Спаслась ли Пакстон: подробный разбор сюжета и концовки фильма «Еретик»

Обложка Смысл фильма

Страна: США, Канада

Жанр: триллер

Год производства: 2024

Режиссёры: Брайан Вудс, Скотт Бек

Актёры: Хлоя Ист, Софи Тэтчер, Хью Грант, Тофер Грейс

Награды и номинации: номинация на премию «Золотой Глобус — 2025» за лучшую мужскую роль.

Триллер с Хью Грантом в роли маньяка, заманивающего в свои сети двух истово верующих девушек, успешно прошёл в мировом прокате и практически не вызвал никаких скандалов. Учитывая, что картина активно затрагивает темы религии, это довольно удивительно. Во многом благосклонное принятие обусловлено открытой концовкой и тем, что неудобные религиозные вопросы по большей части задаёт отрицательный персонаж. Разберём смысл фильма «Еретик» («Heretic»), попытаемся понять мотивацию героев и идею авторов.

О чём фильм

Чтобы объяснить смысл картины, начнем с подробного разбора сюжета, включая обязательные спойлеры. Останавимся на некоторых моментах с важными деталями и отсылками.

В первых кадрах мы знакомимся с двумя главными героинями фильма – сёстрами Барнс и Пакстон. Они миссионерки-мормонки. Мормонизм – одно из религиозных направлений, ответвлённое от христианства, основанное в 19 веке в США Джозефом Смитом-младшим и лежащее в основе многочисленных сект.

В роли
Софи Тэтчер и Хлоя Ист в роли миссионерок Барнс и Пакстон.

Сёстры сидят на лавке с рекламой презервативов и рассуждают о том, стоит ли верить этой самой рекламе, проводя аналогию между маркетингом и религиозными учениями. В продолжение разговора сестра Пакстон рассказывает о том, как ей пришло откровение во время просмотра порнографии. Она убедилась, что бог и душа существуют, когда увидела смятение на лицах порноактёров, застигнутых врасплох возмущёнными соседями, которым надоело слушать стоны за стенкой. На вопрос о том, как сестра Барнс получила для себя подтверждение существования всевышнего, та затруднилась ответить.

По дороге к очередному человеку, откликнувшегося на просьбу поговорить об Иисусе Христе, сёстер разыгрывают подростки. Те сделали вид, что фотографируются с Барнс и Пакстон, чтобы сорвать с последней верхнюю одежду и убедиться, что под ней «волшебные» панталоны. Речь идёт о нижнем белье. Дело в том, что мормоны (и мужчины, и женщины) действительно носят особое нижнее бельё, которое должно способствовать скромности и целомудрию верующих.

Изначально это была цельная одежда (не разделённая на верхнюю и нижнюю части). До 2014 года её вид держался в секрете от людей, не являющихся приверженцами Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонами).

Девушки подходят к дому мистера Рида. Они привязывают к воротами свои велосипеды с помощью велозамка. В это время Пакстон, обескураженная розыгрышем подростков, сетует на то, что люди считают их странными. Она упоминает мюзикл «Южный парк», где над мормонами смеются. Вероятно, речь идёт о сатирическом мюзикле «Книга Мормона», создателями которого являются в том числе авторы мультсериала «Южный парк» Трей Паркер и Мэтт Стоун.

Кадр из фильма.

Вежливый, улыбчивый и обходительный Мистер Рид открывает дверь героиням и запускает их в своё жилище, сказав, что внутри находится его жена, которая как раз печёт пирог. Также он упоминает, что в стенах дома железо. Мужчина отлучается и девушки осматривают помещение. Они видят насмешливую надпись в рамке («Bless this mess» – «Благослови этот бардак») и фотографию, вероятно, самого мистера Рида в молодости со своим псом. О присутствии женщины в комнате ничто не говорит. Бабочка, влетевшая в помещение, направляется к лампе и начинает биться об неё.

Мистер Рид - Хью Грант.
Мистер Рид – Хью Грант.

