Почему герой «Антихриста» боялся свою жену

Шарлотта Генсбур Смысл фильма

Страна: Дания, Германия, Франция, Швеция, Италия, Польша

Жанр: ужасы, триллер, драма

Год производства: 2009

Режиссер: Ларс фон Триер

Актеры: Уиллем Дефо, Шарлотта Генсбур

Слоган: “When nature turns evil, true terror awaits”

Награды и номинации: В 2009 году фильм получил Серебряную премию (Каннский кинофестиваль) в номинации “Лучшая женская роль”

Ларс фон Триер считает “Антихриста” своей лучшей работой. Этот странный, жутковатый фильм, посвященный Тарковскому, в какой-то степени отражает его “Зеркало”.

Cмысл фильма “Антихрист” (Antichrist) заключается в том, что человек непознаваем. Несмотря на специфичность, картина заставляет задуматься о собственной природе, которая всегда является катализатором всех наших поступков.

О чем фильм

Как это часто бывает у Ларса фон Триера, эта картина поделена на несколько глав и пролог. Каждая из этих частей несет в себе особый смысл.

Краткое описание содержания картины “Антихрист”. В центре сюжета – пара, потерявшая ребенка. Острота трагедии заключается в том, что она произошла в момент испытания женщиной мощного оргазма.

пара потерявшая ребенка
Шарлотта Генсбур и Уиллем Дефо в главных ролях. Кадр из фильма.

Оба переживают сильнейший стресс, а несчастная мать впадает в беспамятство, и супруг, психотерапевт, отправляет ее в клинику, где она проводит целый месяц.

Недовольный тем, как проходит лечение, мужчина решает помочь жене самостоятельно. Для этого он использует спорный и достаточно радикальный в психологическом плане способ – узнает о самом сильном ее страхе и пытается применить его в терапевтических целях. А боится его супруга загородного дома с райским названием “Эдем”. Именно в этом доме прошлым летом женщина, увлеченная написанием диссертации, проводила время с сынишкой.

Так начинается мрачное путешествие по глубинам бессознательного – путешествие, очень сильно напоминающее блуждание Данте в Аду. Ближе к концу картины мужчина убивает супругу и сжигает ее тело.

Как ни странно, финал кажется не столько жутким, сколько закономерным. По ходу фильма видно, что главная героиня фильма “Антихрист” постоянно совершает странные, пугающие поступки. Она не только вредит собственному ребенку, но и не делает ничего, чтобы ему помочь. В связи с этим возникает вопрос: неужели мать способна на такое? Может быть, она и не человек вовсе?

Смысл фильма

Фон Триер, которого в свое время обвиняли и в садизме, и в богохульстве, и в симпатиях к нацизму – режиссер-трикстер. Он любит обманывать и троллить публику. В своей картине “Антихрист” он ловко заменяет обещанную “философскую эротику” анатомическим театром. Это не фильм ужасов и не богохульное Евангелие. Эта картина лежит вне представления о вкусе и морали. Как такового сюжета у “Антихриста” фон Триера нет. В ней просто рассказывается история пары, потерявшей ребенка.

Боль и чувство вины мать лечит только сек*ом. Это помогает ей на время забыть о трагедии, уйти в возбуждающий апофеоз, и временно оставить боль. Но, с другой стороны, она помнит, что ребенок погиб как раз в момент полового акта.

В этой мизансцене фон Триер осознанно создал такой контраст, позволяющий ему как бы “приземлить” своих героев, указать на их “животную” природу и на отсутствие другой составной – божественной. Эта мысль мастера словно подчеркивается гениальной музыкой великого Генделя, которая присутствует на протяжении всего действа.

Страшные галлюцинации героев символизируют о глубокой душевной боли, которая по идее ведет к раскаянию… Но одновременно все детали картины фон Триера словно кричат о безысходности и невозможности убежать от себя самого. Герои понимают, что изменить все то, что уже произошло, нельзя – и сделать тоже ничего теперь нельзя.

