Герой фильма «12 обезьян» – спаситель планеты или шизофреник? Режиссерские подсказки   

Брюс Уиллис Смысл фильма

Страна: США

Жанр: фантастика, триллер, детектив

Год производства: 1995

Режиссер: Терри Гиллиам

Актеры: Брюс Уиллис, Мэделин Стоу, Брэд Питт

Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

Фильм “12 обезьян” – продукт голливудской машинерии. Но одновременно это очень сложная, философская картина.  Виртуозных смысловых перипетий в нем никак не меньше, чем в “Чуме” Камю. Пытаясь понять, в чем заключается смысл фильма “12 обезьян” (Twelve Monkeys), нужно обратить внимание на детали. И лишний раз восхититься силой кино 90-х годов.

О чем фильм

Краткое описание картины. Сюжет развивается одновременно в будущем и в 1997 году, в котором по причине смертельного вируса погибло 99% населения планеты.

В живых остались немногие – и они вынуждены находиться под землей, потому что на ее поверхности до сих пор лютует вирус. По неясной причине на поверхности земли могут жить только животные.

главные герои
Главные герои фильма Джеймс Коул (Брюс Уиллис) и Джеффри (Брэд Питт). Кадр из фильма.

Под землей люди основали вполне цивилизованное общество. Ученые усиленно работают над тем, чтобы вернуть себе планету и в итоге разрабатывают достаточно рискованную спецоперацию. Участвовать в ней соглашается заключенный по имени Джеймс Коул, осужденный на 25 лет. Он должен отправиться в прошлое и собрать нужную информацию, после чего его обязательно помилуют.

Оказавшись в прошлом, Коул попадает в психиатрическую лечебницу, потому что его рассказам о том, что он из будущего, никто не верит. Там он знакомится с неким Джеффри Гоинзом, который, по мнению ученых будущего, тесно связан с “12 обезьянами”. Именно они, по мнению ученых, виновны в уничтожении мира.

Однажды к Коулу приходит врач-психиатр Кэтрин Рэйли: Она хочет помочь ему, потому что ей кажется, что они раньше встречались.

Расшифровка сюжета

Идея, которую Гиллиам развивает в “12 обезьянах”, не нова. Смысл фильма заключается в том, что мир находится на грани масштабного коллапса.

Человечество уничтожает само себя. Оно загнивает, утрачивая свои навыки и возможности, погибает, будучи бессильным перед своей природой. Все идет к тому, что миром снова будут править животные — львы, медведи, совы, обезьяны — все те, кому этот мир принадлежал до появления человека. Но интересно, что страшный вирус может быть расценен не только как угроза человечеству, но и как надежда на его спасение через очищение.

Путешествие во времени или психическое расстройство?

Фильм “12 обезьян” выстроен таким образом, что зритель может трактовать происходящее двояко. С одной стороны, перед его глазами предстает история путешественника во времени, который помогает людям будущего найти вакцину от смертельного вируса. С другой стороны, это история сумасшедшего, страдающего параноидальной шизофренией. Так кто же герой фильма? Из содержания картины это до конца неясно.

Фильм “12 обезьян” создан режиссером Терри Гиллиамом. В своей картине режиссер пытался объединить две интересующие его темы — путешествие во времени и психические расстройства.

Этот фильм создан по мотивам короткометражки “Взлетная полоса”. Это 28-минутный фантастический фотороман, в котором рассказывается о том, что после ядерного взрыва выжила лишь горстка людей, обосновавшихся под землей. Они путешествуют во времени, чтобы получать еду, лекарства. Главный герой, от лица которого раскрывается содержание картины, – заключенный. Он отправляется в будущее. Там, по стечению обстоятельств, он становится свидетелем убийства в аэропорту, и понимает, что убит он сам — а этот эпизод он уже видел в детстве. Смысл в том, что, будучи ребенком, он увидел, как убивают его самого, только из будущего. Это видение преследовало главного героя всю жизнь.

Брэд Питт
Кадр из фильма.

Подобный фантастический сюжет использован в картине “12 обезьян” — разве что он дополнен разными интересными деталями.

Если воспринимать кино как фантастику или антиутопию, Джеймс Коул — герой, который пытается помочь людям будущего ценой собственной жизни.

Интересно то, что в картине разбросаны различные детали, благодаря которым можно допустить альтернативную трактовку. Несмотря на стройность и очевидность одной теории, можно склониться и к другой.

Первая версия: геройство

Коул был героем. В противном случае, мир в том виде, в котором он его видел, должен был бы исчезнуть. Но он не исчез, и в самом конце мы видим глаза мальчика-Коула, следящего за самолетом.

Вторая версия: шизофрения

Джеймс Коул — параноидальный шизофреник. Из-за своей болезни он агрессивен, внушаем и не способен мыслить логично.

