Страна: США
Жанр: мелодрама, трагикомедия
Год производства: 2024
Режиссёр: Шон Бейкер
Актёры: Майки Мэдисон, Юра Борисов, Марк Эйдельштейн, Карен Карагулян. Алексей Серебряков
Награды и номинации: «Золотая пальмовая ветвь» кинофестиваля в Каннах в 2024 году.
Смысл фильма «Анора» («Anora»), сорвавшего овации на Каннском фестивале, вряд ли покажется кому-то слишком глубоким. Посредством неплохой режиссуры и игры международного актёрского состава в нём рассказана в целом простая, чуть ли не банальная, история. Казалось бы, авторское кино, которое представляет картина, изначально направлено на формирование максимально широкого и глубокого взгляда на вещи. Но, похоже, режиссёр идёт против всей этой претенциозности. Он показывает яркий, но всего лишь эпизод из жизни работницы американской секс-индустрии. Сложного подтекста или социальной критики в содержании нет.
О чём фильм
Эни (Анора Михеева) живёт в знаменитом русскоязычном районе Нью-Йорка Брайтон-Бич. Она работает стриптизёршей. Однажды её клиентом становится Ваня (Иван Захаров) — сын русского олигарха Николая Захарова. Он приехал в США, чтобы заниматься учёбой, однако вместо этого предпочитает развлекаться и веселиться с приятелями.
Между парнем и девушкой возникает симпатия. Ваня нанимает Эни в качестве экскортницы. Он платит солидную сумму за то, чтобы она стала его девушкой на неделю. Молодые люди безудержно веселятся. Вместе с приятелями Ивана они отправляются в Лас-Вегас. Неожиданно Ваня делает Эни предложение. Но дело не в его влюблённости — просто парень надеется с помощью брака получить грин-карту (американский аналог вида на жительство), что позволит ему не возвращаться домой для работы в фирме отца, а остаться в США. Анора соглашается, и молодые люди заключают брак.
Новость о свадьбе доходит до родителей Вани. Те взбешены из-за выходки сына. Они собираются прилететь в США, но прежде отправляют разрешить сложившуюся ситуацию крёстного отца Ивана — армянина Тороса вместе с его братом Гарником и помощником Игорем.
Гарник и Игорь первыми прибывают в особняк Захаровых. Они пытаются объяснить молодым людям, что брак придётся аннулировать — родителей он не устроит в любом случае. Парень же должен быть отправлен обратно в Москву. Анора, всё понимая и не желая слушать никаких объяснений, активно протестует. Иван же вовсе сбегает и отключает свой телефон. Эни дерётся с Гарником и Игорем, но те в конце концов усмиряют её силой.
Появляется Торос. Он объясняет Аноре, что Иван — вовсе не прекрасный принц. По описанию Тороса, у парня нет никакой собственности: всё, что он имеет, принадлежит отцу-олигарху. Сам же Ваня — по сути избалованный ребёнок, увлечённый разнообразными игрушками. А сопротивляться могущественным родителям парня нет никакого смысла. Торос предлагает Эни деньги в качестве компенсации за аннулирование брака. Девушка соглашается помочь Торосу, всё же надеясь на то, что Иван вспомнит об их любви, проявит характер и противостоит воле родителей.
Анора в сопровождении Тороса, Гарника и Игоря всю ночь ездят по городу, пытаясь отыскать Ивана в каком-нибудь клубе. Через несколько часов от подруги Эни приходит сообщение, что Ваня пришёл в стриптиз-клуб и заказал приватный танец у одной из конкуренток девушки. Компания тут же приезжает на место и видит, что Иван в состоянии сильного опьянения. Попытки Эни объясниться с ним не приносят успеха.
