Любовь и свобода в фэнтези «Три тысячи лет желаний»

Смысл фильма

Страна: США, Австралия, Турция

Жанр: фэнтези, мелодрама

Год производства: 2022

Режиссёр: Джордж Миллер

Актёры: Тильда Суинтон, Идрис Эльба, Эдже Юксель, Бурджу Гольгедар

Слоган: «Чего бы вы пожелали?»

Смысл фильма «Три тысячи лет желаний» («Three Thousand Years of Longing»), экранизации произведения британской писательницы Антонии Сьюзенн Байетт «Джинн в бутылке из стекла «соловьиный глаз», получился достаточно многослойным. Многие даже сочли идеи, изложенные в картине, слишком сумбурными, а концовку безнадёжно слитой. Сделаем разбор сюжета и постараемся дать своё объяснение показанным историям.

О чём фильм

«Три тысячи лет желаний» начинается со слов главной героини по имени Алитея. Женщина говорит, что содержание дальнейшей истории правдиво, но зритель, скорее поверит ей, если она будет излагать всё как сказку. Собственно, сказки, мифы, предания – часть профессии Алитеи. Её специальностью является нарратология — наука, которая изучает повествование.

Тильда Суинтон
Тильда Суинтон в главной роли Алитеи. Кадр из фильма.

Героиня собирается принять участие в конференции нарратологов и прилетает для этого в Стамбул. Её багаж пытается украсть некий карлик со странным взглядом. Тут же Алитею встречают коллеги — похоже, они это существо не заметили. Женщина предполагает, что это мог быть джинн.

Героине сообщают, что администрация отеля, в который она заселяется, подготовил сюрприз. В номере «333», где женщине предстоит жить ближайшие несколько дней, когда-то гостила сама Агата Кристи и написала там «Убийство в восточном экспрессе».

На конференции вместе со своим коллегой Алитея ведут лекцию, в ходе которой приходят к выводу, что мифы и легенды о богах довольно скоро перестанут существовать – их целиком вытеснит наука. В ответ на это сидящий в зале старик в странном наряде (кроме героини его никто не видит) возмущённо встаёт и кричит: «Вздор!». Алитея падает в обморок.

Уходя с конференции, на вопрос коллеги, что произошло, женщина говорит, что порой её воображение играет с ней злые шутки. В одной из сувенирных лавочек Стамбула Алитея находит маленький стеклянный сосуд, который, вернувшись в номер отеля, пытается открыть с помощью электрической зубной щётки. Из сосуда вырывается пламя и дым – перед героиней оказывается джинн, готовый исполнить три желания. Его внимание привлекает телевизор, в котором показывают интервью с Альбертом Эйнштейном. На вопрос «Кто это?» героиня отвечает: «Это волшебник, который направляет нас».

Освобождённый из лампы хочет поскорее выполнить желания, но Алитея не спешит их загадывать. Тогда джинн просит рассказать её о себе. Героиня вспоминает своё детство. Однажды к ней пришёл воображаемый мальчик по имени Энзо, который помогал ей в трудные минуты, в том числе во время приступов астмы. Они рассказывали друг другу истории – им было хорошо вместе. Боясь, что Энзо уйдёт, Алитея нарисовала его в своей тетради и подробно записала туда факты о нём. Однако чем реальнее она себе пыталась представить мальчика, тем большие сомнения её охватывали. Тогда Алитея сожгла тетрадь в печи. Энзо больше не приходил.

Идрис Эльба
Идрис Эльба исполнил роль джинна. Кадр из фильма.

Джинн говорит: «И всё же я здесь». Он начинает рассказывать свою историю. Когда-то джинн обитал в замке Шебы, царицы Савской, правившей аравийским царством в десятом веке до нашей эры, и был влюблён в эту женщину (среди её окружения зрителю показывают и встретившихся Алитее странных карлика и старика — похоже, они тоже джинны).

Далее идёт вольная интерпретация история отношений Шебы и библейского царя Соломона, который соблазнил её, разгадав данные загадки и выполнив невыполнимые задания, в том числе ответив на вопрос «Что хочет женщина?». К джинну же он применил заклинание — запер того в медном сосуде и выбросил на дно Красного моря.

Заключение длилось две с половиной тысячи лет. На протяжении этого времени джинн молился всем богам, вспоминал свою жизнь и снова молился, затем, наоборот, молился, чтобы остаться в сосуде и, похоже, в конце концов смирился со своей участью.

