Страна: Япония
Жанр: аниме, детектив, фэнтези триллер
Год производства: 2006
Режиссёры: Тэцуро Араки, Томихико Ито и другие
Японский анимационный сериал «Тетрадь смерти» («Desu noto») вышел в середине нулевых, но до сих пор один из самых популярных в мире. В России отношение к нему неоднозначное. С одной стороны, его неоднократно пытались запретить за пропаганду опасных для подростков идей. С другой — смысл аниме «Тетрадь смерти» перекликается с произведением Достоевского «Преступление и наказание» и практически повторяет его главную мораль.
О чём аниме
Сериал — экранизация одноимённого графического произведения, по описанию сюжеты полностью совпадают. Правда, в аниме есть эпизоды, которых нет в манге, и наоборот.

Сюжет «Тетради смерти» повествует об умном и довольно высокомерном школьнике старших классов (а затем и студенте) Лайте Ягами, который находит необычный артефакт — особую тетрадь с инструкцией. Инструкция гласит, что если вписать в тетрадь чьё-то имя, воспроизводя в памяти соответствующий образ, то этот человек умрёт. По умолчанию жертва умирает в результате сердечного приступа, но владелец тетради может уточнить обстоятельства смерти и тогда реальность будет изменена в угоду ему. Тот, в чьих руках находится тетрадь, может от неё отказаться. Тогда он теряет память о тех событиях, что были с ней связаны.
Тетрадь, которую нашёл Лайт, принадлежит одному из богов смерти по имени Рюк. У каждого из подобных ему существ есть своя тетрадь смерти. Эти боги ведут праздный, расслабленный образ жизни. Некоторые из них периодически «теряют» эти свои артефакты и наблюдают за тем, как поступят нашедшие их люди. Таким образом боги смерти просто развлекаются — и Рюк не исключение. Боги невидимы для всех, кроме владеющих их тетрадями.
План Рюка поразвлечься удаётся на славу: Лайт решает проверить действие дневника, убивая преступника, которого постоянно показывали по телевизору, и не останавливается на этом. Мотивируя совершение дальнейших убийств восстановлением справедливости, он постепенно становится одержим идеей власти и собирается стать настоящим богом среди людей.
Многим из простых граждан план Лайта о построении идеального общества без преступности кажется не лишённым смысла и они заочно поддерживают его в этом. Другие же понимают, что убийство есть убийство, самосуд недопустим и предпринимают усилия, чтобы новоявленный «вершитель справедливости» был пойман.
По жанру аниме «Тетрадь смерти» — это прежде всего детектив, точнее, то, что сценаристы (с подачи одного из самых известных преподавателей по сценарному мастерству Джона Труби) называют «криминальный фильм».
В отличие от классических детективных сюжетов, когда сыщик весь фильм ищет преступника и в конце находит, криминальный фильм посвящён противостоянию двух сильных личностей — представителя преступного мира и представителя закона. Роль последнего в «Тетради смерти» достаётся гениальному сыщику под псевдонимом «L» (позднее ему на смену приходят другие). Почти все события в сериале отражают борьбу величайших умов. Мы наблюдаем за хитростями и интригами, проворачиваемых с обеих сторон.
Персонажи
Лайт Ягами
Лайт по ходу действия сериала из лучшего школьника Японии превращается в коварного злодея, настоящего криминального гения. Широкой общественности он становится известен под псевдонимом «Кира» (слово, созвучное с английским «killer» – убийца).

Он не убивает всех без разбора, но чем дольше владеет тетрадью смерти, тем сильнее становится одержим властью. Жертвами Лайта начинают быть не только преступники, но и служители закона, пытающиеся его поймать.
Благодаря незаурядному интеллекту, он легко манипулирует другими людьми и даже самими богами смерти. Ближе к финалу Лайт даже становится руководителем группы, чьей целью является его поимка.
Рюк
Эксцентричный бог смерти в облике монстра, главной мотивацией которого является развлечение. Ему скучно, а интриги Лайта доставляют истинное удовольствие. Ещё он обожает яблоки, что является явной отсылкой к библейскому первородному греху. Рюк симпатизирует Лайту и иногда ему помогает.

Миса Аманэ
Девушка, ставшая «вторым Кирой» — ещё одним убийцей, совершающим казни с помощью тетради смерти. Миловидная фотомодель совсем не похожа на злодея, при этом она отчаянная фанатка Лайта. Миса благодарна ему за то, что он наказал убийцу её родителей. Влюбившись в Лайта, Миса видит смысл своей жизни в том, чтобы быть ему полезной.

L
Считается лучшим детективом в мире. Как и Лайт, он чрезвычайно умён и амбициозен. L неряшлив, любит ходить босиком и сидеть на кресле в позе «на корточках», хорошо умеет играть в теннис, обожает сладкое и почти не спит. Он интроверт, не любит общаться с людьми и старается контактировать с ними посредством помощника.

