Страна: Дания, Нидерланды, Швеция, Германия, Великобритания, Франция, Финляндия, Норвегия, Италия
Жанр: триллер, драма, детектив
Год производства: 2003
Режиссер: Ларс фон Триер
Актеры: Николь Кидман, Пол Беттани, Харриет Андерссон
Слоган: “Кто выживет в жутком городе?”
Награды и номинации: В 2003 году фильм был номинирован на Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале
“Догвилль” Ларса фон Триера – философская и крайне жестокая картина. Рассказывая историю современных Содома и Гоморры, рассуждая о добре и зле, режиссер приходит к неожиданному, хотя и спорному выводу.
Смысл фильма “Догвилль” (Dogville) по Триеру заключается в том, что жестокость в определенных ситуациях более конструктивна, чем безграничная доброта.
О чем фильм
Краткое описание содержания фильма “Догвилль”. 30 годы ХХ века. Грейс, привлекательная молодая женщина, пытаясь спастись от банды гангстеров, оказывается в небольшом городке, который называется Догвилль.
Город живет по собственным традициям и управляется одним человеком, считающим себя моральным и духовным лидером. Грейс прибывает в город аккурат в тот момент, когда на позицию стареющего лидера претендует его сын Том – писатель, который пока еще ничего не написал.
Именно он обнаруживает прячущуюся девушку и предлагает ей остаться в городе. Жители Догвилля относятся к этой идее скептически – они не готовы принять у себя чужака и тем самым подвергнуться риску нападения гангстеров. Однако Том убеждает их, что Грейс нужно приютить. Самой же Грейс он предлагает доказать горожанам, что она хороший человек. На это община решает дать ей две недели: в течение этого времени девушка должна завоевать любовь жителей Догвилля.
Грейс соглашается. Каждый день она выполняет мелкие поручения жителей городка. Постепенно те привыкают к ней и даже признают, что с ее появлением жизнь в Догвилле изменилась к лучшему.
Самой Грейс Догвилль начинает по-настоящему нравиться: у нее появляется работа с зарплатой и друзья. По истечении двухнедельного срока проводится голосование, на котором единогласно решается, что Грейс может остаться в Догвилле до тех пор, пока это необходимо. Постепенно жизнь налаживается настолько, что жителям Догвилля кажется, будто Грейс всегда жила с ними. Том признается девушке в любви, и та отвечает ему взаимностью.
Во время празднования Дня независимости в Догвилль приезжает полиция: офицер вешает на стену плакат с изображением Грейс и сообщает, что та разыскивается в связи с подозрением в участии в ограблении банка. Жители городка убеждают полицию в том, что их подопечная невиновна: на момент преступления она находилась среди них.
Полиция уезжает, а жители собираются на совет, на котором Том сообщает удивленной Грейс, что из-за нее Догвилль подвергся новому риску. В связи с этим она должна работать вдвое больше, но платить при этом ей будут меньше. Такой вариант устраивает всех, кроме Грейс, которая, однако, соглашается. Так она из приятной соседки-помощницы превращается практически в рабыню.
Из-за сильной нагрузки качество работы Грейс ухудшается, и недовольные жители городка все чаще предъявляют ей претензии. Постепенно она теряет уважение людей – женщины относятся к ней с презрением, а мужчины делают грязные намеки. Апогеем всего становится изнасилование – и происходит это в тот момент, когда в городок в очередной раз приезжает полиция, то есть, когда Грейс оказывается наиболее уязвимой.
Объяснение концовки
Ближе к финалу жизнь Грейс становится настолько невыносимой, что она решается сбежать. Побег не удается, жители Догвилля “официально” объявляют ее общей рабыней и лишают свободы.
Все относятся к ней с презрением, а мужчины принуждают ее к сексу по ночам. Единственный, кто до сих пор не был с Грейс – это Том. Впрочем, ближе к концу картины Грейс уже прекрасно понимает, что он собой представляет. Когда Том предлагает ей секс взамен на улучшение ее положения, девушка отказывает ему. Уязвленный этим, он связывается с гангстерами и сообщает им, что Грейс находится в Догвилле.
Вскоре прибывают гангстеры, и выясняется, что Грейс – дочь главы преступной группировки. Она убежала от него, потому что не хотела быть замешанной в темных делах.
Грейс освобождают, и она разговаривает с отцом, который упрекает ее в своеобразном альтруизме: она старается жить, руководствуясь нравственностью и моралью, но от других этого же не требует, за что и страдает. Постепенно он подводит дочь к мысли о том, что та должна наказать городок.
Поколебавшись, Грейс соглашается. Гангстеры убивают всех жителей (кроме Тома, которого Грейс убивает сама) Догвилля и сжигают городок. Уцелеть остается только псу по кличке Моисей.
