Фильм о страхах, борьбе и надежде: разбор триллера «Игра Джеральда»

Кадр из фильма Смысл фильма

Страна: США

Жанр: триллер, драма, экранизация

Год производства: 2017

Режиссер: Майк Флэнаган

Актеры: Карла Гуджино, Брюс Гринвуд, Кьяра Аурелия

Слоган: «Some games you play, some you survive» (В какие-то игры ты играешь, в каких-то выживаешь)

Режиссер Майк Флэнеган – один из самых искусных постановщиков фильмов ужасов. Он очень бережно и уважительно относится к Стивену Кингу: сюжет фильма «Игра Джеральда» (Gerald’s Game) несколько отличается от романа, однако режиссеру удалось передать атмосферу произведения.

О чем фильм

Краткое описание содержания картины. Джесси и Джеральд – супруги. Однажды мужчине в голову приходит идея съездить в уединенный домик, который стоит на озере, и Джесси ее поддерживает.  Супругам хочется не только отдохнуть, но и возобновить страсть в своих отношениях.

По дороге Джеральд едва не сбивает крупного бездомного пса, который жадно поедает падаль. Джесси становится жаль собаку и она подкармливает животное сырым мясом. Тем временем Джеральд принимает виагру, зовет жену и супруги удаляются в дом, забыв закрыть за собой дверь.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Женщина надевает новое белье и ложится на кровать. К ней подходит муж и пристегивает ее наручниками к кровати, а затем принимает вторую таблетку виагры. Джесси немного удивлена происходящим, но супруг успокаивает ее: это игра. Ему хочется поиграть в “изнасилование незнакомки” и он велит ей звать на помощь, прекрасно понимая, что ее никто не услышит. Поначалу Джесси кажется, что в этом нет никакого смысла, но чуть позже она проникается ситуацией и ей даже становится не по себе.

Она просит мужа остановиться, тот пытается успокоить ее, но она говорит: “Да, я сказала, что готова что-нибудь попробовать. Так вот, я попробовала и мне не понравилось”. В конце концов они ссорятся: Джеральд устраивает супруге “разбор полетов” и винит ее в разладе в семье. Джесси говорит, что она хочет наладить отношения и готова на игры, но наручники и изнасилование – это чересчур.

Джеральд сетует на то, что ему сложно возбудиться, и игры с наручниками – единственный способ помочь ему в этом. Джесси просит снять с нее наручники, но муж уговаривает ее продолжить – он уверяет, что будет осторожен. Внезапно ему становится плохо и он падает на Джесси. Женщина пытается привести Джеральда в чувство, однако он не подает признаков жизни.

Сначала она думает, что муж просто шутит и зовет его: “Хочешь попробовать еще раз? Ты можешь делать со мной что угодно!” Джеральд по-прежнему не реагирует. Разгадка проста и страшна: он мертв. Не понарошку, а на самом деле.

Джесси начинает отчаянно звать на помощь, но в этом нет никакого смысла – место действительно уединенное и ее крики слышит только бродячий пес, которого она недавно подкармливала.

Собака заходит в дом, проходит в комнату, замечает тело Джеральда и слизывает кровь, а потом начинает рвать его. Насмерть перепуганная Джесси пытается отпугнуть зверя, однако тот ложится и преспокойно начинает есть тело ее мужа…

Позже у несчастной женщины начинаются галлюцинации – она видит вставшего мужа, который говорит, что это она виновата – не нужно было прикармливать животное.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Дальше – больше: Джеральд отказывается быть молчаливой галлюцинацией. Вскоре выясняется, что разлад в семье был обусловлен не только отсутствием интимной близости – согласно трактовке Джесси, отчуждение между ними произошло, потому что у них не было детей.

Самочувствие женщины ухудшается. Однако она вспоминает о стакане воды, который ее муж еще до начала “игры” поставил на полку над кроватью. Ей удается аккуратно снять полку, взять стакан и сделать глоток – и это Джесси воспринимает как маленькую победу.

