Сгнивший дуб, лодка без весел и другие символы фильма «Город Зеро»

Город Зеро Смысл фильма

Страна: СССР

Жанр: драма, фантасмагория

Год производства: 1988

Режиссер: Карен Шахназаров

Актеры: Леонид Филатов, Олег Басилашвили, Владимир Меньшов, Армен Джигарханян

Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

“Город Зеро” Карена Шахназарова – удивительный и странный фильм, совершенно не похожий на советский, хотя вроде бы все атрибуты действительности, показанной там, в полной мере принадлежат эпохе СССР.

Смысл фильма “Город Зеро” – в демонстрации нелогичной советской действительности, усиленной до состояния абсурда. Здесь показан СССР в период полураспада, накануне близящегося конца. У картины есть и скрытый смысл, и его можно трактовать по-разному.

О чем фильм

Краткое содержание фильма “Город Зеро”. В маленький провинциальный город приезжает инженер Алексей Варакин: ему предстоит разрешить проблему с поставкой кондиционеров.

Местные жители не нацелены на то, чтобы помочь ему. Совсем наоборот: Варакин будто попадает в реку из сюрреалистичных образов и проблем перестроечных времен, а население городка лишь все больше усиливает течение этой реки. Обращаясь к ним за помощью, главный герой только уменьшает свои шансы сбежать из этого проклятого городка.

инженер Варакин
Роль инженера Алексея Варакина сыграл Леонид Филатов. Кадр из фильма.

Город Зеро кажется Варакину неприютным и серым. Скучая по привычной жизни дома, герой с удовольствием обнаруживает ресторан. Он оказывается там единственным посетителем, и, удивившись этому, делает заказ.

В качестве бонуса Варакин получает странный и достаточно жуткий подарок от шеф-повара – торт в виде его головы. Столь нелепый “подарок” напугал и возмутил героя, и он попробовал было отказаться от него. На это официант заявил, что в таком случае повар обидится и покончит с собой. Варакин не поверил, но вскоре услышал звук выстрела.

ресторан города Зеро
Кадр из фильма.

Всерьез испугавшись, Варакин отправился на вокзал. Там он испугался еще больше: в кассе не было билетов ни на одно направление, а все дороги, как он выяснил, ведут в никуда.

Безмерно уставший Варакин взял такси и попросил отвезти его до ж/д станции. Таксист заблудился и довез его до полузаброшенного поселка, в котором, тем не менее, находился действующий краеведческий музей. Там Варакин увидел удивительную экспозицию, в которой произошло смешение разных наций и эпох.

После музея Варакин решил, что хватит с него чудес, и попросился на ночлег к местному электрику. Его сынишка Миша сообщил герою страшное: он никогда не покинет Город Зеро, и умрет в 2015 году…

Как и в любой хорошей абсурдистской сказке в традициях Гоголя и Кафки, дело тут не в поверхностной цепочке событий (далеко не каждое из них требует объяснения), а в особенности каждого отдельного момента и общем подтексте.

Объяснение концовки

В конце фильма “Город Зеро” зритель видит “дуб власти”: ветка этого дерева делала обычного человека правителем. По словам одного из героев, этот дуб “после семнадцатого года охраняется государством”.

В конце картины у сгнившего дуба отваливается огромная ветка, и жители Города Зеро начинают отрывать себе по небольшой веточке. Не выдержав этого зрелища, Варакин убегает в лес. Там он находит водоем и лодку. Он садится в нее и уплывает. И все бы хорошо, но только в этой лодке отсутствуют весла…

лодка без весел
Кадр из фильма.

Возможно, смысл концовки фильма “Город Зеро” заключается в том, что Варакин так и остался в этом странном и жутком месте. Но есть и другие трактовки финала картины.

Этот фильм идет в противофазе роману Франца Кафки “Замок”: если там герой хочет остаться и ищет контакта с элитой, то в этом фильме Варакин, наоборот, решительно хочет уехать. Лодка символизирует не переход из мира живых в мир мертвых, а, скорее наоборот – переход из умирающего мира в тупик: она не имеет весел. И объяснение концовки будет такое: герой застревает между мирами в одиночестве, отказавшись от борьбы за власть.

Смысл фильма

Главной идеей Шахназарова было показать умирающий советский строй. События, которые разворачиваются в фильме, абсурдны с точки зрения рационального современного человека, которым является Варакин, но вполне привычны для советских людей, которые там проживают: директор завода не имеет никаких представлений о заводе, таксист не знает дорогу к вокзалу, а в краеведческом музее вместо истории города рассказывают небылицы. Многие люди ищут повод для самоубийства, а в клубе любителей рока никто не умеет играть рок.

