Что не так с «Гладиатором 2»: честный разбор фильма

Луцилла Смысл фильма

Страна: США, Канада, Великобритания, Мальта, Марокко

Жанр: исторический, боевик, приключения, драма

Год производства: 2024

Режиссёр: Ридли Скотт

Актёры: Пол Мескал, Педро Паскаль, Дензел Вашингтон, Конни Нильсен

Награды и номинации: в 2025 году представлен в различных номинациях на «Оскар», «Золотой глобус», премии Гильдии киноактёров и Британской киноакадемии.

Сюжет фильма «Гладиатор 2» (Gladiator II) продолжает сюжет первой картины, ставшей в своё время культовой. За сиквел взялся тот же легендарный режиссёр, на производство были потрачены солидные 250 миллионов долларов. Увы, это не спасло картину. И виной тому довольно слабый и нелогичный сценарий. Попробуем в нём разобраться.

О чём фильм

Начнём с подробного содержания фильма «Гладиатор II».

Шестнадцать лет спустя после смерти императора Марка Аврелия Римом правят братья-близнецы Гета и Каракалла. Идея Аврелия о совершенном Риме так и не воплотилась в жизнь. Агрессия братьев распространяется по империи и постепенно разрушает ее, делая падение великого города неизбежным.

Кадр из фильма
Фред Хехингер в роли императора Каракаллы. Кадр из фильма.

В североафриканском царстве Нумидия главный герой по имени Ханно ведет спокойную жизнь со своей женой Аришат. Однако мир нарушается, когда сирены возвещают о вторжении римской армии под предводительством генерала Акация. Римляне убивают одного защитника за другим. Ханно яростно сражается среди последних. Пока римляне прорываются в крепость, используя щиты, Аришат стреляет из лука сверху, прикрывая мечников. Когда Акаций замечает ее, он приказывает своим лучникам убить её, что те и делают. Ханно в ужасе наблюдает за тем, как тело его жены исчезает в воде. В этот момент его самого бьют сзади, и он теряет сознание.

Смерть жены
Юваль Гонен в роли Аришат.

Во сне Ханно видит мифического перевозчика душ, который забирает Аришат в загробный мир. Герой приходит в себя, когда битва уже завершена и Нумидия повержена. Акаций объявляет город принадлежащим Риму, а его люди сжигают тела погибших. Все защитники, включая Ханно, получают клеймо рабов. Их отправляют в Рим на кораблях.

Во время путешествия Ханно замечает, что у его лидера и друга Югурта серьёзная рана, и помогает перевязать её. Югурта считает, что ему осталось недолго, и вспоминает день, когда нашёл Ханно потерявшимся ребёнком в пустыне. Это вызывает у Ханно воспоминания: в детстве он жил вовсе не в Нумидии, но целях безопасности мать была вынуждена отправить его в далёкие края.

Корабли с нумидийскими рабами прибывают в порт Рима Остии. Римляне встречают Акация как героя, и братья-императоры воздают ему почести. Генерал просит перерыва в войне, чтобы провести время со своей женой, но правители объявляют, что следующим шагом будет вторжение в Персию и Индию. Рабов отправляют на окраину Рима в Анций, где ланиста (хозяин гладиаторской школы) Макрин руководит тренировкой.

Дензел Вашингтон в роли Макрина.
Дензел Вашингтон в роли Макрина.

Югурта, Ханно и еще несколько рабов выходят на тренировочную арену, где им предстоит сразиться с дикими обезьянами. Солдаты стреляют дротиками  в животных, чтобы сделать их более агрессивными, и звери начинают нападать на рабов. Ханно пытается спасти ослабевшего Югурта, но слишком поздно – тот погибает. Когда обезьяна нападает на Ханно, тот останавливает её, вставив цепь в пасть зверя и кусая его. Затем герой душит обезьяну цепью. Это впечатляет Макрина настолько, что тот решает купить Ханно. После этого Ханно и его товарищей отправляют в казармы к остальным гладиаторам. Те, завидев его, начинают подражать звукам обезьян, таким образом с юмором выказывая уважение.