Возвращается Мистер Рид и приносит колу, употребление которой наряду с кофе и алкоголем мормонам запрещено. Девушки начинают с мужчиной разговор, невзирая на данную им строгую инструкцию дождаться появления женщины в помещении, где будет вестись миссионерская беседа.

Мы узнаём, что Пакстон родилась в семье мормонов и была приверженцем этой религии всю жизнь. Барнс же со своей семьёй сменили множество церквей в поисках истинной веры. Мистер Рид видит в этом общее со своей биографией. Он исследовал множество религиозных учений. В свою очередь Пакстон видит в этом схожесть с жизнью основателя мормонизма Джозефом Смитом. Оказывается, об этом человеке мистер Рид знает очень хорошо. Он даже хранит у себя «Книгу Мормона» – священный текст  Церкви Иисуса Христа Святых последних дней.

Кадр из фильма

Девушки восхищены эрудицей мистера Рида. Пакстон, делая комплимент, перефразирует его фамилию, называя мистером Чтение (вместо «Reed» – «Read», то есть «Читать»). Мужчина же начинает смущать девушек неудобными вопросами. Он спрашивает Барнс о смерти её отца. Та нервно почёсывает руку рядом со швом, под которым находится противозачаточный имплант – его мы увидим позже. Пакстон, желая развеять неловкость, говорит, что после смерти хочет стать бабочкой и порхать вокруг тех, кто ей дорог. Она бы садилась близкому человеку прямо на палец и таким образом он бы знал, что бабочка – это Пакстон.

Очередным вопросом, подтверждающим глубокие знания Рида о мормонах, стал вопрос об отношении к многожёнству. Дело в том, что основатель учения Джозеф Смит имел множество женщин и изначально проповедовал такой образ жизни как правильный. Однако спустя время многожёнство было у мормонов упразднено. Хотя в некоторых общинах практика всё же продолжается. Мистер Рид утверждает, что Джозеф Смит использовал постулат о его необходимости исключительно в эгоистических целях для секса с разными женщинами без последствий. Церковь же сочла такую практику невыгодной для привлечения новой аудитории и отменила её именно из-за этого.

Кадр из фильма

Барнс пытается оправдать основателя учения. Мистер Рид на это скептически хмыкает, потягивая напиток с кружкой с насмешливой надписью «Муженёк». Он произносит фразу «Большая сила приносит большую ответственность». Рид приписывает её авторство французскому философу Вольтеру, Пакстон – создателям комикса про человека-паука. В действительности оба не правы. Пословица известна ещё со времён Древней Греции и Древнего Рима, и её авторство неизвестно.

Мистер Рид продолжает свою речь, утверждая, что за истинность религиозного учения нельзя поручиться. Ведь откровение идёт через человека, а человек порочен и его трактовке нельзя доверять. По его мнению, действительно важными являются только личные отношения с богом. Мистер Рид говорит, что сам изначально не стремился найти лучшую религию. Начиная с научной работы в колледже, он просто исследовал различные религиозные учения, брал по верхам. И всё же после пятидесяти лет он нашёл истинное учение.

Разговор всё больше пугает девушек, и они просят мистера Рида позвать жену. Тот уходит. Барнс в это время обнаруживает, что запах черничного пирога, шедший якобы с кухни, на самом деле являлся запахом стоящей на столе ароматической свечи. Они пытаются уйти, однако входная дверь оказывается заперта. Девушкам ничего не остаётся кроме как последовать за мистером Ридом в другую комнату.

Кадр из фильма

Барнс и Пакстон просят мужчину открыть входную дверь под предлогом звонка из церкви. Однако мистер Рид знает, что девушкам не мог никто позвонить, поскольку сигнала сотовой связи нет из-за металла в стенах. Открыть же входную дверь он якобы не может, поскольку та закрывается по таймеру и останется таковой до утра.

