Взлом клише не удался: разбор фильма «Кукла 2: Брамс»

кукла Брамс Смысл фильма

Страна: США, Канада

Жанр: ужасы, мистика, драма

Год производства: 2020

Режиссёр: Уильям Брент Белл

Актёры: Кристофер Конвери, Овайн Йомэн, Кэти Холмс, Ралф Айнесон

Слоган: «У него появился друг»

Награды и номинации: антипремия «Золотая малина — 2021» за худшую женскую роль (Кэти Холмс)

Большинство критиков, берущихся истолковать смысл фильма «Кукла 2: Брамс» (Brahms: The Boy II), анонсированного как продолжение первой «Куклы» 2016 года, приходят к выводу, что создатели исказили и испортили задумку фильма-предшественника. Разберёмся, так ли это и какое объяснение страшным тайнам особняка Хилширов сценарист и режиссёр дали на этот раз.

О чём фильм

«Кукла 2: Брамс» рассказывает о совсем других персонажах, нежели в первой части. О знакомых героях мы встретим лишь упоминания.

На Лизу и её сына Джуд совершено разбойное нападение в их собственном доме. Мать начинает мучить кошмары, а мальчик перестаёт говорить. Он общается с родителями при помощи записей в блокноте.

Кристофер Конвери
Кристофер Конвери в роли мальчика Джада. Кадр из фильма.

Чтобы помочь жене и сыну справиться с пережитым ужасом, отец семейства Шон перевозит их в гостевой домик на природе, рядом с особняком Хилшеров, знакомым зрителям по первой части. Семья, не подозревая о местных страшных тайнах, прогуливается по прилегающей территории. Джуд удаляется от родителей, повинуясь зовущему его детскому голосу, и находит в лесу зарытую в землю фарфоровую куклу.

Мальчик приносит её домой. Находится и потрёпанный лист бумаги с правилами обращения с куклой, также знакомыми по первой части (согласно им, с фарфоровой игрушкой следует нянчиться как с настоящим ребёнком). Лизу, пугают эти находки. Однако благодаря им сын снова начинает разговаривать — правда, пока не с родителями, а с куклой. Джуд называет её Брамс. На возникший вопрос мальчик отвечает, что имя ему сообщила сама кукла. Лизе кажется, что Брамс будто оживает, но это списывается на психоз.

Семья знакомится со сторожем по имени Джозеф. Он живёт неподалёку и охраняет поместье. Судя по его поведению, он что-то знает о кукле.

Джуд показывает родителям обновлённый список правил обращения с Брамсом, в котором появилось дополнения о том, что кукла должна быть с мальчиком «всегда и вечно». Родители обнаруживают растерзанного плюшевого мишку — игрушку сына. Джуд объясняет, что это дело рук Брамса.

Мы снова видим, что кукла двигается, перемещается в пространстве (в отличие от первого фильма это подаётся как действительно самостоятельное поведение игрушки) и пугает Лизу другими фантастическими способами.

Кэти Холмс
Кэти Холмс в роли Лизы. Кадр из фильма.

Джозеф разговаривает с Джудом, спрашивая его о том, как он назвал куклу. Услышав имя, сторож ничуть не удивляется: «Конечно, его зовут Брамс. Как иначе его можно звать?»

Лиза берёт блокнот сына и находит там страшные рисунки, на которых изображено, как мальчик творит кровавую расправу над собакой сторожа и над ними. Кроме того, на страницах будто бы есть переписка между Джудом и Брамсом — реплики написаны разным почерком.

Вопреки написанным правилам, родители отказываются «кормить» Брамса и собираются позвать в дом гостей. Джуд сообщает, что это злит куклу. Тут же мать обнаруживает перевёрнутый тяжёлый стол, сдвинуть который вряд ли бы удалось мальчику.

Лиза решает показать блокнот со страшными рисунками мужу, но большая их часть исчезает. Шон не верит в мистику, но соглашается с супругой, что куклу лучше выбросить.

Страшные картинки начинают воплощаться в жизнь: Джозеф находит своего мёртвого пса с распотрошённым брюхом в лесу.

Джуд сбегает из дома вместе с куклой. В поисках сына Лиза заходит в особняк — там всё, как при жизни семейства Хилшеров. Даже на стене висит та же картина с их изображением. Лиза идёт на детский голос и попадает в тайную комнату, где обитал Брамс Хилшер из первой части. Входит Джуд в его фарфоровой маске. Но тут же извиняется за испуг, теперь используя для общения голос вместо записей в блокноте. Появляется Джозеф и рассказывает историю семьи хозяев особняка: об обгоревшем при пожаре ребёнке (Брамсе Хилшире), о том, что тот прятался в тайных комнатах, пугая и убивая людей, о том, как его родители утопились. Всё это также известно зрителям по первому фильму. Джозеф добавляет, что Брамс Хилшир тоже покончил жизнь самоубийством.

На сеансе связи с семейным психологом Джуд рассказывает, что Брамс жил в других семьях, а теперь живёт с ним, и лучше его не злить. Психолог озадачена и советует родителям внимательнее следить за сыном.

пугающая кукла
Кадр из фильма.

