Страна: США, Германия
Жанр: мистический триллер, драма
Год производства: 1997
Режиссер: Тейлор Хэкфорд
Актеры: Киану Ривз, Аль Пачино, Шарлиз Терон
Смысл фильма “Адвокат дьявола” (The Devil’s Advocate) – в том, как важно делать выбор и нести за это ответственность. Здесь раскрывается тема человеческих пороков и дается интересная трактовка того, кто такие Бог и дьявол. Это фильм и о том, что люди не меняются, и их сущность, несмотря на уроки жизни, все равно определяет их выбор.
О чем фильм
“Сочувствие – это прекрасное чувство, но в законодательной системе для него места нет”. Эта мысль лежит в основе фильма “Адвокат дьявола”, который пусть и не стал культовым, но все равно приобрел толпы поклонников.
Фильм “Адвокат дьявола” был снят по одноименному роману американского писателя и сценариста Эндрю Найдермана. Книга впервые была издана в 1990 году. Найдерман настолько поверил в свое произведение, что самостоятельно обратился в “Warner Brothers” с предложением о его экранизации.
Книга начинается с небольшого пролога, в котором некий адвокат Ричард Джеффри выигрывает дело. Придя домой, он предается воспоминаниям о смерти своей жены Глории, которая умерла при родах. В состоянии тяжелой депрессии Ричард выбрасывается из окна 15 этажа… А далее начинаются основные события.
Краткое содержание фильма. “Адвокат дьявола” начинается с того, как молодой, но известный своими победами адвокат Кевин Ломакс защищает учителя Гэтисса, обвиняемого в домогательствах к ученицам. На суде Ломакс приходит к выводу, что подсудимый, которого он искренне считал жертвой оговора, действительно виновен.
Не желая проигрывать, Кевин пренебрегает справедливостью и убеждает присяжных в том, что обратившаяся в суд школьница уже познала физическую сторону любви, и исключительно из неприязни к старому учителю выдумала обвинение. Путем шантажа она подговорила других девушек оклеветать педагога. В итоге Гэтисса оправдали, и Кевин выиграл очередное дело.
На вечеринке к Ломаксу обращается странный человек, и предлагает ему разовую работу в юридической корпорации некоего Джона Милтона, специализирующейся на защите интересов миллионеров. Кевину предстояло подобрать присяжных. Увидев чек, адвокат соглашается. На следующий день Ломакс посещает свою глубоко религиозную мать и сообщает ей о выгодном предложении, которое получил. Однако женщина неодобрительно относится к такому решению сына.
Справившись с тестовым заданием, Ломакс получает предложение постоянно работать в компании Милтона. Вместе с женой красавицей Мэри-Энн Кевин переезжает в Нью-Йорк. Во время экскурсии по компании Кевин замечает красивую девушку, и никак не может выбросить ее из головы. После экскурсии Кевин познакомился с боссом и приходит от него в восторг.
Вскоре он получает первое дело. Приложив все силы в построении линии защиты, Ломакс добивается оправдательного приговора в деле о нарушении санитарных норм.
Вскоре после этого Кевин и Мэри-Энн отправляются на вечеринку Милтона, и в какой-то момент они разделяются. К девушке подходит обворожительный Милтон, и она, как и ее супруг, невольно попадает под его влияние.
Кевин отправляется искать жену, и встречает девушку, которая пленила его при первой встрече – красавицу Кристабеллу. Та дает понять, что молодой адвокат ей крайне симпатичен, но тот, стряхнув дурман, отправляется искать жену. Его перехватывает Милтон. Приведя адвоката в свой кабинет, он поручает ему важнейшее дело – защитить в суде дело бизнесмена, обвиняемого в тройном убийстве. Кевин принимает дело: он хочет доказать боссу, что тот в нем не ошибся.
После череды, казалось бы, несвязанных между собой событий, у Мэри-Энн развивается нервный срыв. Она отчаянно просит Кевина отказаться от работы и вернуться вместе с ней в родной городок, но тот, поглощенный новой жизнью, отказывается.
