«Агнец» – история возмездия за спор с природой

фильм Агнец Смысл фильма

Страна: Исландия, Швеция, Польша

Жанр: фильм-мистерия, драма, ужасы, фэнтези

Год производства: 2021

Режиссер: Вальдимар Йоханссон

Актеры: Нуми Рапас, Хильмир Снэр Гунасон, Бьёрн Хлынур Харальдссон, Ингвар Эггерт Сигурдссон

Слоган: «Мать. Природа»

Награды и номинации: номинирован на «Оскар» в 2022 году как лучший фильм на иностранном языке

«Агнец» (исл. Dýrið, англ. Lamb) — исландская комбинация фольклорной драмы, фэнтези и хоррора, снятая Вальдимаром Йоханссоном. Это история бездетной семьи фермеров, взявших на воспитание ягненка-мутанта с половиной тела ребенка. Смысл фильма «Агнец» во взаимодействии человека и природы, в понимании истинного материнства, в невозможности избежать возмездия за попытку обмануть судьбу.

О чем фильм

С самых первых кадров понятно, что это будет захватывающий фильм, где многое окажется не очевидным. На фоне зимнего исландского пейзажа стадо диких лошадей медленно возникает в белой метели. Вдруг животные вздрагивают и убегают при приближении невидимого существа. Зрителю слышится лишь зловещий звук его дыхания. Затем это «нечто» входит в сарай с овцами. Те опасливо блеют, пока одна из них, пошатываясь, не вываливается из загона. Смысл всего этого будет понятен при подробном разборе фильма.

Мария и Ингвар
Мария (Нуми Рапас) и ее муж Ингвар (Хилмир Снэр Гуднасон). Кадр из фильма.

В отдаленном уголке Исландии, среди гор и бескрайних долин живет супружеская пара. Ее зовут Мария (Нуми Рапас), его — Ингвар (Хилмир Снэр Гуднасон). Они занимаются своими повседневными домашними и хозяйственными делами, почти не разговаривая друг с другом. Они не выглядят ни счастливыми, ни несчастными, просто живут среди красот природы и делают то, к чему привыкли.

Лишь позже возникает разгадка того, что гложет супругов, что черной пропастью легло между ними. Но с самого начала ясно, что они испытали такую сильную совместную боль, что не могут говорить о ней. После зимней оттепели фермеры переживают необычайно напряженный сезон окота овец. Мария и Ингвар принимают роды у самок, счет ягнят идет на десятки. И в один из дней, когда почти все овцы окотились, супруги слышат взволнованный лай пастушьей собаки из овчарни.

Одна из овец никак не может разродиться. Но когда плод, наконец, появляется на свет, супруги замирают в недоумении. Это гибрид ребенка и овцы, получеловек, нечто неземное.

Мария тут же берет необычного малыша на руки и несет в дом. Вместе с мужем они начинают заботится о ягненке-ребенке, кормят его из бутылочки, ставят для него настоящую детскую кроватку. Позже видно, как Мария зовет необычного малыша Ада, и в этом тоже есть свой смысл.

Тем временем, их постоянно преследует овца — настоящая мать ягненка. Она дежурит под окнами дома, жалобно блея. Однажды, придя с фермы, супруги не находят дочь. Через час поисков они увидели, что настоящая мать увела девочку-ягненка далеко в долину. Тогда Мария решает расправиться с овцой. Взяв из дома ружье, она убивает животное, оттаскивает ее подальше от дома и бросает, даже не похоронив.

природа Исландии
Кадр из фильма.

Во второй главе фильма в доме супругов неожиданно появляется брат Ингвара Петур (Бьорн Хлинур Харальдссон). Он несостоявшаяся поп-звезда со склонностью попадать в неприятности. Его появление пугает Марию, ведь она понимает, что это нарушит хрупкое равновесие в их семье. Увидев необычного ребенка, Петур восклицает: «Что это за хрень?!». «Это счастье», — отвечает Ингвар.

Третья глава начинается очень символично. Йоханссон решил показать настроение семьи через описание картин природы. Атмосферный ландшафт, напряженное дыхание, фырканье и блеяние каждого животного в сарае, стук их копыт по каменистой земле, когда их выпускают пастись. Оператор-постановщик Эли Аренсон мастерски запечатлел овец в позах, которые прямо выражают молчаливое негодование. Все это указывает на то, что семейная гармония будет прервана навсегда.

Петур настроен против малыша. Он видит единственное объяснение — это дьявольское существо, которое не должно жить. Параллельно он постоянно пристает к Марии, возможно, намекая на давнюю историю между ними. Он расценивает ребенка-ягненка, как помеху, и решает убить его. Но в последний момент он понимает, что не сможет этого сделать. Мужчина в слезах обнимает Аду и с этого момента становится для нее настоящим любящим дядей.

Петур испытывает влечение к Марии. Он не скрывает этого и даже намекает женщине, что видел, как она убила мать Ады. В этих словах есть скрытый смысл — шантаж, желание добиться своего. Но Мария в ярости запирает мужчину в чулане и играет на пианино, чтобы заглушить его крики. Назавтра она отвозит Петура к шоссе и сажает на автобус, давая понять, что ему не место в их семье.

Петур и агнец Ада.
Петур и ягненок Ада. Роль брата Ингвара исполнил Бьёрн Хлинюр Харальдссон. Кадр из фильма.

Тем временем Ингвар берет Аду с собой, и они идут в поле, чтобы починить трактор. По дороге их настигает огромное существо — гибрид овцы и человека. Судя по всему, это настоящий отец Ады. Он стреляет из ружья в мужчину и смертельно ранит его в шею. Затем он берет за руку перепуганную Аду и уводит против ее воли.