Мистер Рид предлагает девушкам выйти через чёрный ход в одну из дверей, которые на самом деле ведут в подвал. Он снова читает героиням лекцию на тему религии, сравнивая религиозные учения с настольной игрой «Монополия». Известно, что содержание той скопировано с более старой игры «Землевладелец». Так и различные верования копируют и видоизменяют друг друга. Далее приводится пример мифа об Иисусе Христе, который имел место в различных вариациях с разными именами задолго до христианства и который продолжает тиражироваться до сих пор – даже в киносаге «Звёздные войны».

Мормонизм Мистер Рид сравнивает с «чумовым ответвлением местного разлива» – «Монополией» Боба Росса (американский художник и телеведущий). Он также ставит в пример музыкальные композиции, среди которых хитами становятся не оригиналы, а ремейки. Рид называет миссионеров продавцами, призванных распространить религиозное учение, чтобы оно стало новым «хитом».

Кадр из фильма

Так же, как христианство стало гораздо популярнее иудаизма и других ещё более древних течений.

Мужчина даёт понять, что и он тоже «продаёт» свою идею. Он загнал девушек в ловушку именно с этой целью. Мистер Рид пишет на одной двери в подвал «Вера», на другой «Неверие» и предлагает героиням выбор. Пакстон решает, что злодей просто разубеждает их в собственных убеждениях и наиболее правильным решением будет согласиться с доводами, выбрав символическое неверие. Барнс же понимает, что мужчина играет с ними в игру и на самом деле не важно, что они выберут. Но с доводами Рида она согласиться не может, поскольку тот, как и те религиозные деятели, которых критикует, многое искажает и многое замалчивает. Так что Барнс просто из принципа делает символический выбор веры, поскольку по-прежнему верит в бога. Пакстон в конце концов к ней присоединяется.

Кадр из фильма.

Девушки спускаются в подвал, из которого нет никакого выхода наружу. Пытаясь добраться до зарешеченного оконца Барнс лишь отрывает старую доску с торчащими из неё гвоздями. Однако она успела украсть из предыдущей комнаты оружие – нож для вскрытия писем. Барнс отдаёт его Пакстон, чтобы та по команде «Волшебные панталоны!» вонзила его в Рида, не ожидающего от самой смиренной из двух девушек такой смелости.

В подвал входит измученная изуродованная женщина, приносит черничный пирог, затем становится в противоестественную позу и начинает молиться. Мистер Рид в это время переставляет фигурку на макете своего дома, изображающую его, и вырезает из дерева новые. Он фиксирует время каждого этапа пребывания миссионерок здесь, что подтверждает версию некой игры-исследования над поведением верующих людей. Барнс и Пакстон явно не были первыми в роли подопытных.

Кадр из фильма

Находясь в подвале, девушки убеждаются, что дверь с надписью «Неверие» вела сюда же. Между тем, мистер Рид заверяет девушек, что в скором времени они станут свидетелями чудесного воскрешения. Женщина после молитвы съедает, как выясняется, отравленный черничный пирог и умирает. Девушки проверяют, что она мертва. «Эксперимент» прерывается, когда во входную дверь звонит старейшина Кеннеди. Он пришёл сюда в поисках Барнс и Пакстон, поскольку те не вернулись в церковь. Пока мистер Рид разговаривал с Кеннеди, девушки были заняты тем, что подтягивали под дверью ковёр, чтобы достать спички, брошенные на него в ходе пламенной речи. Это сделать удалось.

Свет зажжённой спички озарил изуродованное лицо «воскресшей» женщины. Та сказала, что после смерти встретила некого проводника и видела облака, но это был не рай. Однако завершила она свою короткую речь словами «Это неправда!».

Кадр из фильма.

Барнс не поверила в воскрешение женщины. Она предположила, что та пережила клиническую смерть. Ведь Барнс тоже её пережила, когда в детстве отравилась фастфудом и видела нечто похожее на сказанное «воскресшей». Иными словами, это были околосмертные переживания, созданные мозгом в условиях отсутствия питания кислородом. Однако спустившийся в подвал мистер Рид стоит на своём и предлагает девушкам умереть, чтобы также воскреснуть. В споре с ним Барнс не успевает произнести кодовую фразу «Волшебные панталоны!» – тот опережает девушку, перерезая ей горло.

