«Жизнь – сплошной облом, а потом ты умираешь»: что произошло с героем фильма «Американский психопат»

Смысл фильма

Страна: США, Канада

Жанр: криминал, драма, триллер

Год производства: 2000

Режиссёр: Мэри Хэррон

Актёры: Кристиан Бойл, Джаред Лето, Уиллем Дефо, Джош Лукас, Риз Уизерспун

Автор статьи
Михаил Новожилов
Михаил Новожилов
Любитель хорошего и атмосферного кино, с необычным взглядом на окружающий мир. Обожает триллеры.

«Американский психопат» (оригинальное название American Psycho) – неоднозначный триллер, в основу которого легла одноимённая книга Брета Истона Эллиса. Киноадаптация получила довольно высокие оценки кинокритиков, хотя было немало негативных рецензий. В обоих случаях, история предлагает открытый финал, поэтому смысл фильма «Американский психопат» для многих остался непонятен. Попробуем разобраться, что хотел сказать автор этой действительно чёрной комедии.

О чём фильм

Начнём с содержания фильма «Американский психопат», чтобы понять общую суть этой запутанной, но нереально увлекательной истории. Итак, конец 80-х годов, Манхэттен, Уолл-стрит.

Кристиан Бейл
Кристиан Бейл исполнил роль Патрика Бейтмана. Кадр из фильма.

Главного героя зовут Патриком Бэйтманом. Он занимает высокий пост в крупной инвестиционной компании, живёт респектабельной, но невероятно серой жизнью. Каждое утро у него начинается с ухода за собой: масочки для лица, скраб для тела, душ, физические упражнения. Патрик явно любит себя, и знает около 1000 упражнений для пресса. Он регулярно встречается со своими коллегами, проводит время в различных клубах и даже собирается жениться.

Однако за этим внешним лоском скрывается истинная суть Бэйтмана. Он ненавидит своё холёное окружение. Однажды эта ненависть выплёскивается наружу. Как-то ночью он знакомится на улице со случайной прохожей, а уже утром приносит в прачечную окровавленные простыни и требует, чтобы их отстирали. Другим вечером он заводит в пустом переулке беседу с бездомным мужчиной и убивает его. После этого топчет насмерть собаку несчастного бродяги.

У Патрика есть давняя любовница – жена одного из коллег, которого все считают законченным неудачником. Бэйтман хочет сводить свою пассию в престижный ресторан «Дорсия», но менеджер со смехом заявляет, что мест нет. Однако один из его коллег – Пол Аллен без труда посещает респектабельное заведение.

Учитывая, что накануне Пол сразил всех своей новой визиткой, это порождает в душе Бэйтмана лютую злобу. Он решает убить своего более удачливого коллегу. Пол принял Патрика за другого сотрудника компании – Маркуса Халберстрёма, и это позволило выработать гениальный план. Под именем Маркуса Патрик ужинает с Полом, потом заманивает в свою квартиру и хладнокровно убивает топором. Потом он инсценирует отъезд покойного Аллена в Лондон.

По делу исчезновения Аллена ведётся расследование и в офисе компании появляется детектив, который опрашивает всех, в том числе и Патрика. Однако Бэйтмана уже не остановить. Он словно старается воплотить в реальность все свои извращённые фантазии. Для этого он снимает двух проституток, чтобы реализовать сцену групповушки, увиденную в порнофильме. Его интересует даже не сам секс, а любование собой. Действует Патрик достаточно жёстко, поэтому девушкам нужна медицинская помощь.

На следующей встрече с приятелями в клубе Бейтман пытается задушить Луиса Каррутерса – мужа своей любовницы. Однако тот внезапно признаётся не только в своей нетрадиционной ориентации, но и давних чувствах к самому Бэйтману. Жажда убийства захлёстывает Патрика, но мараться о гомосексуалиста он не хочет. Вместо этого он приглашает в гости свою секретаршу, но убить её не получается.

Тогда он вновь обращается к проститутке Кристи, и вместе со своей знакомой заманивает её домой. Здесь он убивает Элизабет, а потом гонится за Кристи с бензопилой. Девушка бежит по лестнице вниз, но Патрик метким броском инструмента убивает её.

кадр из фильма
Кадр из фильма.

После работы он пытается снять в банкомате наличные, но аппарат выдаёт сообщение, что нужно вставить кошку. Бэйтман подбирает бездомного котёнка и пытается засунуть его в банкомат. Эту сцену видит случайная прохожая, которая делает ему замечание. Патрик стреляет в женщину из пистолета, затем убегает, отстреливаясь от полиции.

Патрик оказывается в офисе, откуда звонит адвокату, и признаётся ему в серии убийств. На следующий день, Патрик отправляется в квартиру Аллена, где он расправился с проститутками, но тел нет. Квартира сияет свежей краской и выставлена на продажу. Риэлтор выставляет странного визитёра за порог.

Во время делового обеда Бэйтман встречает адвоката, который недоумевает по поводу странного ночного звонка, воспринимая его в качестве шутки. Патрик уверяет, что это было на самом деле. Однако юрист заявляет, что недавно обедал с Полом Алленом в Лондоне, и тот был жив-здоров. Бэйтман присоединяется к своим коллегам, которые живо обсуждают Рональда Рейгана.

Описание фильма «Американский психопат» очень точно отображает общую идею этой картины. Перед зрителем словно мелькают разбросанные кадры, которые объединены в единую сюжетную линию. Концовка истории открыта, поэтому непонятно, убивал Бэйтман в реальности или нет. При этом событиям можно дать однозначную трактовку, и всем событиям найти объяснение.

