«Жизнь – сплошной облом, а потом ты умираешь»: что произошло с героем фильма «Американский психопат»

Смысл фильма

Страна: США, Канада

Жанр: криминал, драма, триллер

Год производства: 2000

Режиссёр: Мэри Хэррон

Актёры: Кристиан Бойл, Джаред Лето, Уиллем Дефо, Джош Лукас, Риз Уизерспун

«Американский психопат» (оригинальное название American Psycho) – неоднозначный триллер, в основу которого легла одноимённая книга Брета Истона Эллиса. Киноадаптация получила довольно высокие оценки кинокритиков, хотя было немало негативных рецензий. В обоих случаях, история предлагает открытый финал, поэтому смысл фильма «Американский психопат» для многих остался непонятен. Попробуем разобраться, что хотел сказать автор этой действительно чёрной комедии.

О чём фильм

Начнём с содержания фильма «Американский психопат», чтобы понять общую суть этой запутанной, но нереально увлекательной истории. Итак, конец 80-х годов, Манхэттен, Уолл-стрит.

Кристиан Бейл
Кристиан Бейл исполнил роль Патрика Бейтмана. Кадр из фильма.

Главного героя зовут Патриком Бэйтманом. Он занимает высокий пост в крупной инвестиционной компании, живёт респектабельной, но невероятно серой жизнью. Каждое утро у него начинается с ухода за собой: масочки для лица, скраб для тела, душ, физические упражнения. Патрик явно любит себя, и знает около 1000 упражнений для пресса. Он регулярно встречается со своими коллегами, проводит время в различных клубах и даже собирается жениться.

Однако за этим внешним лоском скрывается истинная суть Бэйтмана. Он ненавидит своё холёное окружение. Однажды эта ненависть выплёскивается наружу. Как-то ночью он знакомится на улице со случайной прохожей, а уже утром приносит в прачечную окровавленные простыни и требует, чтобы их отстирали. Другим вечером он заводит в пустом переулке беседу с бездомным мужчиной и убивает его. После этого топчет насмерть собаку несчастного бродяги.

У Патрика есть давняя любовница – жена одного из коллег, которого все считают законченным неудачником. Бэйтман хочет сводить свою пассию в престижный ресторан «Дорсия», но менеджер со смехом заявляет, что мест нет. Однако один из его коллег – Пол Аллен без труда посещает респектабельное заведение.

Учитывая, что накануне Пол сразил всех своей новой визиткой, это порождает в душе Бэйтмана лютую злобу. Он решает убить своего более удачливого коллегу. Пол принял Патрика за другого сотрудника компании – Маркуса Халберстрёма, и это позволило выработать гениальный план. Под именем Маркуса Патрик ужинает с Полом, потом заманивает в свою квартиру и хладнокровно убивает топором. Потом он инсценирует отъезд покойного Аллена в Лондон.

По делу исчезновения Аллена ведётся расследование и в офисе компании появляется детектив, который опрашивает всех, в том числе и Патрика. Однако Бэйтмана уже не остановить. Он словно старается воплотить в реальность все свои извращённые фантазии. Для этого он снимает двух проституток, чтобы реализовать сцену групповушки, увиденную в порнофильме. Его интересует даже не сам секс, а любование собой. Действует Патрик достаточно жёстко, поэтому девушкам нужна медицинская помощь.

На следующей встрече с приятелями в клубе Бейтман пытается задушить Луиса Каррутерса – мужа своей любовницы. Однако тот внезапно признаётся не только в своей нетрадиционной ориентации, но и давних чувствах к самому Бэйтману. Жажда убийства захлёстывает Патрика, но мараться о гомосексуалиста он не хочет. Вместо этого он приглашает в гости свою секретаршу, но убить её не получается.

Тогда он вновь обращается к проститутке Кристи, и вместе со своей знакомой заманивает её домой. Здесь он убивает Элизабет, а потом гонится за Кристи с бензопилой. Девушка бежит по лестнице вниз, но Патрик метким броском инструмента убивает её.

кадр из фильма
Кадр из фильма.

После работы он пытается снять в банкомате наличные, но аппарат выдаёт сообщение, что нужно вставить кошку. Бэйтман подбирает бездомного котёнка и пытается засунуть его в банкомат. Эту сцену видит случайная прохожая, которая делает ему замечание. Патрик стреляет в женщину из пистолета, затем убегает, отстреливаясь от полиции.

Патрик оказывается в офисе, откуда звонит адвокату, и признаётся ему в серии убийств. На следующий день, Патрик отправляется в квартиру Аллена, где он расправился с проститутками, но тел нет. Квартира сияет свежей краской и выставлена на продажу. Риэлтор выставляет странного визитёра за порог.

Во время делового обеда Бэйтман встречает адвоката, который недоумевает по поводу странного ночного звонка, воспринимая его в качестве шутки. Патрик уверяет, что это было на самом деле. Однако юрист заявляет, что недавно обедал с Полом Алленом в Лондоне, и тот был жив-здоров. Бэйтман присоединяется к своим коллегам, которые живо обсуждают Рональда Рейгана.

Описание фильма «Американский психопат» очень точно отображает общую идею этой картины. Перед зрителем словно мелькают разбросанные кадры, которые объединены в единую сюжетную линию. Концовка истории открыта, поэтому непонятно, убивал Бэйтман в реальности или нет. При этом событиям можно дать однозначную трактовку, и всем событиям найти объяснение.

Объяснение концовки: убийца ли Бэйтман

Начнём с разбора финала фильма «Американский психопат». Бэйтман однозначно признаётся в убийствах, но смысл в том, что в реальности он их не совершал. Хотя если обратиться к содержанию, можно допустить, что герой фильма мог расправиться с двумя людьми. Это девушка, которую он случайно встретил на улице – первая жертва. И несчастный бродяга вместе с собакой.