Утром компания едет в суд, чтобы аннулировать брак. Но оказывается, что, по закону, сделать невозможно из-за того, что сам брак был заключён в другом штате. Так что прибывшие родители Вани Николай и Галина приказывают всем отправляться в Лас-Вегас. Эни пытается наладить с ними контакт. Когда это не удаётся, она угрожает бракоразводным процессом. Но тщетно. И дело не только в родителях – сам Иван даёт понять, что Анора ему безразлична, он использовал ее для собственного незрелого протеста.
Девушка подписывает необходимые бумаги и отправляется обратно в особняк в Нью-Йорке в сопровождении Игоря. Последнему Анора явно симпатична — ранее он встал на сторону девушки, предлагая родителям Ивана извиниться перед ней. Игорь и Эни проводят ночь в особняке Захаровых за откровенным разговором.
В финале фильма девушка получает обещанные ей деньги, а парень довозит её до дома. Он также возвращает Эни дорогое обручальное кольцо, которое у неё отобрал Торос. В ответ Анора занимается сексом с Игорем в его машине. Тот пытается поцеловать девушку. Она сопротивляется этому, не выдерживает и начинает рыдать в объятиях парня.
Смысл фильма
Русскоязычная аудитория фильма поделилась на два лагеря. Одна радовалась успеху российской актёрской школы на западе, другая же ругала «Анору» за русофобские настроения. Хотя в последнем обвинять фильм довольно странно: негативная сторона отдельных персонажей, а именно Вани и его родителей, явно не произрастает из национальных черт. А главная героиня, потомок советских эмигрантов, по задумке режиссёра, наоборот, должна вызывать симпатию – он целиком и полностью на её стороне.
Правда, опять же, происхождение здесь не при чём – Шон Бейкер изначально в своих фильмах предстаёт защитником маргинализированных слоёв населения, в том числе работников секс-индустрии. И да, есть ещё русский парень Игорь, который и для героини, и для зрителей становится светлым пятном в этой довольно печальной истории.
В общем, национальные черты в фильме, скорее, являются краской, применяемой для реализма. Вряд ли режиссёр собирался очернять выходцев с постсоветского пространства или, скажем, искать разгадку загадочной русской души.
Многие противопоставляют сюжет фильма «Анора» сюжету культовой «Красотки». Там в центре история отношений проститутки и богача, развивавшихся в течение недели и превратившихся в любовь и, надо полагать, счастливый брак.
«Красотка» – по сути одна из многочисленных интерпретаций сказки о Золушке со счастливым концом. С учётом выбора США в качестве места действия это ещё и вариация воплощения идеи об американской мечте.
В «Аноре» же американская мечта Золушки-Эни (не зря героиня упоминает вожделенный Диснейленд) по иронии связана с несметными богатствами русского олигарха и на деле оказывается иллюзией. Так что если в фильме и есть социальная критика, то направлена она на американскую (хотя, скорее, давно уже международную) капиталистическую культуру потребления, когда даже любовь и тёплые человеческие отношения становятся предметом купли-продажи.
Впрочем, Эни всё понимает. Она вовсе не наивная простушка — зрителю не раз дают понять, что у девушки немалый опыт общения с сорящими деньгами клиентами. Она без всякой пелены в глазах смотрит на своего партнёра. Эротические сцены особенно ярко показывают: сам по себе без денег сын русского олигарха вовсе не является пределом мечтаний для героини.
Но ей всё же отчаянно хочется поверить в сказку. Анора изо всех сил надеется, что безвольный и избалованный Ваня вдруг покажет себя настоящим благородным принцем и отстоит своё решение перед родителями. Тогда можно будет смириться с другими его недостатками. А деньги компенсируют всё остальное. Этим и объясняется чуть ли не истеричное поведение героини во второй половине фильма и в концовке.
Истинной любви между главными героями в фильме, конечно, тоже никакой не было даже в зачатке. Чтобы понять это, не нужен подробный разбор их отношений. Невооружённым взглядом виден только товарно-денежный интерес (с обеих сторон) под слоем эйфории молодости и азарта.