В 1990 году, находясь в бредовом состоянии, он нападает на офицера полиции. Его помещают в психиатрическую лечебницу, а его лечащим врачом назначают доктора Кэтрин Рейли. Коул влюбляется в Кэтрин — в интересную молодую женщину, которая хорошо к нему относится.

девушка Кэтрин
Роль Кэтрин сыграла Маделейн Стоу. Кадр из фильма.

В больнице, под воздействием лекарств, бесед с другими заключенными (прежде всего с Джеффри), и просмотра телевизора, у Коула складывается четкая картина: он не сумасшедший, а герой, на которого людьми будущего возложена ответственная миссия: он должен предотвратить действия армии 12 обезьян. В противном случае человечеству настанет конец.

Коулу удается сбежать из больницы, и некоторое время он где-то скитается — скорее всего, где-нибудь в катакомбах, потому что он часто жалуется на отсутствие свежего воздуха и на невозможность любоваться природой: всего этого он лишен и в психиатрической лечебнице.

Чуть позже Коул начинает слежку за доктором Рейли, интересуется ее исследованиями синдрома Кассандры — то есть, способностями предвидеть и предчувствовать события будущего.

В 1996 году он выслеживает доктора, похищает ее, а затем (вполне вероятно) убивает посредством удушения. Коул обладает большой физической силой, он агрессивен и очень хитер. Именно поэтому ему удается сбежать из лечебницы и долгое время оставаться на свободе.

История о путешествиях во времени, об убийстве в аэропорту и об отважной миссии — просто бред и фантазии Коула.

Смысл концовки

В конце фильма мальчик Джеймс, видевший собственную смерть в аэропорту, уезжает. В финале становится ясно, что все, что должно было с ним случиться — случилось. Получается, будущее предопределено?

Чтобы понять смысл концовки фильма “12 обезьян”, нужно вспомнить то, над чем работала доктор Рейли — она изучала синдром Кассандры. Трагедия Кассандры заключалась в том, что она предвидела будущее, но изменить его не могла.

врачи и ученые
Кадр из фильма.

Также в конце мы видим женщину-ученого, которая развозит вирус по разным городам мира. Объяснение концовки в этом случае здесь выглядит двояко: женщина-ученый должна была умереть от вируса, но она появляется в будущем. Либо никакого смертельного вируса не было, либо в финале ученым удалось изменить будущее.

То есть в фильме две концовки: одна из них подтверждает реальность происходящего, а вторая только намекает на то, что Коул болен, и все события происходили только в его воспаленном воображении.

Альтернативная трактовка

Есть еще и альтернативная теория. Разгадка событий находится в голосе в голове Коула: он существует и в будущем, и в настоящем. И этот голос называет Коула Бобом.

Вероятно, этот Боб и есть главный герой картины. И это не Коул, а бездомный, с которым все персонажи фильма “12 обезьян” сталкиваются несколько раз.

Этот персонаж Боб – в прошлом пациент психиатрической больницы. Он страдает раздвоением личности. Он выдумал Коула и мир, в котором тот живет.  Часть идей для мира Коула Боб берет из своего окружения.

В мире бомжа Боба воздух грязен, вокруг вонь — этими же чертами обладает как выдуманный мир, так и сам Коул — он одет как бомж, и ведет себя так же.  Убийство в аэропорту — воспоминания Боба. Мальчик в колодце — детская проделка Боба. Вырванные зубы Коула — это копирование действий Боба.  Идеи о тотальной слежке и контроле — идеи Боба.

Боб периодически разговаривает с Коулом, когда тот становится слишком “самостоятельной” личностью, или теряется, чтобы дать подсказку, что делать дальше. Два раза Боб даже “появился” лично перед своими героями — и те ничего не поняли. Но им и не дано — ведь все они – это и есть Боб.

Согласно этой версии, весь фильм — в лучших традициях Филипа К. Дика – это всего лишь фантазия в голове эпизодического персонажа, на которого никто не обращает внимания.

психбольница с Коулом и Джеффри
Кадр из фильма.

И все-таки?

В некоторых разборах и рецензиях зрители, ищущие скрытый смысл, склоняются к тому, что Коул был героем и шизофреником одновременно. Смысл в том, что он не спас мир, потому что все предопределено.

Терри Гиллиам мастерски играет со зрителями в кошки-мышки. Он старательно разместил подсказки на сразу несколько трактовок. Но одновременно сделал так, что однозначного ответа так и не найти.

Это — фишка фильма. Можно без конца пересматривать его, восхищаться головоломкой, каждый раз находить новые ключи — и все равно сомневаться.

Ваша версия, кто такой Коул
Герой, который спас мир.
39.81%
Шизофреник.
11.51%
Бездомный спятивший Боб.
14.15%
И герой, и сумасшедший одновременно.
34.53%
Проголосовало: 417

Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

Adblock
detector