Страна: Венгрия, Индонезия, США
Жанр: триллер, научная фантастика
Год производства: 2024
Режиссер: Микаэль Хофстрём
Актеры: Кейси Аффлек, Лоуренс Фишберн, Эмили Бичем, Томер Капон, Дэвид Моррисси
Слоган: «Some fears are darker than space» – «Некоторые страхи темнее космоса»
«Ускорение» (оригинальное название – «Slingshot», переводится как «рогатка», «праща») – новый фильм шведского режиссера Микаэля Хофстрёма. Это история о группе астронавтов, которая отправляется к одному из спутников Сатурна с важной миссией. Разберем сюжет, попробуем понять смысл фильма «Ускорение», разберемся, какие идеи хотел донести до зрителя режиссер и каково объяснение концовки картины.
Сюжет фильма
Действие фильма «Ускорение» происходит на борту космического корабля «Одиссей», направляющегося к Титану, спутнику Сатурна. Главный герой, Джон, выходит из гибернации. Бортовой компьютер приветствует его и просит быть осторожным, так как препараты, погружающие в сон, могут вызывать побочные эффекты: головокружение, спутанность сознания, дезориентацию.
Кроме Джона, на корабле находятся еще два астронавта: Нэш и капитан Фрэнкс. Экипаж связывается с Землей и получает указание выполнить диагностику корабля и снова погрузиться в сон. Также команде настойчиво советуют проверить свое психологическое состояние, чтобы избежать негативных последствий.
Джон проходит обследование через компьютер, а затем жалуется Нэшу на провалы в памяти. Коллега успокаивает его, сообщая, что это последствия гибернации. Джон проверяет оборудование корабля и во время работы вспоминает знакомство с Зои – бывшей девушкой, инженером. После этого команда отправляет отчет на Землю и снова погружается в сон.
Джон снова просыпается через три месяца. Во время обхода корабля он чувствует, как «Одиссей» начинает дрожать, освещение моргает. Срабатывает аварийная сигнализация. На голову Джону падает металлическая панель.
Джона приводит в чувство остальной экипаж. Астронавты осматривают корабль, обнаруживают вмятину в корпусе, но тест оборудования не выявляет неисправностей. Определить, что же врезалось в «Одиссей», не удается. Связь с Землей отсутствует. Капитан решает продолжать экспедицию, так как корабль исправен. Нэш пробует переубедить его, но безуспешно.
Джон продолжает постоянно думать о Зои. Нэш пробует настроить его против капитана, чтобы прервать полет. Джон отказывается его поддержать. Фрэнкс, услышавший их разговор, отправляет обоих астронавтов спать.
Нэш убеждает Джона изменить время пробуждения, чтобы опередить капитана и успеть направить корабль к Земле. Джон соглашается, но предупреждает, что сначала они проверят «Одиссей» и, если он в порядке, полет продолжится. Нэш берет у Джона его пароль для доступа к системе корабля, чтобы изменить ему продолжительность сна.
Проснувшись, Джон понимает, что чувствует себя еще хуже. Он видит Зои и сообщает об этом Нэшу. Астронавт успокаивает его и говорит, что галлюцинации – побочный эффект препаратов, погружающих их сон, а затем сообщает, что они приблизились к Юпитеру. Нэш хочет изменить маршрут и отправиться домой, но Джон отказывается ему помогать, так как корабль исправен. Спор прерывает капитан, подслушавший беседу Джона и Нэша перед погружением в гибернацию и тоже изменивший время пробуждения.
Фрэнкс отправляет Нэша заниматься обслуживанием корабля. Затем он объясняет, что если обнаружит проблему на борту «Одиссея», то развернет его к Земле, но пока миссия должна продолжаться. Далее он просит Джона не вмешиваться в нарастающий между ним и Нэшем конфликт и не принимать чью-то сторону.
Из дальнейших объяснений капитана следует, что поведение Нэша – это, скорее всего, побочный эффект от действия препаратов. Фрэнкс говорит, что предложит Нэшу снизить дозировку, а затем предлагает сконцентрироваться на «рогатке» – гравитационном маневре, который герои должны выполнить возле Юпитера, чтобы придать кораблю существенное ускорение и за счет него добраться до Титана.
Нэш ссорится с капитаном. У Джона снова возникают галлюцинации. Затем он приходит в себя и направляется на мостик для проведения маневра с Фрэнксом. Их действия завершаются успехом, и «Одиссей» направляется к Титану.
