Что произошло с Джеком в финале фильма «Пиджак»

главный герой в лечебнице Смысл фильма

Страна: США, Германия

Жанр: триллер, фантастика, драма, детектив

Год производства: 2004

Режиссер: Джон Мэйбери

Актеры: Эдриан Броуди, Кира Найтли, Крис Кристофферсон

На первый взгляд, “Пиджак” – мрачный и параноидальный пример сценарного расклада. Но это не так. Это темная, камерная, но одновременно – очень эмоциональная лента.

Смысл фильма “Пиджак” (The Jacket) заключается в том, что даже в самом безвыходном положении человек способен изменить будущее – свое и тех, кто ему небезразличен.

Скрытый смысл в картине отсутствует, но от этого она не становится менее интересной и глубокой.

О чем фильм

Краткое описание содержания фильма “Пиджак”. Сюжет картины основывается на романе Джека Лондона “Странник по звездам, или смирительная рубашка”.

Главный герой картины, молодой человек по имени Джек, – типичный “униженный и оскорбленный”. Парень – бывший военнослужащий. В Ираке он прошел через все круги ада, и, по причине собственного наивного добродушия, был тяжело ранен в голову иракским мальчиком.

Джек в лечебнице
Эдриан Броуди в главной роли бывшего военного Джека Старкса. Кадр из фильма.

После тяжелой реабилитации Джек пустился в одинокое плавание по ставшем вдруг совершенно другим миру. Ранение не прошло бесследно и спровоцировало развитие частичной амнезии: главный герой страдает провалами в памяти.

Однажды, идя по зимней дороге, он заметил стоявшую на обочине сломанную машину. У машины он увидел маленькую девочку и ее мать, которая находилась под кайфом.

Джек починил машину и подарил девочке свои солдатские жетоны. После этого мать увезла девочку, не только не поблагодарив Джека, но и обрушившись на него с руганью. Но девочка запомнила его.

Идя дальше по той же дороге, главный герой сел на попутку. Это событие стало роковым: Джек стал невольным свидетелем убийства полицейского и сам при этом чуть не погиб. Виновник преступления, человек по имени Крейг, скрылся, подбросив ему пистолет. В убийстве обвинили Джека. В этот момент с ним случился очередной приступ амнезии, и его отправили в психиатрическую лечебницу под названием “Альпийская роща”. В этой же лечебнице находился мальчик по имени Бабак, подозрительно сильно похожий на иракского паренька, который на войне ранил Джека в голову.

Далее содержание картины, которая раньше была похожа на рядовую драму, становится все более мрачным и пугающим. Главврач лечебницы, Беккер, решил применить в отношении главного героя экспериментальный метод лечения. Для этого на Джека надели смирительную рубашку, которая на простонародном наречии называется пиджаком, и на несколько часов поместили в узкий ящик, похожий на те, в которых в морге хранят тела.

девочка на дороге
Кадр из фильма.

Именно здесь у Джека появились фантастические способности: удивительным образом он научился перемещаться в будущее. Все путешествие длилось до тех пор, пока он находился в ящике.

Смысл всех этих перемещений заключается в том, что ящик как бы дает Джеку второй шанс. Отправившись в будущее, главный герой фильма “Пиджак” перемещается из 1992 в 2007 год и встречает Джеки – ту самую маленькую девочку с заснеженной дороги. Тогда же он узнал о том, что жить в прошлом ему осталось только четыре дня. Смирившись с этим, он неожиданно для себя обрел любовь в лице Джеки.

26 декабря 1992 года он вышел из транса и спровоцировал Беккера на то, чтобы снова попасть в ящик: он хотел узнать, от чего умрет через четыре дня. В будущем вместе с Джеки он отправился в “Альпийскую рощу” и узнал, что умер от удара головой.

В течение всего фильма, ныряя из прошлого в будущее, Джек добывает важные сведения и использует их во благо: он помогает нескольким пациентам клиники, в том числе и Бабаку, и юной Джеки, убедив ее мать вести здоровый образ жизни.

