Страна: США, Германия
Жанр: триллер, фантастика, драма, детектив
Год производства: 2004
Режиссер: Джон Мэйбери
Актеры: Эдриан Броуди, Кира Найтли, Крис Кристофферсон
На первый взгляд, “Пиджак” – мрачный и параноидальный пример сценарного расклада. Но это не так. Это темная, камерная, но одновременно – очень эмоциональная лента.
Смысл фильма “Пиджак” (The Jacket) заключается в том, что даже в самом безвыходном положении человек способен изменить будущее – свое и тех, кто ему небезразличен.
Скрытый смысл в картине отсутствует, но от этого она не становится менее интересной и глубокой.
О чем фильм
Краткое описание содержания фильма “Пиджак”. Сюжет картины основывается на романе Джека Лондона “Странник по звездам, или смирительная рубашка”.
Главный герой картины, молодой человек по имени Джек, – типичный “униженный и оскорбленный”. Парень – бывший военнослужащий. В Ираке он прошел через все круги ада, и, по причине собственного наивного добродушия, был тяжело ранен в голову иракским мальчиком.
После тяжелой реабилитации Джек пустился в одинокое плавание по ставшем вдруг совершенно другим миру. Ранение не прошло бесследно и спровоцировало развитие частичной амнезии: главный герой страдает провалами в памяти.
Однажды, идя по зимней дороге, он заметил стоявшую на обочине сломанную машину. У машины он увидел маленькую девочку и ее мать, которая находилась под кайфом.
Джек починил машину и подарил девочке свои солдатские жетоны. После этого мать увезла девочку, не только не поблагодарив Джека, но и обрушившись на него с руганью. Но девочка запомнила его.
Идя дальше по той же дороге, главный герой сел на попутку. Это событие стало роковым: Джек стал невольным свидетелем убийства полицейского и сам при этом чуть не погиб. Виновник преступления, человек по имени Крейг, скрылся, подбросив ему пистолет. В убийстве обвинили Джека. В этот момент с ним случился очередной приступ амнезии, и его отправили в психиатрическую лечебницу под названием “Альпийская роща”. В этой же лечебнице находился мальчик по имени Бабак, подозрительно сильно похожий на иракского паренька, который на войне ранил Джека в голову.
Далее содержание картины, которая раньше была похожа на рядовую драму, становится все более мрачным и пугающим. Главврач лечебницы, Беккер, решил применить в отношении главного героя экспериментальный метод лечения. Для этого на Джека надели смирительную рубашку, которая на простонародном наречии называется пиджаком, и на несколько часов поместили в узкий ящик, похожий на те, в которых в морге хранят тела.
Именно здесь у Джека появились фантастические способности: удивительным образом он научился перемещаться в будущее. Все путешествие длилось до тех пор, пока он находился в ящике.
Смысл всех этих перемещений заключается в том, что ящик как бы дает Джеку второй шанс. Отправившись в будущее, главный герой фильма “Пиджак” перемещается из 1992 в 2007 год и встречает Джеки – ту самую маленькую девочку с заснеженной дороги. Тогда же он узнал о том, что жить в прошлом ему осталось только четыре дня. Смирившись с этим, он неожиданно для себя обрел любовь в лице Джеки.
26 декабря 1992 года он вышел из транса и спровоцировал Беккера на то, чтобы снова попасть в ящик: он хотел узнать, от чего умрет через четыре дня. В будущем вместе с Джеки он отправился в “Альпийскую рощу” и узнал, что умер от удара головой.
В течение всего фильма, ныряя из прошлого в будущее, Джек добывает важные сведения и использует их во благо: он помогает нескольким пациентам клиники, в том числе и Бабаку, и юной Джеки, убедив ее мать вести здоровый образ жизни.
Объяснение концовки
В конце фильма Джек ударяется головой и попадает в будущее к Джеки. Далее мы видим белый свет и голос доктора, который спрашивает: “Сколько у нас осталось времени?” Белый свет – это свет лампы, и объяснение его появления простое и логичное: Джек умер.
