Кто такой «Пустой человек» и что такое тульпа: разгадка триллера 

Дейл и Фролова Смысл фильма

Страна: США, Великобритания, ЮАР

Жанр: триллер, мистика, детектив

Год производства: 2020

Режиссёр: Дэвид Прайор

Актёры: Джеймс Бэдж Дейл, Саша Фролова, Марин Айрлэнд, Аарон Пул, Стивен Рут

Слоган: «В первую ночь ты услышишь его. Во вторую ночь ты увидишь его. В третью ночь он найдёт тебя».

Сюжет фильма «Пустой человек» основан на одноимённых комиксах Каллена Банна и Ванессы Дель Рей, однако достаточно сильно от них отличается. Режиссёр картины Дэвид Прайор привнёс в картину множество собственных идей. И похоже, что сценарий фильма «Пустой человек» стал неким гибридом ранних сценарных наработок Прайора и сюжета комикса. Попробуем разобраться в том, что получилось, предложить свою трактовку и ответить на возникшие после просмотра вопросы.

О чём фильм

Сделаем детальный разбор сюжета фильма.

1995 год. Четыре любителя горных походов: Фиона, Рути, Грег и Пол – отправились в Бутан, в долину Ура. Они переходят через подвесной мост. Там Пол слышит что-то наподобие низкого звука при дуновении в трубку. Он идёт на него и проваливается в пещеру. Грег спускается туда на верёвке, чтобы выручить друга, и обнаруживает того в трансе сидящим напротив огромного скелета с множеством конечностей. Пол произносит «Тронешь меня и умрёшь». Однако Грегу ничего не остаётся кроме как нарушить странный запрет, чтобы вытащить друга из пещеры.

Джеймс Бэдж Дейл
Джеймс Бэдж Дейлв роли Джеймса Ласомбра. Кадр из фильма.

Ребята относят остающегося без сознания Пола в стоящую неподалёку хижину. В одежде парня Рути обнаруживает трубку из кости. А на его руках следы порезов, словно он пытался перерезать вены. Начинается снегопад. Оставшись рядом с Полом, Рути дует в костяную трубку и слышит какой-то шум в соседней комнате.

На второй день Фиона и Грег идут осмотреться, чтобы найти помощь. Рути в их отсутствие видит снаружи хижины зловещую фигуру, которая бросается на неё. Девушка успевает запереть дверь. Тут же возвращаются Фиона и Грег – они никого не обнаружили в округе.

На следующее утро Рути просыпается от ощущения, что Пол произносит какие-то странные звуки над её ухом. Друзья обнаруживают, что Пол ушёл к тому месту, где недавно упал. Парень, оставаясь в трансе, сидит в позе лотоса и дует в костяную трубку. Рути, встретившись с ним взглядом, достаёт нож, убивает Фиону и Грега и падает в пропасть сама.

Мы переносимся в 2017 год в город Вебстер Миллс в Миссури, США. Здесь находится главный герой фильма – бывший полицейский Джеймс Ласомбра. Он живёт один, держит магазинчик средств личной защиты. У героя День рождения, который он также проводит в одиночестве. После он встречается с Амандой, дочерью своей бывшей любовницы Норы. Девушка напоминает ему о произошедшем год назад трагическом событии – как мы узнаем позже, гибели жены и сына Джеймса (об этом же герою также служит напоминанием постоянно повторяющаяся в его голове фраза: «Где ты был?»). Аманда говорит что-то о силе мысли, которая приходит, словно сигнал по секретным проводам, и о нереальности этого мира. Джеймс воспринимает её слова со скепсисом.

Утром герой принимает антидепрессант Доксепин и навещает Нору, сообщившую ему о пропаже дочери. Аманда исчезла, написав кровью животного на зеркале надпись «Пустой человек заставил меня сделать это». Джеймс приступает к поискам. В дневнике девушки, полном мрачных картинок и зловещих текстов в духе «Он здесь, он там, он идёт по пятам», герой находит флаер с названием организации Институт Понтифик. На оборотной стороне флаера надпись: «Тульпа».

