Сгнивший дуб, лодка без весел и другие символы фильма «Город Зеро»

Город Зеро Смысл фильма

Страна: СССР

Жанр: драма, фантасмагория

Год производства: 1988

Режиссер: Карен Шахназаров

Актеры: Леонид Филатов, Олег Басилашвили, Владимир Меньшов, Армен Джигарханян

“Город Зеро” Карена Шахназарова – удивительный и странный фильм, совершенно не похожий на советский, хотя вроде бы все атрибуты действительности, показанной там, в полной мере принадлежат эпохе СССР.

Смысл фильма “Город Зеро” – в демонстрации нелогичной советской действительности, усиленной до состояния абсурда. Здесь показан СССР в период полураспада, накануне близящегося конца. У картины есть и скрытый смысл, и его можно трактовать по-разному.

О чем фильм

Краткое содержание фильма “Город Зеро”. В маленький провинциальный город приезжает инженер Алексей Варакин: ему предстоит разрешить проблему с поставкой кондиционеров.

Местные жители не нацелены на то, чтобы помочь ему. Совсем наоборот: Варакин будто попадает в реку из сюрреалистичных образов и проблем перестроечных времен, а население городка лишь все больше усиливает течение этой реки. Обращаясь к ним за помощью, главный герой только уменьшает свои шансы сбежать из этого проклятого городка.

инженер Варакин
Роль инженера Алексея Варакина сыграл Леонид Филатов. Кадр из фильма.

Город Зеро кажется Варакину неприютным и серым. Скучая по привычной жизни дома, герой с удовольствием обнаруживает ресторан. Он оказывается там единственным посетителем, и, удивившись этому, делает заказ.

В качестве бонуса Варакин получает странный и достаточно жуткий подарок от шеф-повара – торт в виде его головы. Столь нелепый “подарок” напугал и возмутил героя, и он попробовал было отказаться от него. На это официант заявил, что в таком случае повар обидится и покончит с собой. Варакин не поверил, но вскоре услышал звук выстрела.

ресторан города Зеро
Кадр из фильма.

Всерьез испугавшись, Варакин отправился на вокзал. Там он испугался еще больше: в кассе не было билетов ни на одно направление, а все дороги, как он выяснил, ведут в никуда.

Безмерно уставший Варакин взял такси и попросил отвезти его до ж/д станции. Таксист заблудился и довез его до полузаброшенного поселка, в котором, тем не менее, находился действующий краеведческий музей. Там Варакин увидел удивительную экспозицию, в которой произошло смешение разных наций и эпох.

После музея Варакин решил, что хватит с него чудес, и попросился на ночлег к местному электрику. Его сынишка Миша сообщил герою страшное: он никогда не покинет Город Зеро, и умрет в 2015 году…

Как и в любой хорошей абсурдистской сказке в традициях Гоголя и Кафки, дело тут не в поверхностной цепочке событий (далеко не каждое из них требует объяснения), а в особенности каждого отдельного момента и общем подтексте.

Объяснение концовки

В конце фильма “Город Зеро” зритель видит “дуб власти”: ветка этого дерева делала обычного человека правителем. По словам одного из героев, этот дуб “после семнадцатого года охраняется государством”.

В конце картины у сгнившего дуба отваливается огромная ветка, и жители Города Зеро начинают отрывать себе по небольшой веточке. Не выдержав этого зрелища, Варакин убегает в лес. Там он находит водоем и лодку. Он садится в нее и уплывает. И все бы хорошо, но только в этой лодке отсутствуют весла…

лодка без весел
Кадр из фильма.

Возможно, смысл концовки фильма “Город Зеро” заключается в том, что Варакин так и остался в этом странном и жутком месте. Но есть и другие трактовки финала картины.

Этот фильм идет в противофазе роману Франца Кафки “Замок”: если там герой хочет остаться и ищет контакта с элитой, то в этом фильме Варакин, наоборот, решительно хочет уехать. Лодка символизирует не переход из мира живых в мир мертвых, а, скорее наоборот – переход из умирающего мира в тупик: она не имеет весел. И объяснение концовки будет такое: герой застревает между мирами в одиночестве, отказавшись от борьбы за власть.

Смысл фильма

Главной идеей Шахназарова было показать умирающий советский строй. События, которые разворачиваются в фильме, абсурдны с точки зрения рационального современного человека, которым является Варакин, но вполне привычны для советских людей, которые там проживают: директор завода не имеет никаких представлений о заводе, таксист не знает дорогу к вокзалу, а в краеведческом музее вместо истории города рассказывают небылицы. Многие люди ищут повод для самоубийства, а в клубе любителей рока никто не умеет играть рок.