Далее по сюжету фильма «Ускорение» Джон продолжает испытывать проблемы с самочувствием: он постоянно разбит, сознание спутанное. При проверке раций он слышит голос, называющий его по имени. Джон сообщает об этом капитану и Нэшу, но его убеждают, что в миллионах километров от Земли никто не может связаться с ними таким способом. Фрэнкс отправляет Джона в гибернационную камеру.
Джон вспоминает, как он узнал, что отобран для полета, и о последующем расставании с Зои. Проснувшись, он чувствует себя еще хуже. Ему снова мерещится Зои. Это видит капитан и спрашивает, понимает ли Джон, что девушки здесь нет. Мужчина отвечает утвердительно. Фрэнкс отправляет Джона на помощь Нэшу.
Нэш сообщает, что мощность реактора незначительно снизилась, и если это продолжится, то возникнет проблема, так как резервного питания будет недостаточно для движения к Титану. Он просит Джона проверить его вычисления, так как чувствует себя плохо и не может показать данные капитану, не убедившись, что они верны.
Капитан сам перепроверяет вычисления и говорит, что они верны: с реактором что-то происходит, его производительность снизилась. Затем он сообщает, что кто-то из экипажа воспользовался своим паролем, чтобы вызывать сбой в реакторе. Фрэнкс говорит, что был введен пароль Джона, но сделал это Нэш: смысл в том, что, когда Джон дал ему пароль для изменения продолжительности сна в гибернационной камере, Нэш использовал его в других целях.
Угрожая пистолетом, Фрэнкс называет произошедшее саботажем и отправляет астронавтов спать. Джон заходит в камеру и, засыпая, видит, как капитан избивает Нэша.
Проснувшись, Джон не находит Нэша на корабле. Он сталкивается с Фрэнксом и спрашивает, где коллега. Капитан отвечает, что усыпил его до прибытия на Титан, а затем убеждает Джона, что миссия может продолжиться, и им нужно не ссориться, а выполнять свою работу.
У Джона продолжаются галлюцинации. Капитан рассказывает ему, что его знакомство с Зои было подстроено, а их отношения были ненастоящими: скрытый смысл в том, что все это было спланировано, чтобы проверить психологическое состояние Джона и убедиться, что он готов к полету.
Джон пробует наладить связь с Землей, внезапно ему отвечают, но вскоре разговор обрывается. Он сообщает об этом капитану, однако Фрэнкс говорит, что у него галлюцинации и хочет показать Джону видеозапись, где видно, что он разговаривает с помехами, но астронавт отказывается.
Фрэнкс отправляет Джона спать, но астронавт требует отвести его к Нэшу. Завязывается драка, из которой Джон выходит победителем.
Объяснение концовки
В конце фильма «Ускорение» Джон отправляется на капитанский мостик. По камерам он ищет Нэша, но мужчины нигде нет. Приходит Фрэнкс, Джон оглушает его, а затем интересуется у бортового компьютера, где находится Нэш и слышит ответ: «На мостике». Аналогичные ответы он получает, когда спрашивает, где находятся капитан Фрэнкс и Джон.
Компьютер сообщает Джону, что экипаж «Одиссея» состоит из одного человека: это капитан Джон Фрэнкс Нэш. Астронавт понимает смысл происходящего: на «Одиссее» находится он один, а два других члена экипажа – его галлюцинации.
В концовке фильма Джону удается установить связь с Землей. Ему отвечает Зои. Девушка подтверждает, что на корабле он один: в этом можно убедиться, пересчитав количество капсул гибернации: на «Одиссее» она одна.
Из содержания речи Зои мы узнаем разгадку происходящих событий: на самом деле, полет не состоялся, и в действительности Джон находится под землей в копии корабля. Его тайно поместили туда, чтобы провести финальное испытание и убедиться, что он готов к полету. Юпитер, маневр «рогатка» – все было сделано, чтобы убедить его в реальности происходящего.
Во время испытания произошло землетрясение: его ощутил Джон, но решил, что корабль столкнулся с чем-то в космосе. Из-за него обрушился мост к учебному центру, и Джон оказался заблокирован под землей. Связь с ним установить не удавалось, его считали мертвым, но все равно пытались расчистить к нему путь. Также было выявлено, что дозировка препаратов, погружающих в сон, превышена, но порекомендовать Джону изменить ее не представлялось возможным.
