Неудачная провокация: разбираем фильм «Девушка Миллера»

Дженна Ортега Смысл фильма

Страна: США

Жанр: драма, комедия

Год производства: 2024

Режиссер: Джейд Бартлетт

Актеры: Мартин Фриман, Дженна Ортега, Башир Салахуддин

Тема запретных отношений и чувств, которые остаются без ответа, – плодородная почва для режиссеров. Не осталась в стороне и Джейд Бартлетт. Честно говоря, смысл фильма «Девушка Миллера» (Miller’s Girl), ее авторского дебюта, довольно невнятен. Впрочем, это тихое, неспешное кино наверняка найдет своего зрителя.

О чем фильм

Краткое описание содержания картины. В центре сюжета фильма находится 18-летняя Каиро. Она дочь очень обеспеченных родителей, живет в большом “готическом” особняке.

Девушка увлечена литературой: она самостоятельно проводит разбор достаточно сложных произведений и даже кое-что пишет. Каиро мечтает поступить в Йельский университет, однако для этого ей нужно написать эссе с глубоким смыслом. Одна из предложенных тем звучит так: “Мое величайшее достижение на сегодняшний день”.

Кадр из фильма.
Дженна Ортега исполнила роль Каиро Свит. Кадр из фильма.

В жизни Каиро не было никаких особенных достижений, и она не знает, о чем ей писать. Однажды подруга девушки, Винни, подкидывает ей идею: пусть она посетит занятия преподавателя Джонатана Миллера и закрутит с ним роман.

Хорошо подумав, Каиро понимает, что в этом действительно есть смысл. Она приходит за час до начала урока и огорошивает преподавателя тем, что уже прочитала все книги из его программы. А больше всего его удивило то, что Каиро ознакомилась с его собственной книгой, “Апострофы и амперсанды”, известной своим откровенным, практически эротическим содержанием.

Джонатан женат и его супруга, Беатрис, также литератор. Однако особых чувств они друг к другу давно уже не испытывают и живут вместе исключительно “по привычке”.

Тем временем Каиро начинает посещать занятия Миллера и в конце концов, как ей показалось однажды, между ними проскакивает искра. Как-то преподаватель просит девушку зайти к нему после уроков и ее сердце невольно пропускает удар: неужели же сейчас она получит то, что так хочет?..

Однако ничего “такого” на встрече не происходит: Джонатан просто сообщает девушке, что он прочитал один из ее рассказов и текст ему очень понравился. Поэтому мужчина предлагает студентке посетить поэтический вечер, на котором она наверняка узнает много интересного и, в частности, познакомится с культурой своего города. Также он поручает девушке написать рассказ в стиле ее любимого писателя.

Вечером Миллер, его жена и друг семьи Борис Филлмор отправляются в кафе. В разговоре выясняется, что Джонатан уже давно ничего не пишет – причем творческий кризис у него начался сразу после женитьбы. По мнению Беатрис, разгадка здесь проста: супруг нашел себя в преподавании – ведь писатель не может не писать. Однако Миллеру эта трактовка явно не нравится.

Мартин Фримен
В роли Джонатана Миллера снялся Мартин Фриман. Кадр из фильма.

Чуть позже Каиро, представляя себе романтическую встречу с Джонатаном, пишет эротический рассказ об отношениях учителя и ученицы – в стиле Генри Миллера, ее любимого автора. Вычитав текст, она отправляет его Джонатану. Тот начинает читать и вдруг четко видит, что в рассказе есть скрытый смысл. Прекрасно все поняв, он внезапно возбуждается: представляя себя вместе с Каиро, он начинает мастурбировать.

На следующий день он, однако, говорит студентке, что не может принять ее рассказ по причине его аморальности. Выдохнув, он просит Каиро выбрать другого автора. Девушка ничего не понимает: он же сам дал ей такое задание! По ее мнению, ее рассказ ему понравился, но он боится признаться в этом даже себе самому. Она разочарованно уходит, а затем из мести отправляет свой чуть подкорректированный рассказ замдиректору школы.

Вечером Джонатан говорит о провокационном рассказе жене, но в этот момент ему звонит начальство и говорит, что он должен все объяснить – в противном случае ему грозит увольнение. Беатрис предполагает, что между мужем и юной студенткой действительно что-то было, однако Джонатан категорически это отрицает. Чуть позже Винни, поглощенная игрой, предлагает Каиро сделать несколько откровенных фото и отправить их Филлмору, что та и делает.

На следующий день замдиректора по отдельности приглашает к себе Миллера и Каиро. Мужчина уверяет, что никакого романа со студенткой он не заводил. Однако, доказать свою невиновность он не может и его увольняют.

Объяснение концовки

Объяснение концовки картины. В финале Винни узнает о том, что случилось с преподавателем и просит Каиро остановиться: Джонатан отверг ее, такое бывает. Это не повод превращать его жизнь в ад. Однако Каиро уже закусила удила: она говорит подруге, что если та не будет ее поддерживать, она обнародует компромат на нее и Филлмора. Ведь падение уважаемого преподавателя – и есть ее “величайшее достижение”. Именно об этом она пишет свое эссе. Все произошедшее накладывает свой отпечаток и на Джонатана: он впервые за долгое время садится за книгу.

