«Анатомия падения» одной семьи

Анатомия падения Смысл фильма

Страна: Франция

Жанр: драма, детектив, триллер

Год производства: 2023

Режиссер: Жюстин Трие

Актеры: Сандра Хюллер, Сванн Арло, Мило Машадо Гранер, Антуан Райнарц

Награды и номинации: В 2023 году фильм стал победителем Каннского кинофестиваля, а в 2024 году он получил два “Золотых глобуса”.

“Анатомия падения” – история, сконцентрированная на расследовании смерти одного из героев. Однако назвать картину типичным детективом нельзя – она только маскируется под процессуал, психологический триллер и “повесточную” драму. Смысл фильма «Анатомия падения» (Anatomie d’une chute) все-таки в другом: в частности, он поднимает сложные вопросы об отношениях и рассказывает о распаде семьи.

О чем фильм

Краткое описание содержания картины. В центре повествования – жизнь европейской семьи. Сандра – немка, Самуэль – француз. Вместе они воспитывают сына Даниэля. У мальчика есть инвалидность по зрению – он практически потерял его, когда находился под присмотром отца.

Хюллер и Тейс
Сандра Хюллер в роли Сандры, Самюэль Тейс в роли Самуэля. Кадр из фильма.

Живет семья в шале, во французских Альпах. Однажды, возвращаясь с прогулки со своей собакой-поводырем, Даниэль обнаруживает отца на улице в луже крови. Вскоре в дом прибывает полиция, а потом начинается расследование. Что произошло – несчастный случай, самоубийство или все-таки убийство? Если последнее, то кто совершил преступление и каков мотив? В конце концов обвинение предъявляют Сандре и начинается суд.

Линия обвинения выглядит достаточно стройной и логичной: Сандра – успешная, признанная писательница. То, что произошло с Самуэлем, сильно напоминает убийство, описанное в одной из ее книг. Кстати, сам погибший тоже был творческой личностью, однако, в отличие от жены, успеха он не имел.

Даниэль, нашедший отца, выступает главным свидетелем. Но к словам подростка относятся скептически – ведь он почти ничего не видит. Сама Сандра уверена, что Самуэль упал со второго этажа, но как это произошло?.. К сожалению, вскрытие ничего не показывает.

Суд тем временем продолжается, к делу подключаются СМИ. На заседании уже не столько пытаются выяснить, что произошло и кто виновен в гибели Самуэля, сколько препарируют его семейную жизнь с Сандрой. Их союз был очень сложным, они часто ссорились – не в последнюю очередь потому, что мужчина ревновал жену к успеху.

Даниэль очень переживает и с каждым новым заседанием все больше мучается вопросом: действительно ли его мать способна на убийство? Временно его отдают под опеку ювенальной юстиции и мальчик в отчаянии просит помощи у сотрудницы организации – он хочет разобраться в том, что произошло.

Та признается, что дело ей самой кажется очень запутанным. “Чтобы не сомневаться, иногда приходится просто взять и решить, на чьей ты стороне. Верить надо во что-то одно и если у тебя два варианта, ты должен выбрать,” – говорит она. Парнишке такой подход не нравится, но он понимает, что выхода у него, в общем-то, нет…

Объяснение концовки

Объяснение концовки картины. Год спустя Даниэля вызывают в суд как свидетеля. Мальчик отказывается обвинять мать и предлагает следствию задуматься не над тем, как произошла трагедия, а над тем, почему это случилось. Он вспоминает о разговоре с отцом и делает вывод, что тот находился в депрессии и готовился к смерти. Прокурор на это замечает, что рассказ Даниэля очень субъективен.

Тем не менее, присяжные оправдывают Сандру, и она возвращается домой. Женщина тепло встречается с сыном и их жизнь потихоньку возвращается в прежнее русло – в этом и заключается смысл концовки фильма «Анатомия падения».

Финал лишен катарсиса и, вероятно, многих зрителей он разочарует – ведь никаких откровений или “двойного дна” в нем нет. Но, скорее всего, именно так должны заканчиваться подобные житейские истории: уставшим, измученным людям не нужны поцелуи в диафрагму, пылкие объятия и пафосные реплики. Они просто тихо радуются тому, что кошмар наконец-то закончился и думают о том, как жить дальше.

Смысл фильма

Как сказал Лев Толстой, “каждая несчастливая семья несчастлива по-своему”. Фильм “Анатомия падения” подхватывает эту тему и рассказывает историю одной такой по-своему несчастной семьи.

Супруги, Сандра и Самуэль, – представители разных национальностей и между собой они общаются по-английски. В этом заключается особый смысл: мы видим “ту самую” Европу без границ: нет никакой разницы в том, немец ты или француз – ты просто европеец и все. Однако так просто все только на первый взгляд: несмотря на отмену политических границ, культурные и моральные рубежи никуда не делись. Режиссер эффектно и достаточно изящно проходится по всем современным “прогрессивным” идеям. Мы четко видим: новые эталоны обществом рождены, однако попытка следовать им в итоге приводит к сексизму, шовинизму и абьюзерству.

Мило Машадо-Гранер
Роль сына Даниэля исполнил Мило Машадо-Гранер. Кадр из фильма.