Неслучайным кажется появление мальчика-оракула: он предсказывает Варакину его советское будущее – достаточно понятное и предсказуемое. Смысл заключается в том, что старый строй не давал никому возможностей реализовать себя. От обычного, среднестатистического человека ничего не зависело, ему не к чему было стремиться, ничего не нужно было знать и уметь: все люди были одинаковыми. И оставалось только сидеть голым на работе или ломать ветки на дубе.

голая секретарша в приемной
Роль секретарши Нины исполнила Елена Аржаник. Кадр из фильма.

Шахназаров задумывал картину как иронию над угасающим Советским Союзом, но ее смысл гораздо глубже: она живет своей жизнью.

Варакин – сторонний наблюдатель. Но он же архитектор Города Зеро. Смысл в том, что здесь работает принцип неопределенности Гейзенберга, применимый не только в квантовой механике: наблюдатель извне влияет на поведение исследуемых систем. Без Варакина нет Города. Поэтому он называется Зеро – деление на ноль и бесконечность.

Сцена с дубом – кульминация. Целая когорта жителей города Зеро с легионом зрителей в придачу прикована тягучими мыслями к злосчастному дереву. Это страшная сцена: в ней с треском рушится последняя надежда на то, что слова не расходятся с общим делом, то есть на то, что политическое существует. Но его нет, и слова расходятся не только с делом, но и сами с собой. Строй умер, да здравствует строй.

Другой взгляд

Во многих разборах и рецензиях зрители замечают, что “Город Зеро” не дотягивает до артхауса. Достаточно многое здесь кажется устаревшим и концептуально, и стилистически. Но определенная “фишка” в этой картине есть. Картина Шахназарова достигает некоторых своих целей, главнейшая из которых – показать советскую систему в период полураспада, накануне близящегося конца.

Весьма примечательной кажется сцена в музее истории города. Она кричит о том, как меняют историю, как меняют понятия и как на ходу выдумывают новые нормы и правила. Варакин здесь выступает, как совершенно бессильный, вынужденный лицезреть все эти изменения человек, который, к тому же, совершенно растерян.

В его образе показана трагедия одного человека, индивида, хотя именно он олицетворяет в этом фильме народ. Символичной кажется сцена погашения света в краеведческом музее: ее можно рассматривать как сигнал скорого финала СССР.

Разгадка финала проста и безжалостна: гибель советского человека неизбежна и словно бы предначертана.  Варакин не знает, куда бежать и бежит куда глаза глядят, но это надо было делать раньше. Примечательно, что совет бежать ему дает прокурор, который является частью системы: он хотел застрелиться при новом порядке, но все-таки отламывает частичку власти. Прокурор говорит правильные вещи, вызывает доверие, психологически ломает Варакина окончательно, но в итоге он оказывается вместе с теми, кто ломает и растаскивает дуб.

Он обязан был либо покончить с собой, либо присоединиться к новому порядку. А люди могут выбирать – жить по новым правилам или сбежать.

И все-таки, этот фильм нельзя в полной мере назвать сатирической притчей о позднем СССР, который впал в маразм абсурда. Одновременно его можно рассматривать как портрет одной конкретной страны, которая родилась после развала “советской империи”. Вся та дичь, которая здесь показана, всегда была главной составляющей существования и для народа, и для власти.

И еще одна трактовка

Сюжет можно трактовать по-разному. А вдруг главный герой и вправду родом из этого странного и жуткого городка? Вдруг, уехав по молодости в Москву, он напрочь забыл о родном городе, а вернувшись обратно, попал в болото быта и проблем родственников: он рад бы вырваться и вернуться к прежней жизни, но уже слишком поздно?..

Разумеется, это маловероятно. Но именно в этом и заключается вся прелесть подобного рода фильмов. При каждом новом пересмотре в голове могут возникать все новые и новые трактовки сюжета. И каждая из этих трактовок имеет право на существование.

Узнали СССР периода полураспада?
Да, все очень точно.
14.86%
Тонкий, ироничный взгляд на то жуткое время.
33.4%
Просто дикая дичь, никакой связи с реальностью.
31.56%
Руки прочь от СССР!
20.17%
Проголосовало: 1036
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Лилия

    “То” время было не более жутким, чем теперешнее.