Объяснение концовки

В конце фильма Джек ударяется головой и попадает в будущее к Джеки.  Далее мы видим белый свет и голос доктора, который спрашивает: “Сколько у нас осталось времени?” Белый свет – это свет лампы, и объяснение его появления простое и логичное: Джек умер.

Смысл концовки фильма “Пиджак” заключается в том, что нельзя переместиться в будущее, не умерев в прошлом.

Учитывая все события в фильме “Пиджак”, можно вывести такое объяснение концовки: изменить будущее можно только посредством изменения настоящего. Если стремиться к лучшему, можно “запрограммировать” хорошие изменения в грядущем.

Смысл фильма

Главной идеей фильма “Пиджак” является тема милосердия, сострадания и бескорыстного добра.

Джек прошел через ад на войне, но при этом остался человеком – простым и добрым парнем, смысл действий которого заключался в том, чтобы хоть как-то улучшить мир вокруг себя.

Смысл картины заключается и в том, что главным, мощным мотиватором для человека является любовь: к родине, к близким, или к людям вообще.

Когда умер Джек?

Финал фильма кажется однозначным и вопросов не вызывает. Но зрители в своих разборах и рецензиях дают другие трактовки событий фильма “Пиджак” и финала в частности.

Реальная смерть Джека могла наступить не на войне, а после его возвращения, во время инцидента на дороге. Убийца, перед тем, как подкинуть пистолет, позвал Джека и, видя, что он не двигается, констатировал: “Откинулся!”. Можно было предположить, что герой просто потерял сознание от звука выстрела, но он мог быть на самом деле мертв (или близок к тому).

экспериментальное лечение
Кадр из фильма.

Есть небольшие нестыковки с возрастом героя. Джек говорил, что ему было 27 лет, когда он умер в первый раз.

Главный герой фильма “Пиджак” родился 25 декабря 1964 года . Значит, 27 лет ему исполнилось только 25 декабря 1991-го. Можно, конечно, предположить, что военная операция, в которой герой получил ранение, состоялась в один из последних семи дней 1991 года, но тогда между демобилизацией и возвращением в Америку просто не успело бы пройти 12 месяцев – на этот момент зрителю нарочно указывают.

Согласно событиям картины, 25 декабря 1992-го Джек “попал” в “Альпийскую розу”. Это значит, что события на дороге произошли до этого. Таким образом, на момент ранения в Заливе ему было только 26 лет.

Это может значить, что, говоря о “первой смерти”, герой подразумевает какую-то другую смерть, например во время происшествия на дороге, когда ему было 27 лет.

Разгадка здесь кроется в том, что после ранения в голову Джек пребывает в коме и все события в фильме – его виртуальные путешествия. И его фактическая смерть, вместе с виртуальной, наступает через год после ранения.

Это происходит после второго пребывания героя в ящике, когда зритель впервые видит Бабака, а доктор произносит слово “пиджак”. “Пиджак” – это анаграмма имени Джеки, и даже если бы смирительная рубашка существовала на самом деле, название ей присваивает уже бессознательное героя. Тогда же в повествование включаются точные хронологические ориентиры, как в “будущем”, так и в “настоящем”. До этого герой существует как бы вне времени, и только первое попадание “в будущее” четко задает тот отрезок времени, в котором протекает основное действие.

В фильме иракский мальчик с пистолетом “превращается” в Бабака, лечащегося от эпилепсии. Для создания клиники и ее обитателей мозг Джека мог использовать воспоминания о военном госпитале, его персонале и пациентах. Образ же “пиджака” возник в его воображении по принципу созвучия с именем девочки (Фрейд называл этот финт подсознания “наглядным изображением слова”).

Кира Найтли
Эдриан Броуди, Кира Найтли в главных ролях. Кадр из фильма.

Получается, что герой фильма “Пиджак” умирал три раза: в Заливе (клиническая смерть), реальная смерть на дороге и воображаемая смерть в “Альпийской Роще”.

Таким образом, никакого “хеппи-энда” в фильме нет. Герой никогда не попадал в психушку и не путешествовал во времени. Все события, начиная с суда, порождены его угасающим сознанием и организуются вокруг одного центрального устремления – горячего желания помочь этой маленькой девочке, обреченной повторить безрадостную судьбу своей матери-наркоманки.

