Страна: СССР
Жанр: драма
Год производства: 1983
Режиссер: Ролан Быков
Актеры: Кристина Орбакайте, Юрий Никулин, Елена Санаева
“Чучело” – неоднозначная картина о школьниках СССР. Это совершенно несоветское кино, повествует о чудовищной фальши и лжи системы, и о старых, но изрядно перевранных ценностях. Это очень современная картина: сегодня сюжет и смысл фильма “Чучело” актуальны как никогда.
Краткое содержание
Краткое описание содержания фильма “Чучело”. Середина 80-х годов ХХ века, заштатный позднесоветский городок. 12-летняя Лена Бессольцева приезжает жить к своему дедушке, чудаку не от мира сего: он одержим идеей собрать все картины прадеда, крепостного художника. Ради этого он тратил все свои сбережения, а сам ходил в заплатках. Именно поэтому к нему прицепилось обидное прозвище – Заплаточник.
В сентябре девочка идет учиться в новую школу. Узнав, что она – внучка “Заплаточника”, класс, неформальным лидером которого является принципиальная Железная Кнопка, помешанная на справедливости, начинает подшучивать над ней – сначала относительно беззлобно, но вскоре к ней прилипает жуткое прозвище “Чучело”.
Лена не принимает это близко к сердцу и частенько смеется над собой вместе со всеми. Лене не до обид – в ее сердце поселяется новое, доселе незнакомое ей чувство к соседу по парте – к Диме Сомову, к самому умному парню в классе, так похожему на прекрасного “Спящего мальчика” в сквере. Он единственный из всего класса отнесся к ней без неприязни, и вскоре они подружились.
Однажды классная руководительница, готовящаяся к свадьбе, сообщила ребятам, что перед началом осенних каникул она возьмет их с собой в Москву на экскурсию. Но перед самыми каникулами грянула катастрофа – класс прогулял урок и ушел в кино.
А далее завертелась череда событий: трусость Димы, “сдавшего” товарищей классной руководительнице, отмена поездки в Москву, еще одна трусость Димы – на сей раз перед оскорбленным классом, и вмешательство Лены: увидев, как боится возмездия ее друг, она взяла его вину на себя.
С этих пор она стала для одноклассников не просто Чучелом, но и Предателем. И недобрый, недружный класс объединился с единственной целью – наказать ее…
Так началось страшное противостояние одиночки и толпы – противостояние, незамеченное взрослыми. Сначала Лена сильно боялась класса, но потом, когда она поняла, что ее никто не защитит, в ней произошла серьезная перемена. Она перестала бояться и бросила травившему ее классу вызов.
Объяснение концовки
Ближе к финалу картины раскрывается правда о Диме, и класс прекращает травить Лену. Но она больше не может оставаться учиться здесь. Дедушка, которому она все рассказывает, принимает решение уехать из забытого Богом городка, и отдает местному музею все собранные картины. А одну из них, самую любимую, он дарит классу…
Концовка не нуждается в объяснении: класс раскаивается в травле, Лена прощает одноклассников, но уезжает – в новую жизнь.
Смысл концовки фильма “Чучело” достаточно простой: школьники осознали свою несправедливость именно к Лене Бессольцевой. Судьба Димы остается открытой – ведь именно из-за него отменили экскурсию, и именно из-за него досталось Лене…
Смысл фильма
Картина Быкова как бы делится на два части – на “до” и “после”. В условной первой части есть жутковатая мизансцена, в которой испуганную Лену, надевшую на себя маску зайца, окружают одноклассники в масках хищников: это шутка, гротеск, но от нее так и веет мрачностью и безнадежностью.
А во второй части картины мы видим не менее страшную сцену – сожжение чучела. После этого Лена принимает правила игры. Прежняя Лена словно сгорает на костре, и, точно птица Феникс, возрождается из пепла. И это уже совсем другой человек.
Смысл фильма “Чучело” заключается вовсе не в том, что дети жестоки, а травля (в современном мире буллинг) – это плохо. Это еще и кино о любви и о ее нехватке в современном обществе.
Ролан Быков осмелился поднять очень непростую тему. В официальной радужной картинке развитого социализма ей не было места.
Смысл фильма “Чучело” заключается в том, что социалистическая сказка – это чушь, которая не могла бы сбыться никогда. Большинство типичных черт социальных масок, которые советские люди учились носить с пеленок, представлены здесь в полном объеме.
Есть здесь рельефные маски, но есть и безликие, бессловесные – фоновые. Одной из идей Быкова было показать, насколько страшен этот фон, с молчаливого согласия которого творятся все гнусности на земле.
“Чучело” – безусловно, перестроечное кино, и суть фильма – в крахе системы, в скором гибели СССР, который оказался не титаном, а колоссом на глиняных ногах.
Фильм “Чучело” был снят по одноименной книге Владимира Железнякова. Автор вместе с режиссером отчаянно бьют тревогу, но одновременно они указывают путь к спасению: оно возможно через милосердие, прощение, раскаяние, возвращение к вечным и добрым ценностям.
У этой картины есть и скрытый смысл: ее сюжет во многом перекликается с библейской новозаветной историей. Невиновная Лена Бессольцева предана, отдана на растерзание. После страданий она преображается, а ее мучители в итоге прозревают и раскаиваются.
“Чучело” не погружает зрителя в центрифугу эмоций. Напротив, этот фильм плавен, как радостный птичий полет. Здесь говорится о правильных ценностях – о вечных ценностях, забытых, понятых по-своему… До семижды семи раз прощает Лена Бессольцева предателя Диму, которого любит. И перед самым страшным предательством он дарит ей “поцелуй Иуды”…
Безымянный городок – это Содом в миниатюре, и главная задача – найти хотя бы десять праведников. Старик Бессольцев отдает городу свое сердце и душу, а перед любимой его картиной все просят прощения, точно перед иконой.
В этом фильме нет зла в чистом виде. Оно за кадром, потому что дети – отражение их родителей. Зато есть различные аллегории и отсылки. Смысл фильма – в победе духа над инстинктами, Личности – над стадом. Это тихая победа, но зато неоспоримая.
Похожие фильмы
Вот несколько фильмов, похожих по смыслу на картину Ролана Быкова:
- “Класс” (Эстония, 2007). Странный, забитый и замкнутый Йозеп является изгоем в классе. Однажды за него заступается Каспар – один из тех, кто тоже когда-то травил его. Теперь их двое, они не друзья – но союзники в страшном деле;
- “Карта мира” (США, Германия, 2004 г). Элис и ее супруг переезжают в небольшой городок. Однажды по недосмотру Элис погибает маленький ребенок, и с этого начинаются все их беды;
- “Кес” (Великобритания, 1969 г). Билли – изгой в своем классе. Однажды он находит раненого сокола и выхаживает его: птица становится его самым верным другом;
- “Господин Лазар” (Канада, 2011 г). Бахир Лазар, эмигрант из Алжира, становится учителем младших классов. Отношения к классом потихоньку налаживаются, но ему грозит депортация.
ну время показало что тут не в ссср дело а в принципе в масках и злобе людей которая вечна и нет ей родины , а фильмы такие сейчас не снимают между прочим вот вам и ссср..пишите пургу..надо было ссср развивать а не ломать ..
Спасибо за ответ
Поверхностно связывать СССР и травлю. Работаю в образовании, ничего не изменилось с тех времен.
А причем тут СССР? Подобные явления встречаются во всем мире и встречались во все времена. Задача состоит в профилактике и разрешении педагогических конфликтов, а не в поиске корней проблемы там, где их нет.
Дети стали еще больше агрессивными, двуличными и равнодушными к переживаниям других людей…