забавно, что самому режиссёру при работе над «Течением» пришлось впервые работать с большой группой людей (ранее он делал свои произведения почти целиком самостоятельно) и учиться взаимодействовать в команде.
Ценно в «Течении» то, что трансформации происходят с животными, не являющимися антропоморфными. То есть, в отличие от многих мультфильмов, они не копируют поведение людей. В большинстве случаев они ведут себя именно как животные – довольно реалистично. Не совсем, конечно: несколько условных допущений автор всё же сделал. Уж слишком быстро герои умнеют. Например, легко учатся управлять парусной лодкой.
Помимо названного смысла автор оставляет место для тайн и поиска их разгадок. Так, непонятно, куда исчезли люди. Судя по всему, они были здесь не так уж и давно. Хотя время действия тоже под вопросом. Мы видим знакомые нам простые предметы, но почему-то не наблюдаем более сложных продуктов цивилизации. Как будто потоп произошёл не в наше время, а на пару сотен лет раньше. А затопленный город вообще представляет собой гремучую смесь из сооружений, относящихся к древним культурам разных народов.
Второй вопрос, который возникает после просмотра, относится к потоку света, «забравшего» птицу-секретаря. Что это было? Некоторые полагают, что таким образом был реализован сюжетный поворот: птица жертвует собой, после чего вода отступает. Трактовка логичная, но к чему этот элемент сюрреализма?
Разбор скрытого смысла, возможно, таящегося в этих моментах, режиссёр «Течения» делать не собирается. Он настаивает на том, что каждый при желании найдёт его для себя сам. Но при этом Гинтс Зильбалодис напоминает, что придуманный сюжет продиктован прежде всего потоком его фантазии. Автор признаётся, что первоначальная задумка была в том, чтобы создать для такого «водобоязливого» животного как кот суровое испытание в качестве толчка для внутренних изменений. А что может быть суровее для него, чем целый потоп? Остальное появлялось в сценарии больше по наитию. Постапокалиптический антураж поначалу вовсе не входил в планы.
Относительно людей режиссёр в интервью предлагает свою «догадку», не претендующую на приоритет перед зрительскими вариантами. Он говорит, что, возможно, люди не погибли. Они ушли куда-то по собственной воле. Уж не в лучший ли мир, куда, очевидно, отправилась и птица-секретарь? Ведь по крайней мере намёки на религиозные отсылки в «Течении» есть. Само путешествие героев как минимум напоминает библейскую историю о Ноевом ковчеге.
Объяснение концовки
Смысл концовки мультфильма «Течение» – в своеобразном закольцовывании истории. Ведь первый кадр, который мы видели, – это кот, смотрящий на своё трепещущее отражение. В концовке уже четверо героев, включая главного, смотрят на зеркальную гладь. И она постепенно успокаивается: кот обрёл настоящих друзей и эта дружба способна утихомирить «дрожь воды», коей явился потоп.
Печально, что большой кит (возможно, он олицетворяет великую, но погибшую цивилизацию) остаётся умирать на суше. Правда, режиссёр, уже заканчивая работу над произведением, в порядке импровизации решил добавить сцену после титров. И в ней кит благополучно плывёт, находясь в своей стихии – такой прощальный лучик надежды от авторов.
Похожие мультфильмы
«Дикий робот» (США, 2024): робот в результате кораблекрушения попадает на остров, кишащий разнообразными животными, и находит с ними общий язык;
«Спирит: Душа прерий» (США, Канада, 2002): мультфильм о жеребце, имеющий с «Течением» общую черту – здесь животные также не говорят по-человечески;
«Букашки» (Франция, 2006-2012): немного странный, но милый и забавный мульт сериал про насекомых;
«Бэйб: Поросенок в городе» (Австралия, США, 1998): приключенческий фильм (не мультфильм) о поросёнке с настоящими животными в ролях.
Похожие игры
Хочется также упомянуть две компьютерные игры, с которыми мультфильм «Течение» имеет немало сходств. Во-первых, это нашумевшая «Stray» (в переводе: «Бродячий»), посвящённый путешествию кота в постапокалиптический мир, населённый дружелюбными роботами. Во-вторых, это добрый и милый «Little Kitty, Big City.» (в переводе: «Маленький котик, большой город») о приключениях кота в мегаполисе.
Чушь. Сюжет закольцовывается, но только в том, что грядет еще большая волна, в результате чего весь мир затоплен, что явствует из сцены после титров. А герои, соответственно, гибнут. И сидя перед лужей они прощаются.