Перевернутый мир «Малхолланд драйв»: что же произошло в фильме Линча на самом деле 

Малхолланд триллер Смысл фильма
Автор статьи
Михаил Новожилов
Михаил Новожилов
Любитель хорошего и атмосферного кино, с необычным взглядом на окружающий мир. Обожает триллеры.

Страна: Франция, США

Жанр: детектив, драма, триллер

Год производства: 2001

Режиссёр: Дэвид Линч

Актёры: Наоми Уоттс, Лаура Хэрринг, Джастин Теру, Энн Миллер, Марк Пелегринно

«Малхолланд драйв» (Mulholland Dr.) от режиссёра Дэвида Линча напоминает сюрреалистический бред, зародившийся в воспалённом мозгу. На экране мелькают не связанные между собой события, которые, впрочем, соединены в сюжетную линию. Нет ничего удивительного, что после премьерного показа фильма в 2001 году вместе с DVD-копиями шёл мануал, где режиссёр раскрывал смысл фильма «Малхолланд драйв».

Разгадка и смысл «Малхолланд драйв» в том, что сюжет фильма – это иллюзия, которая происходит во сне главной героини. Она пережила тяжёлую душевную травму и болезненный разрыв отношений со своей подругой-любовницей. А реальность наступает в конце, когда режиссёр раскрывает предысторию.

Прелесть работ Линча заключается в том, что несмотря на всю фантасмагоричность происходящего, концовка раскрывается полностью. Главное — подобрать нужный ключик. Учитывая, что сейчас мануала у нас нет, устроим небольшой психологический разбор картины.

О чём фильм

Начнём рецензию с краткого описания сюжета. Темноволосая девушка едет на машине по Малхолланд драйв в сопровождении двух мужчин. Неожиданно машина останавливается, и водитель наставляет на девушку пистолет. Совершить убийство мешает другой автомобиль, врезающийся в машину. Незнакомка выживает и уходит с загородного шоссе в сторону города, сжимая в руках дамскую сумочку. Здесь она натыкается на дом, хозяйка которого куда-то уезжает. Девушка забирается внутрь и явно собирается пересидеть здесь некоторое время.

Малхолланд драйв

Двое приятелей сидят в кафе «Винкис», и один рассказывает другому о страшных снах, которые связаны с этим местом. Парни выходят на улицу и за ресторанчиком видят страшного человека, который пугает одного из них до смерти.

Двое парней хохочут в офисе над смешной шуткой. Потом один из них вынимает пистолет и убивает своего собеседника, чтобы завладеть чёрной записной книжкой. Попутно киллер убивает ещё двух случайных человек, стреляет в пылесос, чем провоцирует замыкание в системе сигнализации и ретируется под вой сирены.

Юная Бетти прилетает покорять Голливуд по приглашению своей тётушки, которая уехала сниматься в Канаду. Она должна поселиться в её квартире и здесь обнаруживает черноволосую незнакомку. Девушка представляется Ритой, взяв имя со случайного плаката. Она рассказывает Бетти про автокатастрофу, и сообщает, что не помнит собственного имени. Юная актриса решает помочь новой знакомой, и предлагает поискать ответы в сумочке. Внутри девушки обнаруживают пачки долларов и синий ключ треугольной формы. Они решают разобраться в сложившейся ситуации.

Согласитесь, что вопросов здесь больше, чем ответов. Режиссёр предлагает зрителю лихо взбитый психологический коктейль, разобраться в котором с первого раза вряд ли получится. Поэтому сделаем краткий разбор сюжета, и дадим объяснение каждому из поступков, которые вроде бы не связаны между собой. Изюминка в том, что скрытый смысл фильма раскрывается полностью и, имея на руках пасхалки, от повторного просмотра фильма можно получить невероятное удовольствие.

Расшифровка сюжета

Объяснение фильма даёт сам Дэвид Линч. Он рекомендует обращать внимание на детали и утверждает, что минимум две подсказки появляются на экране ещё до титров. Здесь мы видим зажигательный танец Джиттербаг в исполнении улыбающихся парочек и красную подушку. Какой в этом смысл? Читайте подробный разбор психологического триллера «Малхолланд драйв».

О чём фильм

Идея режиссёра такова, что сюжет, который мелькает на экране сразу после титров – это иллюзия, которая происходит во сне героини. Она пережила болезненный разрыв отношений со своей подругой-любовницей. Подушка – это отсылка ко сну, подсказка для зрителя.

