Страна: СССР
Жанр: фантастика, трагикомедия
Год производства: 1986
Режиссер: Георгий Данелия
Актеры: Евгений Леонов, Станислав Любшин, Юрий Яковлев, Леван Габриадзе
Смысл фильма “Кин-дза-дза” в его остросатирической направленности: это сатира не только на капиталистическое общество, но и на материалистическое мышление. Режиссер показал, как выглядела бы жизнь в другой галактике, исходя из марксистской идеологии классовой борьбы и из представлений советских граждан. Общество на планете Плюк сатирически отображает модель “вражеского” капиталистического мира. Если смотреть шире, то это стеб над всем человечеством.
“Кин-дза-дза!” – фильм-откровение и фильм-предупреждение одновременно. Он удивительным образом совместил в себе антиутопию и трагифарс.
О чем фильм
Если отбросить серьезность, то содержание фильма можно уместить в одной фразе: “Ну ничего себе сходил за хлебушком!” А если серьезно, то фильм Данелии – почти библейская история.
Краткое содержание картины: Владимир Николаевич Машков, советский прораб, однажды отправился в магазин купить хлеб и пачку макарон. Он и не подозревал, что встреча со студентом Гедеваном Алексидзе и с «машинкой перемещения» приведет его на планету-пустыню Плюк.

Расшифровка сюжета
“Кин-дза-дза!” – загадочный и философский советский фильм. Его уникальная атмосфера приковывает внимание пытливого зрителя, раскрывая перед ним пласты скрытого смысла.
В рецензиях и разборах часто говорится о том, что в своей картине Данелия хотел показать зрителю диалектический материализм в действии. Материалистическое мышление лежало в основе мировоззрения большинства граждан СССР. В качестве фундамента таких взглядов были представления о том, что материя является объективной реальностью, данной нам в ощущении. В основе развития любого общества, согласно Карлу Марксу, лежит идея классовой борьбы.
Идея Данелии была в том, чтобы показать, как выглядела бы жизнь в другой галактике, исходя из представлений советских граждан.
Так, попав на другую планету, прораб Владимир Николаевич вначале скептически отрицал сам факт того, что с помощью примитивного на вид устройства, находящегося в руках сумасшедшего оборванца, может произойти то, что произошло с ними.
Пытаясь найти хоть какое-то объяснение всему произошедшему, он попытался убедить себя и своего спутника, студента, в том, что они оказались в близлежащей пустыне, по которой путешествуют не инопланетяне, а иностранцы. По мнению советского человека, с его материалистическими взглядами на мир, обитатели иной галактики выглядят вполне себе антропоморфно. Они живут в обществе со строгой иерархией, а само их существование построено на торгово-рыночных отношениях. Здесь в один миг можно разбогатеть или лишиться всего.
Именно по этой причине общество на планете Плюк во вселенной “Кин-дза-дза!” сатирически отображает жизнь капиталистического (тогда еще – исключительно западного) мира.
На Плюке присутствует даже классовый антагонизм: это планета чатлан, и все пацаки должны приседать перед ними и носить в носу колокольчик. Жители Плюка отличаются друг от друга цветовыми сигналами визатора.
Понять подтекст можно, если вспомнить роман Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера» (между прочим, написанный в первой половине 18 века), в котором описывалась вражда между тупоконечниками и остроконечниками: одни разбивали вареные яйца с тупого конца – другие с острого, и из-за этого вели ожесточенную войну. Таким образом дан намек на то, что люди готовы ненавидеть и убивать друг друга из-за любой мелочи.
Другая аллюзия – это сами жители планеты Плюк, которые чем-то напоминают людей-еху из того же «Путешествия Гулливера» или морлоков Герберта Уэллса. Короче говоря, это стеб над человечеством как таковым, в лучших традициях фантастической сатиры.