Макрин приказывает тренеру гладиаторов Виго сразиться с Ханно. Герой побеждает. Макрин объясняет ему, что подбирает гладиаторов, ориентируясь на главное их качество – ярость, коей у героя предостаточно. Ханно заявляет, что его цель – убить Акация. Макрин говорит, что, если парень одержит в Колизее достаточное количество побед, он добьётся этого.

Актер Пол Мексан - Ханна
Актер Пол Мексан – Ханно.

Макрин выставляет Ханно на бой, за которым теперь наблюдают вельможи и братья-императоры. Герой вначале отказывается убивать противника, но в конце концов побеждает его. Впечатлённый император Гета спрашивает Ханно, откуда тот родом. Герой отвечает цитатой из Вергилия. Это строчка из Энеиды о преисполней. Это забавляет императоров, они жаждут увидеть Ханно на арене колизея. Макрин удивлён познаниям гладиатора-чужестранца в римской поэзии. Он платит ему за бой монетами. Скопив монеты в определённом количестве, можно купить себе свободу.

Акаций признаётся своей жене Луцилле, дочери Марка Аврелия, что устал от тирании братьев-императоров и намеревается свергнуть их. Супруги встречаются с несколькими сенаторами, чтобы поделиться планами спасения Рима. Акаций объясняет, что римская армия верна ему, и сенаторы соглашаются поддержать его в заговоре.

Педро Паскаль в роли Акация
Педро Паскаль в роли Акация.

Ханно и других рабов привозят для участия в гладиаторских играх в Колизей. Они впечатлены архитектурой и статуями, но также замечают бедность на улицах. Макрин встречается с сенатором Траксом, и они договариваются удвоить ставки.

На арене императоры встречают Акация и Луцилу на почетных местах, а толпа скандирует имя генерала. После короткой речи Акация рабы выходит на арену, и чемпион-гладиатор Галлицео въезжает верхом на носороге. Ханно берет на себя роль лидера  и разрабатывает стратегию уклонения от атак носорога. Сначала все идет хорошо, но вскоре одного из рабов сбивают. Раненый, он начинает двигаться медленнее, и Галлицео легко ловит его, а носорог убивает его рогом.

Тогда Ханно бросает землю в воздух, что напоминает Луцилле её бывшего возлюбленного Максимуса – главного героя первого фильма. Он также бросает землю в носорога, чтобы отвлечь его, и отпрыгивает в сторону, заставляя зверя врезаться в стену. Галлицео падает с носорога и получает травму. Мужчины дерутся, используя любое оружие, которое находят на арене. Когда Гадлицео удается сбить Ханно с ног, Каракалла выбирает для проигравшего смерть, но Луцилла просит пощады.

Кадр из фильма

Гета даёт знак сохранить жизнь Ханно, но тот заявляет, что не хочет жалости от римлян, и бой продолжается. Ханно побеждает, и на этот раз Гета выбирает для Галлицео смерть. Теперь толпа, а также другие гладиаторы скандируют имя Ханно. В казармах гладиаторов доктор Рави обрабатывает раны героя.

Луцилла догадывается, что Ханно — её сын, которого она отправила со своими слугами из Рима, чтобы спасти от тех, кто хотел убить его ради власти. Чтобы подтвердить свои догадки, она приглашает Макрин и расспрашивает его о гладиаторах. Тот понимает, что дело не чисто и вскоре узнаёт, что у Луциллы был сын, который исчез. По описанию вельмож, покойный муж Луциллы не был отцом мальчика, так как предпочитал компанию мужчин. Эта информация помогает Макрину догадаться о происхождении Ханно.

Вечером Луцилла сбегает через тайный тоннель и встречается с одним из сенаторов, который помогает ей проникнуть в клетку к Ханно. Герой даёт понять, что узнал мать, но больше не признаёт её, говоря, что Луций (его настоящее имя) мёртв и теперь существует только Ханно.

