Год производства: 2021
Страна: Франция, Нидерланды
Жанр: биографический, драма, исторический
Режиссер: Пол Верховен
Актеры: Вирджиния Эфира, Дафна Патакия, Ламбер Вильсон, Шарлотта Рэмплинг, Эрве Пьер, Оливье Рабурдин

Фильм знаменитого режиссера Поля Верховена «Искушение»/Benedetta запретили в российском прокате. На несколько дней это скандальное событие потеснило в новостной повестке даже думские выборы. Минкульт объяснил, что в фильме есть провокационная сцена, «которая расценивается как нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях». Представитель Синодального отдела Московского патриархата высказался еще жестче: «Это порнография».
Что же такого шокирующего умудрился снять 83-летний живой классик Верховен? Расскажем, о чем фильм «Искушение», его философии и смысле. И о том, за какие сюжетные повороты и сцены эту драму запретили в России.
Предыстория
Поль Верховен – тот самый режиссер-хулиган, который снял Шэрон Стоун без нижнего белья в фильме «Основной инстинкт». Потом работал над драмой «Шоугерлз» о стриптизершах. Этой противоречивой ленте сначала дали «Золотую малину» как худшему фильму, а потом признали его культовым.
Верховен был очарован легендой о жизни Иисуса Христа. Режиссер изучал Библию, участвовал в интеллектуальных семинарах об Иисусе, был соавтором книги о нем. И даже собирался снять фильм под названием «Иисус: Человек». Идея фильма в том, чтобы дать легенде о Богочеловеке антирелигиозную, «человеческую» трактовку. Но проект сорвался.
Несмотря на горячий интерес к библейским темам, Поль Верховен – убежденный атеист. В фильме «Искушение» он богохульствует, кощунствует, включает в него эротические сцены на грани и за гранью и приправляет все это беспросветно черным юмором.
Фильм был номинирован на Золотую пальмовую ветвь в Каннах. Приз не получил, но стал самой громкой премьерой фестиваля.
О чем фильм «Искушение»
Италия, XVII век. Католическая Монахиня Бенедетта (актриса Виржини Эфира) часто видит во сне по-земному красивого небесного жениха Иисуса и мечтает о нем. Эти видения лечат молитвами и маковым отваром (сильнейшим опиатом), и от этого грезы Бенедитты становятся еще красочнее.
Однажды в монастыре появляется юная привлекательная Бартоломеа (Дафна Патакия), сбежавшая от отца-насильника. Та старается сблизиться с Бенедеттой, нежна и внимательна к ней, как бы невзначай показывает ей свое безупречное тело, в общем, подвергает монахиню нестерпимым греховным искушениям.
Распаленная Бенедитта во время очередного ночного видения приникает к распятому Христу и получает от него кровоточащие стигматы – глубокие раны на ладонях, такие же, как у Иисуса. Очнувшись, она обнаруживает, что стигматы появились в реальности.

Это чудо возносит рядовую монахиню на необычайные высоты церковной иерархии. Ее уже готовы объявить святой, а ее маленький тосканский монастырь – центром католичества. Бенедитта становится аббатисой женского монастыря.
Параллельно развивается ее страстный роман с Бартоломеа. Их связь показана без купюр и недомолвок. Здесь много обнаженного тела и непристойностей. Но монахиням, конечно, не удается скрыть свою связь. Бенедитта арестована…

Основано на реальных событиях
Сюжет фильма «Искушение» основан на реальных событиях. Сценаристы позаимствовали фабулу из книги историка, исследователя ренессанса Джудит С. Браун «Нескромные поступки: Жизнь монахини-ле*биянки в Италии эпохи Возрождения» (1986 год).
В книге рассказана реальная история итальянской монахини, абатиссы Бенедетты Карлини. Ее судили и приговорили к пожизненному заключению за связь с духом, одержимость, преступную связь с другой монахиней, а также мошенничество – абатисса сама наносила себе раны и выдавала их за стигматы.
Сюжет «Искушения» близок к этой истории. Но реальная Бенедетта, в отличии от героини фильма (которая поддалась провокациям влюбленной монахини), сама соблазнила Бартоломею, упирая на то, что «Бог есть любовь».
Реальная Бенедетта Карлини умерла в тюрьме в возрасте 70 лет.

Смысл фильма
Фильм «Искушение» – спорный и многослойный, его можно интерпретировать по-разному и находить в нем все новые смыслы. И уж точно не стоит воспринимать эту ленту как откровенное по*но, в котором сюжет – всего лишь связка между постельными сценами.
Обличение церкви и церковных догматов
«Искушение» – антиклерикальное кино. «Святая» церковь изображена как тоталитарный институт, построенный на лицемерии, притворстве и насилии, где правят деньги и амбиции.
В фильме обличается и высмеивается не только институт церкви, но и сама суть христианства. Повторимся: Верховен — убежденный атеист. Он не принимает одну из центральных идей христианства – о греховности тела и плотской любви.