Большой властью на планете наделяются йацилопы, то есть, представители полиции. Основной ценностью у обитателей этого места является приобретение социально значимого и материального блага. Высшее проявление достатка – малиновые штаны и собственный бассейн. К обладателям такого “богатства” остальные жители Плюка проявляют огромное уважение.
Несмотря на то, что жители другой галактики обладают высокоразвитым интеллектом, телепатией, способностью к языкам, их общество, достигнув пика своего развития, деградировало. Флора и фауна планеты уничтожена (здесь можно найти своеобразную отсылку к другой советской фантастике – к фильму Ричарда Викторова “Через тернии к звездам”, лозунгом которого была фраза: “Землянин, помни!”), и все поглотил безжизненный и безжалостный песок.
Еда сделана из пластика, а вода повсеместно перерабатывается в топливо для примитивной на вид техники. Сами жители планеты – вороватые и неблагодарные потребители остатков ее ресурсов.
Взгляд на пришельцев со стороны заставляет советских граждан преисполниться гордости за свой народ. И это несмотря на то, что в СССР, во время, совпадающее с временем работы над фильмом, дела шли не так уж и хорошо.
Другие смыслы
Как и любой сложный в психологическом плане фильм, “Кин-дза-дза” имеет множество трактовок.
Есть и такое объяснение: фильм показывает деградацию некогда высокоразвитой цивилизации. Одновременно с антиутопией показана и утопия, представленная другой цивилизацией, куда герои попадают ближе к концу. Примечательно, что утопическое общество при всей своей идеальности тоже далеко не идеально, и оно может деградировать, и превратиться в общество по типу “Дивного нового мира” Хаксли.
Фильм о человечности
Смысл картины заключается в том, что быть Человеком очень важно, и в том, что порой нужно дорого заплатить за то, чтобы остаться Человеком.
Разумеется, смысл фильма “Кин-Дза-Дза” и в том, что совсем скоро ожидается приход последней стадии капитализма, с исчерпанием ресурсов и с уничтожением совести и нравственности.
Но тут можно задуматься: капитализм в значительной своей степени является разновидностью устойчивого преступного сообщества. А совесть и честь можно сохранить в любом мире, сколь бы ужасен он ни был. И в этом – смысл нашего существования.
Фильм об СССР
Непопулярное мнение: “Кин-дза-дза” – это едко и сатирически показанный реальный СССР в эпоху победившего социализма. То есть это Советский Союз в его наихудшем варианте развития.
Фильм стал культовым только потому, что своей невероятной фантасмагорией сумел пробиться через жесткое сито тотальной цензуры: суровые партийные цензоры ничего не поняли, не смогли постичь тонкой иронии, не узнали самих себя.

“Ку!”, КЦ и цензоры
В фильме постоянно звучит слово “Ку!”. По-французски и по-английски “Coup” значит “Государственный переворот”. Кто знает, не намекал ли сценарист о грядущем перевороте 1991 года и о реставрации капитализма?
Примечательно, что цензоры долго считали безобидное сочетание двух букв подозрительным: им казалось, что создатели фильма намекали на инициалы генсека ЦК КПСС К.У. Черненко. Чиновники уговаривали заменить «ку» на что-нибудь другое, Данелия не соглашался. Пока они спорили, генсек умер, и проблема отпала сама собой.
Что касается КЦ, то, возможно, смысл аббревиатуры такой: «ЦК», то есть «Центральный Комитет (КПСС)» наоборот. Цензоры были уверены, что тут кроется какой-то намек на партию, но Данелия мог убедить их, что никакой крамолы здесь нет. По другой версии, «КЦ» — это «конечная цель».
Смысл названия
В своем интервью Данелия признался, что никакого особого смысла в названии картины нет. Назвали ее спонтанно, благодаря тому, что Леонов, качаясь в гамаке, напевал “Кин-дза-дза-дза”. Его просили замолчать, а он не мог – и “заразил” в конце-концов всех. Так и родилось название фильма.
Смысл концовки
В финале картины студент и прораб возвращаются на родную планету, сохранив обрывки воспоминаний о своем путешествии. Этот опыт стал для них, как для советских граждан, своеобразным предостережением о том, к чему они могут прийти при определенном пути развития.
Примечательно, что в финале они друг друга поначалу не узнали. Объяснение концовки такое: вернувшись на Землю, они сохранили выработанные рефлексы на уровне подсознания, а на уровне сознания стали воспринимать свои приключения на Плюке как сон или наваждение. Поэтому и узнали друг друга не сразу.
Скорее всего, смысл концовки фильма в том, что человек – по сути матрица. Поэтому он не может нырнуть в прошлое и посмотреть на самого себя, потому что его там нет. А вот переместиться – может…

Цитаты из фильма
Несколько цитат из картины:
Или ты сейчас даёшь нам эту спичку, или меньше чем за семь коробков мы тебя на Землю не положим!
Потому что вы говорите то, что не думаете, и думаете то, что не думаете, вот в клетках и сидите. И вообще, весь этот горький катаклизм, который я тут наблюдаю и Владимир Николаевич тоже.
Как советовать, так все чатлане, как работать, так…
Ты когда-нибудь видел, чтоб такой маленький пацак был таким меркантильным кю?!
Пацак! Какие балды у меня здесь КЦ контрабандный возьмут при свидетелях, когда за него пожизненный эцих с гвоздями. У тебя в голове мозги или кю?!
Земля в антитентуре, родной, и мы до нее никак долететь не можем, понимаешь? Как это так? Так. Мне всю жизнь не везло. Не может пепелац на Землю попасть, и хватит трепаться, ясно? Пошли планету делить.
Люсенька, родная, зараза, сдались тебе эти макароны…
— Это твое заднее слово?
— Заднее не бывает!
Жёлтые штаны! Два раза “ку”!
— Товарищ, там человек говорит, что он — инопланетянин. Надо что-то делать…
— Звони в 03.
Если почитать все комментарии….то супер, очень дальновидно!
“Эцилопп”
Ооцилоп. В самом фильме в субтитрах прописано
Йацилопы (которые имели большую власть) – это Полицай наоборот