На первый взгляд, объяснение концовки довольно простое: Грейс просто воспользовалась “правом сильного”. Но “Догвилль” – это не просто фильм о возмездии. Эта картина со скрытым смыслом, снятая фон Триером, известнейшим философом и циником, и пропитанная ветхозаветными и новозаветными символами, далеко не так проста.
Смысл концовки фильма “Догвилль” можно понять, проанализировав разговор Грейс и ее отца. В ходе беседы он называет ее высокомерной.
Смысл в том, что упорно не давать людям наказание, которого они настойчиво добиваются – высшее проявление высокомерия. Безусловное прощение может стать изощренной пыткой. Прощая людям все более и более гнусные поступки, мы позволяем им почувствовать собственную аморальность и внутреннее уродство. Именно этого они не могут простить – люди ненавидят ощущение собственного убожества.
Так уж получилось, что мы любим не столько самих людей, сколько состояние, в котором мы находимся, общаясь с ними. Общаясь с Грейс, горожане чувствовали себя виноватыми, грешными, несовершенными. Им хотелось избавиться от этого чувства, а для этого требовалось избавиться от Грейс. Без сомнения, не появись в конце банда гангстеров, они бы ее убили.
То есть смысл в следующем: они дали себе право поступать с ней уродливо – она же дала себе право поступить с ними так, как посчитала нужным.
Смысл фильма
Несмотря на драматический сюжет, “Догвилль” представляет собой достаточно ироничное произведение. Здесь происходит столкновение историй из Ветхого и Нового заветов.
На отшибе, вдали от крупных поселений, живет несколько совершенно обычных людей – не без недостатков, но в целом – вполне безобидных и законопослушных. Они следуют правилам сообщества, в котором живут. Благодаря этому в городе царит доброжелательная атмосфера. Все всем довольны. Один лишь Том Эдисон испытывает что-то вроде экзистенциального кризиса.
В целом уклад жизни городка соответствует понятиям Ветхого завета, который включает в себя не только притчи и деяния древних пророков, свидетельствующих о Христе, но и конкретный свод правил, которые, по преданию, были даны людям через Моисея самим Богом.
Суть фильма “Догвилль”с Николь Кидман можно понять, если обратить внимание на одну – особенную – заповедь. Она звучит так: “Око за око”. Смысл этой заповеди не в том, что, преступив закон, ты будешь наказан, а в том, что наказание за совершенное преступление должно быть соизмеримым.
Однажды в городе появляется девушка по имени Грейс (в переводе с английского, Grace – милость, или благодать), которая символизирует Новый завет, рассказывающий о деяниях Мессии – Христа. Иисус не отменил все принципы Ветхого завета, но дал людям другие заповеди, одна из которых звучит так: “Кто ударит тебя в правую щеку, то поверни к нему и другую”. Смысл – в прощении и милосердии.
Именно этим (прощением) и занимается Грейс. Не жалея себя, она всячески помогает людям. Она прощает их, даже когда они переходят все грани.
Именно в этом, по мнению фон Триера, и заключается главная проблема Нового завета. Человеку нужен контроль и страх – иначе он теряет чувство меры.
Получая доброту и любовь, человек не может остановиться – он требует еще больше доброты и любви. Позволяя жителям Догвилля паразитировать на себе, из любимицы сообщества Грейс превращается в их рабыню.
Однако не стоит торопиться сравнивать Грейс с Христом (скорее уж с Иешуа. Впрочем, едва ли фон Триер знает о его существовании). В Грейс есть черты и Лилит, которая, согласно апокрифам, была первой женой Адама и хотела быть во всем равной ему, но не получила такой возможности. Вынужденная покинуть Рай, Лилит заключила союз с дьяволом. Желая отомстить Адаму, она через змея заставила его сорвать запретный плод. Художники часто изображают Лилит как рыжеволосую женщину, сплетшуюся в объятиях со змеем. Грейс – тоже рыжая…
В некоторых разборах картины зрители предполагают, что доброта главной героини “Догвилля” – это антихристова доброта, дьявольское искушение.
В финальном разговоре с отцом (согласно некоторым трактовкам, он воплощает собой ветхозаветного Яхве, от гнева которого Лилит и сбежала) присутствует ключевая фраза: “Твоя доброта – это и есть высокомерие”. Речь здесь идет о безграничной, безмерной доброте.
Грейс продолжает жить в Догвилле даже после того, как жители городка садятся ей на шею. Она объясняет это тем, что они слабы, их нужно понять и простить. Однако, говоря это, она возвышает себя, чем демонстрирует догвилльцам, что они хуже нее и провоцирует конфликты. Милосердие по Триеру – типичная уловка дьявола.
Впрочем, едва ли режиссер (убежденный атеист) ставил перед собой цель критику христианства. Скорее, его идея заключалась в критике псевдохристианства и лжегуманизма, которое, по ему мнению, демонстрирует западная цивилизация.
