Настоящая история Моро (героя Виктора Цоя) из фильма «Игла» 

Игла Смысл фильма
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

Страна: СССР

Жанр: драма, криминал, артхаус

Год производства: 1988

Режиссёр: Рашид Нугманов

Актёры: Виктор Цой, Пётр Мамонов, Александр Баширов, Марина Смирнова

Виктор Цой — фигура воистину культовая. Всё, что связано с этим человеком, приобретает такой же статус. Конечно, единственный полнометражный фильм, в котором снялся музыкант, тоже стал объектом повышенного внимания со стороны поклонников. Смысл фильма «Игла» с Цоем — до сих пор предмет активных обсуждений и споров.

История создания

Сценарий для фильма «Игла» написали казахские кинематографисты Бахыт Калибаев и Александр Баранов. Для съёмок был приглашён режиссёр, который учился вместе с ними во ВГИКе на несколько курсов младше. Начался подготовительный период, в течение которого тот должен был подготовить и согласовать свою переработанную версию сценария. Однако киношники не нашли общий язык и режиссёр покинул проект. К этому времени на производство были потрачены немалые средства: съёмочная группа была готова, но простаивала — деньги уходили впустую.

Нужно было срочно спасать фильм. На подмогу сценаристы вызвали своего земляка Рашида Нугманова. К тому времени он снял дебютную полудокументальную короткометражку «Йя-Хха», в которой снялись ленинградские рок-музыканты: Борис Гребенщиков, Константин Кинчев, Майк Науменко, Виктор Цой. Последний показался Нугманову очень киногеничным. Поэтому когда режиссёра попросили заняться съёмками «Иглы», он поставил условие: в главной роли должен быть именно Цой. Вторым условием было участие в качестве оператора брата Рашида — Мурата Нугманова.

Главный герой Моро
Главный герой Цоя — Моро. Кадр из фильма.

Рашид Нугманов ещё до приглашения на съёмки «Иглы» обсуждал с Виктором Цоем идею другого фильма — «Король Брода», посвящённого алма-атинским стилягам шестидесятых. Главным героем должен был стать Моро — по словам режиссёра, легендарная в его родном городе личность. Цой уже согласился на эту роль, но тут подвернулась «Игла». Так что режиссёр и музыкант решили перенести уже проработанного персонажа в этот фильм.

Во время съёмок Нугманов просил Цоя вести себя естественно, ни в кого не перевоплощаясь. Так что, по сути, Виктор играл самого себя. В этом создатели видели схожесть с амплуа актёров Брюса Ли и Джеймса Дина, которые были в кадре просто собой.

Другой рок-музыкант Пётр Мамонов сыграл в «Игле» злодея — доктора Артура. Для него это был дебют в кино. Александр Баширов, исполнитель роли бандита Спартака, не был на момент съёмок профессиональным актёром — он учился на параллельном с Нугмановым режиссёрском курсе во ВГИКе.

Исполнительница роли Дины Марина Смирнова была девушкой гитариста группы «Кино» Юрия Каспаряна (именно про неё песня «Когда твоя девушка больна»). Все остальные актёры в фильме, в основном жители Алма-Аты, также были любителями. Даже бандитов-наркоманов играли настоящие пациенты местного наркологического диспансера. Актёры почти не руководствовались текстом на съёмках, многие сцены были импровизацией. Обсуждение происходило в тёплой дружеской обстановке за чаем.

Содержание первоначального сценария вообще достаточно сильно пострадало. Рашид Нугманов вырезал из него множество моментов, дающих объяснение мотивов персонажей, их биографии, характеристики. Остался лишь основной сюжет про загадочного Моро, который вернулся в Алма-Ату, чтобы вернуть долг, но вынужден был спасать подругу от наркомании и бороться с бандитами.

Рашид Нугманов, снимая фильм, вдохновлялся работами Сергея Соловьёва (своего преподавателя — режиссёра не менее культовой картины «Асса»), а также Жана-Люка Годара и Микеланджело Антониони.

Виктор Цой — автор большей части саундтрека картины: в фильме звучат не только песни «Кино», но и его инструментальные композиции.

Режиссёр ожидал, что из-за сцен с употреблением наркотиков и других неоднозначных моментов «Игла» окажется на полке — он изначально готовился распространять фильм самостоятельно. Но благодаря политике гласности картину пустили в прокат, где она пользовалась большим успехом. А Виктор Цой был признан актёром года по версии журнала «Советский экран».

