Феномен «Курьера»: почему фильм Шахназарова, снятый 35 лет назад, звучит так актуально

Курьер Иван Смысл фильма

Страна: СССР

Жанр: трагикомедия, мелодрама

Год производства: 1986

Режиссёр: Карен Шахназаров

Актёры: Фёдор Дунаевский, Анастасия Немоляева, Инна Чурикова, Олег Басилашвили, Александр Панкратов-Чёрный и другие

Автор статьи
Евгений Пинигин
Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом - эзотерик, в настоящем - скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

 

В 1986 году на экраны вышел фильм Карена Шахназарова «Курьер». Несмотря на критику руководства «Мосфильма», он сразу стал одним из самых любимых зрителями кинопроизведений и смотрится актуально до сих пор. Правда, смысл фильма «Курьер» оказался понятен далеко не всем. Попробуем в нём разобраться.

Сюжет

Родители главного героя Ивана Мирошникова разводятся. Отец уходит к молодой девушке, а потом и вовсе уезжает на работу в Африку. Иван остаётся жить с пребывающей в депрессии матерью. Закончив школу и ожидая призыва в армию, он ищет работу. Мать по знакомству устраивает Ивана курьером в редакцию журнала «Вопросы познания».

Первый рабочий день героя начинается с поручения отнести рукопись профессору Кузнецову. По дороге Иван встречает своего друга Базина, катается с ним на скейте и опаздывает с доставкой. Дома у профессора парень знакомится с его дочерью Катей. Между ребятами завязывается дружба.

Иван Мирошников
Роль главного героя картины Ивана Мирошникова сыграл Фёдор Дунаевский. Кадр из фильма.

На следующий день Иван снова приходит в дом Кузнецова по рабочему поручению. Его приглашают пообедать с семьёй профессора. Своим поведением герой провоцирует скандал и Кузнецов вышвыривает парня за порог. Катя задерживает Ивана, говорит, что он ей понравился, и обещает позвонить.

Девушка действительно звонит и герой приглашает её на прогулку. Каждый из них знакомит другого со своими приятелями. Но как Катя не вписывается в компанию Ивана, состоящую из простых ребят с его двора, так и Иван не находит общего языка с друзьями Кати — представителями «золотой молодёжи», регулярно бывающими за границей и привозящими оттуда дефицитные товары.

Иван приходит в гости к Кате, где они дурачатся, играя на пианино. Их застаёт отец девушки. Профессор беседует с Иваном наедине, настаивая на том, что тот дурно влияет на его дочь и молодым людям необходимо расстаться. Парень отвечает, что это невозможно, поскольку Катя беременна и просит у Кузнецова её руки. Профессор ведётся на обман, а девушка обижается на Ивана.

На следующий день герой находит Катю возле МГУ, где она учится на первом курсе, и пытается извиниться. Девушка отвечает, что поздно это делать, поскольку она подтвердила отцу слова Ивана и теперь им ничего не остаётся, как действительно завести ребёнка. Молодые люди ищут место для уединения, оказываются в подвале, откуда их выгоняют. Катя в обиде кричит на Ивана и убегает.

игра на пианино
Иван и Катя Кузнецова, ее роль сыграла Анастасия Немоляева. Кадр из фильма.

Парень приходит на день рождения девушки с цветами, чтобы извиниться перед ней и её семьёй. Он садится за стол, на этот раз стараясь вести себя предельно дружелюбно. Но беседа заходит о нравах современной молодёжи. В ходе неё гость Кузнецовых, раззадоривший сам себя рассказом о конфликте со своим сыном, с напором задаёт Ивану вопрос, о чём он мечтает. Парень не успевает ответить, а Катя срывается и говорит о своих материальных желаниях. Девушка бросается на улицу, Иван тоже уходит. Недалеко от дома он находит Катю, накрывает её своим пальто. Та говорит, чтобы Иван больше не приходил к ней и не звонил, после чего ее уводит домой отец.