Наступает ночь и Джесси видит еще одну галлюцинацию – высокого страшного человекообразного монстра. Он открывает принесенную с собой шкатулку и показывает Джесси находящиеся там кости и драгоценности. Она закрывает глаза и велит страшилищу исчезнуть: “Тебя не существует,” – говорит она. Женщина уверена, что это просто галлюцинация, а вот призрачный Джеральд уверяет, что это была смерть, которая приходила за ней.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Вскоре приходят воспоминания. Джесси было двенадцать лет, когда она встретилась со страшным – тогда они с семьей отправились за город, чтобы увидеть солнечное затмение. В какой-то момент она осталась наедине с отцом и мужчина предложил ей сесть к нему на колени – как раньше, когда она была совсем маленькой. Девочка согласилась, но вскоре заметила, что отец мастурбирует…

Ранним утром Джесси просыпается от боли, спровоцированной нарушенным кровообращением и судорогами. Она продолжает рефлексировать и вспоминает, что о том случае не сказала никому. Размышляя о том, как это повлияло на ее жизнь, она вдруг понимает, что вышла замуж за человека, похожего на отца…

Вдруг она замечает следы крови на полу и задумывается: а вдруг ночное страшилище – не галлюцинация? Вдруг он придет снова?.. Незаметно для себя она засыпает, но вскоре просыпается от того, что собака лижет ей ноги, а потом и вовсе пытается укусить. Джесси удается отбиться и пес переключается на мертвого Джеральда.

Вскоре ей приходит идея разбить стакан и поранить себе руку – ей кажется, что кровь обеспечит скольжение и она сможет освободиться хотя бы из одного наручника. Ей это удается. Она перевязывает себе рану, но вскоре после этого теряет сознание.

Приходит в себя она уже ночью, когда в доме появляется то самое страшилище. Подойдя к нему, она бросает в его шкатулку свое обручальное кольцо, после чего садится в машину и уезжает.

В дороге ей снова становится плохо и автомобиль врезается в дерево. К счастью, оказалось, что она отъехала недалеко – вскоре ее находят и отправляют в больницу.

Спустя полгода она открывает фонд для жертв сексуального насилия. Вроде бы жизнь начинает налаживаться, но все не так просто – она не может забыть страшилище, которое являлось ей в доме. По ее мнению, в его появлениях заключался какой-то скрытый смысл и она пытается понять, какой именно.

Однажды ей в руки попадает газета, в которой говорится о поимке маньяка с жуткой болезнью, вызвавшей прогрессирующее увеличение рук, ног и лица. Преступник занимался разграблением склепов и забирал у покойников кости и драгоценности. Обычно он убивал только мужчин и съедал их лица. Именно поэтому он не тронул Джесси…

Женщина приходит на суд и встречается со своим кошмаром наяву: маньяк поворачивается и говорит: “Тебя не существует”.  Так главная героиня понимает, что то страшилище не было галлюцинацией.

Объяснение концовки

Объяснение концовки картины. В финале Джесси выходит на улицу и видит яркое солнце в небе. Надев темные очки, она уходит.

Вероятно, смысл концовки фильма «Игра Джеральда» заключается в том, что, посмотрев своему страху в глаза, главная героиня смогла отпустить прошлое. Затмение в ее жизни закончилось, теперь она готова жить дальше.

Смысл фильма

Жуткий и очень напряженный роман Стивена Кинга является темной, шокирующей, но одновременно – увлекательной и интригующей историей. Книга эта весьма сложна для экранизации, ведь сюжет вертится возле одной героини, ее переживаниях и страхах.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В центре сюжета находится только один персонаж, неспособный  не только на передвижение, но по сути даже на любые телодвижения. Единственное место, куда может отправиться Джесси – это внутрь собственного сознания. Ей предстоит совершить достаточно тяжелую экспедицию по глубинам памяти и встретиться с собственными ментальными образами.

В романе Кинг не только проводит героиню через испытание собой, но и достаточно глубоко закапывается в проблемы современной семейной жизни и в межполовые отношения. Он с легкостью обнажает пропасть, которая образуется с течением времени между двумя когда-то любившими друг друга людьми. При этом его героиня не просто бесстрашно вглядывается  в возникшую перед ней черную бездну, но даже бросается ей навстречу.

