«Сердце Пармы» — сказка для взрослых 

Сердце Пармы Смысл фильма

Страна: Россия

Жанр: история, фэнтези, боевик, драма

Год производства: 2022

Режиссёр: Антон Мегердичев

Актёры: Александр Кузнецов, Сергей Пускепалис, Евгений Миронов, Валентин Цзин, Елена Ербакова

Слоган: «Великая история, ставшая легендой»

Содержание фильма «Сердце Пармы», эпической драмы по роману Алексея Иванова, получилось довольно насыщенным. При этом далеко не весь отснятый и отобранный материал стал частью картины – создатели одновременно делали и сериальную версию проекта. Так что неудивительно, что некоторые сюжетные линии получились скомканными и не всё было понятно зрителю, не знакомому с первоисточником и историческими событиями. Представим своё описание сюжета «Сердца Пармы» с разбором отдельных деталей и общего смысла.

О чём фильм

Действие «Сердца Пармы» разворачивается в пятнадцатом веке на территории нынешнего Пермского края. Фильм начинается с закадрового текста от имени Васьки Калины, храмодела. Он отсылает нас ко времени, когда он «умер первый раз». Будущий пермский князь Михаил (а пока – просто Мишка) радуется поделке Василия – свистульке.

Далее мы видим того же Калину среди ушкуйников (речных новгородских пиратов) под предводительством главаря по имени Ухват. Они тайком подкрались к вогулам (старое название народа «манси») и наблюдают за их обрядом жертвоприношения. В качестве жертв – русские пленники. Вогулы вырезают их сердца для богини Сорни най — Золотой бабы.

Александр Кузнецов
Роль князя Михаила Ермолаевича сыграл Александр Кузнецов. Кадр из фильма.

Наступила ночь, ритуал завершился, но на месте жертвоприношения остались вогульские памы — шаманы. Они находятся в особом состоянии сознания и не замечают ничего вокруг. Ухват перерезает горло одному из них, но Калина просит не проливать зря кровь. Также он пытается предостеречь от беды, которая непременно последует, если украсть статуэтку — Золотую бабу. Ухват не внемлет уговорам и бьёт Калину. Тут же на разбойников набрасывается разъярённый волк, которого те с трудом одолевают.

Нам показывают город Усть Вым — вотчину князя Ермолая Вычегодского, отца Мишки. Самого Мишку учит драться на мечах дружинник Полюд. Он советует кричать во время атаки, но мальчик упрямится. Ермолай делает обход владений. В город приезжает девочка по имени Тиче (Тичерть) – дочь вогульского князьца Танега из Чердыни. Она привезла выкуп за отца, которого Ермолай намеренно спаивает и держит при себе, чтобы укрепить свою власть в пермских землях. О последнем зрителю дают понять в разговоре князя за столом. Он намекает, что собирается огородиться от Москвы и стать полноправным хозяином пермских земель. Также для этого он хочет женить своего сына на Тиче.

Няня Мишки и Тиче Айчель (тоже из вогулов) рассказывает детям, что у каждого человека всего пять душ. Душа-ворон живёт с предками, душа-филин – с духами, душа-сокол – с богами, душа-лебедь находится в небесах выше облаков, где вершатся судьбы. Пятая душа, которая живёт с людьми, у всех разная. Тиче на вопрос о том, какая душа у неё, отвечает, что, возможно, она вовсе не человек, а ламия, то есть оборотень, представляющий собой одно из воплощений богини Сорни най. Но Айчель возражает: девочка – всего лишь девочка.

Вогульский князь Асыка и шаман беседуют. Первый полон решимости напасть на русских и со временем истребить их. Асыка уверен, что это необходимо, ведь русские принесли нового (христианского) бога-бродягу, у которого нет ни земли, ни народа, ни предков и который бросил свою мать (трактовка образа Иисуса Христа). Шаман возражает: одним богом больше, одним меньше – какая разница? Но князь стоит на своём: русские с помощью своей веры сотрут их с лица Земли.  Он обвиняет шаман в том, что тот боится крови, пролить которую необходимо.

Вогулы преследуют двух русских в надежде вернуть Золотую бабу. Одного – убивают стрелой, другого подвергают мучительной смерти, вешая на крест. Последний выживший беглец, потеряв рассудок, приносит Золотую бабу Ермолаю. Находящиеся в комнате и увидевшие её люди на какое-то время оказываются в плену наваждения. Тиче касается статуи и падает – в этот момент Сорни най превратила её в ламию. Разбойник умирает.