Марин Айрлэнд
В роли Норы Куайл снялась Марин Айрлэнд. Кадр из фильма.

Джеймс встречается с подругой Аманды Даварой Уолш. Девушка, явно находится в состоянии тревоги. Она оглядывается на странных молодых людей, сидящих неподалёку в позе лотоса. Давара рассказывает Джеймсу о городской легенде. Согласно ей, если пойти на мост, найти там пустую бутылку, дунуть в неё и призвать некого Пустого человека, то он проявится в этом мире. В первый день призвавший услышит его, во второй – увидит. В третий день Пустой человек настигнет призвавшего. Оказывается, Аманда и Давара с друзьями осуществили этот ритуал. Более того, после этого на мосту появилось некое существо, издающее низкий звук как при дуновении в трубку.

Ребята пропали. Во дворе дома одной девушки из компании Лисы Шварц Джеймс находит труп собаки – вероятно, той, чей кровью была сделана надпись на зеркале. Дома у неё – зловещие картинки, флаер Института Понтифик и не выключенный телевизор, показывающий фильм «Египтянин» 1954 года. В нём звучит диалог главных героев картины Синухета и Хоремхеба. Они только что спасли жизнь человека, молящегося лику солнца как единому богу. Спасённый говорит друзьям: «Бог грядёт».

Джеймс отправляется на мост, находит там пустую бутылку, дует в неё, а после обнаруживает под мостом тела всех членов компании подростков – кроме Давары и Аманды. Рядом начертаны слова: «Пустой человек заставил меня сделать это». Далее нам показывают, как Аманду убивает с помощью ножниц зловещая чёрная фигура – наподобие той, что видела Рути в начале фильма. В реальности же девушка наносит смертельные раны сама себе. Позже представитель полиции рассказывает, что рядом с телом Давары нашли надпись: «Пустой человек». И это не первый подобный случай: три недели назад мать скормила своего новорождённого ребёнка бродячим собакам, также ссылаясь на Пустого человека – якобы он ей что-то нашёптывал.

Джеймс принимается искать в интернете информацию об Институте Понтифик. Попутно он находит сводку о трагедии, произошедшей с любителями походов и показанной в начале фильма, а также об инциденте в хижине в лесу Миссури – там погибли несколько членов оккультного ордена, которым на самом деле и является Институт Понтифик. Если точнее, это секта культа судного дня (общее название для культов, ожидающих конца света и предлагающих прихожанам спасение). Также Джеймс находит описание термина «тульпа»: это фантом, созданный при помощи силы мысли. Существует даже «формула создания тульпы»: «Мысль + Концентрация + Время = Плоть».

подростки в темноте
Кадр из фильма.

Измотанная Нора приходит к Джеймсу и извиняется за близость, которая когда-то случилась между ними.

Ночью Джеймс слышит шорох в своём доме и видит зловещую тень под дверью, ведущую в прихожую. Входная дверь оказывается открытой – кажется, в доме действительно кто-то был.

Утром герой, приняв антидепрессант, отправляется в Институт Понтифик. Там ему вручают анкету со странными вопросами – подобные раздают всем новичкам. В коридоре мы видим картину с изображением той самой хижины из начала фильма. В актовом зале Артур Парсонс (вероятно, лидер культа) в своей проповеди рассказывает о том, что каждый человек уже самодостаточен – ему не нужно ничего искать. Всех связывает великое небытие, ничто. Когда-то люди были в этом небытии одним целом и когда-нибудь снова станут этим целым. Это послание Пустого человека – он призывает людей открыть истинный облик вселенной.

В этих словах Джеймс находит много общего с буддизмом. Он даже иронизирует над Артуром: «Я думал, вы скажете: «Намасте» (индийское и непальское приветствие на санскрите). Впрочем, Джеймса заимствованием из других религий не удивить, ведь он вырос в Сан-Франциско – городе, где религиозные течения причудливо смешивались между собой в различных культах. Артур говорит, что Пустой человек – это медитация. В ней можно стимулировать пространство человеческой мысли с помощью неких векторов, сравнимых с вирусом.