У картины есть скрытый смысл. Супруги, немка и француз, постоянно соперничают за право быть успешным и их союз в итоге с грохотом разваливается. Здесь можно усмотреть весьма тонкий намек на основателей и лидеров современного Евросоюза. Плохо скрываемая ксенофобия, направленная на Сандру, говорит о том, что отсутствие границ не уравняло жителей даже экономически успешных стран…

Более того, той самой “объективной реальности”, в которую принято верить, на самом деле не существует и любое событие доносится до нас отзвуками лукавого эха. Неслучайно мальчик-инвалид на свою просьбу помочь ему найти правду, получает совет: просто выбери одну из сторон. Подобрать достойное обоснование несложно. Истина? Она “где-то рядом”, успокойся и расслабься. В эпоху соцсетей, полуправды, фейков и “highly likely” эта мысль звучит весьма смело и свежо.

На первый взгляд, в центре сюжета находится расследование гибели Самуэля. Однако на самом деле, разгадка и ответ на вопрос “кто виновен” режиссера почти не волнует. Судебный спектакль завершается на красивой ноте и попадает в заголовки всех французских газет. Все, “finita la commedia”. Занавес опускается, можно расходиться до следующего представления…

В своих разборах картины многие зрители отмечают скупой тон повествования. В этом есть особый смысл. В своем интервью режиссер обмолвилась, что зритель просто не может не занять сторону одного из супругов – Сандры или Самуэля. Однако не все так просто.

Сванн Арло
Сванн Арло сыграл роль Винсента Рензи. Кадр из фильма.

Сандра, более успешная писательница, чем ее погибший муж, – неочевидный агрессор, а погибший Самуэль – бесспорная жертва. Однако оба эти “портрета” создаются не теми, кто знал их близко, а едва ли не случайными людьми – психотерапевтом, адвокатом, следователем и прокурором. У каждого из них есть своя трактовка произошедшего и, по сути, все они – весьма ненадежные рассказчики. Тем не менее, одному из них должны в конце концов поверить как присяжные, так и зрители. Так в общем-то и происходит.

А еще здесь есть полуслепой сын главных героев. Это не просто важный персонаж, но и метафора – яркая, практически лобовая, но вполне уместная. Она расшифровывается достаточно просто: мы не видим всей картины целиком, но выбор (зачастую судьбоносный) сделать все-таки обязаны…

Именно в этом в общем-то и заключается суть фильма – в обличении навязываемой нам постправды. Поэтому эту картину никак нельзя назвать случайным победителем Каннского кинофестиваля. Это знаковое кино, отражающее актуальное состояние общества, которое представляет собой маленьких, полуслепых и ни в чем не уверенных людей. Они не знают правды и довольствуются субъективными верованиями и решениями. Просто потому, что так удобнее и спокойнее.

заседание суда
Кадр из фильма.
Ваше мнение: что произошло на самом деле?
Сандра убила Самуэля.
22.38%
Сандра довела Самуэля до самоубийства.
13.6%
Самуэль покончил жизнь самоубийством, потому что чувствовал себя лузером. Сандра в этом не виновата.
47%
Произошел несчастный случай.
14.99%
Своя версия (напишу в комментариях).
2.03%
Проголосовало: 934

Похожие фильмы

Вот несколько кинокартин, отчасти похожих на фильм “Анатомия падения” по сюжету и смыслу:

  • “Хорошее время” (США, 2017 год). У Конни нет ни работы, ни денег, а счета все растут. Отчаявшись, она решается на ограбление банка.
  • “Убийца “Священный паук” (Дания, Германия, Франция, Швеция, Иордания, Италия, 2022 год). В Мешхеде появляется серийный убийца, планомерно убивающий проституток. Таким образом он пытается “очистить” город от “скверны”.
  • “Тельма” (Норвегия Франция Дания Швеция, 2017 год). Девушка Тельма, воспитанная в очень религиозной семье, поступает в университет и съезжает от родителей.
  • “Коммивояжер” (Иран, Франция, 2016 год). Супруги вынужденно переезжает в другую квартиру. Вскоре на жену мужчины нападает злоумышленник и тот принимает решение как можно скорее найти его.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Ольга

    Во время ссоры Сандра советует мужу, впротивовес тому, что она использовата в книге его идею, взять одну из ее идей. Он так и сделал: поступил так, как было описано в ее книге. Этим он одновременно избавился от забот, снова сделал все так, как она сказала, и добавил ей этим проблем

    Ответить
  2. Ольга

    Думаю, он совершил самоубийство, но сделал запись последней ссоры, именно для того, чтобы ее признали убийцей.

    Ответить
  3. Ольга

    Как такое Г-НО вообще можно смотреть? Ещё раз убеждаюсь как только речь идёт о упоминании оскара, ещё и нескольких его номинациях, в этом сразу прослеживается попытка манипуляции зрителем. А доброй половине вообще просто стыдно признаться что такой “шедевр” мог ему не понравиться.

    2
    3
    Ответить
  4. наталия

    Боже, что за бред про Евросоюз, про то, что мужу и жене трудно жить вместе, потому что они принадлежат к разным национальностям. Не кинокритик, а просто какой-то пропагандист. Так испаганить неплохо начинавшийся обзор.

    Ответить