Жанр: триллер, драма, фантастика
Год производства: 2016
Режиссер: Дэн Трахтенберг
Актеры: Джон Гудман, Мэри Элизабет Уинстэд, Джон Галлахер мл.
Слоган: «Монстры бывают разные»
Дебютанту Дэну Трахтенбергу удалось снять типичное, но яркое камерное кино. При наличии элементов психологического триллера, фантастики, детектива, приключенческого фильма, драмы и хоррора, жанровые каноны здесь практически отсутствуют.
Сюжет фильма «Кловерфилд 10» (10 Cloverfield Lane) повествует об апокалипсисе, но с другого ракурса. Если в других кинолентах мы видим само глобальное бедствие и его результат, то картина Трахтенберга позволяет только догадываться о том, что же произошло на самом деле. И произошло ли вообще.
О чем фильм
Краткое описание содержания фильма. После бурной ссоры с молодым человеком главная героиня картины Мишель покидает родной Орлеан и на ночь глядя едет на собственном автомобиле по сельской Луизиане. Включив радио, она слышит пугающую новость: в городах, в разных местах, появились провалы в земле. Ее парень Бен пытается дозвониться до нее и убедить вернуться. Это отвлекает девушку от дороги и в конце концов она попадает в ДТП. Машина несколько раз переворачивается, и девушка теряет сознание.

Она приходит в себя в небольшой бетонной комнате. Ее нога прикована к стене. Мишель в ужасе: она уверена, что ее похитили. Она отчаянно пытается выбраться, но у нее ничего не получается. В другой части комнаты она замечает свои вещи и пытается достать их при помощи капельницы. Ей удается достать телефон, но связи в комнате нет.
В этот момент в комнату входит высокий грузный пожилой мужчина. Он приносит ей еду и ключ, чтобы она могла отстегнуться от стены. Человека зовут Говард. Мужчина сообщает Мишель, что он – ее единственный шанс на выживание: выходить из дома ей нельзя, потому что там опасно. Выслушав Говарда, девушка окончательно убеждается в том, что он похитил ее. При первой же возможности она нападает на него, но он легко одерживает победу. После этого Говард просит выслушать его, и Мишель, понимая, что у нее нет выбора, соглашается. По словам мужчины, страна подверглась то ли химической, то ли ядерной атаке. Безопасно только в бункере, куда он принес ее после того, как нашел на обочине дороги.
Мишель продолжает сомневаться, после чего Говард позволяет ей выйти из комнаты, и она встречает Эммета, еще одного выжившего. Парень ведет себя дружелюбно, и Мишель просит у него помощи и поддержки. Но тот, к ее изумлению, подтверждает слова Говарда.
Сам бункер выглядит достаточно симпатично – в нем есть все необходимое для комфортной жизни. Но главной героине здесь неуютно: она продолжает подозревать, что во всех действиях Говарда есть некий скрытый смысл.
Говард тем временем приглашает ее поужинать и Мишель, планируя побег, крадет у него ключи. Улучив момент, она бьет его по голове бутылкой и бежит к выходу. Но в окне она видит женщину, пораженную страшной инфекцией. Обезумевшая от боли, умирающая женщина агрессивно требует, чтобы ее впустили в бункер. Мишель в ужасе: получается, Говард прав… Им наконец-то удается поговорить нормально, и девушка начинает верить ему. Выясняется, что в результате атаки он потерял почти всех близких.

Потихоньку Мишель сближается с Эмметом, который, как оказалось, помогал Говарду строить бункер. Он говорит ей, что ее спаситель был чуть ли не с детства был одержим идеей того, что однажды произойдет нечто подобное.
Однажды Мишель случайно обнаруживает окно с нацарапанной на нем изнутри надписью “Помогите” и серьгу со следами крови. Похожую сережку она чуть ранее видела на фотографии девушки, которую Говард представил как свою дочь. Мишель показывает серьгу и фотографию Эммету и того озаряет жуткая разгадка. По его словам, на фото изображена не дочь Говарда, а девушка по имени Бриттани. Она училась в его школе и пропала без вести. Проведя небольшое расследование, они убеждаются в истинности единственной трактовки, которая уже приходила им на ум: Говард убил эту девушку и в любой момент может лишить жизни их.
Мишель все больше убеждается, что никакого нападения не было и все это какой-то жуткий сценарий. Понимая, что находятся рядом с неуравновешенным человеком, ребята начинают планировать побег. Из занавески для душа Мишель делает самодельные защитные костюмы, а Эммет собирает противогаз. Вскоре Говард обнаруживает инструменты, которые они украли у него, и отчитывает обоих. Молодой человек всю вину берет на себя, после чего Говард хладнокровно убивает его.
Чуть позже он говорит Мишель, что они семья и намекает, что хочет вступить с ней в отношения. Девушка в ужасе бежит от него. В итоге ей удается взять с собой сшитый защитный костюм и вырваться наружу.
Объяснение концовки
Объяснение концовки картины. Выбравшись наружу, Мишель понимает, что воздух не загрязнен, но через несколько секунд видит парящий в небе внеземной корабль. Пока она в шоке смотрит на странный объект, бункер за ее спиной взрывается, привлекая внимание объекта. Пытаясь сесть в машину, Мишель случайно включает сигнализацию и привлекает еще больше внимания.
Увидев стоящий неподалеку сарай, девушка забегает внутрь и видит тело женщины, которая недавно пыталась попасть в бункер. Корабль ищет ее и вскоре Мишель понимает, что ее убежище скоро будет обнаружено. Выбежав на улицу, она вновь сталкивается с кораблем, который выпускает ядовитый газ. Надев самодельный противогаз, девушка переживает химическое нападение в стоявшем неподалеку грузовике.
Инопланетная сущность продолжает за ней охоту. На дне салона Мишель обнаруживает бутылку виски и делает с ее помощью зажигательную смесь. Бросив самодельное оружие в зев существа, она разрушает его и уезжает на машине женщины, которая пыталась попасть в бункер. По радио она слышит, что Земля действительно подверглась инопланетному нападению и получает инструкцию – двигаться к северу страны. Впрочем, людей, обладающих медицинским и боевым опытом, просят ехать в Хьюстон. Мишель решает отправиться именно туда и вдруг замечает еще один инопланетный корабль…