Ещё он рассказывает, как мы с помощью повторений теряем суть вещей. Так, повторяя своё имя многократно мы превращаем его в белиберду. Или, например, глубокая цитата Ницше «Если долго смотреть в бездну, бездна начинает смотреть в тебя» из-за многократных повторений потеряла суть.

В конце концов Артур делает заключение: «Если даже базовый смысл можно убить таким простым упражнением как повторение, то что правдивее: ваше имя или белиберда? Это и есть Пустой человек». На прощание проповедник выражает свою радость по поводу того, что Джеймс вернулся. Хотя последний убеждён, что он здесь впервые.

Саша Фролова
Саша Фролова в роли Аманды Куайл. Кадр из фильма.

Джеймс принимается исследовать здание Института. Он видит группу людей, сидящих в трансе в позе лотоса и смотрящих на чёрное изображение. Другая группа в подвале повторяет мантру: «Из мыслей рождаются сны, из снов – сила, из силы — мост, из моста – человек, из человека – мысли». Люди дуют в пустые бутылки и призывают Пустого человека. Но видят лишь зашедшего к ним Джеймса, которого тут же выдворяет охрана.

На улице один из постояльцев говорит, что то, что изучает Институт Понтифик – это нечто иного плана, что-то извне. Парень рассказывает, что видел Аманду. Сейчас она на юге штата – в лесу, недалеко от моста через реку Мерамек, в лагере по подготовке более продвинутых прихожан.

Джеймс отправляется туда. Однако лагерь пустует. В здании он находит папки с документами, собранными на всех друзей Аманды. На отдельной красной папке – имя самого Джеймса. Но папка пуста.

В другом заброшенном здании герой находит ободранного плюшевого медведя и телевизор с видеомагнитофоном. Джеймс вставляет в него кассету с надписью «Воплощение 13». На видео группа людей произносит ту же мантру, что и люди в подвале Института Понтифик. Возникают помехи. Неподалёку от людей появляется странный человек. Через некоторое время он вскрывает себе живот и начинает рисовать на стене своими внутренностями кого-то сидящего в позе лотоса. Джеймс находит это изображение рядом, на стене.

Джеймс выходит из здания и, перейдя через небольшой мост, натыкается на большую группу людей, прыгающих вокруг костра. Заметив постороннего, толпа людей бросается на него. Герой едва успевает спастись бегством на автомобиле.

Джеймс рассказывает о происшествии полиции, но там ему не слишком доверяют и вообще недовольны его попытками вести расследование самостоятельно. Герой предупреждает Нору об опасности и отправляется домой. Ночью он просыпается и видит чёрную фигуру, которая пропадает, когда Джеймс берёт в руки биту. Затем звучит звонок в дверь. На крыльце кто-то оставляет Джеймсу плюшевого медведя из лагеря Института Понтифик.

похороны героя
Кадр из фильма.

Утром третьего дня Джеймс решает не принимать антидепрессант. Он следит за членами культа. Те отправляются в больницу, где поклоняются человеку, пребывающему в коме. В этом человеке можно узнать Пола – видимо, он так и не вышел из своего состояния. Джеймс похищает одного из оккультистов – того самого парня, давшего наводку на лагерь в лесу. Тот излагает скрытый смысл увиденного Джеймсом: Пол – своего рода антенна, настроенная на определённые частоты, проходящие только через него. Мысль, идущая от чего-то тёмного и вездесущего, материальна и передаваема. И обычным людям она транслируется через реалистичные кошмары. Но раз в тысячу лет приходит тот, кто способен воспринять сигнал из глубин чёрного бесконечного хаоса напрямую – Пустой человек, мост к человечеству.  Таким и является Пол. Люди через него будут заражаться тёмной сущностью и многие уже заражены – даже Джеймс. Герой пытается выпытать у парня, где Аманда. Тот отвечает, что девушка на мосту, которого на самом деле нет.