Смысл концовки фильма «Девушка Миллера» достаточно прост: герои не любили друг друга. Завершилась история драматически, но, как ни странно, с пользой для обоих.

Смысл фильма

В подавляющем большинстве истории, в центре которых находится взаимодействие учителя и ученика, смотрятся очень интересно. Однако с “Девушкой Миллера” все очень неоднозначно.

Это в первую очередь литературно-ориентированное кино с огромным акцентом на диалоги. В плане же “учитель/ученик” не происходит (фантазии, додумки и всевозможные “шалости” не в счет) ничего из ряда вон. Самое интересное, что критики и зрители, которые далеко не всегда соглашаются друг с другом, на сей раз выступили на одной стороне: в целом фильм не получился. В чем же дело?

Все просто. Задолго до выхода картину позиционировали как “опасный” эротический триллер, и все ждали именно его. На выходе мы получили “драму и комедию”, хотя ни того, ни другого здесь тоже нет. То есть попытка “в триллер” была, есть здесь и несколько забавных мизансцен. Но если говорить в целом, то “Девушка Миллера” – это скорее зарисовка – точнее, попытка поразмышлять о сек*уальности в эпоху постправды.

Гидеон Адлон
В роли подруги Винни Блэк снялась Гидеон Адлон. Кадр из фильма.

Интересно здесь, пожалуй, то, как смещается фокус внимания. Изначально мы следим за Каиро, но, по сути, главным героем картины стал Джонатан Миллер. Это типичный человек, который однажды пошел не своим путем, что в конце концов и стало причиной всех его бед. Он живет как будто не свою жизнь. В ней присутствует не его жена, не его друг и не его работа (он хотел бы продолжать писать и публиковаться, однако вынужден прозябать в маленькой школе). А юная и безусловно талантливая Каиро – не его муза, потому что он не влюблен в нее, а она не влюблена в него. Все, что ей от него нужно, – это экзотический опыт, необходимый для написания эссе…

Провокационным элементом в этой картине стала фигура писателя Генри Миллера – именно его тень скользит между Каиро и Джонатаном и является катализатором их странных не-отношений. По сути, этот талантливый автор – нечто большее, чем провокатор. А его полные поэзии произведения – великолепная прививка от ханжеского морализма. До того, как Миллер пришел в литературу, половая связь всегда была кульминацией романтических отношений, однако ему удалось сломать этот шаблон. Табу в произведениях этого писателя отсутствует, но это не делает его центральных персонажей счастливыми людьми. Более того, они у него, по сути, всегда одиноки.

Именно так видят структуру творчества Генри Миллера его поклонники и литературоведы. А вот у Джейд Бартлетт все проще. Для нее проза этого писателя – не более чем эротика. В “Девушке Миллера”, впрочем, даже эротика получилась опошленной, ведь о любви здесь речи не идет.

Однако, главная ошибка режиссера все-таки в том, что она выбрала заранее проигрышное поле битвы. Ведь виновный в конфликте, развернувшемся между преподавателем и студенткой, уже предопределен. Другие вопросы (творческий кризис, токсичные отношения в браке) здесь только намечены – раскрывать их режиссеру явно было неинтересно.

Поэтому картина “не работает” не только как эротический триллер, но и как сатира или драма. Сочувствовать здесь особо некому, смеяться и ужасаться не над чем. Герои просто тонут каждый в своем болоте, ну да так им и надо.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что “Девушка Миллера” совершенно необязательное к ознакомлению кино. Это не делает его плохим (хотя суть фильма все-таки не ясна), но, тем не менее, после просмотра не остается никаких впечатлений – только прохладное послевкусие.

Каиро Свифт
Кадр из фильма.
Как вам главная героиня?
Просто талантливая привлекательная юная девушка, которая решила испытать свои чары.
23.53%
Эгоистка, готовая пойти по трупам из-за своей прихоти. Джонатану не повезло.
64.71%
Нормальная девушка, повзрослеет - изменится.
11.76%
Своя версия (напишу в комментариях).
0%
Проголосовало: 17

Похожие фильмы

Вот несколько кинолент, отчасти похожих по смыслу на фильм “Девушка Миллера”:

  • “Там, где раки поют” (США, 2022 год). Киа Кларк с юных лет ведет отшельнический образ жизни. Вскоре она знакомится с двумя милыми юношами и чуть позже один из них умирает при странных обстоятельствах.
  • “Ты ранил мои чувства” (США, 2023 год). Писательница решает расстаться с мужем после того, как он критически высказался о ее новой книге.
  • “Как влюбиться за 12 дней” (США, 2022 год). Главная героиня, консультант по свиданиям и начинающая писатель, желает доказать, что ее рекомендации действительно работают.
  • “Красота по-американски” (США, 1999 год). Лестер Бернем, менеджер, переживающий кризис среднего возраста, влюбляется в одноклассницу дочери.
  • “Ложные признания” (Франция, 2016 год). Молодой человек влюблен в богатую вдову. Но обстоятельства не позволяют им быть вместе.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.