Мужчина пытается убедить Пакстон, что убитая не была человеком. Якобы он понял это по поведению пламени свечи. Мистер Рид вскрывает руку трупа и достаёт оттуда имплант, якобы являющийся микрочипом и доказывающий, что Барнс была частью программной симуляции. Рид ссылается на притчу о древнем китайском философе Чжуан Чжоу, согласно которой тот видел себя во сне бабочкой. Проснувшись, он не мог понять, приснилась ли ему, что он бабочка или бабочке приснилось, что она Чжуан Чжоу?

Кадр из фильма

Мужчина предлагает Пакстон ответить для себя, что есть реальность, с помощью совершения самоубийства. Однако девушка рассуждает здраво. Она говорит, что имплант был противозачаточным средством, хоть и для мормонов применять его стыдно. Также девушка догадалась, что женщина, съевшая отравленный пирог, вовсе не воскресла. Она умерла. Тело было спрятано, а вместо умершей пришла другая измученная женщина. Пакстон это поняла по позе трупа,  изменившейся после добычи девушками спичек, а также по словам «Это неправда!». И действительно, героиня находит вход в подвал, через который и входил «двойник». Пакстон хочет узнать правду, так что спускается вниз. Перед этим она приводит цитату из комиксов «Болотная тварь»: «Единственный способ узнать что-то – пройти через это».

В подвале Пакстон действительно находит труп. Она проходит по коридору через три двери, на которых изображены символы различных религиозных учений (языческие руны, некий семитский символ и сатанинская пентаграмма) и за которыми находятся религиозные атрибуты. На последней четвёртой двери нет никакого знака. На ней висит велосипедный замок, принадлежащий девушкам. Это говорит о том, что мистер Рид рассчитывал, что как минимум одна из двух девушек дойдёт до этой двери. А значит даже разоблачение «воскрешения» было подстроено. Пакстон открывает замок ключом и входит в комнату, где в клетках томятся измученные постоянно поддерживаемыми в помещении холодом и влажностью женщины. Вероятно, это такие же жертвы, как главные героини, и когда-то они прошли похожий путь.

Кадр

Через противоположную дверь входит мистер Рид и спрашивает, что поняла Пакстон. Та излагает разгадку плана злодея. Оказывается, мужчина отлучался во время первой беседы, чтобы украсть ключ от велосипедного замка и переставить велосипеды, а затем положить его в пальто не Барнс, которой он принадлежал, а Пакстон. Иными словами, мистер Рид рассчитывал на то, что именно Пакстон доберётся до комнаты с пленницами. Цель – убедить девушку, что единственная истинная религия – это контроль.

Мистер Рид подтверждает эту  версию. По его описанию, все пленницы пришли к столь печальному финалу и делали то, что он велит, потому что сами хотели. За них и за Пакстон всё было решено с самого их рождения – вплоть до того, какое бельё носить.

Говоря о белье, мужчина невольно произносит кодовую фразу – «Волшебные панталоны!». Пакстон почти инстинктивно на неё реагирует, вонзая мистеру Риду в шею нож. Девушка устремляется прочь – наверх (мы видим её побег с помощью графики: будто бы героиня бежит по тому самому игрушечному макету дома). Доходя до комнаты с макетом, она обращает внимание на схему, вероятно, изображающую путь героя трилогии Данте Алигьери «Божественная комедия» (через ад, рай и чистилище). Это намёк на то, что Рид явно вдохновлялся этим произведением при строительстве дома.

