«Неоконченная пьеса для механического пианино»: подробный разбор фильма 

Кадр из фильма Смысл фильма

Страна: СССР

Жанр: драма

Год производства: 1976

Режиссер: Никита Михалков

Актеры: Александр Калягин, Елена Соловей, Евгения Глушенко

Сюжет фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино», построенного по произведениям Антона Чехова, отличается элегантностью и удивительной легкостью. Главная идея этой ленты заключается в том, что прошлое вернуть невозможно. Режиссер не рефлексирует на эту тему, а просто констатирует факт.

О чем фильм

Краткое описание содержания картины. Разгар лета. Генеральская вдова Анна Петровна Войницева собирает в своей усадьбе гостей. К ней приехал ее давний поклонник Порфирий Семенович Глагольев, два кредитора, Петрин и Щербук (Павел Петрович прибыл не один, а с дочерьми и племянником Петечкой), доктор Трилецкий, пасынок Серж с супругой Софьей и Платоновы – Михаил (Мишель) Васильевич с женой Сашенькой. В какой-то момент Мишель узнает в Софье свою давнюю большую любовь и в буквальном смысле слова теряет покой.

встреча гостей в усадьбе
Кадр из фильма.

Сама Софья, произведя разбор своих чувств, вдруг осознает, что любезный Мишель прошлым для нее не стал – она по-прежнему любит его. Встреча с ним стала для нее настоящим испытанием и при каждой его попытке объясниться она робко умоляет: “Пощадите меня”. Сам Михаил Васильевич понимает, что никакого смысла бередить былую рану нет. Тем не менее, он сильно страдает и всерьез задумывается: не совершил ли он много лет назад ошибку?..

Тем временем все остальные продолжают отдыхать – поют песни, играют в карты и размышляют о судьбе России. В процессе игры Мишель “проигрывает поцелуй” хозяйке усадьбы и при всех долго целует ее в губы. Эту мизансцену прерывает взволнованная Софья, у которой из рук выскальзывает ваза с цветами. Жена Михаила Васильевича Сашенька, наблюдая за обоими, все прекрасно понимает…

За столом Павел Петрович начинает разглагольствовать о том, что лучшими людьми России является аристократия – “белая кость”. Ему на это резонно возражают, что гордиться людям, являющимися аристократами по праву рождения, по сути нечем. Вспыхивает мировоззренческий конфликт, который, впрочем, постепенно затухает.

Вечером Михаил Васильевич все-таки решает объясниться с Софьей. “Я любил тебя больше всего на свете,” – грустно говорит он, обнимая ее. “Почему ты не искал меня?” – плача, спрашивает она. “Я верил, что сделаю это потом,” – рефлексирует он.

Их идиллию нарушает муж Софьи. Изумленный Серж уверяет, что не наблюдал за ними, хотя это не так – он долго смотрел на то, как жена рыдает на груди у Платонова. Он пытается объясниться с Михаилом Васильевичем, но в конце концов у него начинается истерика, и он бежит жаловаться на обидчиков maman.

Софья готова остаться с Платоновым (“Уедем, Миша”), а вот он вдруг начинает сомневаться во всем – возможные перемены пугают его. “Мне 35 лет,” – рефлексирует он, приходя в ужас от осознания того, что он, по сути, находится на руинах собственной жизни. Он устраивает отвратительную сцену и кричит о том, как он всех ненавидит.

Затем Мишель бежит прочь и, находясь в состоянии аффекта, бросается с обрыва в реку. Однако там мелко и он остается цел. К нему тут же подбегает взволнованная жена. Словно забыв то, что он несколько минут назад оскорбил в том числе и ее, она обнимает его и говорит, что любит его – причем любого.  Он в ответ едва не плачет. “Спасение мое…” – бормочет Михаил Васильевич, глядя жене в глаза.

Объяснение концовки

Объяснение концовки картины. В финале потрясенный, прозревший Платонов просит у жены прощения, и они идут навстречу вышедшим на их поиски друзьям. Все они встречаются на рассвете на лугу около реки. Завершает кино кадр с мирно спящим мальчиком Петечкой.

Чтобы понять, в чем заключается смысл концовки фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино», нужно сказать вот, о чем. Разумеется, это кино о “разлагающейся аристократии”, однако важным персонажем этой истории является жена Мишеля Сашенька.

Добрая, немного наивная, она плохо вписывается в отдыхающую компанию и искренне переживает за каждого. В заключительной сцене Платонов не зря называет ее своим спасением – в его словах есть скрытый смысл. А разгадка заключается в том, что спасение заключается в любви – к ближнему, к людям в целом, к Богу, в конце концов… Сашенька любит Мишеля безусловной любовью. Что бы он ни делал, она всегда примет его и простит. Поэтому можно предположить, что в финале картины говорится о том, что спасение есть. Оно возможно даже для тех, кто потерял всякую надежду на него.