Какая трактовка событий ближе?
Путешествия героя происходили, когда он лежал в коме, это просто игра воображения.
55.55%
Он на самом деле отправлялся в будущее.
42.31%
Другое (напишу в комментариях)
2.13%
Проголосовало: 2108
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Александр

    Уточнение – мальчик Бабак не лежал в этой клинике, его лечили на дому и не от эпилепсии, а ошибочно от задержки в развитии. Это главный герой подсказал доктору правильный диагноз и путь его лечения

    9
    0
    Ответить
    1. Тагир

      Так то оно так
      Но… Если бы Джек не пришел в больницу, получается бабак все равно был бы излечен?
      Тогда как его вылечил Джек, если он даже не знал о его диагнозе и вообще о нем, ведь он узнал что он помог ему от самого доктора в 2007.

      Ответить
      1. Антон

        Врачиха вылечила бы мальчика и сама. Просто узнав способ из будущего он ускорил время проведения процедуры и подтолкнул врачиху к действиям. Примерно так же как Спок рассказал Скотти его же формулу перемещения. Исполнение в самом фильме этой ситуации немного хромает, но в целом такое возможно. Другое дело, это его травма головы в конце фильма. Ведь до этого он не переносил с собой травмы и даже был в определенной одежде. Да и привязка ко времени тоже не ясна. Почему именно 2007? Предположим, что маркером места появления послужила девушка, но почему именно 2007? То что его обвинили в убийстве копа, тоже слабо вериться. На машине копа должен был стоять видео регистратор. И даже если его по какой то причине не было, то криминалистам не составило бы труда определить точность событий с 80% совпадением. На худой конец, Джек просто был бы плохим свидетелем, но точно не убийцей копа. Вообще сложно оценивать фильм. Не поймешь. Толи так и было задумано, толи это косяки и не доработки режиссера и сценариста.

        4
        1
        Ответить
      2. Артур

        При любых раскладах Джек попадет в больницу и подскажет о диагнозе Бабака.
        В картине несколько раз говорится о неизбежности, неотвратимости. Да, чьи то судьбы он изменил. Но его жизнь завершилась так как говорилось изначально.
        Тут же видим как герой вместо своей жизни, спасает жизни других людей.
        А мог ли он изменить свою судьбу?
        Да, ему бы точно удалось. Но сценарий описал нам Джека почти Иисусом. Потому спаслись другие

        Фильм прекрасен

        2
        0
        Ответить
  2. Григорий Орлов

    Вариант со сном собаки вообще перечеркивает все старания людей, трудившимся над ним, не надо так делать пожалуйста. Режиссер бы вам в лицо харкнул, ну и я тоже.

    1
    1
    Ответить
  3. Александра

    Фильм смотрела очень давно и запомнился. Мне очень понравился.

    Ответить
  4. Диана

    Возможно. Но нахрен такие трактовки, фильм теряет смысл и это обесцениевает все поступки Джека.

    Ответить
  5. Алескнй

    Все понятно кроме одного, чел который в него выстрелил у машины, в конце крутит зеленую цепку с кольцом, и тот тип из психушки которого играет Крейг держит тоже такую цепку с кольцом, этот один и тот же человек, а значит он в коме и это просто его воображение угасающего сознания.

    11
    Ответить
  6. Я

    Матрица во времени
    И устыковка в конце, на ещё одно счастье доброму человеку Джеку, а Бабак своим предрассудным действием, которое повлияло на жизнь Джека, изменило его в другой реальности, в плане медленного развития. Круговорот событий, ничего больше. Бумеранг

    Ответить
  7. Парень

    А что на счет его “дружка” по палате который якобы 30 раз пытался убить свою жену?
    Ведь его показали в конце с каким то браслетом из бисера на пальцах, и в то же время показали убийцу копа, тоже с таким же браслетом на пальцах. Это намек что “женоубийца” совершал все это в ящике?

    Ответить
  8. Анна

    Мне кажется он попросил поместить его в ящик , чтобы встретить Джени и остаться с ней . Упереть в прошлой жизни, но в будущем остаться вместе.
    А его друг по психушке перемещается во времени и беспредельничает , убил копа и подставил его .