Состояние Мэри-Энн все ухудшается, и по совету Милтона Ломакс передает ее на попечение врачей. Тот же Милтон вкрадчиво предлагает адвокату отказаться от дела, взять отпуск и провести его рядом с женой. Но Кевин отказывается, и, шаг за шагом, постепенно погружается на самое дно коварства и порока.
Проведя небольшое расследование, он выясняет, что его благообразный и богатый клиент и в самом деле является страшным убийцей. Узнав об этом, Милтон предлагает ему проиграть дело, но Ломакс снова отказывается: он никогда не проигрывает…
Расшифровка сюжета
У фильма нет никакого скрытого смысла, все лежит на поверхности. По сути, картина продолжает тему “Больших надежд” Диккенса и нещадно проходится по “американской мечте”, в которой, по мнению режиссера, нет никакого смысла.
Но это не значит, что “Адвокат дьявола” – простой фильм: во всех разборах и рецензиях подчеркивается, что у картины есть мощная серьезная идея и по сути философское содержание.
“Адвокат дьявола” – это не просто образное устойчивое выражение, а реально существовавшая должность на суде инквизиции средневековой Европы, в обязанности которой входила защита обвиняемых в колдовстве и связях с сатаной. То есть адвокат дьявола действительно официально представлял интересы сатаны в суде.
Кевин Ломакс – молодой талантливый адвокат, выросший без отца, под надзором чересчур верующей матери. Он уверен в себе, привлекателен, амбициозен. Последнее свойство стало для него роковым.
В полной семье мать дарит ребенку любовь, а отец ставит некие границы. У Кевина, как оказалось ближе к концу фильма, возникли проблемы и с границами, и с опорой, и с любовью тоже.
Кевин получил хорошую работу, но, по сути, оказался соблазнен большими деньгами и высоким статусом. Все больше и больше увлекаясь, он “забил” на здравый смысл и перестал замечать зону своей компетенции. В результате амбиции и тщеславие привели Кевина в ловушку. Сила, не опирающаяся на здравый смысл, внутренние ценности и морально-этический кодекс, становится гранатой в руках обезьяны. Сила, которой обладал Кевин, стала его проклятием.
В лице Милтона Кевин находит father figure, и изо всех сил старается не разочаровать его. Ему отчего-то хочется, чтобы харизматичный босс им гордился.
Поиск одобрения обретенного “отца” становится важнее всех жизненных ценностей, на которые он опирался раньше. Собственная значимость становится для него важнее любви, а собственная сила – важнее цели ее применения.
Милтон же искусно играет на амбициях и на тщеславии молодого адвоката, время от времени подыгрывая ему. Таким образом он манипулирует Кевином и в конце-концов добивается его полного подчинения – во всех смыслах .
Ребенок, выросший в полной семье и имеющий перед глазами образ реального отца, учится понимать зону человеческой компетенции. Также он отыскивает зону адекватных человеку возможностей – и, разумеется, ответственности. У Кевина не было настоящего отца, и в течение всего фильма, до самого финала, его бросало из крайности в крайность: он очаровывался и разочаровывался, обретал веру в себя, а потом снова бросался в пучину отчаяния и бессилия.
Финал оказался для Кевина серьезным экзаменом. Ему предстояло принять решение: остаться в плену собственной зависимости от одобрения и иллюзии всемогущества, или признать свою реальную цену и силу и взять ответственность за свои действия и выбор на себя. Он должен был принять свою темную сторону и научиться управлять ею – то есть стать зрелой личностью. В течение всего фильма он постоянно выбирал между своим внутренним ребенком и внутренним родителем, но выйти на поле своей реальной ответственности и границ он все-таки боялся.