Герой, подходя к своему дому, встречает своего друга Базина и спрашивает, о чём мечтает он. Базин говорит, что мечтает о покупке тёплого пальто, ведь наступают холода и ему не в чем ходить. До конца прошлой зимы он проходил в куртке и это закончилось простудой. Иван дарит другу своё пальто и просит его мечтать теперь о чём-нибудь великом.

В финале герой видит военного, похоже, вернувшегося из Афганистана с обожжённым лицом и боевыми наградами. Они издалека молча смотрят друг на друга.

Идея фильма

Прежде всего, стоит сказать, что фильм снят по мотивам повести Карена Шахназарова «Курьер», которая была опубликована в журнале «Юность» ещё в 1982 году и стала довольно популярной. По содержанию книга существенно отличается от кинокартины. Герою повести пока не грозит служба в армии (он собирается поступить в институт на следующий год), он опаздывает с рукописью не специально, его выходки не намеренны.

Например, написание «сказочной» биографии в редакции — это не шутка персонажа, а следствие того, что он не мог сосредоточиться на задаче и сделать всё, как полагается. Причём герою за это неловко. В книге отсутствует эпизод в подвале, Иван не знакомит Катю с друзьями, не поёт романс Алябьева «Соловей», не дарит пальто Базину и не смотрит на солдата в конце.

Иван в книге и Иван в фильме по описанию схожи лишь частично. Это немного разные герои, у них разные истории. Однако у книжного Ивана была одна черта, которая должна была перекочевать в фильм, но в итоге в кинокартине остались лишь намёки на неё.

Один из ключевых вопросов, которые задают герою взрослые персонажи — «О чём мечтаешь?». Если провести поверхностный разбор фильма, может показаться, что никаких мечт у Ивана нет и он действительно думает лишь о том, как найти тёплое местечко и как можно меньше работать.

Но в книге парень хочет совершить что-то великое и важное. Так, в повести в одном из снов он представляет себя гладиатором, в другом он даёт интервью после того как получил главный приз на фестивале в Сан Ремо, золотую пальмовую ветвь в Каннах и Нобелевскую премию.

Кадры с вручением последней даже были в черновой версии фильма, но в итоге их вырезали. В кинокартине мечты Ивана нашли своё отражение разве что в выдуманной рыцарской биографии и эпизодах, где он видит бредущих по пескам туземцев. Так что главный герой — вовсе не индифферентный персонаж, коим его видели критики с «Мосфильма» и некоторые зрители.

Однако курьер из фильма действительно не проходит классический кинематографический путь героя, после которого должен стать совсем другим человеком. Иван в начале фильма и в его финале не сильно отличаются. Нам лишь показывают небольшой отрезок жизни персонажа.

Можно сказать, что это кино является представителем жанра, называемого сейчас «slice of life» («кусочек жизни»), или «повседневность». Такие фильмы больше призваны погрузить в атмосферу, создать настроение, соответствующее моменту или эпохе. В их содержании может и не быть какой-то конкретной идеи, глубокого смысла.

застолье советского времени
Кадр из фильма.

Но «Курьер», тщательно отображая быт и концентрируясь на интересных моментах, не имеющих особого значения для сюжета (например, танцы молодёжи или падение дырокола на голову героя), всё же умудряется быть фильмом со множеством скрытых смыслов. И в этом проявляется талант режиссёра: кино может иметь разные трактовки, многие из которых будут верными, хотя соответствующего прямого посыла для зрителей не было.

Суть в том, что нам показывают всё же не просто отрезок жизни героя, а именно определённый этап его взросления. Начало этого этапа знаменуется разводом родителей. Отец Ивана, похоже, не принимал особого участия в жизни сына. Да и в дальнейшем он будет давать знать о себе лишь с помощью писем и подарков.  Мать привыкла быть жертвой в отношении с мужем и продолжает играть эту роль дальше, плача и жалуясь сыну.