Смысл концовки фильма “Пиджак” заключается в том, что нельзя переместиться в будущее, не умерев в прошлом.
Учитывая все события в фильме “Пиджак”, можно вывести такое объяснение концовки: изменить будущее можно только посредством изменения настоящего. Если стремиться к лучшему, можно “запрограммировать” хорошие изменения в грядущем.
Смысл фильма
Главной идеей фильма “Пиджак” является тема милосердия, сострадания и бескорыстного добра.
Джек прошел через ад на войне, но при этом остался человеком – простым и добрым парнем, смысл действий которого заключался в том, чтобы хоть как-то улучшить мир вокруг себя.
Смысл картины заключается и в том, что главным, мощным мотиватором для человека является любовь: к родине, к близким, или к людям вообще.
Когда умер Джек?
Финал фильма кажется однозначным и вопросов не вызывает. Но зрители в своих разборах и рецензиях дают другие трактовки событий фильма “Пиджак” и финала в частности.
Реальная смерть Джека могла наступить не на войне, а после его возвращения, во время инцидента на дороге. Убийца, перед тем, как подкинуть пистолет, позвал Джека и, видя, что он не двигается, констатировал: “Откинулся!”. Можно было предположить, что герой просто потерял сознание от звука выстрела, но он мог быть на самом деле мертв (или близок к тому).
Есть небольшие нестыковки с возрастом героя. Джек говорил, что ему было 27 лет, когда он умер в первый раз.
Главный герой фильма “Пиджак” родился 25 декабря 1964 года . Значит, 27 лет ему исполнилось только 25 декабря 1991-го. Можно, конечно, предположить, что военная операция, в которой герой получил ранение, состоялась в один из последних семи дней 1991 года, но тогда между демобилизацией и возвращением в Америку просто не успело бы пройти 12 месяцев – на этот момент зрителю нарочно указывают.
Согласно событиям картины, 25 декабря 1992-го Джек “попал” в “Альпийскую розу”. Это значит, что события на дороге произошли до этого. Таким образом, на момент ранения в Заливе ему было только 26 лет.
Это может значить, что, говоря о “первой смерти”, герой подразумевает какую-то другую смерть, например во время происшествия на дороге, когда ему было 27 лет.
Разгадка здесь кроется в том, что после ранения в голову Джек пребывает в коме и все события в фильме – его виртуальные путешествия. И его фактическая смерть, вместе с виртуальной, наступает через год после ранения.
Это происходит после второго пребывания героя в ящике, когда зритель впервые видит Бабака, а доктор произносит слово “пиджак”. “Пиджак” – это анаграмма имени Джеки, и даже если бы смирительная рубашка существовала на самом деле, название ей присваивает уже бессознательное героя. Тогда же в повествование включаются точные хронологические ориентиры, как в “будущем”, так и в “настоящем”. До этого герой существует как бы вне времени, и только первое попадание “в будущее” четко задает тот отрезок времени, в котором протекает основное действие.
В фильме иракский мальчик с пистолетом “превращается” в Бабака, лечащегося от эпилепсии. Для создания клиники и ее обитателей мозг Джека мог использовать воспоминания о военном госпитале, его персонале и пациентах. Образ же “пиджака” возник в его воображении по принципу созвучия с именем девочки (Фрейд называл этот финт подсознания “наглядным изображением слова”).
Получается, что герой фильма “Пиджак” умирал три раза: в Заливе (клиническая смерть), реальная смерть на дороге и воображаемая смерть в “Альпийской Роще”.
Таким образом, никакого “хеппи-энда” в фильме нет. Герой никогда не попадал в психушку и не путешествовал во времени. Все события, начиная с суда, порождены его угасающим сознанием и организуются вокруг одного центрального устремления – горячего желания помочь этой маленькой девочке, обреченной повторить безрадостную судьбу своей матери-наркоманки.
Уточнение – мальчик Бабак не лежал в этой клинике, его лечили на дому и не от эпилепсии, а ошибочно от задержки в развитии. Это главный герой подсказал доктору правильный диагноз и путь его лечения
Так то оно так
Но… Если бы Джек не пришел в больницу, получается бабак все равно был бы излечен?