Неслучайным кажется появление мальчика-оракула: он предсказывает Варакину его советское будущее – достаточно понятное и предсказуемое. Смысл заключается в том, что старый строй не давал никому возможностей реализовать себя. От обычного, среднестатистического человека ничего не зависело, ему не к чему было стремиться, ничего не нужно было знать и уметь: все люди были одинаковыми. И оставалось только сидеть голым на работе или ломать ветки на дубе.

голая секретарша в приемной
Роль секретарши Нины исполнила Елена Аржаник. Кадр из фильма.

Шахназаров задумывал картину как иронию над угасающим Советским Союзом, но ее смысл гораздо глубже: она живет своей жизнью.

Варакин – сторонний наблюдатель. Но он же архитектор Города Зеро. Смысл в том, что здесь работает принцип неопределенности Гейзенберга, применимый не только в квантовой механике: наблюдатель извне влияет на поведение исследуемых систем. Без Варакина нет Города. Поэтому он называется Зеро – деление на ноль и бесконечность.

Сцена с дубом – кульминация. Целая когорта жителей города Зеро с легионом зрителей в придачу прикована тягучими мыслями к злосчастному дереву. Это страшная сцена: в ней с треском рушится последняя надежда на то, что слова не расходятся с общим делом, то есть на то, что политическое существует. Но его нет, и слова расходятся не только с делом, но и сами с собой. Строй умер, да здравствует строй.

Другой взгляд

Во многих разборах и рецензиях зрители замечают, что “Город Зеро” не дотягивает до артхауса. Достаточно многое здесь кажется устаревшим и концептуально, и стилистически. Но определенная “фишка” в этой картине есть. Картина Шахназарова достигает некоторых своих целей, главнейшая из которых – показать советскую систему в период полураспада, накануне близящегося конца.

Весьма примечательной кажется сцена в музее истории города. Она кричит о том, как меняют историю, как меняют понятия и как на ходу выдумывают новые нормы и правила. Варакин здесь выступает, как совершенно бессильный, вынужденный лицезреть все эти изменения человек, который, к тому же, совершенно растерян.

В его образе показана трагедия одного человека, индивида, хотя именно он олицетворяет в этом фильме народ. Символичной кажется сцена погашения света в краеведческом музее: ее можно рассматривать как сигнал скорого финала СССР.

Разгадка финала проста и безжалостна: гибель советского человека неизбежна и словно бы предначертана.  Варакин не знает, куда бежать и бежит куда глаза глядят, но это надо было делать раньше. Примечательно, что совет бежать ему дает прокурор, который является частью системы: он хотел застрелиться при новом порядке, но все-таки отламывает частичку власти. Прокурор говорит правильные вещи, вызывает доверие, психологически ломает Варакина окончательно, но в итоге он оказывается вместе с теми, кто ломает и растаскивает дуб.

Он обязан был либо покончить с собой, либо присоединиться к новому порядку. А люди могут выбирать – жить по новым правилам или сбежать.

И все-таки, этот фильм нельзя в полной мере назвать сатирической притчей о позднем СССР, который впал в маразм абсурда. Одновременно его можно рассматривать как портрет одной конкретной страны, которая родилась после развала “советской империи”. Вся та дичь, которая здесь показана, всегда была главной составляющей существования и для народа, и для власти.

И еще одна трактовка

Сюжет можно трактовать по-разному. А вдруг главный герой и вправду родом из этого странного и жуткого городка? Вдруг, уехав по молодости в Москву, он напрочь забыл о родном городе, а вернувшись обратно, попал в болото быта и проблем родственников: он рад бы вырваться и вернуться к прежней жизни, но уже слишком поздно?..

Разумеется, это маловероятно. Но именно в этом и заключается вся прелесть подобного рода фильмов. При каждом новом пересмотре в голове могут возникать все новые и новые трактовки сюжета. И каждая из этих трактовок имеет право на существование.

Узнали СССР периода полураспада?
Да, все очень точно.
16.67%
Тонкий, ироничный взгляд на то жуткое время.
33.33%
Просто дикая дичь, никакой связи с реальностью.
33.33%
Руки прочь от СССР!
16.67%
Проголосовало: 6

Добавить комментарий

Adblock
detector