Библия, экология, феминизм и другие смыслы триллера «Мама!»

Мама 2017 хоррор Смысл фильма
Автор статьи
Серафима Вишняк
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Люблю искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишу странные сказки, обожаю сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

Страна: США

Жанр: драма, триллер

Год производства: 2017

Режиссер: Даррен Аронофски

Актеры: Дженнифер Лоуренс, Хавьер Бардем, Эд Харрис, Мишель Пфайффер, Донал Глисон

Смысл фильма “Мама!” (“Mother!”) спорен. Точнее, в картине несколько смыслов, и ее интерпретация зависит от угла зрения зрителя. Здесь можно увидеть конфликт мужчины и женщины, поэта и музы, человека и природы. Также в картине Даррена Аронофски есть несколько отсылок к Библии.

О чем фильм

Фильм “Мама!” начинается с того, что мужчина выгружает на полку кристалл, после чего его дом преображается. Затем некая молодая женщина просыпается в темной комнате… Это Он и Она, муж (Хавьер Бардем) и жена (Дженнифер Лоуренс), и их отношения далеки от идеальных.

главные герои
Хавьер Бардем и Дженнифер Лоуренс в главных ролях. Кадр из фильма.

Мужчина — известный поэт, и сейчас он полностью погружен в творческий кризис. Супруга старается поддержать его, но он, сам того не желая, все больше отдаляется.

Вскоре к ним в дом приходит странный старик, который почему-то решил, что они сдают комнату. С этого момента в доме начинаются странности.

Идеи, которые легли в основу сюжета

Фильм Даррена Аронофски глубоко метафоричен. В основу фильма “Мама!” легли идеи феминизма и уничтожения природы. Также в фильме использована религиозная метафора.

Режиссер говорил, что идея картины в том, что происходящее с планетой остановить, к сожалению, невозможно. Аронофски признается, что у него “накопилось много гнева и ярости”, и ему захотелось выплеснуть все эмоции в одно чувство.

В фильме “Мама!” есть и скрытый смысл, который, по словам режиссера, “понравится далеко не всем”.

Героиня Дженнифер Лоуренс олицетворяет собой архетип женщины, жены, матери, музы, Богородицы, Земли, Вселенной. Герой Бардема — мужчина, муж, отец, писатель, Бог-творец и дьявол-разрушитель в одном лице.

Картина рассуждает не только на вечные библейские темы, но и на бытовые. Она рассказывает не только о потребительском отношении к природе или об актуальной сегодня проблеме религиозного фанатизма, но и о женщинах, которые были не услышаны, брошены ради каких-то зыбких целей. О мужчинах, для которых карьера и слава важнее семьи, и о людях, бездумно убивающих друг друга.

Смысл фильма

Фильм “Мама!” представляет собой аллегорическое и глубоко философское размышление о сути человеческого бытия. Картина пропитана библейскими аллюзиями и образами. В смысловой структуре этого фильма можно выделить не менее пяти пластов.

История о поэте, возомнившем себя пророком

Это наиболее простое объяснение происходящих в фильме событий. Герой Бардема, некогда успешный и популярный поэт, испытывает творческий кризис. Он достаточно высокого мнения о себе и о своем творчестве. Эти представления подпитывает в нем и его супруга.

Она бесконечно любит его, а он просто позволяет ей любить себя. Он из тех мужчин, которые “женятся на своей работе” и ценят в присутствующих рядом женщинах только беззаветную преданность.

Пока муж купается в лучах славы, его жена безропотно выполняет всю земную работу и в буквальном смысле отстраивает дом на пепелище.

Для мужчины не существует никаких запретов, а вот его супруга живет в режиме самоотречения. Но ему этого мало…

В их жизнь вторгаются незнакомцы, символизирующие некую разрушительную силу. Сначала в доме появляется один гость. Он приносит болезнь (кашляет кровью) и при этом нарушает запреты: курит в доме. Затем появляется его супруга, которая задает героине Лоуренс бесцеремонные вопросы. Позже появляются сыновья этой странной супружеской пары, один из которых убивает другого…

Женщина отчаянно пытается удержать мужа дома, но он не слышит ее, и приводит в дом целую толпу поклонников, которые поклоняются ему, как Богу. С их приходом в доме воцаряется настоящий ужас.

толпы поклонников
Кадр из фильма.

Поэт мнит себя мессией, слово которого способно спасти человечество от всех бед. Он стремится быть в созданной им же толпе, и при этом забывает о жене и ребенке.

Ближе к концу мужчина окончательно губит свою семью — в прямом и переносном смысле. И находит новую спутницу жизни…

История о поэте и его музе

Героиня Дженнифер Лоуренс олицетворяет собой вдохновение поэта, его музу или талант. Однако мужчина достаточно жестоко обходится со своим хрупким даром.

На протяжении всей картины и до самого финала он растрачивает его понапрасну, ради мимолетных желаний. Он хочет быть узнаваемым и мечтает о славе.