Елена Ербакова
Елена Ербакова в роли Тиче. Кадр из фильма.

На город нападают вогулы, возвращая Золотую бабу и убивая большинство жителей, включая князя Ермолая. Мишка спасает Тиче. Умирающий Танег, благословляя его «кровью отца» – своей кровью, просит взять девочку в жёны и стать таким образом князем Чердыни, приняв власть над его народом. Воля Ермолая стала теперь осознанным намерением Танега.

Полюд вместе с Мишкой и Тиче укрываются вместе с толпой в церкви, но вогулы поджигают здание. Пытаясь спастись, люди выбегают наружу и попадают под стрелы. Дружинник и дети забираются на крышу и прыгают с неё за стену города.

Тиче убегает, превращаясь в рысь. Мишка хочет броситься за ней, но Полюд останавливает его, говоря, что мальчик теперь – новый князь.

Прошли годы, и Мишка повзрослел. Он князь Чердыни и у него множество обязанностей, в том числе сбор для Москвы ясака – пушного налога. Но большинство местных племён не видят в Михаиле грозной силы и не желают делиться с ним. Сам князь не горит желанием драться и покорять их. Но Полюд настаивает, что сделать это необходимо. Поддавшись уговорам, Михаил снаряжает дружину для сражения с князем Искора – Кочаимом. Войска вышли друг против друга, но долгое время никто не решается начать битву. Тогда Михаил подзывает Кочаима, и говорит с тем по-пермски (этот язык происходит из финно-угорской семьи языков, сами пермяки – народ финно-угорской группы). Он сказал, что сражение не стоит поставленной цели. Гибель сотни человек ради сохранения одной стороной или взятия другой тридцати песцовых шкурок (ясака) — неправедная цена. Воины расходятся. По возвращении в Чердынь Михаил получает от Кочаима ясак.

На собрании пермских князей Кочаим убеждает их, что им тоже стоит пойти на условия Чердыни и платить ясак, поскольку Михаил не по годам мудр и за ним стоит сильная Москва.

Выросшая Тиче наслаждается жизнью на свободе. Однако она среди вогулов и её в жёны собирается взять Асыка. Но Тиче, пользуясь силой ламии, отвергает его. Позже она делая вид, что выражает волю Сорни най, не даёт Асыке пойти в очередной поход на русских.  Они договариваются, что если обещание не трогать Михаила и его людей обернётся для вогулов бедой, Тиче будет принадлежать Асыке. Это Зимний закон – негласное правило судьбы, согласно которому за всё нужно платить свою цену.

Для взятия ясака дружина князя Михаила отправляется в Афкуль – татарский город. На своём пути он видит бурлаков – русских рабов татар. Наблюдая за тем, как их жестоко бьют, князь порывается заступиться, но его пыл охлаждают: не стоит совершать опрометчивых действий и затевать таким образом ссору.

В самом Афкуле татары встречают дружину неприветливо и говорят, что шибан (верховный титул) Мансур пока не может его принять. Это оскорбительно для князя, но он готов подождать. Ночью в лагерь Михаила тайком пробирается ранее чудом спасшийся, а теперь попавший в рабство к татарам Васька Калина. Он рассказывает, что шибан собирает большую дань и не хочет, чтобы о ней узнал московский князь и понял, какие богатства идут мимо него. Воспользовавшись этой информацией, Михаил уговаривает Мансура пойти на сделку. Теперь Чердынь и Афкуль будут собирать свои ясак и харадж (дань татарам) по очереди. Также Мансур согласился отдать Михаилу русских рабов. В войско Михаила вступает и сын шибана Исур, по его собственному желанию.

На обратном пути по реке, дружина князя видят приготовления пермяков к празднику. Полюд уговаривает Михаила остановиться – возможно, кто-то из девушек приглянётся юноше и он выберет себе невесту. Тот соглашается и в самый разгар праздника он видит Тиче, которая дарит ему венок также, как когда-то в детстве. Ночью к князю приходит Калина и просит его забыть об этой девушке, ведь она не человек, а ламия – Сорни най в человеческом обличии, которая погубит христианскую душу. Но Михаил уже всё решил: он встречается с Тиче и увозит её в Чердынь.

Проходит время и у молодых рождается сын Матвей. Михаил получает письмо, в котором ему предлагают пригласить к себе епископа Иону. Решающим становится голос Тиче, которая говорит, что она хочет видеть сына пермским князем. А для этого нужно, чтобы «русский шаман посвятил его в русскую веру».