В 2010 году в фильм добавили несколько новых сцен, его перемонтировали и выпустили под названием «Игла Remix». Благодаря этому появилась предыстория Моро, а финал получился более однозначным. Позже вышла версия «Иглы» 2018 года — это оригинальный, но отреставрированный фильм.

Игла Remix
Кадр из фильма «Игла Remix».

О чём фильм

Моро приезжает из Ленинграда в родную Алма-Ату. Он разыскивает своего знакомого по имени Спартак, который задолжал ему немалую сумму. Вернуть деньги не получается — вместо этого герой сталкивается с другими бандитами и снова выручает непутёвого Спартака.

Моро останавливается у старой подруги Дины. Он видит, что квартира превратилась в место сбыта наркотиков, осуществляемого под руководством некого доктора Артура, а сама Дина плотно «подсела на иглу». Моро увозит её к высохшему Аральскому морю. Там Дина испытывает «ломку», но постепенно избавляется от зависимости.

Герои возвращаются в Алма-Ату. В квартиру наведывается доктор Артур. Он подставляет Моро перед подельниками, делая вид, что тот забрал ампулы.

Моро безуспешно пытается вернуть деньги у Спартака. По пути домой на него нападают бандиты-наркоманы, которые думают, что он украл ампулы. Но Моро справляется с ними. Вернувшись к Дине, он видит, что та снова «на игле». Тогда герой идёт разбираться с доктором Артуром, который уверяет, что он ни в чём не виноват, ведь наркоманы сами требуют дозу, и предлагает справляться с бедой сообща. Моро уходит ни с чем.

Мы видим героя, шагающего по заснеженной аллее. К нему подходит человек, просит дать прикурить и наносит ножевые ранения. Капает кровь, но Моро встаёт и идёт дальше.

Расшифровка сюжета

В фильме нет объяснения того, кто такой Моро, какие у него дела с местными бандитами. В «Игле Remix» режиссёр дал довольно развёрнутую предысторию. Из монолога Спартака в новом эпизоде мы узнаём, что он бывший одноклассник Моро. Деньги же были обещаны за участие в боях без правил, которые сорвались благодаря вмешательству ОМОНа.

В конце новой версии фильма оказывается, что Спартак — фокусник, у него огромный бункер с награбленным и девушкой, заточённой, словно птица в клетке, и играющей там на пиле. Но всё-таки ремикс, добавляя новые трактовки в оригинал, представляет собой, по сути, уже другой фильм, возможно, с немного другим смыслом. Да и выглядит это больше как фантазия на заданную тему, чем попытка углубить содержание первого фильма. Одно то, что Моро в ремиксе — это и есть Цой, сочиняющий и исполняющий свои песни, говорит о многом.

Рашид Нугманов осознанно сделал в оригинальном фильме Моро загадочным героем-одиночкой, смелым, боевым, иногда наглым, но не подлым и не ожидающим подлости от других. Он с лёгкостью раскидывает толпы бандитов, но принимает коварно нанесённый исподтишка удар ножом в живот. С напором пытается добиться возврата долга от Спартака, но не мстит, когда не получает обещанного. Придя к Артуру, он также оставляет его целым и невредимым.

Баширов
Александр Баширов в роли Спартака, задолжавшего деньги главному герою Моро. Кадр из фильма.

Скорее всего, Моро совсем не прост, и с бандитами у него были общие тёмные дела. На это намекают и слова сборщика конопли, адресованные к нему: «Ты меня не узнал?». Вероятно, это штрихи, оставшиеся от стёртой биографии героя из предыдущих версий сценария. Тот же персонаж, которого мы увидели, — это такой супергерой, спасающий свою девушку и бросающий вызов мафии.

Оставив от ранних версий сюжета только его канву, Нугманов наполнил картину различными элементами артхауса: интересными и многозначительными кадрами, актёрской импровизацией, художественными приёмами на монтаже. Сюда относятся и долгие пейзажные зарисовки, и звучащие в фильме нарезки радиоэфира («… в двенадцать часов дня он вышел на улицу и направился в сторону вокзала…»), и вставки из телевизионных программ, и пламенная речь Спартака.

