Страна: СССР
Жанр: экранизация, драма
Год производства: 1968
Режиссер: Станислав Ростоцкий
Награды и номинации: В 1969 году картина получила “Золотой приз” на фестивале ММКФ.
Картина Станислава Ростоцкого была снята по сценарию Георгия Поломского. Лента вошла в золотой фонд кинематографии и это неудивительно: содержание фильма «Доживем до понедельника», повествующего о жизни школы, наполнено глубоким и актуальным смыслом.
О чем фильм
Краткое описание содержания фильма “Доживем до понедельника”. Картина рассказывает о трех днях из жизни обычных девятиклассников, учащихся средней школы.
Однажды в школу приходит новый преподаватель английского языка – юная Наталья Сергеевна Горелова. Ее внимание привлекает давний знакомый, бывший классный наставник Илья Семенович Мельников. Его уважают и ученики, и преподаватели, но сам он, похоже, переживает сильный внутриличностный кризис.

Мельников, красивый, еще не старый мужчина, фронтовик, чувствует, что жизнь, смысла которой он так и не постиг, проходит мимо. Идеалы юности остались невоплощенными, мир кажется ему несовершенным, а ученики – неблагодарными. Юная Наталья давно любит своего сумрачного коллегу, но он на ее пылкие чувства ответить не может. Чувства старшей коллеги, завуча и учительницы русского языка и литературы Светланы Михайловны, которая отчаянно ревнует его к молодой привлекательной преподавательнице английского языка, тоже не находят отклика в его сердце.
Начав преподавать у девятиклассников, Наталья потихоньку знакомится и с ребятами. Юноши и девушки, уже почти совсем взрослые, то умиляют ее искренностью чувств, то пугают странными идеями. Один из ребят, поэт и бунтарь Гена, влюблен в смазливую одноклассницу Риту, но той больше нравится харизматичный красавчик Костя.
В четверг один из учащихся приносит в живой уголок ворону, которая каким-то образом оказывается в классе. Наталье удается организовать ребят для поимки птицы, да и сама она принимает в процессе весьма активное участие. За нарушение субординации она получает выговор от Мельникова и после этого резко меняет свое отношение к школьникам. Восприняв это как предательство, девятиклассники бойкотируют ее следующий урок.
В пятницу, после бойкота, Наталья извиняется перед классом и ребята легко прощают ее. А на уроке русского языка случается конфуз. Светлана Михайловна устроила разбор сочинения ученицы и раскритиковала ее за то, что та, выбрав для сочинения отчасти свободную тему о счастье, написала, что лично она будет счастлива только в том случае, если полюбит и создаст с избранником семью.

Разгадка такого поведения преподавателя проста: она несчастлива в личной жизни и даже не надеется встретить взаимность у того, кто ей мил. Но ребята этого не понимают и с юношеской жестокостью устраивают учительнице разнос. Сочинение сдают не все – в том числе и Гена, у которого своя трактовка понятия счастья: к концу урока юноша пишет одну-единственную строчку: “Счастье – это когда тебя понимают”.
Тем временем Илья Семенович идет к директору школу, старинному приятелю и однополчанину, и в сердцах сообщает, что хочет уйти из школы. Тот уговаривает друга уйти на время – в отпуск.
После классного собрания Гена приглашает Риту на серьезный разговор. Девушка прямо говорит ему, что ответить на его чувства не может. На это парень троллит ее, убеждая, что ему прекрасно живется и в состоянии влюбленности. Ближе к финалу картины, поздним вечером, воспользовавшись тем, что сторож дремлет, Шестопал ворует из учительской сочинения одноклассников и устраивает им “аутодафе”…
Объяснение концовки
Объяснение концовки фильма. Наутро Светлана Михайловна приходит на пепелище и обнаруживает там язвительный стишок про журавля в небе. Генка признается в содеянном, возмущенная учительница отправляет его к директору, а Мельников горячо защищает юношу.
Один из ребят вдруг сообщает, что Илья Сергеевич, вероятно, скоро уйдет из школы. Вернувшись в класс под конец урока, Мельников в своей обычной манере говорит ученикам, что теперь они должны проститься. Ребята невольно замирают, но учитель, словно не замечая паузы, заканчивает фразу: “до понедельника”.
Смысл концовки фильма «Доживем до понедельника» тесно связан с сутью названия картины. Школьный день начинается с понедельника, но нам показаны три дня – четверг, пятница и суббота. В это время между учениками и учителями постоянно были ссоры и раздоры.
Все изменилось на последнем уроке в субботу: Мельников встал на сторону ученика, умного, честного Генки Шестопала, и после этого между ним и ребятами установились особые отношения – такие, какими они в идеале и должны быть. За очень короткое время Илья Семенович переосмыслил свою жизнь и работу – и вдруг понял, что останется. Не вопреки, а благодаря. Увидев восхищенные взгляды своих подопечных, он вдруг понял, почему стал учителем – и почему продолжит им быть…
Смысл фильма
Станислав Ростоцкий первым показал школьную жизнь без прикрас – то есть без идеализированной ретуши. В центре сюжета – старшеклассники, мечтающие не только о хороших отметках, но и о любви. Один из главных героев картины, Илья Семенович Мельников – прекрасный историк. Красивый и статный, он холоден ко всему, что происходит вокруг. Когда в школу приходит молодая, живая Наталья Сергеевна, его бывшая ученица, она сразу становится любимицей класса. И Мельников понимает, что он – уважаемый учитель, а не любимый… А ему, несмотря на то что он со всеми держит ледяную дистанцию, все-таки хочется любви и признания.
Многие называют “Доживем до понедельника” прекрасной картиной о школе. Действительно, тема отношений учителей и учеников – одна из самых важных здесь, но суть фильма все-таки не в этом.