Ниа (Нэйт Ривер)
Один из так называемых преемников L, взявшихся за поиски Киры. По духу очень похож на L, он также умён, спокоен и уравновешен, сторонится людей и обладает несколькими своеобразными привычками: любит сидеть на полу, теребить волосы и использовать при размышлении игрушки, карты таро и другие предметы.

Мэлло (Михаэль Кэль)
Ещё один преемник L. Самая яркая особенность в поведении — он постоянно ест шоколад. На L Мэлло похож меньше, чем Ниа. Он тоже весьма талантлив, но гораздо более импульсивен, от чего часто страдает.

Соитиро Ягами
Отец Лайта, честный полицейский, любящий свою семью, тоже занимающийся поисками Киры и не ведающий о том, что тот буквально у него под носом.
Кадр из сериала.Полный список персонажей аниме довольно велик. В одной только ведущей группе по поиску и разоблачению Киры ещё несколько человек, являющихся не самыми последними героями, наделённые яркими чертами характера.
Идея аниме
Смысл «Тетради смерти»: Лайт, решивший, что цель оправдывает средства и что возможно построение идеального мира на крови, постепенно теряет человеческий облик – в плане внутренних изменений, а не внешнего вида. Хотя на злодейских выражениях лица и позах Лайта художники тоже постоянно делают акцент.
Автор манги Тцугуми Ооба (кстати, очень загадочная личность), по сути, спорит в ней с идеей сверхчеловека Ницше. Философ считал, что вершиной развития человечества должен стать радикальный эгоцентрик, который обожает жизнь в её экстремальных проявлениях и обладает сильнейшей волей, способной подчинить всё и вся.
Стать таковым стремился другой известный персонаж — Родион Раскольников (в «Преступлении и наказании» Фёдора Михайловича Достоевского). С Лайтом Ягами у него много общего. Это тоже молодой человек с юношеским максимализмом, нигилизмом и бонапартизмом, решивший, что он «не тварь дрожащая, а право имеет». Но Раскольникова замучила совесть и он раскаялся в своём преступлении. А вот Лайт идёт до конца и становится настоящим монстром.
Создатели сериала также не согласны с объяснением мироустройства по Ницше. Это показывает не только сюжет, когда количество убийств растёт как снежный ком и всё становится только хуже, но и то, в каких мрачных тонах изображены люди, поддерживающие Лайта в его борьбе с преступностью.
Невозможно прийти к идеальному общественному устройству преступным путём. Судя по рецензиям, большинство зрителей и критиков воспринимают и поддерживают эту мысль авторов.

Если убивать во имя добра, всё превратится в хаос или же человечество изменится до неузнаваемости. На последнее намекают некоторые сцены, которых нет в основном сериале, но есть в дополнениях к нему. Там чуть больше раскрывается мир монстроподобных богов смерти, откуда пришёл Рюк, и присутствуют намёки на то, что все эти боги когда-то были людьми, заигравшимися с данной им властью.
Почему запрещали сериал
Несмотря на прямо подаваемую поучительную мораль и отсутствие какого-либо скрытого смысла, в разных странах мира время от времени возникают скандалы, связанные с негативной интерпретацией этого аниме.
В 2005 году в Китае была запрещена манга «Тетрадь смерти» – по официальной версии, в рамках борьбы с суевериями. В 2008 году в США у школьников и студентов изымали «тетради смерти» с внесёнными туда именами их с врагов. Запрета на само произведение не последовало, но некоторые ученики были отстранены от занятий и даже отчислены.
В декабре 2020 года петербургская прокуратура подала в суд ряд исков с требованием запретить некоторые аниме, в числе которых было и «Тетрадь смерти». Эксперты оценили произведения как ни много, ни мало угрозу создания общества убийц и садистов благодаря «переформатированию психики детей», которое якобы производится с помощью таких аниме.
Как раструбили СМИ, сериал «Тетрадь смерти» в соответствии с решением суда был запрещён в России. Однако оказалось, что запрет коснулся лишь демонстрации произведения на конкретном сайте, поскольку там не было указано возрастной маркировки «18+».
Смысл концовки
Исход для главного, совсем не положительного, персонажа аниме Лайта Ягами стал вполне закономерен. Полное превращение его в безжалостного и бесчеловечного убийцу состоялось уже к середине всего повествования, так что в концовке его ждала лишь гибель.
Ниа и Мэлло раскрыли дело Киры и разоблачили его. Хотя благодаря дополнительным сценам можно предположить, что Лайт продолжил своё существование в другом облике: в режиссёрской версии с альтернативным названием «Финальный исход» создатели сделали намёк на то, что он стал богом смерти в мире Рюка.
Впрочем, это объяснение нельзя считать точной трактовкой — это всего лишь одна из теорий фанатов, которые склонны искать тайные смыслы в концовках любимых аниме.