Вообще события разворачиваются в перевёрнутом мире. Главную героиню зовут Дайана Сэлвин. Она выигрывает танцевальный конкурс, получает от почившей в бозе тётушки небольшое наследство и отправляется покорять Голливуд. Здесь она попадает на кастинг к режиссёру Бобу Брукеру, который собирается снимать фильм «История Сильвии Норт». И знакомится с другой претенденткой на главную роль – Камиллой Роудс.

Дайана Сэлвин
Кадр из фильма. Главная героиня Дайана Сэлвин.

Режиссёр утверждает на роль Камиллу, найдя Дайану недостаточно талантливой и артистичной. Однако Камилла не бросает свою свежеиспечённую подругу, тянет её за собой, помогая получать роли в фильмах, в которых снимается сама. Дружеские отношения между девушками перерастают в любовь, но вскоре Камилла предлагает разорвать эту связь.

Дело в том, что на момент событий фильма, Дайана и Камилла снимаются у режиссёра Адама Кешера, и последняя начинает крутить с парнем роман. Дайане сложно пережить этот разрыв, но вскоре она получает от подруги приглашение на вечеринку. За ней заезжает машина, которая везёт девушку по Малхолланд драйв. Автомобиль останавливается посреди трассы, и Дайану встречает Камилла, обещая ей сюрприз. Здесь девушка скорее всего рассчитывает на возобновление отношений, но оказавшись в доме Адама, узнаёт, что Камилла с Кешером собираются пожениться. Это становится последней каплей. Дайана нанимает киллера.

Она передаёт наёмному убийце фотографию Камиллы с одного из кастингов, и произносит фразу: «Это та девушка». Убийца берёт деньги, и показывает заказчице синий ключ, сообщая, что когда дело будет сделано, она найдёт этот ключик там, где он скажет.

Мелисса Джордж
Кадр из фильма. Мелисса Джордж в роли Камиллы.

Сон и реальность

Всё, что происходит в фильме – это сон. Реальность наступает лишь в конце, когда режиссёр полностью раскрывает предысторию. Все персонажи, которые мелькают на экране – это люди, с которыми встречалась Дайана. При этом на свои образы-сновидения она проецирует ту боль и страх, которые ей пришлось пережить в реальности. В результате её воображение создаёт иллюзорный мир, где события переворачиваются с ног на голову, превращаясь в зрелищный психологический триллер.

Здесь героиня становится антиподом той неудачницы, которую бросила любовница. Во сне она может стать успешной, как и мечтала, прилетев в Лос-Анджелес. Однако её личные демоны проникают даже сюда, напоминая о преступлении, которое она совершила.

Рита и Бетти

Здесь всё просто. Рита – это Камилла Роудс, но воображение героини вновь коверкает её образ. В жизни Камилла добилась успеха. Она стала востребованной актрисой, заключает брак с известным режиссёром. Поэтому во сне Дайаны Камилла трансформируется в Риту – девушку с кучей проблем, потерявшую память и полностью зависящую от неё. При этом даже в этом кошмарном сне Дайана забоится о своей бывшей пассии, что указывает на то, что чувства с её стороны действительно были искренними.

Бетти – сама Дайана. Это имя она увидела на бейджике официантки, когда заказывала убийство своей подруги. Во сне она становится той, кем мечтала быть. Она прилетает в Лос-Анджелес, по протекции тёти идёт на кастинг, который с блеском проходит под восторженные возгласы режиссёра и кастинг-директора. Обратите внимание, что человека, к которому она отправилась на просмотр, зовут Боб Брукер. Он доволен новой актрисой, но Бетти-Дайану уводит женщина, которая сообщает, что этот режиссёр вышел в тираж лет 20 назад, а она сейчас отведёт её к настоящему мэтру большого кино.

Таким образом, сон Дайаны мстит режиссёру, который не дал ей главную роль. Возможно, если бы Брукер сразу выбрал её, эта история имела бы совсем другую концовку.

Лаура Хэрринг
Кадр из фильма. Лаура Хэрринг в роли Риты.

Дэн

Это странный малый, который сидит в кафе и рассказывает другу о плохих снах. В его интерпретации, приятель стоит у стойки, хотя все сидят, и боится. Дэн тоже чувствует сильный страх, причина которого кроется в страшном человеке, стоящем за рестораном. Друг идёт расплачиваться, и на экране появляется картинка, как во снах Дэна. Друзья идут за ресторан, и действительно видят жуткую личность, выглядывающую из-за угла.

Возможно, в концепции режиссёра, Дэн является воплощением страха самой Дайаны. Избавившись от Дэна, она уничтожает собственные страхи, отбрасывая все сомнения и колебания. Однако навеянный образ тоже реален – этого парня она мельком видела в кафе, когда общалась с киллером. Возможно, именно в тот момент девушка испытывала страх и неуверенность от того, как именно она поступает.