Иона приезжает в Чердынь и видит картину, которая ему категорически не нравится: слабые ростки христианской веры в городе тесно переплетены с пермским язычеством. Всюду идолы и даже в православном храме вместо икон – идол Христа. Иона в ярости заключает, что нужно строить новый храм. Он поручает храмоделу Калине сделать для начала проект будущего здания в виде деревянной игрушки.

За столом Иона провозглашает, что будет крестить всех подданных князя. Обещание выполнено: идолов сжигают, а пермяки принимают крещение в ледяной реке. Первым, подбадривая остальных, ныряет в воду Бурмот – сын Кочаима, теперь член дружины Михаила. Иона окунает в воду и сына князя. После этого он требует принять крещение от Тиче. Та отказывается, говоря, что её боги хорошо о ней заботятся.

Сергей Пускепалис
Роль Полюда сыграл Сергей Пускепалис. Кадр из фильма.

Иона вопрошает, неужели девушка готова променять лесных чудищ на истинного господа. Тиче отвечает: «Я ничего не меняю». В ярости епископ говорит, что тогда девушка и не жена князю, и сын их не станет князем. Иона хочет насильно загнать Тиче в воду, но та сама ныряет в реку и исчезает, побуждая Михаила бросаться её спасать.

Через некоторое время девушка выныривает у противоположного берега (похоже, ледяная вода ей совсем не страшна) и уходит в лес. Люди, посланные за Тиче, не нашли её: она убежала далеко, превратившись в рысь. Брошенный ей сын не желает ни от кого кроме матери кормиться грудным молоком.

Замёрзший в поисках Тиче Калина находится в лесу, почти при смерти. Девушка-оборотень подходит к нему, злорадствуя, что перед ней – давний враг, не желавший её союза с Михаилом. Тиче насмешливо предлагает ему спасение. Но тот просит спасти князя, который умрёт без неё. Тогда девушка возвращается, снова становясь человеком: она опять боится холода – в Чердыни её отогревают и лечат.

Свидетелем возвращения становится и Иона, который молил господа простить его за то, что пытался привести людей к вере силой. И всё же, не желая терпеть непослушания, Иона уходит в монастырь – подальше от князя, на прощание бросив, что доложит обо всём в Москву. Калина, спасённый Тиче, перед этим показывает епископу церковь-игрушку. Но тот видит в ней не проект храма, а «бесовскую» Золотую бабу.

Проходит ещё несколько лет. Москва приказывает Михаилу идти в поход за Камень, то есть в Уральские горы на вогульский город Пелым. Тиче, предчувствуя беду и понимая, что нарушается её обещание Асыке, пытается отговорить князя, но безуспешно. Войско во главе с Михаилом уходит. В городе остаётся присланный из Москвы дьяк Данила Венец. Его охватила страсть к Тиче. Он пытается добиться девушки и получает отпор.

Войско князя Михаила добирается до Пелыма. Вогулы тщательно подготовились к зимней осаде. Однако князь применяет военную хитрость: в метель они успешно атакуют ворота с помощью осадных нарт. В это же время в Чердыни загорается деревянный крест на куполе достраивающегося храма. Иона приказывает монаху привязать к нему другой крест и лезет наверх, чтобы произвести замену. Это с трудом, но удаётся. Одновременно Михаил в Пелыме побеждает в бою с Асыкой и пленяет его.

Евгений Миронов
Евгений Миронов в роли крестителя Иона. Кадр из фильма.

Данила Венец снова получает отпор от Тиче – превратившись в рысь, она ранит его. Тогда дьяк приказывает монахам запереть девушку за колдовство.

Войско князя Михаила возвращается в Чердынь с победой, но и с большими потерями. – для воинов вступил в силу Зимний закон.

К этому времени в Чердынь прибыл воевода московского князя Ивана Васильевича Третьего Фёдор Пёстрый. Он передаёт Михаилу волю Москвы: тот должен собрать войско для похода на татар. Но Михаил отказывается: с этим народом он заключил мир и сам готов встать на его защиту. Да и воинов у князя осталось слишком мало. К тому же его верный друг – татарин Исур.

Данила Венец, одержимый страстью к Тиче, пробирается к девушке и насилует её. Исур ловит дьяка и избивает в наказание плетью. Это становится дополнительным поводом к скорейшему отъезду Фёдора Пёстрого из Чердыни. На прощание он предлагает Михаилу всё же присоединиться к нему в походе на Казань и доказать свою верность Москве. В противном случае князь будет считаться изменником и ему самому придётся «ждать гостей». Но тот непреклонен.