Его Бенедитта свободна в своих чувствах, ее любовь принимает разные формы: это и пылкие молитвы, и ле*бийские игры, и страсть к Иисусу как к мужчине. Верховен воспевает женскую красоту, любовь и свободу, в том числе сек*уальную.
Верховен жестко высмеивает религиозные чудеса. Чего стоит, например, «чудо», когда Бенедитта, будучи ребенком, спасла своих родителей от грабителя: она вызвала Божественное знамение – неизвестно откуда взявшаяся птичка накакала грабителю в глаз.
Феминизм
Бенедитта свободна, в том числе и в своих сек*уальных проявлениях. Это сильная, красивая женщина, которая протестует против церковных догм и любых ограничений. Неслучайно Поль Верховен назвал фильм по имени главной героини – «Benedetta» («Искушение» – вариант для российского проката).

Радикальное проявление феминистской идеи фильма: во сне героиня снимает с Христа набедренную повязку и видит не мужчину, а женщину.
Бенедитта – продуманная карьеристка
Бенедитту можно считать страстной и искренней, но у фильма «Искушение» может быть и другая трактовка. Бенедитта – амбициозная женщина-альфа, умная и продуманная, которая убеждает всех окружающих, что общается с господом. Она продюсирует себя, преследуя свои амбициозные цели.

Эта трактовка перекликается с сюжетом исторической книги: реальная Бенедетта Карлини действительно была карьеристкой. Согласно протоколам допроса, она сознательно наносила себе увечья-«стигматы», чтобы добиться власти и привилегий.
При этом, как многие гениальные актрисы, Бенедитта вживается в свою роль настолько, что уже не отделяет собственный вымысел от реальности. Она сама страстно верит в свою избранность и исключительность.
Из-за какой сцены запретили прокат «Искушения» в России
Сама по себе идея «запрещать» и «не пущать», когда речь идет о художественном произведении, вызывает отторжение. Но позиция Минкульта в ситуации с «Искушением» вполне понятна. Откровенные сек*уальные сцены, в том числе с участием Иисуса, ле*бийская страсть, стеб над религиозными догмами и святынями – все это оказалось too mach даже для толерантных Канн.

Что уж говорить о патриархальной и консервативной России, где даже фильм «Матильда» о Николае II вызвал бурю негодования. А фильм «Страсти Христовы» набожного режиссера Мела Гибсона, который почти буквально пересказал Библию, вызвал нападки со стороны прихожан и еврейских организаций.
Какая именно сцена нарушает законодательство о свободе совести и свободе вероисповедания, министерство не уточнило. Но жестких провокаций в фильме достаточно. Чего стоит сцена с деревянной статуэткой Богоматери, которую героиня использует как фал*оимитатор. А также сны главной героини с участием Иисуса и ее реальные встречи с юной Бартоломеей.
Прокат «Искушения» в России, даже с грифом 18+ не мог не вызвать бурю. Впрочем, Пол Верховен переживет этот запрет. В мировом прокате фильм собрал уже больше 2,5 млн. долларов.
Что то подобное описано в романе “Монахиня”(автора не помню).
Автор Дени Дидро. Потрясающая книга, хоть и урезанная в советской версии.
нормально,вообще то… сами все пересмотрели и решили за народ – что ему можно смотреть, а что нельзя..
страна непуганых идиотов от власти
Тотальный запрет только подстегнет интерес к фильму
Очередной бездарный ширпотреб.
Кому надо и так посмотрят. А в целом – правильно. Ибо нехрен уничижать верования кого бы то ни было! А слабо такое про Ислам снять?! Страшно, да? Грохнут ведь! А христиане добрые, поругают и всё, ну так это ж тоже пиар…
Скотство.
Если человека низменное не может оскорбить, он либо идиот, либо законченный мерзавец. Кстати, почему талантливый режиссер не может быть таковым?
Особенно удивляет, что 35% (т.е.больше всех, прочитавших статью) решили, что фильм прекрасен. Т.е.напрашивается вывод, что современный мир падок на порнографический ширпотреб. Это и в кино и в театре: больше голых на сцене – больше интереса. Чем страшнее и провакационней скульптура – тем продвинутей). И да! Еще почитатели этого де.р.ьма могут высокоскомерно порассужать, что забитый народ не понимает такое высокое “искусство “…. Ведь это всё (г..в..но и дно) только для высокоинтеллектуальной )) “элиты”
Идея хорошая, но исполнение удручающее. Игра главных героинь никакущая, просто тупо отработка. Весь фильм крутится вокруг их похоти, о чем то большем там и речи не идет, и это при том, что откровенности ноль, естественно. Короче, ни рыба, ни мясо. И даже Шарлотта Ремплинг не спасает сей шедевр, хотя она там великолепна, как всегда.