Кадр

Мужчина всё же настигает девушку и ранит её в живот. Также раненый, он призывает Пакстон молиться, что обесценивает проповедуемую им антирелигиозную идеологию. Девушка отвечает, что молитва на самом деле не помогает, о чём говорят научные эксперименты. Её смысл в другом – люди реализуют свой порыв помочь хоть чем-то нуждающемуся. Даже если этот нуждающийся – такой негодяй, как мистер Рид. И это, по словам Пакстон, прекрасно. Так что она, несмотря ни на что, начинает молиться.

Из последних сил Рид собирается убить Пакстон, но тут как будто воскресает Барнс. Она добивает злодея той самой гнилой доской с гвоздями и окончательно умирает. Пакстон с помощью макета дома находит выход из него – им оказывается маленькое вентиляционное окно.

Кадр из фильма

Девушка выбирается наружу, однако, судя по дисплею смартфона, связи так и не появляется – он по-прежнему в поисках сигнала. На палец Пакстон садится бабочка, но  в следующем кадре бабочки всё же нет. Торжественный саундтрек сменяется на вой ветра, а девушка печально глядит куда-то вверх.

В титрах звучит перепевка знаменитой композиции Боба Дилана «Достучаться до небес». Сцены после титров в фильме нет.

Смысл фильма

Итак, попробуем понять суть фильма. Начнём с названия. Уже в нём кроется двойное дно. И в оригинале, и в русской адаптации название едино – «Еретик». Но кто это? Очевидно, последователь ереси. Что такое ересь? Это осознанное отклонение от того или иного религиозного течения, считающегося верным. Иными словами, искажение догм какой-либо веры.

В этом смысле мистер Рид еретиком вообще-то не является. Он исследователь, разбирающий на детали религиозные течения, но не придерживающийся ни одного из них. С натяжкой можно сказать, что своими действиями он закладывает основы нового, какого-то своего, течения. Но мы не видим, что оно было ответвлением буддизма, христианства, ислама или другой религии. Скорее, речь идёт о философской концепции контроля, к осознанию которой Рид пытается склонить своих невольных «прихожан». Он не еретик, поскольку критикует саму суть веры в широком смысле слова, а не конкретную религию. Так кто же тогда из действующих лиц еретик?

Кадр из фильма

Как ни странно, на это звание больше всех напрашивается Пакстон. Во первых, она, как и всякий мормон, является еретиком с точки зрения «классического» христианства. И, кстати, в отличие от Барнс она в мормонизме с самого рождения. Во вторых, как мы видим, Пакстон находит божественные откровения в комиксах и даже с помощью порнографии. Барнс таким «похвастаться» не может.

В третьих, её мысли о загробной жизни сильно расходятся как с мормонизмом, так и с христианством вообще: желание порхать бабочкой после смерти вокруг близких людей связано с чуждой для них концепцией перерождения. В четвёртых, Пакстон – еретик для навязываемой Ридом «религии контроля». Ведь она полностью прошла подготовленный для неё путь адепта, как когда-то прошли его томящиеся в плену давние пленницы злодея. Но в отличие от них она сумела оказать сопротивление.

По иронии толчком к последнему стал сигнал «Волшебные панталоны!», которые Рид произнёс для красного словца. Это был единственный его просчёт. Ведь всё остальное, вплоть до оставленного ножа для вскрытия писем, было тщательно продумано. Даже реакции якобы на неожиданные для него разоблачения со стороны девушек были подготовлены.

Кадр из фильма

И эти «волшебные панталоны» стали для Пакстон новым откровением. Рид подобно порноактёрам, о которых говорила девушка, оказался застигнут врасплох. Его вера в религию контроля довольно быстро пошатнулась – призыв молиться явно в него не вписывается. Пакстон же укрепила свою веру. Но вовсе не с помощью чего-то сверхъестественного. Более того, её финальный монолог, адресованный мистеру Риду, говорит о торжестве научного мышления для неё. Однако при этом девушка осознаёт, что как раз в условиях, когда всё и всех можно запрограммировать, вера и молитва особенно необходимы.