Оба видят в Иване лишь «оболтуса», проводящего времени с такими же «дегенератами» — так выражается мать. Отец тоже не верит в то, что из сына может выйти толк. Не случайно в письме в ответ на слова Ивана о поступлении в институт (пусть и являющиеся обманом), он честно говорит, что не ожидал от него сдачи экзамена — был уверен в провале.

Родители героя сами находятся в постоянном безуспешном поиске счастья и своего места в жизни, не в состоянии поддержать сына, настроить на взрослую жизнь. Скорее, наоборот, они уверены в его никчёмности и своими словами, пусть и неосознанно, пытаются укоренить уверенность в никчёмности у самого Ивана.

Нехватка знающих, понимающих, уверенных и счастливых, родителей сильно влияет на мироощущение героя. Поскольку он формируется как мужчина, больше всего ему не хватает такого отца. Настоящий, пребывая в семье, был слабым, а потом и вовсе сбежал, потому что «так получилось». Иван не может ему довериться и говорит лишь «Никаких проблем, пап», понимая, что тот ничего уже не может сделать.

родители Ивана
Лидия Алексеевна и Фёдор Иванович Мирошниковы, родители Ивана. Роли сыграли Инна Чурикова и Андрей Вертоградов. Кадр из фильма.

Интересно, что дальше во сне Ивана в заброшенном здании отец предстаёт в виде бюста — обездвиженной сущности, которой сын может лишь снова сказать: «Всё нормально, пап». Отражение отца проявляется и в других взрослых мужских персонажах фильма. Так, редактор газеты называет Ивана «старина» — как его называл отец.

Теперь герой вступает во взрослую жизнь и должен сам для себя стать достойным родителем. Его путь начинается с бунта против матери, которая стремится вовлечь сына в привычный конфликт с помощью обвинений и слёз, что, вероятно, отлично работало с мужем. Но Иван, протестуя против этого, поджигает газеты в комнате, заставляя мать в оцепенении замолчать.

Недаром Иван устраивается на работу в «Вопросы познания» — герой по-настоящему познаёт взрослый мир. Делает это он часто ещё по-детски, как бы пробуя его на прочность с помощью своих провокаций. Иван ещё не принял правила игры этого мира. Здесь нужно соблюдать приличия, говорить не правду, а то, что от тебя хотят услышать.

главный редактор журнала
Александр Панкратов-Чёрный в роли главного редактора журнала «Вопросы познания», Степана Афанасьевича Макарова. Кадр из фильма.

Герой, напротив, говорит всё как есть — комиссии на экзамене даёт объяснение своей попытке поступить в институт, отцу Кати за столом рассказывает о способах получения материальных благ в обществе, которые не принято обсуждать. Его шутки — это не враньё в чистом виде, а скорее, бунт против взрослых, призванный показать, в какой лжи живут они сами. Например, когда Иван в редакции говорит, что мечтает о победе коммунизма — это указание на глупую игру людей, которые внешне продолжают поддерживать идеалы этого строя, но на самом деле совсем в них не верят, будучи озабочены личными материальными желаниями. Обман про беременность Кати — ответный удар профессору, решившему поговорить с Иваном как со взрослым, но, словно ребёнку, запрещающему общение с его дочерью.

Взрослые в фильме хотят видеть в детях тех, кто примет «воздвигнутое здание» старшего поколения, будет следовать их идеалам и проявит себя наилучшим образом. Они имеют на это полное право: большинство из них действительно упорно трудилось и создавало блага для жизни и дальнейшего развития общества.

Но взрослые видят, что молодые люди — уже другие, и им это не нравится. Они делают вид, что пытаются понять принципы и мечты своих детей, но в действительности лишь проявляют агрессию. Так, герой Владимира Меньшова кричит о том, что желает узнать, чего хотят его сын и Иван как представитель молодого поколения. Но поведение персонажа свидетельствует, что он раздражён, зол и на самом деле не будет слушать никаких ответов.

Семён Петрович Кузнецов
Семён Петрович Кузнецов, отец Кати. Его роль исполнил Олег Басилашвили. Кадр из фильма.

