Джаз, буддизм и «успешный успех»: идея мультфильма «Душа» 

мультфильм Душа Смысл мультфильма
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

В 2020 году студия «Pixar» выпустила очередной шедевр с глубоким смыслом — мультфильм «Душа». Прокат в кинотеатрах в январе-феврале 2021 года стал самым кассовым в России в истории Pixar. Мультфильм с потрясающей анимацией оказался одновременно философским и лёгким для восприятия.

О чём мультфильм

По сюжету немолодой музыкант Джо Гарднер, всю жизнь мечтающий о карьере великого джазового пианиста, вынужден довольствоваться малым — работать учителем музыки в обычной нью-йоркской школе. Ему предлагают ставку на полный рабочий день, чему он не особенно рад. Зато довольна его мама, которая считает, что непутёвому сыну давно пора взяться за ум и перестать грезить о сцене.

музыкант Джо Гарднер
Кадр из мультфильма.

Великое До и Великое После

Внезапно Джо получает от своего бывшего ученика приглашение пройти прослушивание у звезды джаза Доротеи Уильямс, на которую он производит впечатление, и его включают в концертную программу. На пути домой, на седьмом небе от счастья, Джо не смотрит под ноги, падает в люк и, кажется, умирает.

Герой оказывается на эскалаторе, который направляет души после смерти в Великое После. Не желая мириться с судьбой, Джо сбегает в другое пространство потустороннего мира — Великое До, где надзиратели готовят молодые души к воплощению на Земле. Тут будущие люди получают индивидуальные черты характера и главное — свою искру, без которой рождение в человеческом мире невозможно.

Возвращение в мир живых

Здесь Джо становится наставником для дерзкой и непослушной души Двадцать Второй, которая категорически не хочет воплощаться на Земле. Да это и невозможно, ведь она не нашла искру. Двадцать Вторая находится в Великом До уже очень давно и знает в нём самые потаённые уголки.

Одним из таких является астральное пространство, где парят души живых людей, вошедших в состояние духовного экстаза. Там с помощью своего друга по имени Лунный Ветер Двадцать Вторая помогает Джо вернуться в мир живых.

Но всё идёт не по плану: в тело Джо попадает Двадцать Вторая. Сам же музыкант оказывается в теле кота, который прилёг в больничной палате в ногах Джо. Теперь друзьям нужно спасать положение, ведь концерт, на котором выступает главный герой, должен состояться уже через несколько часов.

Джо в теле кота
Кадр из мультфильма.

Искра Двадцать Второй

Выполняя сложный «квест» по приведению тела Джо в порядок, Двадцать Вторая осваивается в мире людей и начинает чувствовать искру. Вот только эта искра — вовсе не жизненная цель. Это простые радости в виде наслаждения окружающей красотой, запахами, вкусами. Импровизируя, Двадцать Вторая помогает наладить Джо отношения с мамой и открывает ему глаза на жизнь людей.

В дела героев вмешивается счетовод небесной канцелярии Терри, который возвращает их в Великое До. И здесь оказывается, что Двадцать Вторая и правда обрела искру и может воплотиться на Земле. Более того, побывав в мире людей, она снова желает там оказаться.

Но Джо, считающий, что Двадцать Вторая просто забрала его музыкальную искру, убеждает её в этом и возвращается на Землю в своё тело. Он, как и хотел, успешно участвует в джазовом концерте, получает постоянную работу музыканта и признание окружающих.

джазовый концерт с участием Джо
Кадр из мультфильма.

Смысл концовки

Приходя домой, Джо смотрит на предметы, которые помогли Двадцать Второй ощутить искру. Он играет на рояле и улетает в астральный мир, где с помощью Лунного Ветра отыскивает Двадцать Вторую, превратившуюся в чёрную заблудшую душу, одержимую идеей, что она неудачница и никогда не найдёт свою искру. Джо объясняет ей, что она была права и действительно нашла свою искру. Он же заблуждался по поводу того, что имеет смысл в жизни.

Друзья прощаются. Двадцать вторая, получив пропуск, отправляется воплощаться на Землю, а Джо становится на эскалатор по направлению к Великому После. Однако его останавливает один из растроганных надзирателей Джерри и предлагает герою воспользоваться шансом снова вернуться в своё тело. Герой соглашается, пообещав, что больше не будет тратить свою жизнь попусту. Счастливый конец.

Смысл и мораль мультфильма можно сформулировать следующим образом. Многие люди ставят в своей жизни значимые для себя цели и пытаются их добиться, придавая им излишнюю важность. В голове у них господствует философия «успешного успеха», под влиянием которой люди изо всех сил стремятся достичь мечты. Когда же цель достигнута, почти всегда получается так, что это не совсем то, чего хотелось на самом деле. А может никакого «на самом деле» и нет. Это передано через притчу о рыбках в океане, рассказанную Доротеей.