Михаил пытается собрать пермских князей для будущей обороны. Однако большинство из них не видит в этом смысла, поскольку князь сам говорил, что за ним сильная Москва, а они не собираются идти против неё. Михаил обращается к Ионе, ведь в опасности крещённые им люди. Епископ в ответ показывает гробы с мёртвыми младенцами – язычники убили детей после крещения, чтобы спасти их души. Иона не хочет быть на стороне таких людей. Он уходит из храма.

Князь освобождает своего врага Асыку, приняв решение не отправлять его в Москву. Тиче убегает с Асыкой, бросая Михаила. Потеряв жену, ожидая новое кровопролитие и чувствуя свою вину за уже совершённое, князь напивается и собирается сжечь храм. Его останавливает Калина. Князь в отчаянии вопрошает, кивая на крест: «За что головы рубили?.. Крови сколько! А для него кровь – что роса …». Диалог продолжается утром и завершается фразой Калины: «Кровью земля к земле прирастает».

Фёдор Пёстрый приводит войско в пермские земли для нападения на Чердынь и усмирения Михаила. Примкнувший к воеводе Иона просит его пожалеть людей: чтобы добиться подчинения нужно прежде всего обращать их в новую христианскую веру, кровопролитие бессмысленно. Однако Пёстрый против – у него «государственное дело, а не крестовый поход».

Виталий Кищенко
Фёдор Пёстрый, роль которого сыграл Виталий Кищенко. Кадр из фильма.

В числе отказавшихся от помощи Михаилу – князь Уроса Мичкин. Нам показывают его быт, как он любит своего сына и жену. В один миг с приходом московского войска вся его мирная жизнь рушится. Он оплакивает погибших и вместе с другими пермяками, понявшими свою ошибку, просит Михаила взять его в оборону.

Начинается осада. Князь Кочаим, тоже вступивший на защиту Чердыни, не выносит долгого ожидания – он уверен, что войско Фёдора Пёстрого можно одолеть нахрапом. Михаил понимает, что это верное самоубийство, но не в силах удержать разозлённого и отрекающегося от него воина. Он просит открыть ворота для Кочаима. Войско последнего кидается на москвичей и попадает в ловушку – от него остаётся лишь горстка людей.

Михаил понимает, что теперь ничего не остаётся кроме как попытаться снова атаковать противника. Вооружившись чанами с горячей смолой, им удаётся нанести небольшой урон войску Пёстрого. Но этого мало. Воины Михаила в финале битвы в катастрофическом меньшинстве. В последний момент им на помощь приходит войско Асыки.

Фёдор Пёстрый решает приостановить битву до следующего дня. Ночью Михаил и Асыка ведут беседу. Князь говорит, что им уже не выиграть. Вогул предлагает присоединиться к нему и уйти за Камень. При этом говорит, что ламия (воплощённая Сорни най – часть Тиче) принадлежит ему, но женщина (сама Тиче) останется с Михаилом.  Тот отвечает, что не может уйти – он русский князь и останется здесь. Но, если вогул желает помочь, он может забрать с собой уцелевших, что Асыка и делает.

Сам Михаил вместе с Полюдом и ещё парой дружинников забираются на башню для последней обороны. Фёдор Пёстрый хочет поджечь здание с помощью горящих стрел, но Данила Венец уговаривает взять князя живьём. Он надеется узнать, где сейчас Тиче – дьяк по-прежнему ей одержим. В процессе захвата убиты оказываются все оставшиеся соратники Михаила, включая Полюда и Исура. Умирает от стрелы и Данила Венец. Князь отчаянно кричит, готовый сражаться до конца, но в последний момент, шокированный смертью Полюда, цепенеет и таким образом позволяет себя взять живым.

Михаила пленяют и отправляют в столицу на суд Ивана третьего. К концу заточения героя посещает московский князь с коротким разговором, в ходе которого должна решиться его судьба. Михаил спрашивает, в чём его вина, на что Иван Васильевич отвечает: «Вина за тобой одна – что княжил со мной в те же годы». Иван Васильевич также даёт объяснение своим действиям, раскрывает смысл намерений. Его идея такова: Москва – избранный господом третий Рим (после утративших свою силу собственно Рима и Константинополя), а потому Русь должна стать великой державой.