Чтобы сдать этот экзамен, герой должен был научиться правильно оценивать себя. Также ему следовало забрать себе функцию одобрения самого себя и осознать свои ограничения – то есть, выйти из парадигмы детско-подросткового всемогущества и перейти в зрелое понимание своих границ и зоны компетенции.
За неимением хорошего примера в образе родителей (в данном случае – в большей степени отца), Кевин все время находился в плену соблазнов, искушений и зависимостей, которые составляли его персональный ад. И к выбору он подошел не самостоятельно – и совершил его вынужденно…
Смысл бытия заключается в том, что человек свободен в своей воле – в этом и заключается ответ на многие вопросы и сомнения. Ну а если человек не знает, что такое хорошо, а что такое плохо, тогда только совесть может подсказать правильный выбор.
Непослушание зову совести дает о себе знать моментально: это происходит либо через угрызения, либо через более тяжелые и плачевные уроки жизни. В чем в итоге и убедился молодой талантливый адвокат Кевин Ломакс.
Смысл концовки
Конец фильма “Адвокат дьявола” достаточно спорный. В финале жена Кевина Мэри-Энн свела счеты с жизнью. Адвокат отправился к Милтону, и тот признался, что надругался над девушкой.
Взбешенный Ломакс выстрелил в босса, но пули не причинили тому никакого вреда. С усмешкой Милтон сказал, что не может умереть, на что Ломакс назвал его дьяволом.
Милтон говорит обескураженному Ломаксу, что является его отцом, и все это время “вел” его, то есть устраивал его карьеру должным образом. Все это нужно было ему, чтобы подготовить приход антихриста, и его родителями должны были стать Кевин и Кристабелла – родные по отцу брат и сестра.
В ответ на это Кевин выстрелил себе в голову, что вызвало огненную ярость падшего ангела. Красавица Кристабелла рассыпалась в прах, а Кевин очнулся от видения.
С удивлением он обнаружил, что находится в уборной суда, что его жена жива и здорова, и, самое главное – что приговор над Гэтиссом еще не был озвучен. Поняв, что ему дан второй шанс, Кевин отказался защищать Гэтисса, фактически поставив крест на своей карьере.
Когда он вышел из здания суда, к нему подошел журналист с просьбой дать интервью и с обещанием сделать из него “звезду”. И Кевин, поколебавшись, согласился. В этот момент журналист превратился в Милтона, который сказал: “Тщеславие – один из моих любимых грехов”.
Смысл концовки фильма “Адвокат дьявола” заключается в следующем: “коготок увяз – всей птичке пропасть”. У финала несколько трактовок. Некоторые зрители предлагают такое объяснение: у Кевина изначально не было никакого выбора. Изначально все шло по дьявольскому плану. Отец лжи – еще и искусный фокусник, который создал иллюзию выбора, и Кевин попался на эту уловку…
Другое объяснение концовки (и ее разгадка) выглядит так: все зависело от того, согласится ли Кевин на интервью или нет. Согласиться – значит снова покормить демона тщеславия и гордыни. А это – прямой путь в дьявольские сети. Ведь главное качество (и оружие) дьявола – это именно гордыня.
У каждого в жизни присутствует две стороны: обобщенно – зло и добро; на протяжении жизни происходят искушения, у человека есть право выбора, но зачастую неизбежен выбор в пользу зла; Кевин посчитал, что изменив свой поступок на заседании он избавит себя от «дьявольского плана» (также перед «пробуждением от введения» он сказал «делаю пользу в свободу выбора» если не ошибаюсь; что отчасти означает, что он сам отвечает за свою жизнь (также обобщенно сказано), пробудившись он делает свой «правильный» выбор, но тут же перед ним встаёт следующий выбор, и выбор в пользу за или против другого греха, где он немного поколебавшись (особо не раздумывая) делает выбор в его пользу, отсюда мой вывод: 1) у человека есть право выбора, но по сути его и нет; 2) человек грешен и это безисходно; 3)ты творец своей жизни и каждое действие, каждый выбор творит тебя; всюду соблазны, западня, но ты должен быть умней, сильней и рассудительней.
