«Это и есть брак»: любовь и убийства в триллере «Исчезнувшая»

Исчезнувшая триллер Смысл фильма

Детективный триллер «Исчезнувшая» считается одним из самых загадочных, странных постмодернистских фильмов современности. Если смотреть его недостаточно внимательно, можно упустить половину деталей и ничего не понять. Поэтому мы разберем, в чем смысл фильма «Исчезнувшая», покопаемся в сюжетных переплетениях и объясним концовку.

О фильме

Детектив снят в 2014 году по мотивам романа «Исчезнувшая» («Gone Girl») знаменитой писательницы Гиллиан Флинн. По ее же книге были сняты популярный сериал «Острые предметы» и фильм ужасов «Темные места».

Специфический почерк писательницы ощущается и здесь: это затянутый мрачный триллер с гнетущей, пугающей атмосферой. Такая история, когда вроде бы ничего не происходит, но очень страшно. Относиться к такому искусству можно по-разному, но оно всегда оставляет очень яркое впечатление: положительное или отрицательное – это уже спор о вкусах.

Исчезнувшая триллер
Кадр из фильма

Режиссер картины – Дэвид Финчер, и в этой картине хорошо угадывается его почерк. Так что если вы думаете, смотреть фильм или не смотреть, вспомните: как вам «Бойцовский клуб», «Семь», «Зодиак», «Девушка с татуировкой дракона»? Если любите такое, то и «Исчезнувшую» смотреть обязательно.

Сюжет

Мы привыкли, что в детективах главная интрига раскрывается в последний момент. Детективный триллер «Исчезнувшая» ломает этот сценарий: ключевой вопрос раскрывается в середине фильма, но сразу же встает новый – и он уже остается без ответа.

Фильм рассказывает о семейной паре: в центре писатель-неудачник Ник Данн (Бен Аффлек) и его жена Эми (Розамунд Пайк). В день пятилетия их свадьбы Эми пропадает. Начинается расследование, полиция подозревает, что Ник ее и убил. Правда ли это – непонятно. Мнение о героях меняется каждые три минуты.

С помощью странного сюжета фильм раскрывает несколько социально значимых проблем, рисует портрет эпохи и критикует современный жизненный уклад.

«Исчезнувшую» причисляют к произведениям постмодерна: за депрессивный взгляд на серьезные вещи, отрывочность рассказа, обличение стереотипов, ненормальность героев. Сюжет фильма закольцовывается: в конце герои вернулись к начальной точке повествования. До последнего момента они так и остаются странными, «нездешними» и с пугающей тайной во взгляде.

Три главные темы переплетаются в «Gone girl»: разъедающее действие супружеского брака, разъедающее действие родительских ожиданий, разъедающее действие СМИ на общество и отдельных людей.

Осторожно: если вы еще не смотрели фильм, пора остановиться здесь и идти смотреть. А потом возвращайтесь! Дальше будут спойлеры.

Брак

Отношения Ника и Эми – классическая американская история «счастливой любви», которая скоро перестает быть счастливой. Встреча, искра с первого взгляда. Но проходит пять лет и супруги друг друга уже ненавидят.

История любви, которую нам показали, прошла через следующие этапы:

  1. Оба счастливы и любят друг друга;
  2. Оба утомились и стали ссориться;
  3. Муж изменяет;
  4. Жена пытается убить мужа;
  5. Жена передумала. Возможно, убьет чуть позже.

Это злая карикатура на современную супружескую жизнь. Фильм высказывает такую мысль: «Все вы сначала души друг в друге не чаете, уверены, что между вами всегда все будет идеально. Но как только возникает первая трудность, вы сдаетесь! И начинаете замалчивать обиды, затем – ссориться, затем – изменять…»

Когда Ник спрашивает у Эми «Как мы дошли до такой ненависти друг к другу?» в конце фильма, она отвечает: «Это и есть брак». Брак героев действительно пропитан злобой, страхом, сумасшествием и болью. Это они и приняли за свою норму. Точно так же каждая отдельная пара принимает за норму свои странности.

В одной из последних сцен, в разговоре Ника с сестрой, мы с ужасом понимаем, что Ника устраивает нынешнее положение вещей и он никуда не уйдет от своей жены-психопатки. Он будет жить с убийцей и воспитывать ребенка, зачатого ему назло. И это его вариант нормы. В глубине души героя это устраивает, хоть он никогда и не признается в этом напрямую.

интерьер фильма Исчезнувшая
Кадр из фильма

«Так все и живут – ссорятся, мечтают убить друг друга, перемывают друг другу кости», – подытоживает фильм.

Соглашаться с этим суждением или нет – личное дело каждого.

Груз родительской любви

Родители главной героини – авторы популярной серии детских книг «Супер-Эми». Это истории про эдакую идеальную, талантливую, красивую девочку, которой всё удается. Прототип Супер-Эми – настоящая Эми. Родители обожают дочь и гордятся ею, а она с тоскливой иронией говорит: «Супер-Эми всегда на шаг впереди меня».

Сама героиня не очень успешна: ни у нее, ни у мужа нет нормальной работы, амбиции не реализованы, а вся ее слава случилась только из-за родительских книжек. Это несоответствие, необходимость «догонять» своего книжного персонажа медленно сводит ее с ума.

Так фильм показывает извечную проблему отцов и детей. Когда родители ждут от ребенка только победы и стопроцентного успеха, ребенку очень тяжело: приходится жить не свою жизнь.