Луцилла
Актиса Конни Нильсен в роли Луциллы.

Вернувшись домой, Луцилла рассказывает Акацию, что её сын жив, и умоляет мужа о помощи, но их разговор подслушивает служанка.

Следующий гладиаторский бой проходит на кораблях на заполненной водой с акулами арене Колизея. Команде Ханно под его умелым командованием удаётся одержать победу в кровопролитной схватке. В процессе борьбы герою удаётся схватить арбалет и выстрелить в направлении Акация. Стрела попадает между братьями-императорами.

Служанка Луцилы рассказывает её секрет Траксу. Макрин навещает последнего, чтобы забрать долг. Вместо денег Тракс делится тем, что узнал: повстанцы планируют свергнуть императоров, но их план отложен до тех пор, пока определенный гладиатор не будет спасён с арены.

Акаций и его люди тайно проникают в квартал гладиаторов, чтобы спасти Ханно. Однако солдаты императоров устроили засаду. Акация и Луцилдлу доставляют к императорам. Гета возмущён предательством, но Акаций только смеется, что приводит Каракаллу в ярость. Он хватает меч и пытается убить Акация, но Гета останавливает его, заявляя, что наказание должно быть публичным. Пару заключают в темницу. Макрин указывает, что распятие подходит для воров, но Акаций — герой, и если императоры хотят сохранить поддержку народа, лучше отправить его на арену.

Бой гладиаторов

На следующий день Рави показывает Ханно святилище гладиаторов-чемпионов. Тот замечает, что имя Максимуса стёрто. Однако доспехи и мечи Максимуса в гробнице всё ещё находятся в отличном состоянии. На стене Ханно читает «То, что мы делаем в этой жизни, отзывается в вечности» (фраза из первого фильма).

Для следующего боя гладиаторов в главных местах арены устанавливают дополнительную охрану, а Луциллу держат в цепях. Акаций выходит на арену первым и сражается против солдат. Несмотря на многочисленных противников, он демонстрирует мастерство и убивает каждого, хотя и получает ранение. Затем на арену выходит Ханно, чтобы сразиться с Акацием. Оба бойца показывают потрясающую технику, и бой продолжается долго без явного победителя.

Акаций говорит Ханно, что знает, кто он на самом деле. Бывший генерал бросает мечи и поднимает руку в знак капитуляции. Гета немедленно указывает большим пальцем вниз, приказывая убить Акация. Акаций признается Ханно, что искренне любит Луциллу и готов был умереть за Максимуса. Эти слова заставляют Ханно бросить меч, что приводит императоров в ярость. Они приказывают лучникам осуществить казнь Акация, что те и делают. Ханно, обращаясь к толпе, спрашивает, так ли Рим обращается со своими героями, и предупреждает, что гражданам следует ожидать еще худшего обращения. Толпа освистывает императоров, а охрана сдерживает людей, пока вельможи покидают Колизей.

Толпа

Вечером Макрин навещает Ханно, чтобы получить объяснение, почему он пощадил Акация. Тот отвечает, что построить лучший Рим ещё возможно, но Макрин считает это несбыточной мечтой. Ланиста напоминает Ханно, что он всего лишь инструмент. На улицах Рима разгораются беспорядки. Горожане поджигают здания и требуют казнить братьев-императоров. Солдаты пытаются сдержать толпу, но тщетно.

Гета и Каракалла спорят о том, что им предпринять. Каракалла обвиняет во всём брата. В ответ Гета плескает водой ему в лицо. Разъярённый Каракалла выходит из комнаты, а Макрин следует за ним. Он убеждает Каракаллу, что Гета планирует публично свалить на него всю вину, так что сейчас ему как никогда имеет смысл взять ситуацию под свой контроль. Каракалла берёт клинок и ранит им Гету. Последний пытается вразумить брата, но Макрин берёт руку Каракаллы и направляет её, убивая Гету.