Фёдор Бондарчук
Фёдор Бондарчук в роли Великого князя Московского Ивана ІІІ. Кадр из фильма.

Для этого нужно, чтобы многочисленные народности на её территории стали единым русским народом, чтобы каждый чувствовал свою ответственность за то, что происходит в другой части страны и без раздумий мог ринуться на защиту теперь уже своих людей. От междоусобиц необходимо избавляться. Михаил отвечает, что мысль эта светлая, но княжеские руки «одна – в крови, другая – в чужом кармане». И всё же герой соглашается «добром крест целовать» – сдаётся на милость Ивана Васильевича.

Прощённый государем Михаил возвращается на родные земли – в Покчу, новую пермскую столицу. Фёдор Пёстрый хочет передать ему княжеские дела и подробно изложить волю Москвы. Однако герой говорит, что будет князем лишь формально – в качестве своего преемника он оставляет сына Матвея. Сам же отправляется в Чердынь. Там он встречает «званую жену» Полюда и его сына, которого мать назвала также. Встречает и чудом выжившего Василия Калину.

Михаил пытается расчистить поле битвы, чтобы начать на нём пахоту. Но сил не хватает. Бывший князь плачет и просит у господа прощения для себя и всех остальных. На помощь Михаилу приходят сын, дочь и большая толпа простых людей. Начинается дружная работа. В концовке «Сердца Пармы» к Михаилу наведываются и вогулы. Асыка и бывший князь обмениваются приветствиями издалека. Вогулы уходят, оставляя Тиче. Михаил какое-то время смотрит в сторону, но в итоге обнимает жену. В глубине Уральских гор загорается дерево с Золотой бабой.

Книга и фильм «Сердце Пармы»

Чтобы разобраться, каким смыслом авторы наполнили содержание картины, нужно понять, что сюжет фильма «Сердце Пармы» неразрывно связан с книгой Алексея Иванова. Так что стоит упомянуть о сходствах и различиях этих двух произведений.

Книга опирается на реальные события, происходившие в пятнадцатом веке. Согласно данным историков, Михаил Ермолаевич действительно был назначен вассальным правителем Перми Великой. В 1455 году вогулы напали на владения князя и убили епископа Питирима (в фильме и в книге этот момент обыгран сценой преследования и казни на кресте). В 1467 году Михаил в свою очередь вместе с пермяками напал на Пелым.

Алексей Кравченко
Алексей Кравченко в роли князя Качаима. Кадр из фильма.

Ему удалось взять в плен предводителя вогулов Асыку, но у того получилось сбежать. В 1471 году Михаил отказался идти в поход на Казань, за что попал в немилость Ивана третьего. Усмирять князя со своим войском действительно отправился Фёдор Пёстрый и это ему удалось. Михаил был доставлен в Москву, но был прощён и вернулся назад. Через десять лет Асыка вновь напал на пермские земли и убил Михаила.

Это практически всё, что известно о тех событиях историкам. И Алексей Иванов умело добавил в них художественного вымысла, включая элементы фэнтези. Последние воплощены в способностях Тиче-ламии (как и в фильме), а также других вогулов-оборотней, в многочисленных и страшных духах-обитателях Пармы и в бессмертных существах – хумляльтах. К хумляльтам в книге относятся Асыка и Васька Калина. Оба не могли умереть пока не выполнят своё обещание перед богами. Так, Асыка должен был убить Михаила, что в результате и сделал. В фильме бессмертие Калины обыграно его удивительной везучестью. Именно поэтому его персонаж в начале «Сердца Пармы» говорит о своей первой смерти.

Следует сказать, что фильм получился гораздо добрее книги. Многие экранные персонажи лучше, чем их «рукописные» аналоги. Например, Тиче в произведении Иванова намеренно изменяла Михаилу (в результате одной из измен с бывшим московским солдатом Вольгой даже был рождён ребёнок), а в финале отравила его воинов, чтобы Асыка смог напасть на город. Иона по окончанию своей сюжетной линии превратился в религиозного фанатика-убийцу, чуть ли не более устрашающего, чем всё московское войско, и заживо сгорел в попытке уничтожить языческий идол.

В книге «Сердце Пармы» раскрывается множество второстепенных персонажей, в том числе которых нет в фильме (вполне вероятно, что они появятся в сериале, ведь последний снимался параллельно по отдельному и более подробному сценарию). В частности, много страниц посвящено конфликту сына Михаила Матвея с отцом. Первый долгое время презирал второго за мягкость, но в итоге признал его правоту. Можно сказать, что сцена примирения в фильме – отсылка к завершению этого конфликта.