Ночь. Над городом сгущаются чёрные тучи. Джеймс опять проникает в Институт Понтифик. Там он находит папку с надписью «Воплощение 14», документами о госпитализации и фотографиями лежащего в койке Пола. Внутри есть ещё одна, красная папка с именем самого Джеймса. Но на этот раз она наполнена документами с различной информацией и вырезками из газет. В этих вырезках детали биографии некого бывшего полицейского, у которого также погибли жена и ребёнок, который также принимает антидепрессант, который также держит магазин. В одной из них мелькает его фотография, но это не Джеймс. Находится даже распечатка сделанного в интернете заказа на покупку того самого плюшевого медведя. А ещё есть фотография, на которой Джеймс сидит где-то в подвальном помещении в обнажённом виде.

Джеймс возвращается в больницу. Медсестра рассказывает, что Пол (это имя она не произносит – в больничных бумагах оно не указано) поступил в больницу примерно в 1995 году – как раз после происшествия в горах. Его содержание оплачивают посетители – члены культа.

Объяснение концовки

Смысл концовки фильма «Пустой человек» пытались нам передать через своих персонажей сами авторы. Получилось это у них несколько сумбурно – так, что далеко не все поняли разгадку происходящего. Попробуем её разъяснить.

Итак, в концовке герой обнаруживает Аманду в палате, где находится Пол. Джеймс звонит Норе, чтобы сообщить радостную весть, но та не узнаёт его.

Аманда даёт объяснение происходящему. Дело в том, что некая сущность посылает сигнал в этот мир через носителя. Однако такие носители встречаются крайне редко, ведь они должны обладать набором определённых качеств и справляться с нагрузками на мозг.

Последнего (Пола) пришлось ждать пятьсот лет. Чтобы не тратить столько же на поиски следующего, культисты решили создать силой мысли своего, искусственного – тульпу. Предыдущая попытка, которую Джеймс видел в лагере на видео, провалилась. Последним компонентом для полного перехода тульпы в реальный мир является страх, а тот объект (судя по его манипуляциям с собственными внутренностями) ничего не боялся.

Второй, усовершенствованной версией, стал Джеймс. И основополагающим чувством в нём стала ненависть к себе за события прошлого. Когда муж Норы покончил жизнь самоубийством год назад, Джеймс остался с ней после похорон, чтобы заняться любовью.

Жену же с сыном он отправил домой. На автомобиль, в котором они находились, выбежал олень, в результате чего машина упала с моста. Женщина с ребёнком разбились насмерть. Эту историю, как и прочие элементы биографии, придумала для своего «персонажа» Джеймса сама Аманда вместе с другими членами культа. В действительности герой появился на свет три дня назад – в тот день, когда как раз отмечал день рождения в ресторане в одиночестве.

женская душевая
Кадр из фильма.

Щемящее чувство вины в совокупности со страхом, навеянным придуманной городской легендой, сделало своё дело. Джеймс оказался готов к тому, чтобы перейти из мира воображения в реальный, стать настоящим членом общества, хоть и с искусственным прошлым, и превратиться в Пустого человека – приёмника сигналов из тёмных глубин хаоса для трансляции их прихожанам Института Понтифик.

В процессе осознания Джеймс видит себя в момент прошлого выхода на призыв культистов в реальный мир – тогда, в подвале Института. Затем видит он и комнату, где появился на свет – там, где сидел обнажённым. Помещение комнаты сливается с помещением пещеры со скелетом. Из её стен выходит выходит та самая чёрная фигура, инородная сущность, и после преследования вселяется в тело тульпы, то есть в Джеймса.

Герой снова оказывается в больнице. В финале он высаживает из пистолета всю обойму в голову Пола – предыдущего приёмника сигнала от тёмной сущности. Перед ним на колени склоняется весь персонал больницы – члены культа Института Понтифик. Звучат слова: «Ты транслируешь, мы – принимаем»

Вопросы и ответы

Мы дали объяснение концовки, изложили смысл основного сюжетного поворота и некоторых деталей картины. Попробуем ответить ещё на ряд вопросов.

Так кто же такой этот Пустой человек?