Всё это заставляет искать зрителей скрытый смысл, но в действительности, кроме чисто художественного эффекта, добавляющего особенной атмосферы, больше ничего в себе не несёт. Точнее, каждый штрих — это лишь небольшое дополнение к другому. Например, перекати-поле в кадре подчёркивает характер героя-одиночки Моро. Корабль в пустыне и фраза героя «А где же команда?» несут ту же функцию. Маска Дины, её искажённая речь, когда она рассказывает про свою жизнь — намёк на то, что наркотики сильно изменили её.

В интернете полно рецензий, где каждый такой элемент подвергается детальному разбору, на основе чего делаются далеко идущие выводы. Некоторые зрители видят тайный смысл в именах персонажей (Моро: итальянское «moro» — тёмный, смуглый; Спартак — раб, возглавивший восстание и т. д.). Кто-то ищет схожесть фильма с сюжетами сказок: лысоватый доктор Артур, например, прекрасно подходит на роль Кощея, чью иглу в конце, чтобы убить злодея, должен сломать добрый молодец.

главная героиня Дина
Роль Дины сыграла Марина Смирнова. Кадр из фильма.

Но разрозненные элементы никак не собираются в единую картину с глубоким смыслом, зато прекрасно создают нужное ощущение — каждый в своём эпизоде.

На вопрос же «О чём всё-таки «Игла»?» можно ответить однозначно: о вреде наркотиков. «Игла» погубила Дину — даже благородный, дерзкий, сильный, добрый и смелый Моро не смог её спасти. Основная сюжетная линия посвящена именно этому. Побочные же — либо описывают мир, окружающий героя, либо его самого.

Сейчас фильм с подобным сюжетом никого не удивит. Даже слоган «Наркомафия вынесла смертный приговор» звучит спустя тридцать с лишним лет как-то по-детски. Но в своё время «Игла» стала настоящим прорывом: чуть ли не впервые со зрителем откровенно заговорили о такой проблеме.

Но культовым фильм делает не это, а фигура самого Виктора Цоя, который смотрится в кадре очень органично и как бы передаёт привет своим поклонникам из такого близкого и такого далёкого прошлого.

Читайте также: В чем смысл песен Виктор Цоя.

Смысл концовки

Концовка «Иглы» логично завершает сюжетную линию Моро. Он не спас Дину и не справился с наркомафией, которая нанесла ему подлый удар. Будь всё иначе, фильм действительно стал бы похож на сказку, добрую, но не реалистичную.

Герой остался самим собой, не стал лучше или хуже. Это идёт вразрез с правилами жанрового кинематографа, где персонажи по ходу действия обязательно должны меняться — желательно, в положительную сторону. Но это не типичная криминальная драма. Артхауса здесь всё-таки больше.

Может показаться, что смысл концовки фильма «Игла» может быть связан с ответом на вопрос: выжил ли Моро? Но ответ не меняет сути: если герой мёртв — наркомафия победила, если нет — тоже.

Объяснение концовки в плане дальнейшей судьбы героя не даётся в самом фильме. Нам показывают открытый финал и будто говорят: «вот так всё случилось». Но если обратиться к интервью Рашида Нугманова, то можно узнать: Моро выжил.

Финал фильма
Кадр из фильма.

Дело в том, что планировалось минимум два фильма о дальнейших похождениях этого героя.

В одном он должен был спасать цирковую династию лилипутов от бандитов, в другом — девочку по имени Алиса в охваченном новой гражданской войной почти постапокалиптическом Ленинграде. Второй фильм должен был стать совместным с кинематографистами США блокбастером с именитыми голливудскими актёрами, но после смерти Виктора Цоя и распада СССР проект заглох. Первый же был снят с немного изменённым сюжетом и другими персонажами и вышел в 1993 году под названием «Дикий восток».

В «Игле Remix» последние эпизоды перемонтированы и позволяют дать однозначный ответ: Моро выжил. Дело в том, что сцена его встречи с доктором Артуром в бассейне идёт в отличие от оригинала уже после сцены нападения в заснеженном парке. Но ремикс всё же лучше всё лучше воспринимать как отдельный фильм — некую альтернативную реальность.

Стоило ли снимать ремикс этой драмы?
Да, новый фильм мне понравился больше.
7.69%
Нет, в старом фильме все уже было сказано.
46.15%
Мне нравятся и старая, и новая версии.
46.15%
Проголосовало: 13

Добавить комментарий

Adblock
detector