Тогда как его вылечил Джек, если он даже не знал о его диагнозе и вообще о нем, ведь он узнал что он помог ему от самого доктора в 2007.
Врачиха вылечила бы мальчика и сама. Просто узнав способ из будущего он ускорил время проведения процедуры и подтолкнул врачиху к действиям. Примерно так же как Спок рассказал Скотти его же формулу перемещения. Исполнение в самом фильме этой ситуации немного хромает, но в целом такое возможно. Другое дело, это его травма головы в конце фильма. Ведь до этого он не переносил с собой травмы и даже был в определенной одежде. Да и привязка ко времени тоже не ясна. Почему именно 2007? Предположим, что маркером места появления послужила девушка, но почему именно 2007? То что его обвинили в убийстве копа, тоже слабо вериться. На машине копа должен был стоять видео регистратор. И даже если его по какой то причине не было, то криминалистам не составило бы труда определить точность событий с 80% совпадением. На худой конец, Джек просто был бы плохим свидетелем, но точно не убийцей копа. Вообще сложно оценивать фильм. Не поймешь. Толи так и было задумано, толи это косяки и не доработки режиссера и сценариста.
При любых раскладах Джек попадет в больницу и подскажет о диагнозе Бабака.
В картине несколько раз говорится о неизбежности, неотвратимости. Да, чьи то судьбы он изменил. Но его жизнь завершилась так как говорилось изначально.
Тут же видим как герой вместо своей жизни, спасает жизни других людей.
А мог ли он изменить свою судьбу?
Да, ему бы точно удалось. Но сценарий описал нам Джека почти Иисусом. Потому спаслись другие
Фильм прекрасен
Вариант со сном собаки вообще перечеркивает все старания людей, трудившимся над ним, не надо так делать пожалуйста. Режиссер бы вам в лицо харкнул, ну и я тоже.
Фильм смотрела очень давно и запомнился. Мне очень понравился.
Возможно. Но нахрен такие трактовки, фильм теряет смысл и это обесцениевает все поступки Джека.
Все понятно кроме одного, чел который в него выстрелил у машины, в конце крутит зеленую цепку с кольцом, и тот тип из психушки которого играет Крейг держит тоже такую цепку с кольцом, этот один и тот же человек, а значит он в коме и это просто его воображение угасающего сознания.
Матрица во времени
И устыковка в конце, на ещё одно счастье доброму человеку Джеку, а Бабак своим предрассудным действием, которое повлияло на жизнь Джека, изменило его в другой реальности, в плане медленного развития. Круговорот событий, ничего больше. Бумеранг
А что на счет его “дружка” по палате который якобы 30 раз пытался убить свою жену?
Ведь его показали в конце с каким то браслетом из бисера на пальцах, и в то же время показали убийцу копа, тоже с таким же браслетом на пальцах. Это намек что “женоубийца” совершал все это в ящике?
Мне кажется он попросил поместить его в ящик , чтобы встретить Джени и остаться с ней . Упереть в прошлой жизни, но в будущем остаться вместе.
А его друг по психушке перемещается во времени и беспредельничает , убил копа и подставил его .
Да возможно он и убивал, первый раз на войне – цепочку закрепил на его рюкзаке, второй раз на дороге, третий у лечебницы
Зеленая цепочка на его рюкзаке при встрече Джекки , на парне, выстрелившего в копа и у парня, которого бросила жена. Думаю, что это все воображения при клинической смерти при ранении. В суде говорили, что Джеки и Джин не существует, что встречу он выдумал. Как это все связать?
Здравствуйте!
Этот фильм очень насыщен деталями, которые без подсказок автора можно интерпретировать по-разному. Зная режиссёров, многие из них специально наполняют свои фильмы символами, которые сами порой не в состоянии объяснить, но здесь есть несколько прямых намёков. Вот символы, которые я углядел здесь:
1. Этот фильм оправдание. Политкорректный Запад извиняется за войну в Ираке. Главный герой добрый солдат, который пытался протянуть мальчику руку, но был застрелен. В итоге он спасает мальчика уже потом, будучи в психушке.
