Страна: СССР
Жанр: истерн, драма, приключения
Год производства: 1969
Режиссер: Владимир Мотыль
Актеры: Анатолий Кузнецов, Спартак Мишулин, Кахи Кавсадзе, Павел Луспекаев
Сюжет фильма “Белое солнце пустыни” нельзя назвать оригинальным. Тем не менее, картина получила статус культовой и стала талисманом для советских и российских космонавтов. Легенда гласит, что перед запуском на орбиту они непременно присутствуют на показе фильма Владимира Мотыля – это традиция и залог успешного полета. А для рядового зрителя этот фильм стал залогом хорошего настроения.
О чем фильм
Краткое описание содержания картины. Двадцатые годы, Закаспийская область РИ. Гражданская война закончена, но не для всех – в Средней Азии до сих пор бесчинствуют басмачи.

Главный герой картины, Федор Иванович Сухов, возвращается к жене в родную Самарскую область. На пути ему встречается местный житель Саид, закопанный в песок по шею. Сухов спасает Саида и тот вкратце рассказывает ему, что на гибель его обрек басмач Джавдет, убивший его отца и отнявший все имущество. Чувствуя себя должником Федора Ивановича, Саид собирается при случае помочь ему.
Чуть позже Сухов встречается с отрядом командира Красной Армии Рахимовым. Тот просит его помочь ему разгромить банду Черного Абдуллы, а когда Федор Иванович говорит, что он уже свое отвоевал, уговаривает хотя бы сопроводить гарем басмача до Педжента. Помочь женщинам нужно, потому что Абдулла, планирующий уехать в Иран, уже убил двоих жен и собирается сделать то же самое с остальными – просто потому, что они для него обуза.
Уставший Сухов не в восторге от новой миссии, однако в конце концов соглашается помочь. С ним остается и юноша – красноармеец Петруха, влюбленный в младшую жену Черного Абдуллы Гюльчатай.
Федор Иванович понимает, что рано или поздно он встретится с Абдуллой и морально готовится к этому. О противнике он знает только общеизвестные факты: прекрасный боец, умен, хороший организатор, харизматичный, сильный лидер.
Вскоре антагонисты действительно встречаются, и Сухов видит, что силы неравны – Абдулла командует хорошо вооруженным отрядом, а рядом с Федором Ивановичем – только необстрелянный романтик Петруха. Хорошо обдумав свое положение, красноармеец понял, что в его ситуации есть смысл обратиться за помощью к бывшему начальнику царской таможни Павлу Артемьевичу Верещагину. Тот вроде бы и готов помочь, но ссориться с басмачами ему не хочется.

Тем не менее, Сухову все-таки удается взять в плен Абдуллу, но тот, воспользовавшись наивностью Гюльчатай, сбегает и убивает девушку, а потом и Петруху. Проведя разбор ситуации, Федор Иванович понимает, что остался один на один с бандитами. От миссии своей он не отказывается: если ему поручили спасти несчастных женщин, он сделает это даже ценой своей жизни.
Выбравшись из Педжента по подземному ходу, Сухов вместе с гаремом прячется в старом нефтяном резервуаре. Пытаясь выманить их, Абдулла поджигает резервуар, однако неожиданно на него нападает Саид. Вместе Сухову и Саиду удается уничтожить большую часть бандитов.
Ближе к финалу картины Верещагин узнает от Сухова о гибели Петрухи, которую воспринимает как личное горе – он успел искренне привязаться к наивному, доброму юноше. После этого он наконец понимает, что и дальше быть “в домике” с павлинами и красной икрой не получится – и выбирает сторону в войне.
Павлу Артемьевичу удается отбить у бандитов баркас и, не зная, что судно заминировано, он направляет его к берегу. Сухов криком пытается предупредить его о том, чтобы он не заводил машину, но поздно… Баркас взрывается, и Верещагин погибает.
Объяснение концовки
Объяснение концовки фильма. В живых из всех басмачей-контрреволюционеров остается только Абдулла. Он поднимается на цистерну, чтобы убить всех женщин, однако ему мешает Сухов – окликнув врага, он убивает его выстрелом в грудь. После этого он возвращает гарем под опеку Рахимова.
Дружески прощаясь с Саидом, Сухов предлагает ему свою помощь в борьбе с Джавдетом, однако тот отказывается. Разгадка кроется не в гордости Саида, а в традициях: из соображений кровной мести уничтожить врага он должен собственными руками. Сухов соглашается с этим и, мысленно продолжая начатое письмо жене, продолжает свой путь домой.
Финал картины однозначен и не предполагает никаких других трактовок. Получилось просто и сурово: зло в виде опасного контрреволюционера наказано, добро победило. Однако, если бы из ленты после закрытого показа с участием Брежнева не была вырезана последняя сцена, смысл концовки фильма «Белое солнце пустыни» был бы совсем другой. Дело в том, что по сценарию освобожденные женщины бежали к мертвому Абдулле и в голос рыдали над ним. И дать этому какую-либо оценку невозможно. Просто воистину “Восток – дело тонкое”…
Смысл фильма
“Белое солнце пустыни” – всенародное кино. Нельзя сказать, что это интеллектуальный фильм со скрытым смыслом – задумка здесь вполне заурядная, сюжет нетривиальный. Однако лента получилась тонкой, изящной и интересной в деталях. Одной из ее главных особенностей является наличие легкого, но осязаемого так называемого русского былинного следа.
Культовый статус у киноленты Мотыля появился сразу же после ее выхода. А мужественный товарищ Сухов, олицетворяя собой национальный архетип, моментально превратился в народного героя. И неудивительно: по сути, это типичный солдат из русской сказки – смекалистый, смелый и добрый. Он возвращается на родину, к любимой жене, однако его просят помочь. И он помогает. Не потому, что выполняет приказ, а просто так надо.