И, кстати, мистер Рид вовсе не так хорош, как о себе думает. Он вовсе не кладезь знаний. Злодей нахватал их по верхам, но не достиг ни в чём глубины. Его эрудированность – фальшивка, что справедливо в своей пылкой речи замечает Барнс. И дело не только в откровенных манипуляциях по вопросам религиозных течений, но и в фактологических ошибках. Например, Кришна в отличине от Иисуса согласно первоначальной легенде не был плотником, а слова про ответственность не принадлежат Вольтеру.

Кадр из фильма

Да и в манипуляциях мистер Рид не достиг особых вершин. Он пытается убедить девушек, что у них всё время был выбор. Якобы они были вольны уйти в любой момент. Но ведь это не так. Ловушка для миссионерок захлопнулась как только они вошли через входную дверь с таймером. И даже если бы они не поддавались манипуляциям злодея, сразу наотрез отказавшись разговаривать с ним и идти на его уловки, мистер Рид бы их вряд ли отпустил. Эффект был бы совсем другим, если бы, например, входная дверь была не заперта и девушки  могли бы в любой момент уйти, но не делали бы этого благодаря увлекательным речам злодея. А так, якобы искусная его игра в скрытый смысл – всего лишь бравада.

Кадр из фильма

Суть фильма можно сформулировать так: «Нельзя верить всему, что говорят – истину стоит искать самостоятельно. От канонов неизбежно придётся отходить, в некотором смысле становясь еретиками. Но и полностью веру отвергать не стоит – она ценна сама по себе вне религий и философских концепций».

Объяснение концовки

Разберём смысл концовки фильма «Еретик». На фоне основного повествования она  кажется неправдоподобной. Внезапное воскрешение в ней сестры Барнс, с одной стороны, вполне в духе клишированных внезапных поворотов из триллеров и хорроров. С другой,  оно смотрится глупо для такого продуманного фильма как «Еретик». Неужели Барнс с перерезанным горлом и изрезанной повдоль рукой в течение двадцати минут (это в соответствии с хронометражом картины – на самом деле гораздо дольше) удавалось как-то выживать, не приходя в сознание, да ещё нанести решающий удар мистеру Риду? Нет – уж слишком велика была бы кровопотеря. Так что это сверхъестественный момент.

Другой сверхъестественный момент – появление в конце бабочки, ведущей себя точь в точь как в фантазиях Пакстон. Барнс-то вовсе не мечтала о такой жизни после смерти. И слишком уж внезапно бабочка исчезает, отставляя тревожное ощущение, обыгранное актёрской игрой и резко прекратившимся саундтреком. Здесь также явная отсылка к чувству смятения, возникшему у Чжуан Чжоу после упомянутого сна о бабочке: «Что есть правда?».

Кадр из фильма

Логика подсказывает, что то и другое – это галлюцинации умирающей Пакстон или те самые околосмертные переживания, которым в фильме было уделено довольно много внимания. В пользу этой версии говорит и то, что телефон героини не смог уловить сигнал сотовой связи даже на значительном удалении от дома мистера Рида.

Такое объяснение концовки – для реалистов. Верующие же в чудесное спасение имеют право на свою трактовку. Авторы картины явно оставили выбор за зрителями.

А какое объяснение концовки вам ближе?
Девушка умирает, у нее галлюцинации.
75.93%
Пакстон спаслась.
23.15%
У меня своя версия (напишу в комментариях).
0.93%
Проголосовало: 108

Похожие фильмы

«Ключ от всех дверей» (США, Германия, 2005): хоррор об опасности веры;

«Мученицы» (Франция, Канада, 2008): шокирующий жестокий фильм ужасов, наполненный философией на тему жизни после смерти;

«Комната страха» (США, 2002): простой и одновременно изобретательный камерный триллер от Дэвида Финчера;

«Не дыши» (США, Венгрия, 2015): грабители вламываются в дом, казалось бы, беспомощного слепого старика, но сами становятся жертвами;

«Плетёный человек» (Великобритания, 1973): классический детективный триллер о столкновении со зловещим культом.

Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.