На следующее утро Луцилла посещает Ханно и отдаёт ему перстень Максимуса. Мать и сын примиряются в объятиях.

Актиса Конни Нильсен в роли Луциллы

Каракала объявляет себя единственным императором и заявляет, что его обезьяна станет первым консулом, а Макрин – вторым. Макрин приносит голову Геты сенаторам и убеждает их дать ему больше власти, чтобы защитить правительство. Сенаторы голосуют за то, чтобы назначить его главой гвардии. Макрин посещает Луциллу и рассказывает, что раньше был рабом ее отца, а теперь намерен стать императором, уничтожив их династию.

Ханно отдает перстень Рави и просит передать его армии Акация в Остии. Перед уходом лекарь вручает другу ключи от камер. Рави удаётся избежать стражников и найти генерала. Тот узнав, что перстень был отправлен Луцием, законным наследником Рима, соглашается помочь. В Колизее Вико объявляет, что это будет последний бой Ханно, и демонстрирует ему деревянный меч, символизирующий свободу, который тот может получить, выиграв бой. Гладиаторы внезапно открывают камеры, которые заранее были отперты с помощью связки ключей от Рави.

Ханно сбивает Виго с ног и убивает его. Гладиаторы убивают охранников. Ханно забирает меч и доспехи отца. Взяв стрелу, поразившую Аришат, он обещает вернуться и отомстить. Позже Ханно произносит вдохновляющую речь, убеждая рабов сражаться за свободу. Выйдя на арену, он видит Луциллу, привязанную к столбу, окруженную сенаторами. Толпа скандирует его имя.

Ханно

Солдаты также выходят на арену, вызывая недовольство зрителей. Начинается ожесточенная битва с гладиаторами. Каракалла приходит в восторг от происходящего, но Макрин раздражён и приказывает вызвать кавалерию. Однако это невозможно, так как кавалерия поставлена на защиту города от армии Акация, приближающейся из Остии. Несмотря на это, несколько солдат всё же направляют в Колизей, где они начинают безжалостно убивать как рабов, так и сенаторов.

Толпа приходит в ужас, и, когда один из солдат случайно убивает стрелой зрителя, терпение граждан лопается. Начинается бунт. Люди сталкивают солдат со стен арены, но при этом погибают и сами. В этом хаосе Макрин убивает Каракаллу. На арене, после того как большинство солдат оказывается уничтожено, Ханно пробивается к матери, чтобы спасти ее. Однако Макрин пускает стрелу, которая пронзает сердце Луциллы. Перед смертью она говорит Ханно слова поддержки. Макрин убегает, направляясь в сторону городских ворот.. Ханно устремляется за ним.

Кадр из фильма

Гвардия встречает армию Акация за пределами города. Ханно оказывается перед Макрином и объявляет себя Луцием, истинным наследником трона. Он сбивает Макрина с лошади, и между ними начинается жестокая схватка. Чуть было не проиграв, Ханно вновь видит себя в загробной жизни и вспоминает последние слова матери. Это придаёт ему новые силы, и он возвращается в бой. В финале схватки герой отрубает Маклину руку и рассекает ему живот, что становится для того смертельным.

Ханно напоминает собравшимся армиям о мечте своего деда построить идеальный Рим, свободный от тирании и управляемый народными избранниками. Солдаты, тронутые его словами, соглашаются объединиться во имя великой цели.

Финал

В концовке Луций возвращается в Колизей. Он собирает немного крови своей матери и перемешивает её с землей, отдавая дань памяти своему отцу Максимусу.

Смысл фильма

К сожалению, «Гладиатор 2» не привнёс каких-то новых смыслов, развивающих идеи первой части. Фильм, скорее, даже не переосмысливает, а лишь обыгрывает всё то, что уже было показано. Например, главным стремлением героя, как и его отца, становится мечта о возрождении Рима как республики, приписываемая Марку Аврелию (в реальности таких помыслов у императора никогда не было).

