Страна: Россия
Жанр: драма
Год производства: 2006
Режиссёр: Павел Лунгин
Актёры: Пётр Мамонов, Дмитрий Дюжев, Виктор Сухоруков, Тимофей Трибунцев, Юрий Кузнецов
Слоган: «Здесь происходит необъяснимое»
Награды и номинации: «Золотой Орёл — 2007» и «Ника-2007» (победа в шести номинациях в рамках каждой премии, включая номинацию «лучший фильм»), «Жорж-2007» (приз за лучший отечественный фильм), несколько номинаций в рамках премий «Сандэнс-2007» и «MTV-Россия-2007».
Смысл фильма «Остров», пронзительной драмы с Петром Мамоновым в главной роли, воспринимается по большей части на интуитивном уровне. Не обязательно разбираться в православной вере и устройстве жизни монахов, чтобы сочувствовать главному герою, эксцентричному старцу Анатолию, и восхищаться божественному чуду, проводником которого он является.
О чём фильм
Перескажем сюжет фильма «Остров».
Военные годы. Где-то на Севере России фашисты захватывают советскую баржу с углём. Находящиеся на борту шкипер Тихон и кочегар Анатолий прячутся. Однако последнего быстро находят, и он выдаёт товарища. Немцы собираются расстрелять обоих. Анатолий умоляет сохранить ему жизнь, Тихон же перед лицом смерти абсолютно спокоен. Тогда немецкому офицеру приходит идея предложения для малодушного кочегара: тот может спастись, если застрелит шкипера. Анатолий бьётся в истерике, но берёт пистолет и стреляет в товарища. Тихон падает за борт. Оставив Анатолия на борту, немцы минируют баржу и уплывают прочь. После взрыва кочегар чудом остаётся в живых. Его подбирают монахи из монастыря, находящегося на берегу моря.
1976 год. Мы видим, что кочегар сильно постарел. Он живёт в том же монастыре с людьми, его приютившими, и работает истопником. Все зовут его отец Анатолий. И к нему как к чудотворцу со всей страны приезжают люди. Ведь отец Анатолий имеет способности исцелять с помощью молитвы, видеть будущее. Старца посещают девушка с внебрачной беременностью, женщина, давно потерявшая мужа, мать мальчика-инвалида. Их помыслы и жизнь отец Анатолий видит насквозь, для каждой он находит правильные слова, хоть те и ранят мирянок. В итоге беременная девушка избавляется от греховного намерения аборта, «вдова» узнаёт, что её муж на самом деле жив, и ей нужно ехать в далёкие края попрощаться перед его уходом в мир иной. Мальчик-инвалид полностью исцеляется.
Отец Анатолий действует и ведёт себя совсем не как смиренный монах. Он не всегда блюдёт устав, живёт в котельной, редко посещает общие молитвы, позволяет себе вольности по отношению к настоятелю отцу Филарету и прочим монахам, часто изображает из себя юродивого. Братия в большинстве своём не понимает причуды отца Анатолия, а некоторые, как отец Иов, и вовсе испытывают к нему раздражение. Отец же Филарет, ранее пребывавший в ссоре с отцом Анатолием, уже простил его и ко всему привык.
Герой отказывается от предложения настоятеля переехать к нему. Сделано оно неспроста – здоровье отца Анатолия давно уже оставляет желать лучшего. Отец Иов ругает героя за отказ. Анатолий же в ответ просит дать ему объяснение известного библейского сюжета: за что Каин убил своего брата Авеля?
В келье происходит пожар. Отец Анатолий благодаря своему дару заранее знал о предстоящем происшествии, однако никого не предупредил. Отец Филарет отправляется на ночлег к отцу Анатолию в кочегарку. Тот ночью сжигает в печи сапоги настоятеля и принимается «изгонять бесов» с помощью печного дыма. Отцу Филарету становится плохо. Отец Анатолий якобы ловит одного из бесов, спрятавшегося под одеялом настоятеля. Выйдя из кочегарки, он «избавляется от нечистой силы», выбрасывая одеяло отца Филарета в море. После всего этого настоятель признаётся, что эта «терапия» подействовала на него положительно: он слишком привязался к материальному (одеялу и сапогам). К тому же отец Анатолий, по сути, проверил его готовность принять смерть. Этим настоятель лишний раз указал чудотворцу на его дар. Однако тот вовсе не рад, что его все считают чуть ли не святым.
У отца Анатолия несмотря на совершённые им спасения мирян и годы монашеской жизни по-прежнему, по его собственным словам, нет мира в душе. Он всё ещё тяготится совершённым во время войны преступлением. Каждый день на лодке он уплывает на небольшой остров, где кается и молит Бога о прощении грехов. В одной из молитв он обращается к Тихону, прося и его о прощении.
