Кто такой мертвый Мэнни: разгадка фильма «Человек швейцарский нож»

Человек швейцарский нож Смысл фильма

Страна: США

Жанр: фэнтези, драма, комедия

Год производства: 2016

Режиссёр: Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт

Актёры: Пол Дано, Дэниэл Рэдклифф, Мэри Элизабет Уинстэд, Антония Риберо

Слоган: «Труп познаётся в беде»

Награды и номинации: приз за лучшую режиссуру драматического фильма на кинофестивале «Сандэнс»

«Человек швейцарский нож» (Swiss Army Man) – довольно необычная работа, получившая смешанные отзывы зрителей и кинокритиков. Фильм явно не предназначен для семейного просмотра, хотя позиционируется как трагикомедия. Безусловно, здесь есть моменты, заставляющие улыбнуться, однако происходящее на экране больше напоминает фарс. При этом за напускной развязностью скрывается смысл фильма «Человек швейцарский нож», который является по-настоящему глубоким и раскрывает истинную суть того, что происходит на экране. Попробуем дать объяснение сюжету и устроим полный разбор столь необычной идее режиссёра.

О чём фильм «Человек швейцарский нож»

По содержанию фильма, мы сразу видим парня, которого, как позже выяснится, зовут Хэнком. Он находится непонятно где, но окружающий пейзаж сильно напоминает необитаемый остров. По всей видимости, наш герой здесь находится давно и от отчаяния пытается свести счёты с жизнью. Однако столь радикальным планам не суждено сбыться. Волны выбрасывают на берег труп в добротном костюме.

Пол Дано
Пол Дано в роли Хэнка. Кадр из фильма.

Именно эта находка спасает Хэнка от самоубийства, но вскоре выясняется, что у трупа есть удивительная способность – он громко выпускает газы. При этом метеоризм настолько мощный, что мёртвое тело буквально содрогается в конвульсиях. Пользуясь этой особенностью, Хэнк буквально запрягает своего нового знакомого и словно на аквабайке мчится на нём сквозь водную гладь. В результате столь необычного путешествия, Хэнк вместе с трупом оказываются на другом берегу. Здесь парень решает добраться до цивилизации, чтобы спастись и тащит бездыханное тело вглубь территории.

Вскоре выясняется, что у трупа есть немало других способностей. Когда Хэнк страдает от жажды, тело исторгает из себя воду, позволяя парню напиться. Потом труп начинает издавать звуки, и даже сообщает, что его зовут Мэнни. При этом у трупа напрочь отсутствует память, поэтому Хэнку приходится возиться с ним как с маленьким ребёнком, объясняя смысл очевидных вещей.

По мере развития сюжета, выясняется, что у Мэнни вроде была девушка по имени Сара, которую он очень любил. Теперь, когда он перестал быть мёртвым, он не знает, как наладить с ней отношения. Для этого Хэнк устраивает для своего приятеля настоящие ролевые игры. Он наряжается девушкой, и разыгрывает сценку в автобусе, чтобы помочь Мэнни адаптироваться к ситуации и найти с Сарой общий язык.

Постепенно эти игры превращаются в нечто большее. Хэнк разыгрывает вечеринки, устраивает свидания, и это помогает Мэнни стать более живым. При этом, чем больше оживает бывший труп, тем больше у него появляется различных способностей. Например, он помогает разводить огонь, ломает скалы, и доже выполняет роль охотничьего ружья, стреляя камешками и мусором в добычу.

Дэниэл Рэдклифф
Дэниэл Рэдклифф исполнил роль трупа. Кадр из фильма.

Герои постепенно двигаются вперёд, но совсем недалеко от дома Сары выясняется следующее. Телефон принадлежит Хэнку, и Сара вовсе не возлюбленная Мэнни. Это просто незнакомка, которую Хэнк видел в автобусе, но так и не смог с ней заговорить. Мэнни считает это предательством и решает, что лучше ему снова быть мёртвым. Как ни банально звучит, труп снова умирает, а на Хэнка нападает медведь. Когда косолапый тащит парня в кусты, Мэнни решает помочь другу, снова оживает и отпугивает хищника.

Теперь роли героев фильма «Человек швейцарский нож» меняются. Теперь Мэнни тащит за собой друга, чтобы тот мог наконец-то поговорить с Сарой. Они добираются до дома девушки, где встречают на лужайке дочь Сары. Мэнни пытается продемонстрировать свои сверхспособности, но выглядит это довольно глупо. Сара видит странную парочку, и вызывает полицию. Детективы и медики оказывают Хэнку медицинскую помощь, а Мэнни упаковывают в пластиковый мешок для трупов.

Однако наш герой совершает неожиданный поступок. Он решает остаться с телом, и вместе с каталкой бежит в лес. На берегу его настигают и заковывают в наручники. Для всех очевидцев – Хэнк сумасшедший, который разговаривает с трупом двухнедельной давности. Когда парня уводят, у трупа вновь начинается приступ метеоризма. Хэнк прощается со своим приятелем, и тот уносится в водную даль на своей «реактивной» тяге на глазах телевизионщиков и изумлённых очевидцев. Финал.