Воистину, Кинг прекрасный психолог, умеющий обрисовать характеры с невероятной точностью. Его лучшие произведения совсем не те, в которых фигурируют страшные привидения и прочая нежить – в его самых сильных книгах рассказывается о человеческих слабостях, пороках – о самой бездне безумия, которая скрыта в нашей черепной коробке под тонким слоем рациональности.

Экранизация Майка Флэнагана позиционируется в первую очередь  как фильм ужасов, но одновременно она отличается высоким драматизмом. На поверхность при этом всплывают такие темы, которые едва ли способны оставить кого-то равнодушными – потому что здесь затрагиваются наиболее хрупкие стороны души.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Фабула “Игры Джеральда” фрагментарно напоминает другие кинговские работы (и снятые по ним фильмы) – в частности, во время просмотра этой картины сложно не вспомнить “Мизери”, “Долорес Клейборн” и даже “Куджо”. Помимо таких вот самоотсылок фильм в буквальном смысле слова пестрит иносказаниями и метафорами. Некоторые из них имеют фрейдистский характер, другие социально-злободневны.

Например, главная героиня, закованная в наручники, символизирует кажущееся женское бессилие перед патриархальным миром. Персонификация собственных страшных мыслей хорошо иллюстрирует внутреннюю борьбу человека, оказавшегося в опасной, стрессовой ситуации.

Предметом изучения режиссера является воспитанное американское общество с достатком выше среднего. Именно в нем, как чудовищные метастазы, распространяется липкий кошмар угасших чувств и утраченного сексуального влечения. Особый акцент режиссер делает на том, как стыдливая недосказанность и ядовитая ревность в буквальном смысле слова порождают страшных чудовищ.

Главная героиня медленно, но верно, благодаря пробудившемуся инстинкту самосохранения, начинает осознавать, что освободиться из заточения она сможет только после того, как победит монстров из своего прошлого. В принципе, можно поддаться искушению и обвинить Майка Флэнагана в том, что его кино получилось повесточным. Но все-таки не стоит забывать о том, что роман Кинга был издан в 1992 году, когда никаких од феминизму никто не пел.

В целом “Игра Джералда” представляет собой образцовый камерно-психологический триллер, снятый в условиях минималистского антуража. Он смотрится как идеальный моноспектакль. После просмотра вместе с главной героиней вполне можно испытать катарсис взросления и найти силы победить собственные наручники, которые мешают увидеть солнце.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Но в чем, все-таки, заключается суть фильма? При желании его действительно можно зачислить в ряды иконических произведений феминизма. Тем не менее, это в большей степени мощный социально-психологический призыв бороться со своими страхами.

Это кино о том, что нужно не сходить с ума и не мстить, а постараться найти в себе силы подняться над мрачным прошлым, повзрослеть, стать более сильной и мужественной. То, что такую книгу написал мужчина и снял хорошую экранизацию тоже мужчина, вдвойне приятно. Разве что жаль, что игра, победителем из которой выходит женщина, называется именем ее мужа. Но, вероятно, и здесь есть смысл – все так, потому что для нее это никакая не игра, а настоящая трагедия.

Как вам фильм?
Стоило посмотреть
66.67%
Опять про феминисток, сколько ж можно-то
0%
Зря потраченное время
33.33%
Напишу в комментариях
0%
Проголосовало: 3

Похожие фильмы

Вот несколько кинокартин, похожих по смыслу на фильм “Игра Джеральда”:

  • “Долорес Клэйборн” (США, 1995 год). Перед смертью богачка Вера Донован оставляет завещание в пользу своей работницы Долорес Клейборн. Местному детективу это кажется очень странным.
  • “127 часов” (Великобритания, США, Франция, 2010 год). Главный герой оказывается заперт в пещере и отчаянно пытается выжить.
  • “В западне” (США, 2021 год). Романтический вечер оборачивается для главной героини настоящим кошмаром.
  • “Погребенный заживо” (Испания, Великобритания, Франция, США, 2010 год). Пол, солдат-контрактник, приходит в себя в очень тесном пространстве. Вскоре он понимает, что его похоронили живьем.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.
О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.