Разговор снова заходит об Алитее. Она говорит, что была замужем и сначала её муж Джек светился и влюблённые наслаждались умами и телами друг друга. У них должен был родиться ребёнок, которого Алитея хотела назвать Энзо, но что-то произошло. Теперь бывший муж счастлив в новых отношениях.  Алитея же почувствовала себя снова свободной.

Джинн продолжил рассказывать о себе. Окаменелый сосуд был выловлен из моря, вставлен в стену и случайно был обнаружен девушкой по имени Гюльтен. Она являлась наложницей во дворце Сулеймана Великолепного, правителя Османской империи в шестнадцатом веке. Гюльтен была влюблена в его сына принца Мустафу и попросила джинна   об ответной любви, а затем и о беременности.

Желания были выполнены. Но в результате дворцовых интриг принц был убит по приказу собственного отца, как и Гюльтен, поскольку должна была родить наследника принца. Джинн пытался её спасти, но девушка не загадала третье желание, а путь ему преградил последователь Иблиса – верховного джинна, низвергнутого Богом с небес.

Эдже Юксель
Роль Гюльтен исполнила Эдже Юксель. Кадр из фильма.

После этого джинн стал невидимым для всех. Он пытался привлечь внимание хоть кого-то, в том числе очередного правителя во дворце – Мурада четвёртого, который чувствовал волшебную силу больше других. Но тщетно: султан погряз в кровопролитии, затем увлёкся дружбой со стариком, умеющим занимательно рассказывать истории, а после его смерти скончался от тоски и пьянства. Его место занял младший брат Ибрагим, обожающий полных женщин.

Одна из его наложниц по имени Пирожок, получившая наибольшую свободу передвижения по дворцу, и нашла сосуд с джинном, но под давлением раба лампы пожелала лишь, чтобы он вернулся в сосуд и оказался на дне Босфора.

О том, что происходило, когда джинна снова освободили, он сперва не пожелал рассказывать, поскольку эта история была связана с самой большой его болью. Девушку, в чьих руках оказался сосуд, звали Зефир, и она была одна из жён в гареме богатого купца. Показывая процесс освобождения джинна, зрителю дают описание его стадий: электромагнитные волны, испарение, органические частицы и формирование органов. Чуть позже в разговоре с Алитеей джинн подтверждает, что он имеет электромагнитную природу и произносит: «Вы [люди] – прах, мы [джинны] – созданы из огня».

Зефир была одержима наукой и изобретениями, которые она делала в своей комнате. Авторы дают понять, что она во многом похожа на Алитею, даже в некоторых привычках (например, нервно подрагивающие ноги во время чтения). Зефир попросила получение знаний, затем погрузилась в математику и, чтобы наглядно видеть свои изыскания, вторым желанием загадала управлять снами наяву. Джинн безумно полюбил эту девушку и один раз даже не дал произнести третье желание, поскольку тогда он стал бы свободен.

Зефир забеременела от джинна, но судьба ребёнка осталась неизвестной. Девушка стала обвинять джинна в том, что он, как и муж, делает её несвободной и в итоге пожелала забыть о нём. Так раб лампы снова оказался в бутылке.

Дослушав историю, Алитея загадывает своё желание: она хочет любить джинна и чтобы тот любил её. Героиня забирает своего возлюбленного домой в Лондон. Здесь джинн пытается адаптироваться к чудесам современной цивилизации, обилию людей и их изобретений — даже изучает коллайдер, огромную спутниковую антенну и нейрохирургию.

Бюльчу Голгедар
Бюльчу Голгедар в роли Зефир. Кадр из фильма.

Алитея вступает в небольшую перепалку со своими пожилыми соседками, которые с нетерпимостью относятся к чужакам и к чужой культуре в принципе. Однако джинн успокаивает её, а чуть позже они вместе совершают примиряющий жест, угощая старушек восточными сладостями.

Ближе к финалу героиня произносит уже не раз звучащую на протяжении фильма фразу: «Все истории о желаниях поучительны» и задаёт вопрос: «Так что же в этот раз пошло не так?». Алитея рассуждает о человечестве, говоря, что наука — всего лишь наука, что она не приносит счастья, а любовь людей вытесняет ненависть, воплощённая в войнах.

Однажды героиня находит джинна в подвале спящим (хотя джинны никогда не спят), покрытым пеплом. Пробудившись, он мечется, пытаясь делать вид, что всё в порядке, затем спрашивает: «Думаешь, я люблю тебя?». Алитея отвечает, что любовь – это дар добровольно отдавать себя. Когда она загадала своё желание, она обманула джинна.