СМИ

Очевидно, что без активного действия СМИ сюжет фильма просто-напросто бы не состоялся. Из-за того, что Эми – публичная личность, журналисты сделали сенсацию из ее исчезновения, сутками дежурили под окнами их дома, за судебным процессом следила чуть ли не вся страна. Если бы это была неизвестная пара, журналисты не заинтересовались бы их историей. Но случилось так, что пропажа Эми стала сенсацией, а Ник стал объектом всеобщих сплетен.

В фильме поведение журналистов показано максимально гипертрофированно. В сводках новостей ведущая жестоко оскорбляет Ника, когда считает его убийцей. Когда ее мнение меняется, так же пристрастно говорит, что он ни в чем не виновен. В настоящем телевизоре журналисты так себя не ведут.

Эта карикатура на СМИ показывает нам, как масс-медиа пагубно влияют на жизнь человека: как легко они вводят зрителей в заблуждение, и как опрометчиво они выносят приговоры виновным и невиновным.

Главный герой с журналистами
Кадр из фильма

Концовка: смысл и варианты развития сюжета

Конец фильма отсылает зрителя к его началу: сюжет закольцован. Супруги как бы «повздорили и успокоились». Очевидно, что после такой «ссоры» жизнь пары никогда не станет прежней. Эми, никогда не хотевшая детей, назло Нику забеременела; Ник боится, что она в любой момент может его убить; скорее всего, она вынашивает следующий план мести или убийства…

Финал фильма очень горький, но открытый: зритель может дофантазировать, чем закончится их история. Варианты примерно такие:

  1. Оба успокоятся, поймут, что хотят быть вместе и пройдут какую-нибудь семейную психотерапию;
  2. Оба будут молчать до конца жизни и жить как на пороховой бочке, не зная, чего ждать от супруга;
  3. Жена вскоре убьет мужа/ребенка или посадит мужа в тюрьму;
  4. Муж сойдет с ума и решит тоже отомстить жене.

Ощущение тоски и безысходности, разочарование в браке, нервная усмешка с мыслью «Хорошо, что мы нормальные» – такие варианты эмоций может вызвать этот фильм. Он заставляет подумать о жизни и отношениях – да, вот таким странным способом.

Ваше мнение: чем закончится история?
Оба успокоятся и вместе пройдут какую-нибудь семейную психотерапию.
9.85%
Оба будут молчать до конца жизни и жить как на пороховой бочке, не зная, чего ждать от супруга.
35.7%
Жена вскоре убьет мужа/ребенка или посадит мужа в тюрьму.
33.85%
Муж сойдет с ума и решит тоже отомстить жене.
20.6%
Проголосовало: 8050

Автор статьи
Мария Борелье
Мария Борелье
Переводчик, журналист. Вместо вас разберусь в мудрёных смыслах. Нет, у меня не грустное лицо, это я думаю.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Аноним

    Такое ощущение, что они всё это прилумали вместе. В конце слрва адвоката: книнг, сеть ресторанов и т.д. ты ей долдкн сказать спасибо!.
    А в доме ссоры, пото му,ч то боялись прослушек и скрытых камер. Но это моё личное мнение.

    Ответить
  2. Алекс

    Почему в опросе нет адекватного варианта ответа, почему нужно обязательно убить?

    Но, нет ничего нормального в жизни с человеком, который во первых подставил тебя, во вторых убил своего поклонника, подставив и его. Это пороховая бочка и ад, из которого надо вырываться.

    Ответить
  3. игорь

    !!!!!! …ЕЩЕ ОДНИ ФИЛЬМ ПО СЛЕДАМ АФЕРИСТКИ (АКТРИСА В ГЛАВНОЙ РОЛИ) … …ВОСХИТИТЕЛЬНЫЙ СЮЖЕТ !!! ОТНОШЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ И МУЖЧИНЫ -НА ЧТО ОНИ СПОСОБНЫ… ОСОБЕННО ЖЕНЩИНЫ !!!!! В ОТНОСИТЕЛЬНО ДОЛГОЙ ЖИЗНИ МЫ ВИДИМ И ПОРОЙ ИСПЫТЫВАЕМ НА СЕБЕ “ЛАСКИ” БЛИЗКИ…..ДЕЛАЕМ ВИД ЧТО НЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПРОИСКИ ….ПРОЩАЕМ… …… ДЛЯ ТЕХ У КОГО ЕЩЕ ДЕМЕНЦИЯ НЕ СОЖРАЛА ОСТАВШУЮСЯ ПАМЯТЬ ….. КИНО КАК ТАБЛЕТКА !!! …………………………….БУМ И ДАЛЬШЕ ИСКАТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОУЧИТЕЛЬНОЕ

    Ответить
  4. Николай

    Бред. История о бабнике и классической психопатке. От этого и строится сюжет. А не вот это вот все.

    Ответить
  5. Аноним

    Спасибо! Чётко и открыто!

    Ответить
  6. Андрей

    Мое мнение : она все это продумала .
    инсценировать свою смерть , чтобы подумали что Ник убил ее – Сильный рост ее и его рейтинга на ТВ
    вернуться и рассказать что ее похитили (инсценировать издевательства того чела к которому она приехала , при этом коварно убить ) и спасти Ника от правосудия , все счастливы . Бомба на ТВ . Популярная семья лутает бабки с интервью . ее план сработал .
    Не думаю что они станут жить нормально , тут роль играют деньги .

    Ответить