У Джо в мыслях и мечтах был только джаз, в чём и убедилась Двадцать Вторая, когда находилась в его теле. Даже образ любимой девушки, похоже, мелькнул за это время всего раз. Джо был слишком эгоистичен, чтобы уделять время другим людям, своим близким и друзьям.

Мечта стать известным музыкантом и заниматься любимым делом затмевала всё. Но Джо даже не думал, что джаз, который он так любит, —  это ещё больше, чем обожаемая им музыка. Двадцать вторая, не умея играть на музыкальных инструментах, показала ему, как можно «джазить»: импровизировать, лететь по жизни и радоваться ей.

Смысл жизни в том, чтобы жить, а не в том, чтобы во чтобы то ни стало чего-то достигать. Ценить стоит и мелочи, и случающиеся неприятности, и вообще всё, с чем мы сталкиваемся. Это всё проявления искры.

Счастливая концовка даёт понять, что с героями всё будет в порядке и предоставляет зрителям поискать свой философский смысл.

Метафизика

«Душа» говорит со зрителями, детьми и взрослыми, на очень серьёзную тему — тему смерти и смысла жизни. Причём делает это весело и с юмором, очень деликатно избегая любых религиозных отсылок.

Джо и дваддцать вторая
Кадр из мультфильма.

Метафизический мир, который, в отличие от реального, изображается абстрактно и упрощённо, не имеет прямого отношения ни к одному из миров, описанных в эзотерической и теологической литературе. В то же время он включает в себя их характеристики. Здесь можно увидеть сходства с идеями буддизма, даосизма, христианства, произведений Роберта Монро и даже Карлоса Кастанеды. Но больше здесь, пожалуй, преобладают мысли древнегреческих и римских философов, веривших в существование некого духа, который ещё до рождения наделяет человека уникальными талантами.

Впрочем, авторы чётко прописывают законы метафизического мира и предоставляют довольно конкретное (пусть и не исчерпывающее) объяснение происходящих с героями событий. Мораль здесь тоже простая и понятная.

Жанр не даёт авторам погружаться в слишком глубокие рассуждения и придавать развлечению многогранный психологический смысл. И в этом есть своя прелесть: будь по-другому, легко можно было бы с лёгкости и доброты скатиться в депрессивные экзистенциальные проблемы человечества.

Вся соль в красоте анимации, которой Pixar всегда славились, и во внимании к деталям. Художники и режиссёры постарались сделать так, чтобы метафизический и земной миры, нарисованные по-разному, гармонировали и перекликались друг с другом. И этой цели они добились — за происходящим и там, и там интересно наблюдать. Все персонажи яркие, живые и вызывают симпатию.

Альтернативные версии

Можно, конечно, начать копать глубже и попробовать отыскать смысл, который, возможно, вовсе не закладывался авторами. Великое После перерабатывает души умерших, стирает у них память и отправляет в Великое До?

Двадцать Вторая — это и есть Джо, живущий в другое время (на это может намекать сам слоган мультфильма «У каждого есть душа, Джо Гарднер собирается найти свою» и безвременье метафизического мира)?

После падения в люк Джо умер и на самом деле никогда не возвращался на Землю, а всё произошедшее с ним — посмертная иллюзия?

На эти вопросы можно ответить утвердительно или отрицательно и углубиться в объяснения, но правильнее будет предположить, что всё это попросту не имеет значения. Особо скрытого смысла тут нет — мораль, которая раскрывается в концовке, подаётся на протяжении повествования постепенно, но прямо.

Что означает сцена после титров

В сцене после титров Терри кричит людям, которые, возможно, всё ещё в зале кинотеатра: «Эй, фильм кончился! Бегом домой!». Может, это просто шуточный приём, который иногда используется в финале комедий. Но возможно, ещё одно напоминание, что пора бы зрителям посвятить время своей собственной жизни вместо просмотра фильмов.

Отзывы зрителей

В большинстве своём зрители оставляют на кино-сайтах восхищённые рецензии, в которых пишут, что мультфильм подходит людям любого возраста. Подмечают то, как авторы смогли легко и ненавязчиво рассказать поучительную историю, затронув табуированную тему смерти. Хотя есть небольшой процент тех, кто понял мораль фильма слишком топорно: «Расслабься и ничего не делай».

Как вам мульт?
Восторг!
67.77%
Посмотреть стоило.
26.74%
Загрузили, зачем я только на него пошел.
1.47%
Ахинея, ничего не понял.
4.03%
Проголосовало: 273

Добавить комментарий

  1. Сверпроводник

    Зачем нужно было снимать мульт про скучный джаз. Все и так знают, что учителя в средних школах — зануды, не заслуживающие ничего кроме смерти

    Ответить
  2. апыка

    Аиериканский бред….

    Ответить
Adblock
detector