Ведь любовь – это не то, о чём можно попросить. Женщина говорит: «Если этот мир не для тебя, я желаю, чтобы ты вернулся в свой мир». В этот момент сосуд, в котором джинн был привезён в Лондон, разбивается.

Алитея складывает одежду джинна в коробку и относит в подвал – так же, как раньше сделала с вещами бывшего мужа.

Нам показывают, как через три года после этих событий снова одинокая героиня, сидя в парке на скамье, завершает работу над книгой «Три тысячи лет желаний». Рядом гуляют влюблённые и семьи с детьми. Неожиданно появляется джинн. Он берёт её за руку. Дети, играющие в футбол, кидают мяч в сторону джинна — тот отбивает его. За кадром звучит голос Алитеи, которая говорит: «Время от времени он навещал её… Он обещал вернуться, пока она ещё жива, и ей было этого достаточно…».

Смысл фильма

Итак, смыслов у картины достаточно много. Попытаемся дать разгадки по крайней мере их части. Основные сюжеты фильма «Три тысячи лет желаний» посвящены темам любви и свободы. И главные герои здесь – Алитея и джинн. Можно сказать, что они являются отражениями друг друга. Главное, что их объединяет – как раз метание между любовью и свободой. Можно сказать, что оба одновременно и с одинаковой силой желают и того, и другого.

Джинн был влюблён в царицу Савскую и из-за неё оказался заперт в сосуде. На протяжение долгого времени он пытался обрести свободу (кстати, более точный перевод названия фильма, соответствующий его смыслу – не «Три тысячи лет желаний», а «Три тысячи лет тоски»), затем променял её на любовь – в тот момент, когда осознанно остановил Зефир при загадывании третьего желания. Пытаясь же выполнить желание Алитеи, которая попросила любви, он запер себя в человеческом мире. Джинн буквально лишил себя огня и начал превращаться в пепел (эпизод в подвале).

Алитея на протяжении большей части своей жизни пребывала в одиночестве. Этому своему состоянию она даёт противоречивую трактовку. С одной стороны, женщина говорит джинну, что прекрасно понимает его тоску, которую он чувствовал, будучи запертым в сосуде, и сравнивает её со своим одиночеством. С другой стороны, постоянно пытается убедить себя в том, что это и есть настоящая свобода.

В детстве она полюбила выдуманного мальчика Энзо (в фильме есть намёки, что он тоже является джинном – в частности на это наводит фраза собеседника Алитеи «Всё же я здесь»). Она хотела удержать его, изобразив на бумаге и расписав факты о нём (по восточным легендам, многих мелких бесплотных духов можно удержать, нарисовав их), но в конце концов освободила с помощью огня. Возможно, Алитея в дальнейшем неосознанно пыталась вернуть Энзо, назвав таким образом своего ребёнка – так в итоге и не рождённого (здесь также параллель с, вероятно, нерождённым ребёнком джинна и Зефир). Бывший муж героини, по её словам, вначале светился (как джинн), но и это прошло – удержать любовь снова не получилось.

Огулджан Арман Услу
Огулджан Арман Услу в роли Мурада. Кадр из фильма.

Тема любви и свободы как противоположностей, так или иначе, обыгрывается в сюжетах других персонажей. Можно сказать, что они также являются отражениями личностей Алитеи и джинна. Так, царица Савская отдалась царю Соломону, вероятно, лишившись части свободы. Влюблённая Гюльтен пыталась удержать принца Мустафу с помощью приворота и ребёнка, что закончилось трагедией для обоих. Дружба Мурада четвёртого со стариком-рассказчиком, которая, по словам джинна, переросла в любовь, закончилась смертью того и другого. Ибрагим, будучи заперт в четырёх стенах, не желал ничего кроме плотских утех.

Его жена Пирожок получила достаточно свободы в пределах дворца и также больше ничего не стала желать. Ибрагим и Пирожок косвенно отражают состояния джинна, который, находясь в бутылке, убеждал себя, что именно этого он и хочет, и Алитеи, доказывающей себе, что одиночество – и есть свобода. Зефир променяла свободу на любовь к знаниям. Также обратим внимание на то, что все, кто высвобождал джинна из лампы, являлись, так или иначе, женщинами-рабынями. Это явно намёк, что Алитея мало чем от них отличается. А её сходство с Зефир дополнительно подчёркивается.