В гостевой дом приезжают гости. Старший кузен Джуда ведёт себя по-хамски по отношению к нему и к кукле. Он начинает крушить всё вокруг, покушаясь и на Брамса. Джуд предупреждает, что кукла может отомстить. Но наглый кузен продолжает нападки и тут же «случайно» падает на кол, который только что сделал сам, получая серьёзное ранение.

Джуд рассказывает матери, что кукла не желает его отпускать — она хочет жить с ним в особняке вечно. Брамс набирает силу и мальчик уже не может его контролировать.

Лиза находит информацию о кукле в интернете и выясняет, что до Хилширов Брамсом владели многие семьи и в каждой из них происходила трагедия: дети убивали своих родителей, обвиняя в этом куклу.

Тем временем Шон, находясь в городе, узнаёт, что сторож Джозеф является новым владельцем особняка.

Джуд опять пропадает с куклой. В гостевой дом вламывается Джозеф с ружьём. Он рассказывает, что Брамс управляет не только детьми, но и сломленными взрослыми — в том числе им самим. Это Джозеф склеил куклу в первой части. Лиза одолевает сторожа и бежит к особняку. Там в подвале Джуд вновь одел фарфоровую маску, держа Брамса в руках. Мальчик берёт в руки принесённое матерью ружьё и направляет ствол на неё. Появляется Шон и разбивает куклу кувалдой. Ружьё тут же выпадает из рук Джуда.

Под разбитым фарфором куклы мы видим страшное обличие Брамса. С помощью взрыва он убивает Джозефа. Джуд берёт в руки чудовище и кидает его в печь.

Семья возвращается в город. Все теперь, кажется, счастливы и живут спокойной жизнью. Но в самом конце Джуд вновь достаёт фарфоровую маску и разговаривает с Брамсом.

Объяснение концовки

Итак, и финал фильма, и остальное его содержание фактически перечёркивает смысл первой части. Разгадка, данная там, объясняла мнимую мистику реальными поступками людей. Идея же второй части снова переворачивает всё с ног на голову. Ведь оказывается, что кукла живая. Точнее, есть некий дух по имени Брамс, который способен управлять как куклой, так и людьми. Делает это он уже давно. И давно, на протяжении всей истории особняка, совершает убийства. Дух управлял и действиями сына мистера и миссис Хилшир (вероятно, их самоубийство — также результат мистической манипуляции), и теперь действиями Джуда и Джозефа. В этот раз кукла обрела тело в виде обожённого чудовища, хотя в первой части она просто разбилась и внутри неё ничего не было.

Реализм, лёгший в основу крутого поворота первой «Куклы» в «Кукле 2: Брамс», снова превратился в мистику. Но сделано это не с помощью умелого взлома клише как в оригинале, а благодаря этим клише. Таким образом, смысл концовки фильма «Кукла 2: Брамс» уподобился смыслу десятка подобных картин: зло в виде духа или демона, вселяющегося в людей и неодушевлённые предметы, торжествует. Главные герои не смогли ему ничто противопоставить.

Можно было бы не впадать в разочарование и принять такое объяснение концовки. Однако в первой части зрителю дали ясно понять не только то, что зло творил не дух, а спятивший сын Хилширов (возможна трактовка событий как обоюдных действий человека и нематериального существа), но и то, что кукла была создана по его образу и подобию. Сходство фарфоровой игрушки и мальчика Брамса подчёркивалось многократно.

Смысл фильма

Выходит, что делать разбор и сопоставлять «Куклу» и «Куклу 2: Брамс» бесполезно. Один фильм противоречит другому и по смыслу, и даже по поверхностному описанию. «Куклу 2: Брамс» можно считать продолжением условно. Подобным грешат многие франшизы фильмов ужасов. Часто в первой части маньяк-убийца, терроризирующий распустившуюся молодёжь, может оказаться смертным человеком, а в продолжении странным образом превратиться в некое бессмертное существо со сверхспособностями, позволяющими появляться, где и когда угодно.

Виной разочаровывающей концовки и исковерканному смыслу — вероятно, желание сделать очередную долгоиграющую франшизу и составить конкуренцию страшным куклам Чаки и Аннабель.

Вряд ли в картине стоит искать скрытый смысл. Суть фильма — напугать и развлечь зрителя. Однако сделать это по-настоящему, с цепляющей интригой, не получилось. Мораль здесь можно найти только, если сильно постараться. Например, о ценности взаимопонимания, о силе любви, над которой нужно работать, чтобы преодолеть беспощадное зло. Но, похоже, авторы, погружаясь в мистику и совсем немного в психологизм, о таком не думали вовсе.

мальчик и его кукла
Кадр из фильма.

Похожие фильмы

В отличие от первой части «Кукла 2: Брамс» действительно оказалась похожа на множество других фильмов ужасов о куклах-убийцах. В пример можно привести:

  • Проклятие Аннабель (США, 2014): редкая старинная кукла несёт проклятие;
  • Проклятие Аннабель: Зарождение зла (США, 2017): приквел истории про куклу-убийцу;
  • Детские игры (США, 1988): душа серийного маньяка вселяется в обычную куклу серийного производства;
  • Детские игры 2 (США, 1999): продолжение фильма о кукле-маньяке;
  • Чаки (США, 2021): хоррор-сериал, являющийся частью вселенной «Детских игр».
  • Мёртвая тишина (США, 2006): кукла чревовещателя несёт смерть — хоррор с неожиданным поворотом.
Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.
Задать вопрос

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.