Молодое же поколение под напором взрослого мира теряют свои детские мечты — былые фантазии уходят. Мечтать «по-взрослому» они ещё не научились. Поэтому они хотят, скорее, просто пожить (погулять, потанцевать, покататься на скейте) и потом понять, куда двигаться дальше. Но взрослый мир неумолим — он ставит вчерашних детей перед необходимостью работать, устраивать свою жизнь и даже отдавать её на войне. Перед Иваном маячит армия и ещё не нашедший себя в этом мире «оболтус», вероятно, скоро отправится в Афганистан.

Отношения героя с Катей — это его столкновение с ещё одной ложью взрослого мира. В обществе, где провозглашается всеобщее равенство, существуют социальные классы. Тот, которому принадлежит Иван — обычные люди, не имеющие достаточно денег и связей для продвижения на более высокий уровень. Это те, кто так и останется курьерами, грузчиками — простыми рабочими.

Друзья же Кати — «золотая молодёжь», которая путешествует по другим странам, носит импортную одежду, пользуется дорогой косметикой, поступает в престижные вузы и занимает впоследствии значимые места в жизни. Это разные социальные слои — поэтому ни Катя, ни Иван не могут вписаться в компании друг друга.

друзья Кати
Кадр из фильма.

Эти два героя сошлись лишь благодаря общему бунту против взрослых. Кате понравилось, как нагло Иван вёл себя с её отцом, в то время как она вместе с матерью могла позволить лишь немного насмехаться над ним. Но ей не нравятся друзья парня, она не понимает его фантазий.

О последнем говорит эпизод, где Иван приоткрывает Кате свой внутренний мир, приводя её на пустырь. Там, по его словам, живёт убитый леопард. Но девушке нет до этого дела, она говорит: «Ну и что?.. пошли отсюда». Не случайно, делая попытку связать судьбы друг друга, «сделав ребёнка», герои буквально не могут найти угла, где они были бы вместе, и оказываются в грязном сыром подвале. В конце концов и Иван, и Катя понимают, что они не пара друг другу. И это ещё один шаг в мир взрослых. Кстати, Катя отталкивает молодого человека после того, как видит, что и он может стать вполне обычным — без своего бунтарства, в пиджаке и с цветами.

Смысл концовки

Смысл концовки фильма «Курьер» благодаря стилистике довольно размыт — нельзя дать чёткое объяснение происходящему. Мы вместе с героем просто подходим к завершению показанного этапа его биографии. Иван осознаёт, что детство миновало и буквально смотрит на свою взрослую жизнь — в глаза солдата, побывавшего на войне.

Можно дать более глубокое объяснение концовки. Воин, на которого смотрит Иван, не похож на великого героя, в роли которого он хотел бы видеть себя. Он другой, он «обжёгся» о взрослую жизнь (не случайно у солдата обожжённое лицо). И не просто так солдат на мгновение отводит глаза — ему за что-то стыдно. Но всё же он сохранил достоинство, он вернулся на родину с наградами и готов двигаться по жизни дальше. И действительно, после остановки он продолжает свой путь. Таким станет Иван.

Этой концовке предшествует эпизод с Базиным, которому герой дарит пальто, призывая мечтать о великом. Так режиссёр подчёркивает, что чаяния молодёжи всё же не сводятся к материальным благам. Это только первый шаг, за которым непременно последуют глобальные стремления. Смысл таков: Иван, по сути, удовлетворяет материальную потребность Базина, давая ему возможность дальше мечтать о чём-то большем.

В целом финальный эпизод даёт понять, что режиссёр на стороне молодёжи и своего персонажа. Он, хоть и понимает, что взрослая жизнь будет мять их под себя. верит в них, верит в лучшее будущее.

Цитаты из фильма

Цитаты из Курьера

Как вам главный герой фильма?
Странный парень, никогда его не понимал.
9.09%
Он лучше и умнее всех, кто его окружает.
36.36%
Молодой еще. Вырастет - будет такой же, как все.
54.55%
Проголосовало: 11

Добавить комментарий

Adblock
detector