Несчастная женщина мечтает о небытии, и одновременно (очередной ироничный контраст) хочет забыться. Для нее это возможно только одним способом – через сек*уальное наслаждение. Однако, она помнит свою вину, осознает причину трагедии и боли, и жаждет еще и наказания.

пугающий лес
Кадр из фильма.

В этом фильме достижение орга*ма противопоставляется смерти. Очередная сцена соития, снятая крайне натуралистично, пропитана символизмом: оба героя окутаны мраком, а сам половой акт, осуществляющийся в плавном миноре, под звуки божественной музыки, происходит в лесу, который во всех культурах мира является образом иного мира.

Наверное, суть фильма заключается в фразе, услышанной героем картины: “Хаос правит миром”. По своей сути хаос – это отсутствие порядка. Учитывая то, что все действие фильма происходит в “Эдеме”, а мужчина и женщина не названы по именам, можно предположить, что фон Триер в очередной раз обращается к излюбленной им библейской теме и пытается дать свое толкование первородного греха.

Идея картины заключается в том, что мужчин и женщина – это Адам и Ева, а ребенок – тот самый плод, ставший причиной их изгнания из рая (Эдема). В библейском сюжете присутствует катализатор трагических событий – змей, то есть, дьявол. У Триера эта роль достается… сек*у. Смысл в том, что через контакт героиня забывается и мысленно возвращается к тому моменту, когда их ребенок был еще жив. Его падение из окна символизирует еще и грехопадение, то есть, “Ева”, находясь в пугающем ее глухом лесу, мечтает о потерянном рае, хотя и понимает, что пути назад уже не будет.

Как-то героиня обронила фразу, что природа – это церковь сатаны. Можно предположить, что она имела в виду не только природу вообще, которая здесь не зачаровывает, но пугает, а женское естество, ставшее причиной трагедии – как на заре создания мира, так и в жизни героев.

“Антихрист” – сложный, многосоставной и страшный фильм со скрытым смыслом. У финала несколько трактовок, но многие зрители в своих разборах картины, предлагают следующее объяснение концовки.

греховный оргазм
Кадр из фильма.

По их мнению, смысл финальной сцены заключается в том, что антихрист – это не женщина (не только эта – любая), как можно было бы подумать.

У антихриста Ларса фон Триера нет лица. Это эфемерная сущность, которая в этом фильме, если можно так сказать, приняла образ непонимания, царящего между мужчиной и женщиной. На первый взгляд, мужчина пытался помочь своей жене, хотя на самом деле он не понимал ее и боялся. Как поется, в одной популярной песне, “Там, где страх, места нет любви”.

Вокруг “Эдема”, желанного и страшного для главной героини, происходят всякие ужасы. Изгнанные из рая, мужчина и женщина очутились в аду, который сами же и создали.  Ад – это место, где нет любви (осознанно, или нет, но богоборец фон Триер все-таки подводит зрителя к мысли, что любовь – это Бог, который в картине отсутствует), и человек, утративший свою духовную составляющую, способен превратиться в животное. Или в антихриста.

Как вам фильм?
Очень сильный фильм, один из лучших у Триера.
37.5%
Герои и режиссер больные на всю голову.
43.75%
Как это развидеть?
18.75%
Другое (напишу в комментариях).
0%
Проголосовало: 16

Похожие фильмы

Вот несколько картин, похожих на “Антихрист”:

  • “Нимфоманка: Часть 1” (Дания, Германия, Франция, Бельгия, 2013 год). Одним холодным утром немолодой холостяк находит на улице женщину. Он доставляет ее к себе домой и заботится о ней. В знак благодарности та рассказывает ему о своей бурной молодости.
  • “Одержимая” (Франция, Германия, 1981). История одной измены, поданная под соусом безумия.
  • “Пианистка” (Франция, Австрия, Германия, 2001 год). Эрика, профессор Венской консерватории, заводит страстный роман со своим юным учеником.

Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

Adblock
detector