Мария возвращается домой и не находит мужа и дочь. Она отправляется на их поиски и видит лежащего на земле окровавленного Ингвара. Он уже мертв. Женщина не понимает, что произошло и в ужасе оглядывается по сторонам.

Объяснение концовки

Смысл концовки фильма «Агнец» в том, что природа и вообще судьба всегда берут свое. Их невозможно обмануть или победить. Супруги Мария и Ингвар пошли наперекор этим великим силам, присвоив чужого ребенка, изменив свой статус.

Но природа сильнее человека, какой бы облик она не принимала. Огромный мутант, убивший в конце фильма Ингвара, просто вершит справедливость. Он возвращает себе то, что изначально принадлежало ему.

Смысл фильма

Режиссер Вальдимар Йоханссон в одном из интервью сказал, что для него «Агнец» — это не просто драма или хоррор, это визуальная поэма. Его бабушка и дедушка были овцеводами, он много времени провел на ферме и знал не понаслышке, как выглядит жизнь на ней. Он хотел показать свою трактовку истинного единения человека с природой. Именно поэтому в фильме мало диалогов, в нем люди чувствуют свое окружение, понимают язык животных, говорят «душами», а не языком.

Интересен слоган фильма, который можно увидеть на официальных постерах. Это два слова: Мать и Природа, причем второе является отражением первого. Все очень символично. Современные люди думают, что они правители этого мира. Но идея в том, что мы на самом деле очень маленькие и незначительные! Мы никогда не сможем полностью контролировать природу или обмануть ее, например, в вопросах материнства.

Если женщина не в силах родить или теряет ребенка, это не обязательно кара за что-то, не стоит искать в этом скрытый смысл. Но Мария и Ингвар решили поиграть с судьбой и забрали у природы то, что им не принадлежало. Они забрали чужого ребенка и даже лишили жизни его мать. Очень удачен русский перевод фильма — не «ягненок», а именно «агнец». Это отсылка к Библии, где так именовался Иисус, взявший на себя грехи человечества.

семья с ягненком
Кадр из фильма.

«Агнец» в общих чертах основан на истории из исландского фольклора и библейских мотивах, но режиссер не зря выбрал реализм вместо спецэффектов. Сельская обстановка и серая погода усиливают ощущение сюрреалистической атмосферы. Все в этом фильме одновременно очень мило и почти кошмарно, и в каждом кадре, изображающем идиллические сцены, пронизывает чувство беспокойства.

FAQ

Почему у Ингвара и Марии нет детей?
Кто родители Ады?
Что дальше будет с Адой?
Как вам фильм?
Глубокий, сильный, заставляет задуматься.
25.05%
Странный. Но цепляет.
44.6%
Так ничего и не понял.
6.11%
Что они курили?
24.24%
Проголосовало: 491

Автор статьи
Павел Лебедев
Павел Лебедев
Журналист, филолог. Читает книги между строк, в фильмах вникает в самую суть. Любимый жанр - фэнтэзи. Умеет видеть необычное даже в самых простых вещах.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Агнец

    Ну, понятно из описания, что валили изначала все и всех, с этой целью и овец разводили. Не понял только, кто будет валить мутанта, наверно, продолжение снимут. До глубины фильма не дорос, так как агнец, это вообще про жертвенную любовь, про покаяние и возрождение наших душ в Боге, а тут автор играет этой символикой, а показывает нам только страх ожесточение и убийства. Наверно, фильм призывает с уважением отнестись к реализму гибритизации людей и овец и не есть больше овец, отпустить их в мать природу, пусть их съедают правильные волки, а если волки поумнеют в результате гибритизации с человеком, то уже в третьей серии, сами же и разводить их начнут. Где место человека в мать природе? Раскрытие этого вопроса, можно было бы растянуть на хороший сериал, тут главное сменить актрису в главной роли на Кейт Бекинсейл. Снять её в чем мать родила, дать ей стать матерью какого нибудь вампира гибрида, и тогда наконец то это будет классное кино про то, как важно уметь первым валить всех и вся, включая и гибридов овец.

    Ответить
Почему у Ингвара и Марии нет детей?
Об этом становится известно лишь в середине фильма, хотя и раньше понятно, что между супругами есть какая-то боль. Их ребенок умер в младенчестве. Это была девочка, которую они успели назвать Ада. Мария и Ингвар загнали эту боль глубоко в сердце, но она постоянно съедала их изнутри. Ведь в этой глуши, посреди долин, гор и овец у них не было больше никого роднее друг друга и потерянной дочки.
Кто родители Ады?
По сюжету это обычная овца с фермы и человекоподобное мифическое существо. В первых кадрах оно приходит в сарай к овцам, но смысл этого становится понятен только после. Мать-овца очень привязана к своему ягненку. Она постоянно подходит к дому, блеет и словно просит людей вернуть ей ее дитя. Но супруги присвоили ягненка себе, за что и поплатятся в конце фильма.
Что дальше будет с Адой?
Хотя режиссер не говорит об этом в содержании фильма, зритель может представить будущее девочки-овечки. Скорее всего, отец навсегда уведет ее от людей. Он отомстил и больше не хочет зла. Это понятно по его жесту в финале, когда он выбросил ружье в траву. Мутант просто вернул себе своего ребенка. И пусть девочка поначалу боится его, она, скорее всего, привыкнет к своей новой жизни среди себе подобных.
Можно вспомнить разговор Марии и Ингвара в начале фильма о возможности людей перемещаться во времени. Только при помощи такого скачка через годы мы узнали бы, что будет дальше с героями фильма и нашли бы свое объяснение концовки. Но вряд ли Мария будет искать Аду. Она поняла, что противостоять силам природы глупо, что она и так совершила ошибку. Ее жизнь разрушена, возмездие состоялось. Остается только смириться с судьбой.