Сама идея Пустого человека взята из комиксов Каллена Банна и Ванессы Р. Дель Рей. Там это очень могущественный экстрасенс, создавший целый мир силой своего разума и способный передавать видения о нём другим людям. Однако те из-за искажений собственного ума убивают себя и окружающих, также открывают порталы в этот мир, позволяя проникать в него монстрам. В своём мире Пустой человек практически всемогущ и является не столько человеком, сколько концептом, отделённым от своего тела и вообще материального мира.

В экранизации же вместо описанного человека-концепта выступает паранормальное существо – злая тёмная сущность, эдакий представитель вселенского хаоса. И Пустым человеком в фильме именуется вовсе не он, а человек-посредник, способный передавать сигнал от этой сущности другим людям. Таким посредником может быть реальный человек из плоти и крови или же созданный силой коллективной мысли – тульпа. Первым был Пол, вторым – Джеймс.

В выдуманной специально для Джеймса как персонажа истории Пустым человеком являлась злая сущность – в свою очередь персонаж городской легенды. Эта легенда во многом пересекается с событиями, произошедшими с четвёркой туристов в начале фильма. Собственно, ими и вдохновлялась Аманда с другими культистами.

Зачем культистам принимать какой-то сигнал от тёмной сущности и искать и создавать Пустого человека как антенну для принятия этого сигнала?

Примерно затем же, зачем в реальности люди ищут бога или богов и поклоняются им. Они пытаются постичь вселенскую истину и понять таким образом и смысл своей жизни. По сути, адепты культа Института Понтифик – это некие тёмные буддисты. Не зря нам показывают буддистских монахов (вероятно, из Шингхар-лакханг – монастыря одной из четырёх школ тибетского буддизма Ньингма) и буддистские атрибуты в начале фильма. Мы привыкли видеть представителей этой конфессии как приверженцев великой гармонии и вселенского спокойствия. Авторы же фильма «Пустой человек» попытались представить людей подобных верований, если бы вместо гармонии и спокойствия в их системе ценностей были тьма и хаос.

И всё-таки что за тульпа? Получается, Джеймс – воображаемый персонаж и коллективная галлюцинация?

Тут опять придётся сослаться на тибетский буддизм. Концепция тульпы взято именно оттуда. Это искажённое тибетское «спрульпа». Так монахи именуют материальное тело, созданное Буддой, чтобы через него учить тех, кто ещё не достиг Нирваны. Спиритуалисты, оккультисты и другие эзотерики популяризировали этот термин в начале двадцатого века. В частности французско-бельгийская исследовательница Александра Давид-Неэль, посетившая Тибет в 1924 году, описывала тульпу как магическое существо, порождённое силой мысли. В книге «Магия и тайна Тибета» (на неё даже ссылаются авторы фильма в титрах) она утверждала, что ей самой удалось создать тульпу, которого видели кроме неё и другие.

В настоящее время создание тульпы иногда практикуют страдающие от одиночества представители молодёжи. Они придумывают себе воображаемого друга, часто копируя персонажей из любимых мультсериалов или книг. По описанию это походит на шизофрению (именно такой диагноз поставил бы психиатр любому человеку, успешно создавшему тульпу), но в меру контролируемую. Тульпа создаётся в течение нескольких месяцев. Создатель должен детально прописать этого персонажа, его характер, его историю и, главное, поверить, в его реальность, начать общаться с ним, как с настоящим человеком.

Через некоторое время после такой практики (около полугода ежедневных или даже ежечасных занятий) тульпа начинает проявляться в виде слуховых, а затем и зрительных галлюцинаций и вести себя как отдельная полноценная личность. С ней можно общаться, советоваться, спорить, играть. Разумеется, это существо не реально, оно является плодом работы мозга создателя. И конечно, ни о каких коллективных галлюцинациях, видимых всеми окружающими тульпах, как в фильме, речь не идёт. Там авторы пошли дальше: Джеймс стал тульпой из плоти и крови, реальным человеком с выдуманной биографией.

Кстати, судя по газетным вырезкам в красной папке, детали биографии Джеймса взяты из жизни реального полицейского. Так адептам культа Института Понтифик было проще поверить в его реальность.