Плотское соитие поэта и музы представляет собой рождение произведения (у главных героев рождается ребенок). Аронофски подчеркивает, что герой Бардема оказывается недостоин своего гения: он отдает свое произведение на растерзание толпе. После этого его муза угасает.

В финале к поэту приходит запоздалое раскаяние, и он сохраняет остатки вдохновения, которые представлены хрупким кристаллом.

хрупкий кристалл
Кадр из фильма.

Уничтожение природы

Олицетворением природы выступает и дом, в котором живут герои Хавьера Бардема и Дженнифер Лоуренс, и сам заглавный персонаж — Мама. Смысл всего происходящего заключается в том, что человек не только эгоистичен, но и эгоцентричен. Перед премьерой фильма зрителям раздавали листовки с “молитвой природе”, содержание которой напоминает переделанную молитву “Отче наш”. Одна из строчек этой молитвы звучит так: “Не веди нас к эгоистичному пожиранию и разрушениям, которые есть — жажда сверхпотребления”.

Кульминацией становится диалог, в котором персонаж Бардема произносит следующие слова: “Мне всегда и всего было мало. Это моя сущность”.

Режиссер поместил это в конец картины, чтобы явственно указать на то, что именно было причиной разыгравшейся драмы.

Феминизм

В некоторых разборах и рецензиях говорится о том, что один из смыслов фильма – угнетение покорного женского начала патриархальным мужским началом.

Чтобы подчеркнуть это, Аронофски сделал яркую отсылку к одному произведению с достаточно феминистическим содержанием — к новелле “Желтые обои”, которая была написана Шарлоттой Перкинс Гилман.

Согласно сюжету Гилман, женщина, запертая в комнате, начинает видеть за желтыми обоями другую женщину и жаждет ее освободить. В фильме героиня Дженнифер Лоуренс слышит сердцебиение дома, в котором они с мужем живут и предпринимает безуспешную попытку его “освободить”. Из этого же фильма был взят и желтый цвет стен, олицетворяющие пленение. Благодаря ему, в частности, в фильме создается гнетущая, почти болезненная атмосфера.

сердцебиение дома
Кадр из фильма.

Религиозная метафора

По словам Аронофски, его лента вместила в себя содержание Ветхого и Нового Заветов. Дженнифер Лоуренс в одном из интервью говорила, что дом символизирует личный рай. На самом верху располагается святилище Бога, где совершается процесс творения. В нижней части дома, в подвале, живет вечная тьма и горит пламя.

Смысл заключается в метафорическом пересказе библейских событий. То есть режиссер размышляет над причиной конфликта, который произошел еще до начала времен и пытается дать ему свое объяснение.

Герои Эда Харриса и Мишель Пфайффер – это Адам и Ева. У “Адама” кровоточит рана, потому что ребро удалено. “Ева” вкусила запретный плод, разбив кристалл. После этого и начались все проблемы: конфликт Каина и Авеля (драка сыновей), великий потоп (прорванная труба) и многое другое.

Режиссер фильма “Мама!” не отрицает, что одной из его целей было создание общественного резонанса. Он хотел вызвать эмоции и реакцию на свою работу, и это у него, безусловно, получилось.

Смысл концовки

Несмотря на достаточно шокирующую развязку, концовку фильма “Мама!” можно с натяжкой назвать позитивной.

Объяснение концовки: используя собственные ресурсы, мать-природа уничтожает себя и всех людей. Остается только Бог-создатель, который спасает какую-то часть своего детища. В фильме поэт забирает сердце своей погибшей жены и превращает его в кристалл, похожий на тот, который разбила “Ева”, и дом снова восстанавливается.

сердце жены
Кадр из фильма.

История повторяется: мать-природа возрождается из пепла, но теперь зритель видит другую молодую женщину…

То есть действие неизбежно идет по кругу — снова и снова. Несмотря на то, что Бог – создатель, без любви Матери, и без ее сердца он не может творить: он использует ее сердце, чтобы снова создать Дом.

При просмотре фильма особое внимание следует уделить гостям, поведение которых можно наложить на историю человечества. Сначала они ведут себя робко, потом нагло заходят в дом, а затем мародерствуют.

В определенный момент появляются пророки, которые несут слово новоприбывшим, потом появляются несогласные, возникают драки (войны). А потом рождается Мессия. Его принимают за избавителя, воспевают, желают коснуться. Распинают… Так рождается религия (в данном контексте — христианство с его Евхаристией).

В конечном итоге все сгорает в огне апокалипсиса. Но при этом все-таки остается задел для зарождения новой жизни. В этом и заключается смысл концовки фильма “Мама”.

Как вам фильм?
Потрясающе - во всех смыслах.
25%
Сильная картина, но осталось много вопросов.
50%
Мало что понял.
0%
Как это развидеть?
25%
Проголосовало: 4

Добавить комментарий

Adblock
detector