Ещё один слой смысла фильма «Три тысячи лет желаний» – противостояние сказки (историй, легенд) и науки. Прежде всего, оно воплощено в самой Алитее. Одна одновременно и любитель мифов, и представитель науки. Джинн также объединяет в себе научное (нам прямо говорят, что он состоит из электромагнитного излучения и других вещей, которые доступны для понимания учёных) и волшебное.

Большинство персонажей рассказанных легенд – реальные исторические личности (воплощения научных фактов), но сами истории полны выдумок. В начале героиня говорит, что её рассказ опирается на реальные события, но будет подан в форме сказки (кстати, сама автор произведения «Три тысячи лет желаний» Антония Сьюзенн Байетт утверждает, что всё в нём реально кроме джинна) Изначально Алитея уверена, что мифы рано или поздно будут вытеснены материалистическим мировоззрением и так и должно быть. Но в конце приходит к выводу: наука сама по себе не приводит человечество ни к чему хорошему – без любви оно обречено на ненависть и самоубийственные войны.

«Три тысячи лет желаний» – это также история о вдохновении. Не просто так встреча с джинном произошла в номере, где Агата Кристи написала свой самый знаменитый роман. Не просто так любовь к Энзо, а затем и к джинну подтолкнула Алитею на написании книги – сначала о первом, затем о втором. Здесь процесс творчества – одновременно и акт любви, и процесс попытки превратить её в нечто материальное.

джинн Идрис Эльба
Кадр из фильма.

Есть в фильме и призыв к терпимости и взаимопониманию, которому посвящёна сюжетная линия с пожилыми соседками Алитеи.

Пожалуй, это только то, что лежит на поверхности. Вероятно, глубже погрузившись в картину, любой желающий сможет найти в ней ещё много скрытых смыслов. Кто-то, например, утверждает, что суть фильма в нахождении ответа на вопрос «Чего хотят женщины?». Тем более, что он неоднократно озвучивается. Однако в действительности авторы не дают никаких наводок. Приходит только очевидное «Они желают любить и быть любимыми». Но вряд ли столь банальный тезис претендует на откровение. Скорее, заданный вопрос призван создать интригу и натолкнуть на свои размышления на эту тему.

Объяснение концовки

Смысл концовки фильма «Три тысячи лет желаний» – в примирении противоположностей, которым были посвящены все истории. Алитее, не удалось удержать джинна, не удалось забрать себе его любовь. Оба ошиблись в том, что это возможно в принципе. Любовь нельзя запереть в клетке. Любая такая попытка её убивает, о чём говорят практически все рассказанные в фильме легенды.

То же самое можно сказать и о сказках. Попытка науки препарировать мифы — это попытка запереть в клетке (как джинна в центре цивилизованного Лондона) нечто волшебное. Но это волшебное никогда не получится уничтожить (недаром старик-джинн в начале кричит в ответ на слова Алитеи: «Вздор!»). Объяснение концовки таково: и любовью, и сказками, и вдохновением нужно просто наслаждаться, полностью принимая их, как и их отсутствие.

В финале авторы также позволяют пошутить над зрителем, показывая, что джинн вполне реален (он, как обычный человек, отбивает мяч мальчишек), хотя до этого рассыпали намёки и прямые указания на то, что он был плодом воображения героини.

красивый сосуд
Кадр из фильма.

Похожие фильмы

  • «Запределье» (США, Индия, ЮАР, 2006). Фильм, получивший главный приз Берлинского кинофестиваля 2007 года – визуализация сказок, которые в больнице рассказывает каскадёр пятилетней девочке.
  • «Хоттабыч» (Россия, 2006). Отечественная комедия о легендарном исполнителе желаний.
  • «Трасса 60» (Канада, США). Нил Оливер встречает мифологического персонажа по имени О.Ж. Грант, который исполняет человеческие желания.
  • «Чего хотят женщины» (США, 2000). Главный герой – плейбой в исполнении Мела Гибсона.
  • «Воображариум доктора Парнаса» (Великобритания, Канада, Франция, 2009). Красивое и психоделическое фэнтэзи от Терри Гиллиама.
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Наталья

    Так чего же хотят женщины?
    Владеть?

    Ответить
    1. Аноним

      В легендах Средневековой Европы, в которых герои должны найти ответ на этот вопрос, правильным ответом является свобода выбора.

      Ответить
  2. Надежда

    А то, что джинн в аэропорту был похож на одну из соседок, а джинн на лекции – на вторую… Это что значит?
    Вообще после просмотра фильма больше вопросов, чем ответов))

    Ответить