Отец Анатолий знает о времени своей кончины. Он сообщает отцу Иову, что вскоре должны состояться его похороны. Отец Иов, заботясь об отце Анатолии, хочет сделать дубовый гроб. Но чудотворец настаивает на простом ящике. Отец Иов обвиняет его в гордыне.
В монастырь приезжает адмирал вместе со своей дочерью, которая после смерти мужа стала умалишённой. Отец Анатолий везёт её на лодке на свой остров и с помощью молитвы изгоняет из неё беса. Благодарный адмирал беседует с чудотворцем. Отец Анатолий рассказывает военному о том, как когда-то стрелял в человека. Оказывается, адмирал – и есть этот человек, бывший шкипер Тихон. Анатолий тогда ранил его в руку, ему удалось спастись. Чудотворец просит у Тихона прощения. Тот отвечает, что давно простил Анатолия.
Отец Иов приносит в качестве гроба ящик, о котором говорил чудотворец, но обработанном наждачной бумагой, лакированном и с крестом на крышке. Отец Анатолий, подшучивая, ругает отца Иова за «буфет вместо гроба», но в конце концов просит у него прощения за все свои шутки, мирится с ним, прощается, и, ложась в ящик, велит сообщить о своей смерти. Отец Иов бьёт в колокола, извещая братию о смерти чудотворца. В концовке гроб с телом отца Анатолия монахи отвозят в лодке на его остров.
Смысл фильма
Картина «Остров», благодаря стараниям всей команды кинематографистов, стремившихся снять настоящее некоммерческое кино со смыслом, и блестящей игре актёров, получилась многогранная и с глубоким содержанием. И суть фильма каждый увидел по-своему. В интернете можно найти пространные рецензии и целые многочасовые лекции с разбором деталей «Острова» и различными трактовками сюжета.
Помимо прочего довольно распространено мнение, что смысл картины людям не воцерковлённым, не православным понять попросту не дано. Так это или нет, но что вкладывали в произведение сами авторы, узнать всё же можно из их собственных ответов на вопросы о его смысле в интервью.
Так, автор сценария Дмитрий Соболев представителям различных изданий говорил следующее: самое главное в православии и христианстве в целом – момент покаяния. Это ценнее всего и именно это было изначально заложено в произведение ещё до начала съёмок. По словам Дмитрия, готовая картина данную мысль полностью сохраняет и передаёт. В целом же фильм о поиске Бога, единственное доказательство которого – его чудеса. И проводником этих чудес выступает отец Анатолий.
Тут можно добавить, что один из главных принципов хорошего сценария: «Сюжет фильма должен содержать в себе иронию». И в «Острове» он работает так: благодать Господа передаётся не через человека «с миром в душе», а через неоднозначного персонажа – грешника, не находящего себе места из-за своей вины. И для описания такого поворота лучше всего подойдёт библейская фраза: «Пути Господни неисповедимы».
Режиссёр же Павел Лунгин при ответе на вопрос о смысле фильма «Остров» выразился так: «Это просто фильм о том, что Бог есть».
Объяснение концовки
Если суть этого произведения в том, чтобы показать покаяние, деятельное раскаяние, то, вероятно, смысл концовки фильма «Остров» в получении отцом Анатолием прощения от Господа? И да, и нет. Главный герой получает прощение от Тихона, хотя тот изначально не держал на него зла. А вот перед судом Господним отцу Анатолию только предстоит предстать. И перед смертью он честно говорит отцу Иову, что боится не смерти, а именно этого.
Правильное объяснение концовки, скорее, такого: главный герой закончил свой путь, путь покаяния, и теперь отправляется к Господу. Тело же отца Анатолия остаётся на его острове – там, где он молился и молитвой избавлял от страданий других.
Вопрос-ответ
Ответим на некоторые вопросы, возникающие у зрителей после просмотра картины.
Похожие фильмы
- «Весна, лето, осень, зима … и снова весна» (Южная Корея, Германия, 2003 г.): культовая драма-притча о буддийском монахе и его воспитаннике;
- «Андрей Рублёв» (СССР, 1966 г.): биографическая драма Андрея Тарковского и Андрея Кончаловского об иконописце Андрее Рублёве;
- «Голгофа» (Ирландия, Великобритания, 2013 г.): философская драма о католическом священнике, готовящемся к смерти и продолжающем заниматься своими обычными делами;
- «Поп» (Россия, 2009 г.): военная драма Владимира Хотиненко, снятая под эгидой Московской Патриархии;
- «Царь» (Россия, 2009 г.): ещё один фильм Павла Лунгина с Петром Мамоновым в главной роли – царя Ивана Грозного.