Основной сюжетной линией ленты Ростоцкого все-таки является невысказанное, щемящее душу чувство. Наталья любит Мельникова со школьной скамьи, а он… Многим зрителям кажется, что он ее чувство не разделяет. Другие уверены, что он тоже любит ее, но боится общественного порицания. И действительно, чем лучше присматриваешься к герою Тихонова, тем сильнее убеждаешься, что так оно и есть.
Илья Сергеевич не торопится любить. Холодный рассудок подсказывает ему, что большая разница в возрасте и общее прошлое вызовут у коллег непонимание и осуждение. Эту мысль, которая только сумрачно бродит в его голове, высказывает (и словами и поведением) третья сторона этого любовного треугольника – “русичка” Светлана Михайловна, пенявшая ученице за ее мнение о счастье.
Так появляется скрытый смысл картины: суровые порядки, выросшие из суровой системы, душат любовь и саму жизнь. Против этих порядков бунтует юное поколение в лице Генки Шестопала. Мельников, разделяя взгляды юноши, вступается за него, идет против косной и бездушной системы – и становится среди ребят “своим”.
Он понимает, что теперь уже не является ее частью и поэтому решает остаться – он историк, он обязательно научит ребят думать самостоятельно, а не бездумно принимать чужое мнение. А значит, выйдя из школы, они построят другую систему, которая будет базироваться на совершенно иных ценностях.
“Доживем до понедельника” – фильм об обреченности тоталитарных ценностей, о необъективности общественного мнения и одновременно – о вере в лучшее. В практически открытом финале видна надежда на “спадение оков” и пресловутое “светлое будущее”. Однако, с учетом того, что эти ребята – гипотетические отцы и матери шестиклассников из “Гостьи из будущего”, которые в свою очередь грезили о “Прекрасном далеке”, концовка картины кажется не столько теплой, сколько щемяще-грустной…

Похожие фильмы
Вот несколько фильмов, похожих по смыслу на “Доживем до понедельника”:
- “Большая перемена” (СССР, 1972 год). В вечернюю школу, в 9 “А” класс приходит молодой учитель Нестор Петрович. Юный, неопытный и очень искренний, он вскоре становится любимцем учеников, многие из которых гораздо старше него.
- “Расписание на послезавтра” (СССР, 1979 год). Антонина Сергеевна, учительница литературы, приходит работать в элитный физико-математический лицей и поражается царящим там устоям.
- “Дневник директора школы” (СССР, 1975 год). Фильм рассказывает о директоре школы, который по совместительству является настоящим педагогом.
- “Учитель на замену” (США, 2011 год). Молодой человек работает учителем на замену в школе для детей из неблагополучных семей. Ему удается найти общий язык со старшеклассниками.
- “Вверх по лестнице, ведущей вниз” (США, 1967 год). Юная мисс Бэрретт, горя желанием изменить мир к лучшему, сразу после окончания школы приходит работать в колледж.
я не нашел описания и характеристику мельникова в статье. разочарован.