Патрик Фишлер
Кадр из фильма. Патрик Фишлер в роли Дэна.

Мистер Рок

Вероятнее всего, этот образ во сне Дайаны олицетворяет весь кинобизнес в целом. Мистер Рок предстаёт в инвалидном кресле, с чётко прослеживающимися дефектами внешности. При этом он никак не руководит, а просто наблюдает за действиями подчинённых, отгородившись ото всех стеклянной перегородкой. Это уродливый мир шоу-бизнеса, где всё решают деньги и связи.

Майкл Дж. Андерсон
Кадр из фильма. Майкл Дж. Андерсон и роли Мистера Рока.

Кешер

Это вполне реальный режиссёр Адам Кешер, который фактически сломал Дайане жизнь, закрутив роман с Камиллой.

Во сне рушится его собственная жизнь. Он теряет деньги, съёмки фильма приостановлены, но всё можно вернуть, если он утвердит на роль «ту девушку». Здесь нужно отметить, что именно к нему отводят Бетти после удачного кастинга у режиссёра-неудачника. Здесь она с Кешером обмениваются долгими и многообещающими взглядами, что явно указывает на возможный роман.

Однако Бетти убегает, сообщив, что обещала помочь подруге. Наверное, так и поступила бы в реальной жизни Дайана, не променяв настоящую любовь на карьеру. К слову, фильм, который снимает Кешер, называется «История Сильвии Норт». Именно с кастинга на главную роль в этой картине начались отношения Камиллы и Дайаны.

Адам Кешер
Кадр из фильма. Джастин Теру в роли Адама Кешера.

Джо

Это киллер, как во сне, так и в реальности. В мире грёз он ищет Риту, по заказу влиятельных людей. В реальности, он убивает Камиллу, по заказу Дайаны. Здесь оба мира переплетаются в воображении девушки, с той лишь разницей, что во сне Джо не находит свою жертву.

убийца Джо и синий ключ
Кадр из фильма. Киллер Джо.

Синий ключ

Это своеобразный символ смерти. В реальности это знак от убийцы, что дело делано, во сне – ключ от странного синего куба, в котором хранится пустота и мрак. В обоих случаях, ключ выполняет свою функцию: после его появления история любви обрывается навсегда, и одна из девушке исчезает.

Чьё тело находят девушки

Учитывая, что труп лежит в комнате Дайаны – логично предположить, что это она сама. Девушка подсознательно понимает, что после смерти Камиллы её тоже не будет. Она готова к смерти и не может смириться с болью потери. Поэтому сон можно назвать вещим. Но при этом тело на постели на неё не похоже, поэтому возможно, что по смыслу фильма, это безликая жертва, символизирующая обеих героинь.

Клуб «Силенсио»

Своеобразное чистилище, где сон начинает становиться реальностью. Здесь неоднократно повторяются слова, что всё это иллюзия, ничего этого на самом деле нет. Бетти начинает трясти от увиденного – это мозг Дайаны понимает, что иллюзорный мир рушится, и её мечты разлетаются на кусочки. Больше ничего не будет. Здесь она находит синюю коробку с пустотой – своеобразный ящик Пандоры.

Смысл концовки

Смысл фильма можно объяснить так: у каждого человека свой Малхолланд драйв. Дайана хотела покорить Голливуд, но столкнулась с суровой реальностью. Она лишилась всего, даже любимого человека, ведь Камилла променяла её на славу. Сон – это несбывшиеся мечты, где всё происходит совсем иначе. В реальности же Дайана заказывает убийство бывшей подруги и сама кончает жизнь самоубийством. Её иллюзия закончена, и наступает тишина.

сон Дайаны в триллере
Кадр из фильма. Дайана и Рита.

Альтернативные версии

Есть и другие объяснения концовки. Во-первых, есть мнение, что Линч не знал, как именно завершить эту историю, поэтому логического финала у фильма просто нет. Это зацикленный психологический триллер, где всё катится по кругу жизни.

Во-вторых, Камилла-Рита могла быть одним из воплощений Дайаны на экране. Возможно, что она просто актриса-неудачница, которая сошла с ума и все события происходят в её воспалённом мозгу, где смешались сон и явь: кастинги, режиссёры, мафия.

В-третьих, сон мог принадлежать Камилле, которая узнала о том, что её бывшая любовница выстрелила себе в голову из револьвера. А остальное — лишь грёзы, связанные с её профессией.

Добавить комментарий

Adblock
detector