Это мое первое впечатление, пишу все максимально обобщенно, особо не задумывалась над фильмом, во многом могу быть не права, я думаю был вложен особый смысл во время разговора Кевина и Милтона на счёт религии, жизни, сущности человека, над этим можно поразмышлять, затронув ещё многие моменты фильма, а не только концовку, поэтому когда будет на это время, так сказать вынесу свой окончательный вердикт.
Дорогая Ева, Марк Аврелий когда то сказал, смерть улыбается нам всем, нам остаётся, только улыбнуться ей в ответ.
У каждого действия, есть противодействие. Моё мнение Кевин заплатил за все свои грехи, поэтому вполне выполнил договор с судьбой, и Абсолют, дал ему ещё один шанс.
Всего наилучшего!
Ева, простите меня по возможности, но Ваша картина мира, опирающаяся на представление о Добре и Зле как о двух равнодействующих и уравновешивающих друг друга ипостасях мира, на мой взгляд несколько упрощена. В ней нет места Господу и Воле его. Нет места и Христу с его подвигами во имя человечества. Остальное домыслите сами, если пожелаете…
Никто не пишет о том, что когда Кевин с женой спускался с лестницы, а журналист предложил ему интервью, он не хотел соглашаться. А вот его жена ласково погладила и спросила: малыш, ты уверен? Кевина можно понять: он уже потерял жену и был счастлив, что она снова рядом, а он сделал правильный выбор. Но я уверена, что если бы не Мэри-Энн, не было бы согласия на интервью. Это уже к тому, что на наш выбор так же влияют и близкие люди.
У Кевина был выбор, и был дан второй шанс. Как мне кажется, в конце он выбрал не верный путь, то есть не понял ошибки и не извлек урок, соответственно «дьявол» в данном случае не даст ему уйти…
Мое мнение таково,что несмотря на то что гг подконец фильма дал возможность дъяволу сделать себя звездой прессы нету ничего плохо.В первую очередь по тому что после того как его выгонят с работы,гг ожидает голодная жизнь и возможность получить немного денег так просто не появляется.Во вторых гг после прожитых событий 100% научился лучше и быстрее реагировать на исскушения и не самые правильные с моральной точки зрения выборы и больше не попадется в лапы к папе.
Но ведь он все еще не согласился с предложением о статье, он сказал позвонить ему. На мой взгляд, концовка открыта
Выбор человека или воля Божья – вот в чем пытаются разобраться комментаторы.
Давайте оттолкнемся от тезиса о том, что Господь дал Человеку Свободную Волю.
Ок, вопрос. Сколько раз Кевин до критического момента (интервью), следуя своей природе (данному Богом характеру) совершал грех тщеславия? Ни одного раза? Или много раз? Имея определенный жизненный опыт большинство из нас наверняка правильно сможет ответить на этот вопрос, как бы печально это ни было…. И исходя из данного представления сделает свой выбор в предлагаемом опросе… Если спросите меня, скажу, что боюсь, что большинство не выберет первый вариант… Это не призыв к следованию, это моя пессимистическая природа. А призыв – БУДЬТЕ ОПТИМИСТАМИ, несмотря ни на что!!!
Признаюсь, концовка немного разочаровала. Герой снова поступил опрометчиво, отказавшись быть адвокатом педофила. Ему не пришлось бы снова выбирать (вопрос журналиста об интервью), если бы он остался, и как зрелая личность выполнила бы свою работу. Защитив так, чтобы обвиняемого посадили. А так он просто ушёл, дав громкий повод заявить о себе и снова привлечь к себе внимание. Нужно было остаться и сделать всё, чтобы педафила засудили. Не факт, что новый адвокат не отбил бы обвиняемого от срока.
Концовка ,по моему мнению, говорит о том, что выбор мы совершаем буквально ежеминутно. И нет конца этому выбору. Каждый раз выбирать совесть.