Объяснение концовки фильма «Человек швейцарский нож»

Конец фильма предполагает два варианта развития событий. Первый – фантастический. В этом раскладе Мэнни является действительно ожившим трупом, наделённым сверхъестественными способностями. В этом случае смысл концовки фильма «Человек швейцарский нож» будет прямым, без всяких иносказаний. Мэнни действительно ожил и отправился в путешествие на своём двигателе из метеоризма.

Второй – реалистичный. Мэнни труп, который две недели находился в воде. Отчаявшийся Хэнк просто нашёл в безжизненном теле единственного друга, который в определённой степени помог ему разобраться в себе. В этой трактовке фильм обретает философский смысл, и здесь нужно делать акцент лишь на Хэнке, который проецирует на труп свои детские комплексы и пытается от них избавиться, пусть и в столь необычной форме. Все способности тела происходят лишь в воображении Хэнка. В реальности, это просто труп.

Смысл фильма «Человек швейцарский нож»

Если не акцентировать внимание на малопонятной концовке, то суть фильма получается иносказательной, но очень интересной. Разгадка здесь заключается в том, что Хэнк не был ни на каком острове. Всё действие происходит в прибрежной зоне, недалеко от людей.

Сам остров – это одиночество. Хэнк действительно одинок, у него нет друзей, и он сбежал из дома потому что его никто не любит. Единственной отдушиной в его жизни была Сара, которую он встретил в автобусе, тайно следил за ней и фотографировал на телефон. Однако подойти к девушке и заговорить он так и не решился.

Здесь скрытый смысл может заключаться в том, что в детстве у парня были довольно странные разговоры с родителями о самоудовлетворении, смысл которых сводился к тому, что если он продолжит так делать, то быстро состарится и умрёт. Наверняка это нанесло мальчику серьёзную психологическую травму, и он просто не знает, как строить отношения с противоположным полом.

Найдя на берегу труп, Хэнк словно выбрался с острова своего одиночества. Он взял над Мэнни шефство, рассказывая ему о том, о чём с самим парнем никто никогда не говорил. Все разыгрываемые с трупом сценки свиданий помогали Хэнку обрести уверенность в себе. Чем увереннее он становился, тем больше оживал Мэнни. Перед домом Сары труп уже мог самостоятельно ходить и даже тащил Хэнка на себе. Однако увидев воочию объект своего вожделения, парень откровенно сдулся, и Мэнни безжизненным мешком лежал на лужайке. С Сарой парень заговорить так не решился.

Понимая свою несостоятельность, наш герой понял, что лучшие минуты своей жизни он провёл с трупом. Именно это сподвигло его попытаться похитить тело. Однако в обществе подобные причуды не приветствуются, поэтому сбежавшего героя нашли и заковали в браслеты.

В этом случае, объяснение концовки истории может быть таким. Мэнни – это лишь часть подсознания Хэнка. Его робость, неуверенность, комплексы. В конце он от них избавляется, и труп улыбаясь уносится в водную даль.

 

Мэнни и Хэнк
Кадр из фильма.
Кто, по вашему мнению, герой Рэдклиффа?
Просто мертвый человек. Он был живым только в воображении спятившего главного героя.
66.84%
Сверхъестественное существо, которое появилось, чтобы спасти героя в его безнадежной ситуации.
14.02%
Создатели фильма - психи.
16.92%
Другое (напишу в комментариях).
2.22%
Проголосовало: 585

Фильмы похожие на «Человек швейцарский нож»

  • Уик-энд у Берни (США, 1989). Двое сотрудников страховой компании уличают своего босса в хищениях. Они приезжают к нему на вечеринку и находят Берни мёртвым, теперь ребятам предстоит сделать так, чтобы гости ничего не заподозрили.
  • Изгой (США, 2000). Чак Ноланд оказывается единственным выжившим в авиакатастрофе над Тихим оеканом. Теперь почтовому служащему предстоит научиться выживать на необитаемом острове.
  • Бойцовский клуб (США, 1999). Человек пытается вырваться из рутины серых будней и ищет смысл жизни. Всё меняется, когда он встречает некоего Тайлера, который придерживается принципов саморазрушения.
  • Сплит (США, 2017). Психически неуравновешенный человек, в голове которого уживается 23 личности, похищает двух девушек. При этом все личности боятся Зверя, который скоро придёт, чтобы болью очистить людей.
  • Страна приливов (Великобритания, 2005). Маленькой Джелизе-Роуз не повезло с родителями, которым нет дела до ребёнка, и она играет оторванными головами кукол. После смерти матери, отец увозит дочь в дом своего детства, где побег от реальности превращается в настоящее безумие.

Автор статьи
Михаил Новожилов
Михаил Новожилов
Любитель атмосферного кино, с необычным взглядом на окружающий мир. Обожает триллеры.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.