Объяснение концовки: убийца ли Бэйтман

Начнём с разбора финала фильма «Американский психопат». Бэйтман однозначно признаётся в убийствах, но смысл в том, что в реальности он их не совершал. Хотя если обратиться к содержанию, можно допустить, что герой фильма мог расправиться с двумя людьми. Это девушка, которую он случайно встретил на улице – первая жертва. И несчастный бродяга вместе с собакой.

Если взять это за основу, то все остальные события становятся логичными. Бэйтман ощутил вкус крови, но при этом все другие смерти, которые показаны в фильме, происходили лишь в его воображении. Найти разгадку можно в нелогичности самих совершённых им преступлений.

убийца с топором
Кадр из фильма.

Пол Аллен жив. Его видел адвокат, поэтому данное убийство можно смело аннулировать. Перестрелку на улице тоже. Пистолета у Бэйтмана никогда не было. Да и выстрелы, особенно по взрывающимся полицейским машинам выглядят фантасмагорично. Также не стоит забывать о предпосылках к этому происшествию. В реальной жизни банкомат вряд ли попросит вставить вместо карточки кошку. Так что сцену тоже можно смело переносить в воображение Патрика.

Это объяснение можно применить и к убийству Кити. В одной из сцен Патрик качает пресс перед телевизором, на экране которого бегает маньяк с бензопилой. Видимо, это «Техасская резня бензопилой». К слову, этот фильм вышел на экраны в 1974 году, а в 1986 поклонники жанра смогли насладиться продолжением.

Учитывая, что Патрик был реальным психопатом или шизофреником, то увиденное на экране он вполне мог перенести в своё воображение.

Поэтому львиная доля убийств, показанных в фильме «Американский психопат», происходят в голове главного героя. Сомнения вызывают лишь две жертвы. Если девушка и бродяга тоже «погибли» лишь в голове, то Бэйтман не убийца. Однако в широком понимании, Патрик является преступником. Однажды ему захочется нечто большего, чем просто фантазировать, и тогда прольётся кровь. Возможно, именно поэтому, автор книги и оставил конец своего произведения открытым для трактовки и осмысления.

Смысл фильма

Главная идея и скрытый смысл фильма «Американский психопат» заключаются в безысходности. Здесь очень чётко показано, как Бэйтман сотоварищи оказались заложниками своего положения. Они всячески стараются соответствовать определённому дресс-коду, поэтому в итоге выглядят словно однояйцевые близнецы.

Они носят одинаковые очки и костюмы, следят за внешностью. Даже собираются эти ТОП-менеджеры в одних и тех же клубах, обсуждая надоевшие новости.

Единственное, чем эти респектабельные обитатели Манхэттена могут похвастаться, так это визитными карточками. Однако и здесь действует шаблон. Все визитки одинаковые. На них идентичные номера и текст. Различаются лишь имена и фамилии.

Поэтому преуспевающие инвесторы изгаляются в выборе бумаги и подборе полутонов шрифта, завистливо вздыхая от того, что кто-то смог подобрать более удачное сочетание. Здесь достаточно вспомнить, что когда Бэйтман увидел визитку Аллена, он покрылся испариной.

Аналогично обстоят дела и с личной жизнью. Патрик собирается жениться на Эвелин. При этом он не любит свою избранницу, а та его. Это просто очередная дань традициям, когда у успешного человека должен быть надёжный тыл. Поэтому жена воспринимается не как спутница жизни, а как очередной аксессуар, наряду с визитками и костюмом.

Риз Уизерспун
Риз Уизерспун в роли невесты Патрика, Эвелин Уильямс. Кадр из фильма.

Такие менеджеры частенько сходят с ума, что, собственно, и произошло с Патриком. Всё его естество пытается вырваться из этого застёгнутого на все пуговицы замкнутого круга. Вероятнее всего, он не испытывает тяги к убийству в целом. Просто ему хочется творить то, что не принято в их лицемерном обществе.

Именно поэтому его воображение рисует картины изнасилований, расчленений и группового секса. Он не может позволить себе это в реальности, поэтому просто фантазирует под любимую музыку. Скорее всего, он занимается этим в офисе, ведь именно там его секретарша находит блокнот с рисунками всех убийств.

Любопытен момент, что на протяжении всего фильма никто из этой братии не работает. Все, включая Бэйтмана, лишь пускают пыль в глаза, стараясь показать, что они хоть в мелочах, но лучше своих коллег по ремеслу. На самом деле, они просто бездельники, бесцельно прожигающие жизнь.

«Жизнь — сплошной облом, а потом ты умираешь», – признается герой фильма.

Кстати, по настроению, идее и посылу фильм пересекается с другой культовой лентой 2000-х – «Бойцовским клубом» Дэвида Финчера. Схожи даже психические отклонения героев, которые изначально были послушными пешками общества потребления, но потом взбунтовались.

Самое логичное объяснение концовки – это попытка вырваться из своего персонального ада. Пусть даже всего лишь в воображении. Впрочем, финал фильма «Американский психопат» открыт, поэтому каждый зритель может увидеть свой конец истории.

Ваше мнение: убийца ли Бэйтман?
Конечно нет. В реальности он бы и мухи не обидел.
11.11%
Пока нет. Но в душе он садист и убийца, переступивший черту. А это значит, что не сегодня-завтра он кого-то обязательно убьет.
63.89%
Да. На нем кровь минимум двоих жертв, которых он убил по-настоящему.
25%
Проголосовало: 36

Добавить комментарий

Adblock
detector