    Ответить
    1. Л.Мила

      Можно назвать теперешнее время более жутким, чем “то”…

      Ответить
    2. Тая

      Лилия, да, 100%. Тогда была надежда на скорые и позитивные перемены…

      3
      1
      Ответить
    3. Вячеслав

      А я бы лучше вернулся в ту самую “жуть”, чем при нынешнем “безоблачном” со страхом смотреть в каждый завтрашний день.

      6
      1
      Ответить
  2. Виктор

    Фильм предвидение ” Визит дамы” вот ответ на фильм “Город Зоро”. Все пожирающий мир капитала не менее страшен мира застоя.

    Ответить
    1. Ольга

      Все это о нас и сейчас этот фильм идёт в реальности и на наших глазах,,,,, ужааааас,,,

      2
      1
      Ответить
      1. Алекс

        Именно это подтверждает разговор в кабинете прокурора с Варакиным о госкдармтвеннтсти.

        Ответить
  3. Хома

    Фильм чем то перекликается с фильмом Сталкер Тарковского или нет ?

    Ответить
    1. Николай

      Да, чем-то схожи.

      Ответить
  4. Ольга

    Вранье в этом фильме об СССР.Я жила тогда и знаю как жили люди.Теперешнее время намного хуже и подлее

    Ответить
  5. Елена

    Фильм совсем о другом… О личности, об обществе вне времен. О переоценке событий. Такое аллегоричное действие происходит с каждым человеком.

    Ответить
  6. Наталья

    Фильм неплохой, но зачем воспринимать все так буквально? Высмеивает маразм в котором жили? А сейчас стали честнее, мудрее, добрее? Не похоже! Мы все те же, любим деньги и власть, а милосердие все реже стучится в наши сердца.

    Ответить
  7. Аноним

    По ощущениям похоже на “Замок”

    Ответить
  8. Тимофей

    Смысл фильма в том, что старое надоело, выродилось, опошлено…а ничего нового не просматривается – только заимствование западной формы существования без какого-то смысла. Поэтому прокурор говорит как он устал. Многое в фильме пророчество: главный герой никуда не уезжает, но в то же время не может вернуться. А дуб – это прогнившая, искаженная суть Союза, независимые республики отламывают себе власти “сколько можно унести”. А еще поразило предсказание переписывания, придумывания, подмены и искажения истории. Это в музее и римляне, и троянцы на территории, и все персонажи, якобы бывшие в этом городе. Как легко можно перемешать реальное с чушью и небывальщиной и делать на этом какие-то лживые выводы. Это точно как в нынешней Украине – сплошной фейк. Удивительно талантливый фильм гениального режиссера

    4
    2
    Ответить
    1. Елена

      Начали за здравие, закончили за упокой. Весь комментарий производили впечатление условно неглупого человека, а потом со всего размаха в лужу…
      В принципе какие-то мысли в вашей бедной головушке попискивают. Вот если ещё бревна из глаз достать, чтоб эти мысли свет божий так сказать увидели, то может и не так убого всё будет. Но пока, конечно, очень грустно.

      Ответить
    2. Nadine

      Браво!
      А уж вот эта цитата: “директор завода не имеет никаких представлений о заводе, таксист не знает дороги, …вместо истории рассказывают небылицы…” 👍 – это всё о тех, кто о Союзе слышал только из соцсетей, причём тут СССР? 😁

      Ответить
  9. Аноним

    Нелепость какая-то!!!! Единственная причина, почему я досмотрела до конца- играют хорошие актеры………
    по окончании получила недоумение!
    что это было?!
    зачем……..?!

    Ответить
  10. А.Неравнодушный

    На мой взгляд смысл этого фильма в том что наступают во время перестройки времена абсурда,ведущие страну в никуда.Это видно на примере музея,где показаны на одном аттракционе люди разных национальностей и все это красиво оформлено,а рядом на ободранном колесе одноликая одноцветная масса и это то куда мы идём.То что это исторический тупик для новой страны факт с лодкой!

    Ответить
  11. Альберт

    Даже не сомневался, что “трактовки” налепит либерда.

    Ответить
  12. Наталия

    Не так уж плох был тот ‘период застоя’.С удовольствием бы вернулась туда. Была стабильность.

    Ответить
  13. Юрий.

    Фильм о нашем времени, а не о распаде СССР. Шахназаров невольно предвидел, а сейчас бегает по ток шоу.