У фильма “Кловерфилд 10” отчасти открытый финал: мы видим огромный инопланетный корабль, который приближается к земле с не самыми дружественными намерениями. Что будет дальше с Мишель и доберется ли она до Хьюстона, неясно. Впрочем, в своих разборах картины многие зрители высказывают мысль, что это и не так важно. Важнее другое – прав был Говард или нет?
Судя по тому, что вел он себя не совсем адекватно, смысл концовки фильма «Кловерфилд 10», вероятно, заключается в том, что Мишель в итоге удалось спастись от типичного маньяка. Говард оборудовал бункер специально для жертв, но вдруг случился апокалипсис. Его вера (реальная или выдуманная) в теории заговора и подготовка к апокалипсису изначально была прикрытием садистских намерений, но внезапно он оказался прав. Он и не думал, что это возможно, просто так совпало.
Смысл фильма
“Кловерфилд, 10” был обозначен создателями как сиквел, “родственник” или спин-офф фильма “Монстро”, который вышел в 2008 году. В оригинале предшественник этой картины назывался “Кловерфильд”, поэтому родственные узы кажутся очевидными. Но это не совсем так – разговоры о близости фильмов представляют собой талантливый промоутерский трюк, смысл которого очевиден – привлечь к просмотру фанатов “Монстро”. На самом деле ничего общего между этими лентами нет. “Монстро”, снятый на ручную камеру, был мрачным боевиком о гигантских инопланетных чудовищах. “Кловерфилд, 10” – вдумчивый и атмосферный камерный триллер, действие которого разворачивается на одной локации. И все-таки, как отмечают вдумчивые зрители, детально изучившие вселенную, действие этого фильма разворачиваются одновременно с событиями из “Монстро”.
Дэн Трахтенберг, режиссер-дебютант большого кино, качественно замиксовал триллер с фантастикой, которая оказывается реальностью. Впрочем, гигантские инопланетные корабли – это если не фон, то просто шутка. Суть фильма “Кловерфилд 10” все-таки в другом.

Картина строится на сюжетах о похищениях маньяком людей, который держит их в заточении. “Кловерфилд 10” – это адрес дома-бункера, где обитает чудовище, которое будет пострашнее пришельцев.
Хозяин убежища Говард относится к Мишель довольно заботливо. Чем-то он напоминает главного героя романа Джона Фаулза “Коллекционер”: он так же удерживает жертву силой и одновременно не желает ей навредить. Говард (киноман, гурман, домохозяйка и философ по совместительству) утверждает, что спас Мишель после ДТП, но на доброго самаритянина он не похож. Во всех его действиях есть тайный смысл: он пытается внушить девушке зависимость от себя, чтобы та в итоге прониклась к нему если не чувствами, то стокгольмским синдромом – такой результат его вполне устроил бы. К счастью, у Мишель бойцовский характер. Все ее действия отражают основную идею картины, которая лежит на поверхности: не так страшна эфемерная угроза, как тот, кто находится рядом.
Главная интрига сохраняется на протяжении всего фильма. Несмотря на финал, который явно намекает на продолжение, она вполне оправдана. Что не отменяет естественных вопросов: почему произошло именно это и какой в этом смысл?
Чтобы попытаться ответить на них, следует провести аналогию с французским фильмом “Шина” (режиссер – Квентин Дюпье). Согласно концепции этой киноленты, некоторые события и явления происходят без особой на то причины – только потому, что могут произойти. Просматривая “Кловерфилд 10”, не стоит пытаться установить причинно-следственные связи. Потому что природа всего происходящего находится за пределами человеческой способности понимать.
Фильм Трахтенберга, являясь удивительным гибридом, иронично высмеивает своих жанровых собратьев. Несмотря на мрачность, он (принимая во внимание саму ситуацию) то балансирует на грани комедии, то бросается в классический хоррор. Именно это запоминается после просмотра. И еще – всегда актуальный слоган “Монстры бывают разные”.

Похожие фильмы
Вот несколько кинокартин, похожих по смыслу на фильм “Кловерфилд 10”:
- “Мгла” (США, 2007 год). Страшный туман накрывает провинциальный городок, отрезая жителей от остального мира.
- “Разделитель” (США, Германия, Канада, Франция, 2011 год). Мощный взрыв неизвестного происхождения превращает Нью-Йорк в руины. Уцелели только 8 человек, и они скрываются в подвале одного из зданий.
- “Тихое место” (США, 2018 год). Семья с двумя детьми живут на отдаленной ферме. Их окружают монстры, которые реагируют на любой, даже самый тихий звук.