Если взять это за основу, то все остальные события становятся логичными. Бэйтман ощутил вкус крови, но при этом все другие смерти, которые показаны в фильме, происходили лишь в его воображении. Найти разгадку можно в нелогичности самих совершённых им преступлений.

убийца с топором
Кадр из фильма.

Пол Аллен жив. Его видел адвокат, поэтому данное убийство можно смело аннулировать. Перестрелку на улице тоже. Пистолета у Бэйтмана никогда не было. Да и выстрелы, особенно по взрывающимся полицейским машинам выглядят фантасмагорично. Также не стоит забывать о предпосылках к этому происшествию. В реальной жизни банкомат вряд ли попросит вставить вместо карточки кошку. Так что сцену тоже можно смело переносить в воображение Патрика.

Это объяснение можно применить и к убийству Кити. В одной из сцен Патрик качает пресс перед телевизором, на экране которого бегает маньяк с бензопилой. Видимо, это «Техасская резня бензопилой». К слову, этот фильм вышел на экраны в 1974 году, а в 1986 поклонники жанра смогли насладиться продолжением.

Учитывая, что Патрик был реальным психопатом или шизофреником, то увиденное на экране он вполне мог перенести в своё воображение.

Поэтому львиная доля убийств, показанных в фильме «Американский психопат», происходят в голове главного героя. Сомнения вызывают лишь две жертвы. Если девушка и бродяга тоже «погибли» лишь в голове, то Бэйтман не убийца. Однако в широком понимании, Патрик является преступником. Однажды ему захочется нечто большего, чем просто фантазировать, и тогда прольётся кровь. Возможно, именно поэтому, автор книги и оставил конец своего произведения открытым для трактовки и осмысления.

Смысл фильма

Главная идея и скрытый смысл фильма «Американский психопат» заключаются в безысходности. Здесь очень чётко показано, как Бэйтман сотоварищи оказались заложниками своего положения. Они всячески стараются соответствовать определённому дресс-коду, поэтому в итоге выглядят словно однояйцевые близнецы.

Они носят одинаковые очки и костюмы, следят за внешностью. Даже собираются эти ТОП-менеджеры в одних и тех же клубах, обсуждая надоевшие новости.

Единственное, чем эти респектабельные обитатели Манхэттена могут похвастаться, так это визитными карточками. Однако и здесь действует шаблон. Все визитки одинаковые. На них идентичные номера и текст. Различаются лишь имена и фамилии.

Поэтому преуспевающие инвесторы изгаляются в выборе бумаги и подборе полутонов шрифта, завистливо вздыхая от того, что кто-то смог подобрать более удачное сочетание. Здесь достаточно вспомнить, что когда Бэйтман увидел визитку Аллена, он покрылся испариной.

Аналогично обстоят дела и с личной жизнью. Патрик собирается жениться на Эвелин. При этом он не любит свою избранницу, а та его. Это просто очередная дань традициям, когда у успешного человека должен быть надёжный тыл. Поэтому жена воспринимается не как спутница жизни, а как очередной аксессуар, наряду с визитками и костюмом.

Риз Уизерспун
Риз Уизерспун в роли невесты Патрика, Эвелин Уильямс. Кадр из фильма.

Такие менеджеры частенько сходят с ума, что, собственно, и произошло с Патриком. Всё его естество пытается вырваться из этого застёгнутого на все пуговицы замкнутого круга. Вероятнее всего, он не испытывает тяги к убийству в целом. Просто ему хочется творить то, что не принято в их лицемерном обществе.

Именно поэтому его воображение рисует картины изнасилований, расчленений и группового секса. Он не может позволить себе это в реальности, поэтому просто фантазирует под любимую музыку. Скорее всего, он занимается этим в офисе, ведь именно там его секретарша находит блокнот с рисунками всех убийств.

Любопытен момент, что на протяжении всего фильма никто из этой братии не работает. Все, включая Бэйтмана, лишь пускают пыль в глаза, стараясь показать, что они хоть в мелочах, но лучше своих коллег по ремеслу. На самом деле, они просто бездельники, бесцельно прожигающие жизнь.

«Жизнь — сплошной облом, а потом ты умираешь», – признается герой фильма.

Кстати, по настроению, идее и посылу фильм пересекается с другой культовой лентой 2000-х – «Бойцовским клубом» Дэвида Финчера. Схожи даже психические отклонения героев, которые изначально были послушными пешками общества потребления, но потом взбунтовались.

Самое логичное объяснение концовки – это попытка вырваться из своего персонального ада. Пусть даже всего лишь в воображении. Впрочем, финал фильма «Американский психопат» открыт, поэтому каждый зритель может увидеть свой конец истории.

Ваше мнение: убийца ли Бэйтман?
Конечно нет. В реальности он бы и мухи не обидел.
13.23%
Пока нет. Но в душе он садист и убийца, переступивший черту. А это значит, что не сегодня-завтра он кого-то обязательно убьет.
58.85%
Да. На нем кровь минимум двоих жертв, которых он убил по-настоящему.
27.92%
Проголосовало: 1096

Автор статьи
Михаил Новожилов
Михаил Новожилов
Любитель атмосферного кино, с необычным взглядом на окружающий мир. Обожает триллеры.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Арсений

    А откуда взялся адвокат, это тоже его фантазия, видела ли его секретарша?

    Ответить
  2. Татьяна

    Думаю никого он не убивал, все плод его фантазий. Но рано или поздно может сорваться, так как уже на грани. Свое реальное восприятие жизни, он выражает в монологах о музыке ( странно, что во всех рецензиях эти монологи прошли мимо). Фильм смотреть можно, но раз, отсилы два.

    Ответить