Но суть фильма всё же не в том, чтобы показать всю подноготную подобных отношений. Повторимся, режиссёр целиком на стороне девушки – она никакой не антигерой. Даже Ваня здесь совсем не злодей. Его безответственность существует как данность и не могла превратиться во что-то иное. Просто есть жизненные обстоятельства, которые при всём желании не получится превратить в добрую сказку со счастливым концом.
Никакого скрытого смысла режиссёр также не заготовил – он просто показывает события, предлагает слегка посмеяться и посочувствовать героям.
Объяснение концовки
Смысл концовки фильма «Анора», которая почти безмолвна и словно снята на контрасте со всем предыдущим сюжетом, не слишком сложен. Что же в ней произошло? Что делает Анора с помощью привычного для себя ремесла? Не хочет остаться в долгу и расплачивается таким образом перед Игорем? Или это способ ответить взаимностью на проявленную с его стороны человечность? Или же девушка просто снимает стресс и груз событий? Скорее всего, всё это вместе.
Важно в этой сцене другое. Смысл кроется в ответной реакции Аноры на попытку Игоря поцеловать её во время соития. В сфере, где работает девушка, поцелуй обладает большей интимностью, чем сам акт. Но Анора видит, что это не прихоть со стороны парня – это продолжение проявленной к ней человечности. Игорь не отвечает привычной для героини похотью на оказываемую «услугу». Он проявляет сочувствие или даже любовь, которой у неё с Ваней на самом деле не было. Да и случалось ей когда-нибудь полюбить кого-то по-настоящему – неизвестно.
Для героини привычно, что все, в том числе и «внезапный принц» Ваня, к ней относятся как к предмету товарно-денежных отношений. Игорь с проявлением человечности поневоле выступает как некий взломщик этой системы. Это видно по странному диалогу героев ночью в особняке: Анора называет парня насильником и удивляется, что на самом деле у того даже мысли не возникало воспользоваться ей. Наоборот, Игорь разьясняет значение своего имени: оно означает «защитник». Девушка бросается обзывательствами. Для неё Игорь — горбатый урод (персонаж из произведений о Франкенштейне). Фигурально выражаясь, с другими мужчинами она и не общается. Значение же её имени – «гранат», вожделенный плод, коим она для мужчин и является.
Итак, объяснение концовки следующее. На проявление настоящих тёплых чувств девушка реагирует ярым сопротивлением. А затем всё же отдаётся потоку чувств и сама, рыдая у парня на груди.
Эта сцена может иметь и ироничный подтекст. Ведь Игорь, как и Анора, представитель маргинализированных слоёв населения. Он не сказочный принц и никогда им не будет. Но он гораздо реальнее и честнее, чем выдуманный герой мечтаний девушки.
Будет ли продолжение
Некая недосказанность концовки наводит на мысль о возможном продолжении. Особенно если речь идёт о восприятии зрителя, привыкшего к мелодрамам с однозначным завершённым сюжетом и счастливым концом. Коммерческий успех картины также может повлечь соблазн для авторов снять вторую часть. Однако режиссёр пока о подобных планах ничего не говорил. Да и вряд ли такой принципиальный представитель авторского кино, как Шон Бейкер, решит снять продолжение, руководствуясь только соображениями прибыли. Ведь всё, что хотел сказать в фильме, он сказал.
Похожие фильмы
«Красотка» (США, 1990): уже классика американского кинематографа, один из очевидных источников для вдохновения авторов фильма «Анора»;
«Сбежавшая невеста» (США, 1999): классическая комедийная мелодрама c Джулией Робертс в главной роли;
«Непристойное предложение» (США, 1993): драма, задающая неудобные вопросы на тему ценности любви в денежном эквиваленте;
«Стоп-слово» (США, Россия, Франция): девушка шантажирует клиента-миллионера — камерный комедийный триллер;
«Титан» (Бельгия, Франция, 2021): представитель авторского кино в жанре хоррор, отчасти перекликающийся с «Анорой».