Сжигание города в финале символизирует ХХ век со всеми его ужасами. А виновником всего выступает Том Эдисон, воплощающий интеллигенцию, которая, руководствуясь “благими намерениями”, постоянно подводит человечество к революциям и войнам.
В конце картины выживает только пес Моисей. Смысл в том, что Новый завет не нужен примитивному человеку – он может жить только по принципам Ветхого завета – по принципам принуждения и страха.
Похожие фильмы
Вот несколько фильмов, похожих на “Догвилль” по смыслу:
- “Танцующая в темноте” (Дания, Швеция, 2000 г). Сельма теряет зрение, но, тем не менее, продолжает работать. Она любит музыку и надеется на лучшее;
- “Рассекая волны” (Дания, Швеция, 1996). Бесс мечтает, чтобы ее муж, Ян, постоянно был рядом. После несчастного случая на буровой Ян становится инвалидом;
- “Охота” (Дания, Швеция, 2012). Главный герой борется за право опеки над сыном.
Догвилль — Собачий город
Смотрела этот фильм. Он просто потряс меня. Я тогда подумала, что Грейс просто Христос в теле женщины.
Христос всех убил?
На месте Грейс я бы давно ушла из этого города. она не ушла. и большой вопрос: ПОЧЕМУ???
Уходить некуда. Да и от себя не убежишь. Выбрал сценарий «высокомерно прощать», жди качели «злостно мстить»
Почему не ушла? Да заигралась она со своей добротой и попала в ловушку. А по факту она оказалась такой же как и они. Вывод: Во всём нужна мера и разумность.
Она бы могла в любое время убежать
Человек сделал свой выбор! У нас у каждого есть право это делать. Хорошо это или плохо, приводит нас к Выбору. Воспитывайте своих детей, как это делает отец- своей любовью, к своему ребёнку.
Здравствуйте. Я постоянно в роли Грейс, и постоянно борюсь с людьми. Меня пытаются использовать все. Я очень добрый человек. Но я сильная и умная. Поэтому часто вижу перед собой лица, которые можно было бы назвать иллюстрацией выражения ” соляной столб”. В тот момент, когда их сбиваешь с шеи пинком. Я хотела бы любить людей, но я их ненавижу.
Грейс не боролась с людьми и с их недостатками, она их оправдывала.
Ваша доброта принимается за слабость теми людьми, которые привыкли от жизни быстрей брать, а вы, отдавая им свое тепло, не чувствуете меры, и когда нужно уже это прекратить. Вы должны рулить этим, не ждать когда ноги свесят, и тогда не будет обидно.
….ооочень люблю монолог отца в самом конце фильма……звериное начало в людях можно загнать внутрь только так….только ответной агрессией….конец фильма прекрасен….
Если люди не могут осознанно контролировать свои негативные качества, то только так и не иначе….
Нельзя постоянным прощением взращивать в людях дьявольские качества, таким образом такой человек сам становится в итоге дьяволом.
“Получая доброту и любовь, человек не может остановиться – он требует еще больше доброты и любви”.
Да разве ж можно, такой фразой всех людей “под одну гребёнку”?
Что за перевёрнутые понятия и навязывание ярлыков на всё общество в целом?
“Не упрощайте сложное и также не усложняйте простое, и то и другое – ошибка.”
Получая доброту и любовь, оба не могут остановиться – им хочется ещё больше доброты и любви.
Несомненно, такие люди-паразиты существуют, но это не врождённое их качество – отвечать жадностью на доброту и любовь, а всего лишь неумение отвечать по другому – добротой и любовью.
К чему же придёт человек прочитавший такою статью – не стоит проявлять доброту и любовь?
Око за око, жизнь за жизнь?
Это только лишь приведёт к тому что “Если бы весь мир будет жить по заповеди “око за око”, очень быстро, все люди станут слепыми.”
Все. Слепыми!
Именно способностью прощать и двигаться дальше, человек отличается от животных, с их рефлексами “сожри или умри”
5 человек поставившие нет, оказались очень глубоко понимающими опасность выводов автора этой статьи.
“Неумение отвечать по-другому” – это тоже выскомерие и позиция ” я выше”. Фильм гротескный, конечно, но в жизни нужно лупить таких и “объяснять” им на их языке. И тогда они станут немного лучше.
Что делать , если изначально родился таким ?
Затрудняюсь ответить. Надо самой побывать в шкуре героини, прочувствовать ситуацию на себе.
Всё живое покоряется сильному!Добро никто не ценит.
Вывод.
Мне пора давно покинуть свой милый маленький городок, но я все жду чего-то. Кажется вот вот и все наладится, но не стоит так долго засиживаться. С благодарностью к автору🙏