Правда, замена одержимости местью на эту мечту происходит слишком быстро: как будто Ханно потребовалось для этого всего лишь надеть доспехи отца. Таких странных трансформаций в фильме предостаточно. Это и внезапное превращение Ханно в лидера и искусного война (Максимус, в отличие от Ханно, в первой части был им изначально) – как на суше, так и на воде. Это и внезапный переход армии Акации на сторону Ханно благодаря одному лишь перстню, показанному Рави. И мы ещё не упоминаем откровенные глупости – такие как, например, полное отсутствие системы безопасности в камерах с гладиаторами, когда обычный врач может украсть связку ключей.

Солдаты

Переход мотивации от отца к сыну обесценивает достижения первого. Ведь в конце «Гладиатора» нам дали надежду на воплощение мифической мечты Марка Аврелия в жизнь. В «Гладиаторе 2» внезапно выяснилось, что надежда была необоснованна. Почему-то законный наследник Рима Луций (будущий Ханно) оказался в ещё большей опасности.

Кстати, совершенно непонятно, почему герой стал так ненавидеть мать, если она действовала исключительно в его интересах. А если она в один момент совсем забыла про сына, то почему так отчаянно стала бороться за его жизнь после его возвращения уже в качестве гладиатора? Кажется, все эти перемены просто не имеют смысла и нужны лишь как движущая сила нелогичного сюжета.

Луцилла

Первая часть была, пусть и неправдоподобной, но вполне убедительной историей-размышлением о природе власти и цене свободы, обильно сдобренной боевыми сценами. «Гладиатор 2» пытался пойти по тому же пути, но не удалось. Если даже принять на веру сюжет с его нелогичностью и исторической недостоверностью, трактовка его напрашивается совсем другая.

Кажется, что суть фильма в том, что ничего со временем не меняется, а власть всегда так же глупа и ведома, как и толпа. Но такой ли скрытый смысл закладывали авторы, учитывая воодушевляющие речи героя на протяжении фильма? Вряд ли.

Объяснение концовки

Смысл концовки фильма «Гладиатор 2», заложенный авторами, по аналогии с финалом первой части, должен был дать надежду. Неспроста последним кадром нам показывают руку, касающуюся колосьев пшеницы, – очевидно, руку Максимуса. Ханно просит отца откликнуться на его зов и, вероятно, получает отклик в виде этого образа – образа надежды. Такое объяснение концовки подразумевает, опять же, наследование мечты о свободном от тирании Риме от Марка Аврелия к Максимусу и от Максимусу к Ханно-Луцию.

Победа

FAQ

Есть ли в “Гладиаторе 2” сцена после титров?

Нет.

Основан ли фильм на реальных событиях?

Нет. По большому счёту, всё, что происходит в фильме – чистой воды выдумка. Авторы действительно опирались на некоторые исторические события и использовали персонажей, имевших место в реальной истории. Но сюжет, скорее, представляет некий коктейль из всего этого с большой долей фантазии.

Во многом «Гладиатор 2» больше тяготеет к фэнтези, нежели к жанру исторического байопика. Впрочем, и первая часть к подлинной истории Древнего Рима почти не имеет отношения.

Арена

Почему в фильме два императора?

Гета и Каракалла – как раз реальные исторические фигуры, но, опять же, их сюжетная линия только лишь вдохновлена историческими событиями. Действия фильма происходят через шестнадцать лет после смерти Марка Аврелия, то есть в 196 году нашей эры. Гета и Каракалла были правителями Рима, но совместно они правили чуть меньше года уже в 211 году.