Черный Абдулла изначально задумывался как сложный и противоречивый образ. Сценарист хотел показать, что он тоже был истинным сыном своего народа и за оружие взялся поневоле. Все-таки, не он полез куда-то устанавливать свой порядок – это приверженцы “нового мира” незваные пришли к нему домой. В итоге ему не оставалось ничего другого, как защищаться – пусть и по-своему. Советских цензоров такой антагонист не устраивал. По их прихоти всю неоднозначность, присущую этому персонажу, из сценария убрали и он стал типичным бандитом.
В контексте фильме Абдулла является вовсе не защитником своего народа, а олицетворением памяти об архаичном “старом порядке”. Государство его не интересует (он собирается бежать в Иран), но наступивший новый мир со странными, непонятными порядками ему не подходит, и именно поэтому он воюет.
Таможенник Верещагин тоже является осколком “старого мира”. Он ведет оседлый, тихий образ жизни, его судьба и жизнь неразрывно связаны с Российской Империей. Понимая, что времена изменились и “как раньше” уже не будет, он тихо пьянствует.
Все меняется, когда в его жизни появляется Петруха. После гибели юноши Павел Артемьевич словно пробуждается после долгого сна и вдруг понимает, что никакой Империи уже давно нет – ее уничтожили такие, как Сухов. С гибелью мальчика Петрухи исчез последний светлый лучик в пресловутом “темном царстве”, а в “светлом будущем”, которое строят большевики, ему нет места. И для чего ему теперь жить?..
Товарищ Сухов – не только былинный русский воин, каковым является и силач Верещагин (его образ является яркой аллюзией на Илью Муромца, который до поры-до времени лежал на печи, а потом встал так, что мало не показалось никому). Он еще и олицетворяет новый советский порядок. Он аскетичен, рукаст, головаст и принципиален – все женщины из гарема Абдуллы удивительно красивы, но он, словно рыцарь из артурианской поэмы, верен своей далекой Катерине Матвеевне. В отличие от Верещагина и Петрухи, Федор Иванович всегда трезв и собран. Он не участвует в авантюрах, а занят благородным делом, а значит, приносит пользу обществу.

Именно на подобных персонажах и держался советский миф. Для солдата Красной Армии мировая революция была целью жизни – самые идейные действительно мечтали “осчастливить” трудовой народ всех стран. Чтобы воплотить эту мечту в реальность, Федор Иванович и покинул отчий дом. Однако новый, лучший мир так и не был создан. Понимая это, Сухов готов спасать всех подряд. И несмотря на то, что он увяз в песках, именно ему суждено заменить в новом мире имперца Верещагина.
И все-таки, в чем суть фильма? Вероятно, главной идеей картины было показать, что такое родина, честь и долг для русского мужчины. Экзотическая, жаркая Средняя Азия так непохожа на его родную Самарскую область с ее милыми сердцу березками… Но это тоже родина и ее нужно защищать. Так думает не только сам Сухов, но и Петруха, отдавший за родину жизнь. Осознал это в итоге и Верещагин: за ним держава, а царская она или большевистская – это уже неважно. Не вмешаться не смог и Абдулла, потому что речь шла и о его родине тоже. То есть, смысл в том, что честь и долг – это не просто слова для человека. И совсем неважно, какой он национальности.
FAQ
Вот несколько распространенных вопросов о картине.

Похожие фильмы
Несколько кинокартин, похожих на “Белое солнце пустыни” по смыслу и сюжету:
- “Неуловимые мстители” (СССР, 1966 год). Данька и Ксанька остаются сиротами – их отец погибает от руки бандитов. Желая отомстить за его смерть, ребята вместе с друзьями решают внедриться в отряд к атаману Бурнашу.
- “Свадьба в Малиновке” (СССР, 1967 год). В разгар гражданской войны в украинском селе орудует банда головорезов. Чтобы покончить с ними, красный командир уговаривает местную красавицу выйти замуж за атамана Грициана Таврического.
- “Свой среди чужих, чужой среди своих” (СССР, 1974 год). 1920-е годы. остатки красных войск вступают в схватку с белыми бандами, орудующими на юге России.
- “Тринадцать” (СССР, 1936 год). Красноармейцы сражаются с басмачами в каракумских песках.