В финале фильма «Ускорение» Зои предлагает Джону открыть шлюз наружу, выйти из корабля и идти к свету – спасательному туннелю, который пробивают с поверхности. Джон отправляется к выходу, но появляется капитан Фрэнкс. Он убеждает астронавта не делать этого, объясняя, что они в космосе и, открыв шлюз, Джон вылетит наружу. Астронавт называет капитана плодом своей фантазии. Фрэнкс объясняет мужчине, что он болен, что разговор с Зои – это галлюцинации и что под воздействием лекарств Джон придумал счастливый сценарий, по которому он вернется домой и будет счастлив с Зои.
Джон не слушает Фрэнкса и идет к шлюзу, продолжая говорить с Зои: девушка убеждает его, что ждет снаружи. Двери наружу открываются, и Джон видит, что он находится под землей. Он замечает лестницу наверх и слышит голоса рабочих сверху, убеждающих, что скоро спасут его. Джон смотрит лампу на стене и вспоминает давным-давно сказанные ему слова Зои о том, что мотыльки, находясь в опасности, летят на свет, думая, что там их ждет спасение, но в реальности погибают и оказываются во тьме. В этот момент астронавт понимает, что происходит: на самом деле он все еще стоит перед дверями шлюза. Через мгновение они открываются, и Джон вылетает в открытый космос.
Смысл концовки «Ускорение» в том, что, как и все происходящее, разговор с Зои и ее история о том, что Джон находится не в «Одиссее», а в тренировочном центре, были ненастоящими.
Смысл фильма
События в фильме «Ускорение» имеют следующую трактовку: к Титану отправляется космический корабль «Одиссей», на борту которого находится один человек. Из-за превышенной дозировки препаратов, погружающих в сон, у астронавта проявляются побочные эффекты: усталость, помутнение сознания и галлюцинации. Джону мерещатся другие члены экипажа, ссоры между ними, бунт, а также бывшая девушка. Прийти в себя ему не удается, и в итоге астронавт, поверив в очередную галлюцинацию, погибает.
Помимо описания событий на корабле, в сюжете фильма «Ускорение» есть любовная линия, в виде флэшбэков раскрывающая отношения Джона и его бывшей девушки Зои. Астронавт вспоминает их историю от знакомства до разрыва из-за того, что его выбрали для полета к Титану. Джон многое оставляет на Земле, и это заставляет его испытывать тоску по Зои и по дому и колебаться между выбором: продолжать миссию или вернуться обратно. Это чувство вместе с побочными эффектами приводит к появлению галлюцинаций. Мы видим, как члены экипажа не могут прийти к согласию и решить, продолжать ли экспедицию или отправиться домой: смысл в том, что все это отражает состояние самого Джона, испытывающего внутренние противоречия.
Показывая события на «Одиссее», Микаэль Хофстрём исследует состояние и поведение человека в условиях изоляции, одиночества и тревоги. Об этом режиссер говорил в интервью, объясняя суть фильма «Ускорение». По его словам, он давно хотел поработать с этой темой, и замкнутое пространство космического корабля, из которого нельзя выбраться, как нельзя лучше подошло для этой цели.
Похожие фильмы
«Пассажиры» (США, Австралия, 2016 год). Механик космического корабля, проснувшись из-за сбоя в капсуле гибернации, узнает, что до пункта назначения лететь еще несколько десятков лет и решается разбудить еще одного человека.
«Живое» (США, Великобритания, 2017 год). Группа астронавтов находит жизнь на Марсе, но это открытие может стать угрозой для Земли и ее населения.
«Прометей» (Великобритания, США, 2012 год). Научно-исследовательское судно «Прометей» отправляется в глубины космоса на поиски внеземных цивилизаций.
«Космонавт» (США, Чехия, 2024 год). Чешский космонавт отправляется к Юпитеру с важной миссией и сталкивается в своем корабле с гигантским мохнатым пауком.
«Солярис» (СССР, 1972 год). На космической станции ученый сталкивается с призраком недавно умершей жены.
«Вызов» (Россия, 2023 год). Торакальный хирург отправляется в космос, чтобы провести сложную операцию и спасти космонавта.
«Луна 2112» (Великобритания, США, 2009 год). История астронавта, в полном одиночестве находящегося на лунной станции для контроля над ее работой.
Сказать, что тут что-то неожиданное нельзя. В конце концов это не первый фильм про миссию в космосе. Ощущение, что сильная отсылка тут к советской фантастике.
Когда поверила, что он под землёй, было облегчение, когда стало ясно, что в космосе грустно.