    3
    1
    Ответить
  14. Георгий

    А мне кажется Шахназаров заглянул в наше сегодня, когда танцы, музыка и бездарные программы стали апофеозом нашей жизни.

    Ответить
  15. Нина

    Усматривается аналогия с сегодняшним временем в России. И очень – очень схожая

    Ответить
  16. Кирилл

    Прокурор ничего не отоамывал от дуба, общее раздербанивание дуба это символ демократии, и как раз таки прокурор в этом участия не принимает и более того предлагает главному герою бежать. И да слом государственности грамотно помечен режиссёром происходит с подачи и разрешения партийной власти, которая стала партократией и плавно перекочевала в наше время.

    Ответить
  17. Иван Иванов

    Да полно те, господа-товарищи! Не надо искать черную кошку там, где ее нет! Не надо рыть подтекст, скрытый смысл, аллегорию! Нет там ничего этого. Просто шикарный фильм и все! А уж если так хочется “смысл” найти, так ведь просто все: фильм о маленьком, затхлом провинциальном городишке. Жил я одно время в таком. Народ там медленно, но верно сходит с ума. Поверьте! Начинают выдумывать небылицы, чтоб хоть как-то приобщиться к истории страны, а то и человечества, чтоб не чувствовать собственную ущербность. Хобби там всякие экстравагантные, мысли дурные в голову лезут. А главное – после нескольких лет начинаешь понимать, что выбраться из этого болота уже не получится! Рельсы, по которым ты сюда приехал сгнили, дороги ведут в тупик, а единственная лодка – и та без весел. Вспомните, в таком же городишке жили герои фильма М. Казакова “Безымянная звезда”. Только там про любовь, а тут – про сам город и его трясину. А что там советское – так это просто антураж, дань времени, чтоб понятнее было. Да и сейчас городков таких полно. Ничего не меняется. Только вместо советских атрибутов теперь атрибуты дикого капитализма. Но это всего лишь декорации.

    Ответить
  18. Анатолий

    Это сюрреализм в советское время. А смысл тут можно найти всякий. В конце конечно безысходность.

    Ответить
  19. Вячеслав

    Самое страшное,что ничего не меняется,по сути,а только лишь перекрашивается……

    Ответить
  20. Василий

    Тоже заметил, что перекликается с “замком”. Только персонажи все положительные. Варакину все помогают. Анна-красавица его возит. Электрик самогоночкой угощает. Женщина без голоса – чистая доброта. И глава горисполкома, и писатель, и девушки с пельменями, и весь рок клуб приятные персонажи. Рок-н-ролл победил “замок”. Очень интересен прокурор. Монолог про Русского человека, который всем жертвует для государства и от этого счастлив. Режисер тут соврал. Варакин никуда не сбежал. Каррен понял это ещё в 1988г. Может у нас когда нибудь появятся эти весла.

    Ответить
  21. Василий

    Не надо было слушать прокурора. Надо было вместе со всеми отламать себе веточку с дуба. Обустраеваться. Хорошие соседи, четверо дочек(предсказаных мальчиком). Чем не жизнь? И никакие весла не нужны.

    Ответить
    1. Марина

      Да уж не о жутком СССР фильм, а о том , что противоестественным образом мы начали ломать сами себя под влиянием запада, как обезьяны, копирующие чуждый образ жизни, понимая, что убиваем себя, но делаем, делаем себе назло, не понимая каким духовным богатством обладаем. А ветвь дуба по кусочкам- растаскивание страны и государственности. Можно было спокойно жить дальше, не разрушая СССР, но людям внушали очень умело, разрушали хозяйственные связи, чтобы дискредитировать нашу страну. Вот сейчас стало понятно, зачем. От запада никогда никто не ждал ничего хорошего, а Горбачев и Ельцин отдали страну на растерзание. Урвали , кто успел, а кто порядочный человек, так на лодке без весел, никуда не денешься и нигде не нужен и обратно в нормальную жизнь хода нет.

      Ответить
    2. Марина

      Ну уж нет, лучше остаться самим собой, а не погружаться в абсурдное безликое существование насекомых. Пересмотрела этот фильм случайно- оказывается , правильно я чувствовала, сейчас он становится понятным , правы те , кто не боится ринуться на лодке без весел искать настоящий путь, а не копировать чуждую цивилизацию.

      Ответить
  22. Игорь

    Какой смысл? Безумно глубокий. Постановочные за фильм. Очень неплохие. К тому времени машина у Карена уже сильно поизносилась. Нужна была новая.

    Ответить