На истеричных и болезненных подростков, как они изображены в «Гладиаторе 2» они были вовсе не похожи. В частности Каракалла был очень крепких мужчиной, каковым и представлен в бюстах и скульптурах. Он был старшим братом Геты, а не младшим как в фильме. Гета действительно был убит, но руками преторианской гвардии, хоть и по приказу Каракаллы. Макрин в этом участия не принимал. Зато в 217 году, он предположительно принимал участие в заговоре уже против Каракаллы, окончившемся смертью последнего от рук солдата.

Император

В действительности братья враждовали изначально. Совместными наследниками трона они стали после смерти их отца Септимия Севера.

И да, никакой ручной обезьяны у Каракаллы не было. И, естественно, консулом она не могла быть назначена.

Действительно ли Луций – сын Максимуса?

Согласно сценарию «Гладиатора 2», однозначно да. Но, если сделать разбор первой части, станет ясно, что там на это даже не было никаких намёков. Любовная линия между Луциллой и Максимусом была лишь потенциальной и оборвалась, не начавшись, со смертью последнего. Разгадка проста: сценаристам второй части потребовался крутой сюжетный поворот, и они решили осуществить его таким способом.

Рассел Кроу в роли Максимумса в фильме "Гладиатор".
Рассел Кроу в роли Максимумса в фильме “Гладиатор”.

Что касается реальной истории, никакого Максимуса в ней не было. В первом фильме это собирательный образ, основанный даже не на исторических персонажах, а, скорее, на персонажах фильмов «Спартак» и «Падение Римской империи» шестидесятых годов.

У Луциллы же (в реальной истории коварной и жестокой женщиной, казнённой за заговор против брата Коммода) действительно был сын по имени Луций. Его полное имя Луций Аврелий Коммод Помпеян. Его отцом был консул Тиберий Клавдий Помпеян. Луций был военным трибуном, занимал должность ординарского консула. В 212 году он был убит по приказу Каракаллы.

Маленький Луций

Какие ещё исторические неточности есть в фильме?

Их великое множество. Фильм буквально скроен их них. Приведём лишь несколько:

  • Нумидия, где жил Ханно, была завоёвана Римом ещё за триста лет до событий фильма «Гладиатор 2» – во втором веке до нашей эры.
  • Никакого Акация в реальной истории Рима не существовало.
  • Никто в Колизее (который, кстати, стал называться так только предположительно в одиннадцатом веке нашей эры) не ездил на носорогах и не запускал туда акул. Кроме того, гладиаторы сражались с другими гладиаторами, а не с животными. Сражавшиеся с животными представляли собой отдельную категорию под общим названием «бестиарии». Хотя морские сражения в качестве шоу для публики действительно проводились.
  • В картине множество современных элементов от кофе до газет, хотя и то, и другое в Риме появилось значительно позже.
  • Макрин в реальной истории не являлся чернокожим торговцем оружием и бывшим рабом, желающим развалить великий Рим. Современники называли его мавром, однако он был чистокровным римлянином, хотя и из сословия всадников. Версия о том, что он когда-то был гладиатором имела место, но научно не подтвердилась. Макрин устранил Каракаллу, но, став в итоге императором, стал трудиться на благо империи до тех пор пока не был свергнут сам.

Макрин

Согласны, что фильм слабый?
Да, фильм разочаровал.
42.86%
Сюжет, возможно, слабоват, но зато какой визуал и какая музыка!
14.29%
Не согласен, хорошее кино.
42.86%
Руки прочь от Ридли Скотта и его "Гладиаторов"!
0%
Проголосовало: 7

Похожие фильмы

«Спартак: кровь и песок» (США, 2010-2013): эпичный сериал о римских гладиаторах;

«Рим» (Виликобритания, США, 2005): ещё один высоко оценённый зрителями сериал о Древнем Риме;

«300 спартанцев» (США, Болгария, Канада, 2007): кинокомикс, основанный на легендарной битве;

«Троя» (США, Болгария, Великобритания, 2004): эпический исторический боевик с Брэдом Питтом в главной роли;

«Царство небесное» (США, Испания, 2005): отличная историческая драма от Ридли Скотта.

Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.