Александр Калягин
Александр Калягин в роли Михаила Васильевича Платонова. Кадр из фильма

Смысл фильма

Картина Никиты Михалкова представляет собой “концентрат” из пяти произведений Чехова. Благодаря хорошему сценарию, фильм получился камерным, несколько театральным, но одновременно – насыщенным глубокими, интересными диалогами.

Согласно распространенной трактовке, в центре сюжета находится дворянская усадьба, в которой отдыхает уставшая от жизни аристократия – и это все символизирует всеобщий распад и разложение. Однако это не совсем так.

На самом деле, в эпицентре находится кризис среднего возраста провинциального учителя. Так уж получилось, что личная драма Мишеля сочетается с кризисом аристократического сообщества – кроме того, она (если уж говорить о скрытом смысле картины) оказывается удивительным образом созвучной периоду застоя СССР.

Надеясь уйти от ощущения бессмысленности своего существования, герои пытаются хоть как-то развлечь себя. Одни рефлексируют, другие бросаются в любовные дела, третьи находят утешение в супружеской жизни. Однако каждый из них по-своему осознает, что жизнь быстротечна. Вот живет себе человек, что-то делает, о чем-то мечтает и думает, выражаясь словами персонажа другого замечательного советского фильма, что “пишет черновик”. Однако жизнь на самом деле нельзя переписать набело. Это в конце концов понимает Платонов и именно поэтому он отказывается “начинать все с чистого листа”.

Чеховская атмосфера ощущается в этом фильме с самого первого кадра. Михалков “позаимствовал” у Антона Павловича очень многое – в первую очередь, изображение человеческой трагедии без видимых на то причин. На первый взгляд, в жизни героев картины не происходит ничего “самоубийственного”. Однако же, все они совершают непоправимую ошибку – они предают то, во что верят. А потом жизнь превращается в какую-то карикатуру, точнее – в пьесу для механического пианино. И единственным настоящим человеком здесь оказывается “блаженная” Сашенька Платонова…

Елена Соловей
Роль Софьи Егоровны Войницевой сыграла Елена Соловей. Кадр из фильма.

Иногда наши грезы и реальность сталкиваются, точно поезда, которые движутся навстречу по одному полотну. Чем выше простирались мечтания, тем сильнее будет грохот от столкновения… В картине внезапно пробужденные воспоминания о давней любви потянули за собой мечты о будущем. Однако в конце концов все это лавиной обрушилось на главного героя, и он не выдержал. Как быть? Что следует делать? Режиссер высказывает свое мнение – нужно ценить то, что есть. Потому что именно оно чаще всего бывает “тем самым” – настоящим, истинным.

Разумеется, суть фильма заключается не только в этом. Вообще, это с одной стороны простая и камерная, а с другой – очень многогранная история. Можно, конечно, порассуждать, например, на тему того, как за личными драмами героев стоят вопросы ответственности власть имущих за судьбы страны. Однако главным здесь является именно посыл о пресловутой “синице в руках”.

Все герои картины разочаровались в своей судьбе. Тем не менее, режиссер считает, что рутину, в которой они завязли, можно победить. И надежду на это символизирует ребенок – мирно спящий на рассвете, похожий на ангелочка Петечка. Именно ему суждено менять страну несколько лет спустя.

Впрочем, может быть, образ Петечки также символизирует детей позднего Союза, на которых возлагались надежды на обновление страны. А может быть, и не только. Например, сейчас наблюдается точно такая же ситуация и точно так же многие с надеждой смотрят на молодежь. То есть, получается так, что жизнь каждого из нас в данный момент – это пресловутая неоконченная пьеса для механического пианино, которую мы сами изменить не в силах.

Евгения Глушенко
Евгения Глушенко в роли Сашеньки Платоновой. Кадр из фильма.
Ваше мнение: что дальше будет с парой Мишеля и Сашеньки?
После кризиса Мишель посмотрел на Сашеньку новыми глазами. Теперь он будет по-настоящему ценить ее.
36%
Мишель будет и дальше страдать и портить жизнь окружающим.
56%
Мишель уйдет от Сашеньки.
4%
Своя версия (напишу в комментариях).
4%
Проголосовало: 25

Похожие фильмы

Вот несколько кинокартин, которые отчасти похожи по смыслу на фильм “Неоконченная пьеса для механического пианино”:

  • “Утомленные солнцем” (Россия, Франция, 1994 год). Лето 1936 года. Главные герои безмятежно отдыхают, не подозревая о том, что совсем скоро в их жизни произойдут чудовищные изменения.
  • “Несколько дней из жизни И.И. Обломова” (СССР, 1979 год). Илья Ильич Обломов ведет праздный образ жизни и часто рефлексирует. Но однажды он знакомится с Ольгой…
  • “Дворянское гнездо” (СССР, 1969 год). Экранизация одноименного произведения И.С. Тургенева.
  • “Раба любви” (СССР, 1975 год). Актриса немого кино Ольга Вознесенская уезжает из большевистской Москвы в еще белый Крым. Там она встречает любовь всей своей жизни и переживает сильное потрясение.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.