    Ответить
    1. Светлана

      Да возможно он и убивал, первый раз на войне – цепочку закрепил на его рюкзаке, второй раз на дороге, третий у лечебницы

      Ответить
  9. Светлана

    Зеленая цепочка на его рюкзаке при встрече Джекки , на парне, выстрелившего в копа и у парня, которого бросила жена. Думаю, что это все воображения при клинической смерти при ранении. В суде говорили, что Джеки и Джин не существует, что встречу он выдумал. Как это все связать?

    Ответить
  10. Давид

    Здравствуйте!

    Этот фильм очень насыщен деталями, которые без подсказок автора можно интерпретировать по-разному. Зная режиссёров, многие из них специально наполняют свои фильмы символами, которые сами порой не в состоянии объяснить, но здесь есть несколько прямых намёков. Вот символы, которые я углядел здесь:

    1. Этот фильм оправдание. Политкорректный Запад извиняется за войну в Ираке. Главный герой добрый солдат, который пытался протянуть мальчику руку, но был застрелен. В итоге он спасает мальчика уже потом, будучи в психушке.
    2. Это фильм про ужасы войны. Слово “Jacket” (название фильма) не только связывает двух персонажей с похожими именами (Джек и Джекки), но также означает военную форму. Таким образом, психбольница и “пиджак” с ящиком это отсылка к военным действиям. Режиссер будто бы говорит, что солдаты – это люди, которых насильно одели в военную форму и запихнули в ящик (т.е. обрекли на смерть).
    3. Это фильм о спасении. Та зелёная цепочка, которая была у Джека вначале, потом мы видим её у Джеки в доме, у Руди Маккензи и у парня застрелившего копа. Эта цепочка ни что иное, как символ главного героя. Все эти персонажи – это он сам. Убийца, преданный и потерянный сумасшедший и покалеченный в детстве ребёнок нуждающийся в любви (когда его запихивают в ящик он видит в том числе и своё детство). В итоге, после “смерти” в Ираке Джек оказывается перед выбором, какую из своих ипостасей спасать. Он отрекается от своей части убийцы (ведь он был солдатом), он пытается принять себя, как брошенного и забытого обществом человека, но в итоге отказывается от этого (мы видим могилу Руди в будущем), зато он принимает себя, в качестве доброго и стремящегося к любви, т.е. находит своё истинное я (Джек и Джеки), он выбирает спасти ту часть себя, которая олицетворяет всё хорошее.
    4. Это фильм о времени. Да, но не о таймлайнах прошлого и будущего, а о нашем с вами. Героиня Кейры Найтли в самом конце фильма говорит слова “Сколько времени у нас осталось?”, но это не фраза героя фильма в контексте сюжета, нет, это прямое обращение режиссера к зрителю “Сколько времени у нас осталось? (Как вы распорядитесь им? Герою было 27, а он уже мертв, зато за несколько дней изменил и спас несколько жизней, в том числе и свою душу. Мы так и будем воевать, вместо того, чтобы спасать?)”. Я думаю именно это хотел подчеркнуть режиссер последней фразой, мимолетность времени и то, на что мы его тратим.

    Всем спасибо за внимание, берегите себя🤝🏾

    13
    Ответить
    1. Роман

      Самое близкое описание, что было у меня в голове, но никак не могло отобразится на «бумаге». Зачет вам!
      Особенно конечная фраза в фильме оставила четкое впечатление, что обращаются именно к зрителю. Она заставила еще раз задуматься и переосмыслить всю картину.

      Ответить
  11. Давид

    К тому же, этот фильм, также как и лента Джармуша “Мертвец”, это своего рода дань смерти, точнее обряду перехода из мира живых в другой. Этот фильм по сути и есть этот обряд, не зря слово “умер”, звучит в нём много раз. Три ключевых персонажа, которые меняют судьбу героя, это ни что иное, как три стадии в психологической практике: убийца – отрицание, Руди МакКензи – депрессия, а Джеки – смирение и принятие смерти.

    Ответить