Появление Джеймса стало четырнадцатым по счёту воплощением тульпы. Неудачное тринадцатое воплощение было показано на видео. До этого, вероятно, были ещё менее удачные двенадцать воплощений.

Кстати, фамилия героя Ласомбра переводися с испанского как «тень» или «призрак».

Смерти подростков тоже были нереальны?

Да. Хотя они отражают то, что происходило с обычными людьми, до которых «дотрагивалась» тёмная сущность.

А Нора? А полицейские?

Нора, которую видел герой, является выдуманным персонажем из его выдуманной биографии. Реальная Нора, мать Аманды, никогда не встречалась с Джеймсом. Полицейские – также несуществующие персонажи. Если не было убийств/самоубийств/пропажи людей, то не было и расследования.

Почему сделан акцент на том, что Джеймс не принял антидепрессант на третий день?

Потому что именно в результате этого его чувство вины в совокупности со страхом усилилось, что в свою очередь позволило воплотить Джеймса-тульпу в реальности.

Какую роль в повествовании играют трубки-бутылки и мосты?

С помощи дуновения в трубку или бутылку можно призвать ту самую тёмную сущность. Это просто часть ритуала. В придуманном для Джеймса мире это способ вызвать Пустого человека как персонажа городской легенды.

Мостом является посредник – Пустой человек. Он же «антенна», ретранслятор воли тёмной сущности. Мосты как конструкции в фильме – образ связи с тёмной сущностью. Кстати, одно из толкований слова «понтифик» – строитель моста (от названия Свайного моста в Риме). Другой перевод звучит как «имеющий власть совершать жертвоприношения».

Зачем Джеймс убил Пола?

Вероятно, Джеймс – более сильная «антенна» для передачи сигнала тёмной сущности. Пол просто больше не нужен.

Что за огромный нечеловеческий скелет был в пещере?

Похоже, это отсылка к комиксам «Пустой человек», которую решили сделать авторы фильма. Там паукообразные монстры появлялись в реальном мире. О происхождении скелета в фильме остаётся только догадываться. Возможно, это останки одного из предыдущих воплощений тульпы. Ведь тульпой может быть и монстр. А может быть, это останки человека, поглощённого тёмной сущностью и вернувшегося в реальный мир с физическими изменениями.

Смысл фильма

Как и большинство триллеров фильм «Пустой человек» имеет в большей степени развлекательную функцию. Перед авторами стояла задача запутать и увлечь зрителя. Есть ли какая-то мораль, которую стоило было бы назвать сутью фильма? Такой можно считать предостережение от фанатичного поклонения культам. Ведь именно оно во вселенной фильма способствует проникновению зла, тёмной сущности в мир.

надпись Тульпа
Кадр из фильма.
А как вы считаете: что это за скелет в пещере?
Останки одного из предыдущих воплощений тульпы
10%
Останки человека, поглощенного темной сущностью.
0%
Просто один из монстров, который проник в нашу реальность из темного мира - там таких много.
30%
Сценаристы сами не знают, что имели в виду. Просто хотели сделать пострашнее.
60%
Своя версия (напишу в комментариях).
0%
Проголосовало: 10

Похожие фильмы

  • «Солнцестояние» (США, Швеция, 2019): фильм ужасов, посвящённый опасному влиянию культа;
  • «Ключ от всех дверей» (США, Германия, 2005): мистический триллер, заслуживший статус новаторского;
  • «Сердце ангела» (Великобритания, США, Канада, 1987): классика нуарного триллера-детектива;
  • «Апостол» (Виликобритания, США, 2018): сектанты похищают девушку, чтобы получить выкуп; ей на помощь приходит считавшийся погибшим брат;
  • «Ритуал» (Великобритания, Канада, 2017): друзья отправляются в поход, чтобы почтить память погибшего товарища, и сталкивается с чем-то страшным и необъяснимым;
  • «Микулай» (Россия, 2023): отличный отечественный триллер;
  • «Твин Пикс» (США, 1990-2017): знаменитый сериал Дэвида Линча.
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.