2. Это фильм про ужасы войны. Слово “Jacket” (название фильма) не только связывает двух персонажей с похожими именами (Джек и Джекки), но также означает военную форму. Таким образом, психбольница и “пиджак” с ящиком это отсылка к военным действиям. Режиссер будто бы говорит, что солдаты – это люди, которых насильно одели в военную форму и запихнули в ящик (т.е. обрекли на смерть).
3. Это фильм о спасении. Та зелёная цепочка, которая была у Джека вначале, потом мы видим её у Джеки в доме, у Руди Маккензи и у парня застрелившего копа. Эта цепочка ни что иное, как символ главного героя. Все эти персонажи – это он сам. Убийца, преданный и потерянный сумасшедший и покалеченный в детстве ребёнок нуждающийся в любви (когда его запихивают в ящик он видит в том числе и своё детство). В итоге, после “смерти” в Ираке Джек оказывается перед выбором, какую из своих ипостасей спасать. Он отрекается от своей части убийцы (ведь он был солдатом), он пытается принять себя, как брошенного и забытого обществом человека, но в итоге отказывается от этого (мы видим могилу Руди в будущем), зато он принимает себя, в качестве доброго и стремящегося к любви, т.е. находит своё истинное я (Джек и Джеки), он выбирает спасти ту часть себя, которая олицетворяет всё хорошее.
4. Это фильм о времени. Да, но не о таймлайнах прошлого и будущего, а о нашем с вами. Героиня Кейры Найтли в самом конце фильма говорит слова “Сколько времени у нас осталось?”, но это не фраза героя фильма в контексте сюжета, нет, это прямое обращение режиссера к зрителю “Сколько времени у нас осталось? (Как вы распорядитесь им? Герою было 27, а он уже мертв, зато за несколько дней изменил и спас несколько жизней, в том числе и свою душу. Мы так и будем воевать, вместо того, чтобы спасать?)”. Я думаю именно это хотел подчеркнуть режиссер последней фразой, мимолетность времени и то, на что мы его тратим.
Всем спасибо за внимание, берегите себя🤝🏾
Самое близкое описание, что было у меня в голове, но никак не могло отобразится на «бумаге». Зачет вам!
Особенно конечная фраза в фильме оставила четкое впечатление, что обращаются именно к зрителю. Она заставила еще раз задуматься и переосмыслить всю картину.
Лучше и не скажешь
К тому же, этот фильм, также как и лента Джармуша “Мертвец”, это своего рода дань смерти, точнее обряду перехода из мира живых в другой. Этот фильм по сути и есть этот обряд, не зря слово “умер”, звучит в нём много раз. Три ключевых персонажа, которые меняют судьбу героя, это ни что иное, как три стадии в психологической практике: убийца – отрицание, Руди МакКензи – депрессия, а Джеки – смирение и принятие смерти.
Для меня очень значимой осталась фраза: оказавшись за гранью жизни, очень хочется вернуться обратно.
А тем более нужно пользоваться каждой минутой, чтоб исправить то ,что возможно 💗
Пауза, и фраза “Сколько у нас осталось времени”, я расценил как, мы не знаем когда умрём, а светлый фон как бы заряжает делать добрые дела, пока живы.
Последняя фраза выдаёт весь бред написанного: как Джек мог в умирающем подсознании страстно помочь девочке не повторить судьбу матери, если он не знал, какая у нее судьба? Ну мало ли: накидалась разок? А мож потом прошла бы курс лечения? Или вообще всё это не в системе у нее, а дома ждет любящий муж и запечённая индейка на ужин?
У меня своё видение фильма – Бог даёт ему шанс помочь другим людям,хоть он несколько раз умирает (он и в будущее в последний раз прилетает с окровавленной головой). Главный герой ,как ангел,несущий добро и помогающий невинным душам – в данном случае двум деткам, третьего (иракского мальчика он тоже хотел оградить от беды,но тот его не понял).