Некоторые события книги, как и в фильме, овеяны мистическим туманом, и авторы не спешат давать разгадки. К таковым относится, например, действие Зимнего закона. В книге, подчиняясь ему, Михаил должен был казнить вогулов в Пелыме – тех, за которых родственники не смогли внести выкуп. В чём конкретно заключается Зимний закон (абстрактно – в правиле платить за всё свою цену) не совсем понятно.

И в книге, и в фильме ярко показано принципиальное противостояние верований. В обоих произведениях вопрос веры в христианского бога и в языческих богов превращается в вопрос выживания русских, пермяков и вогулов.

ритуальные танцы
Кадр из фильма.

Смысл фильма

И фильм, и книгу «Сердце Пармы» следует воспринимать прежде всего как эпические «полотна». Главная их задача – не донести какую-то главную мысль, а погрузить зрителя (читателя) в особый насыщенный событиями мир, в жизнь персонажей, многие из которых вполне могут быть похожи на своих реальных прототипов, у каждого из которых своя правда. Задача – максимально вовлечь и заставить сопереживать. Суть фильма и книги именно в этом, а вовсе не в нахождении какого-либо скрытого смысла.

Многие находят связь событий фильма и книги с современными мировыми событиями. Однако Алексей Иванов заявлял, что старался избегать всяческих аллюзий. Так что, вопреки желанию отдельных критиков, все аналогии с современными политическими тенденциями надуманы. Можно сказать, что «Сердце Пармы» – это большая сказка для взрослых, даже с историческими событиями связанная лишь поверхностно.

Ещё одна ошибка – назначать одних персонажей на роль абсолютного зла, других – на роль абсолютного добра. Никого, даже князя Михаила (по большому счёту он лишь пытался сохранить мир, действовать по чести и с наименьшими потерями и жить счастливо, но постоянно оказывался в безвыходном положении), нельзя назвать святым или хотя бы человеком с полностью светлыми намерениями. Каждый здесь борется за самого себя, кто-то – также за свою любовь или губительную страсть, большинство – за своих родных и близких.

Объяснение концовки

Смысл концовки фильма «Сердце Пармы» (и этим он выгодно отличается от книги) в попытке примирить всех со всеми. Не зря Михаил после вынужденного кровопролития приходит к созидательной деятельности, не зря просит у бога прощения. По сути, он его и получает в виде поддержки детей и людей, которые по-прежнему считают его своим князем. Прощает он и сам – отпускает свою обиду к Тиче (взгляд в сторону и пауза) и обнимает её. Объяснение концовки такого: то, что было – было страшно, жестоко и неприемлемо, но это прошло. Вероятно, всё ещё повторится множество раз в будущем, ведь люди пока не научились жить в мире. И это придётся принять, как бы не было тяжело.

Даже горящая Золотая баба Сорни най – не символ крушения «неправильной» веры и торжества «правильного» христианства. Это просто отражение факта: религии и люди, воюя друг с другом, сменяют друг друга, но всё это часть большой истории, которую стоит просто принять.

языческий божок
Кадр из фильма.

Похожие фильмы

  • «Царство небесное» (США, 2005): историческая драма Ридли Скотта о становлении крестоносцев;
  • «Храброе сердце» (США, 1995): эпик Мэла Гибсона с ним же в главной роли о легендарном национальном герое Шотландии;
  • «Игра престолов» (США, Великобритания, 2011-2019) – эпический сериал по романам Джорджа Мартина, вошедший в историю телевидения;
  • «Викинги» (Ирландия, Канада, 2013-2020)  – ещё один знаменитый сериал по мотивам исторических событий.
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Nik

    исТОРЫческое дегьмо, фу.

    Ответить
  2. Борислав

    Муть полная.

    Ответить
  3. Тт

    Не соглашусь с тезисом, что Тиче была изнасилована. Она с лёгкостью может своей “магией” переломать хребет любому, кто попытается ее тронуть. По крайней мере, в фильме сцена насилия не показана, а значит и не закономерен этот факт, когда к ней в избу вошёл Данила Венец… Фильм достоин внимания, хорошо поставлен. По поводу “историческое дерьмо” – кто сказал, что оно историческое? База – историческая, но только и всего. Все остальное – нарощенный на минимальную историческую основу художественный вымысел. Как говорится, не нравится, не смотрите – никто не заставляет.

    10
    Ответить