Страна: Дания, Швеция, Франция, Германия
Жанр: драма
Год производства: 2011
Режиссер: Ларс фон Триер
Актеры: Кирстен Данст, Шарлотта Генсбур, Александр Скарсгард
Слоган: «Enjoy it while it lasts»
Награды и номинации: фильм стал победителем Каннского кинофестиваля в номинации “Лучшая женская роль”
Начиная работу над новой картиной, Ларс фон Триер обмолвился о том, что такого он еще не снимал. Познакомившись с лентой, зрители с этим в целом согласились. Каждый из них нашел свой смысл фильма «Меланхолия» (Melancholia). Одни увидели психологический фильм-катастрофу с нотками научной фантастики, а другие – символическую эстетскую драму-симфонию о том, как реагирует человеческая психика на встречу с глобальным бедствием.
О чем фильм
Краткое описание содержания картины. В центре сюжета фильма “Меланхолия” находятся две сестры – Клэр и Жюстин. Композиционно лента делится на две равные части.

Первая из них посвящена Жюстин и начинается с роскошной свадьбы девушки, которую организовала для нее Клэр, а все связанные с этим расходы оплатил ее богатый муж. На торжестве, которое проводится в старинном замке, собираются ее друзья, родные и коллеги.
Так получилось, что виновники торжества не могут проехать к замку и из-за этого они сильно опаздывают на торжество. В пути Жюстин видит планету Антарес из созвездия Скорпиона, которая неумолимо приближается к Земле… Когда жених и невеста в конце концов приезжают, их встречает очень злая и уставшая Клэр.
Впрочем, вскоре все налаживается – гости поздравляют молодых и веселятся. Впрочем, родители девушек совсем не рады этой свадьбе. Мать честно признается, что ненавидит торжества такого рода и ждет случая уйти, а отец развлекается по-своему – флиртует с подругами Жюстин и вовсю дурачится. Разгадка такого поведения родителей заключается в том, что оба не испытывают к ней теплых чувств. Жюстин всегда знала об этом, но тем не менее она сильно расстраивается.
Скоро свадьба начинает раздражать и ее, и она то и дело покидает гостей. Заметив это, жених пытается успокоить ее и говорит, что любит, однако все уже покатилось по наклонной.

Ситуация накаляется: мать Жюстин закрывается в ванной и на все просьбы выйти к гостям отвечает отказом. Взвинченная до предела, девушка пытается хоть как-то спасти свадьбу, но начальник, также присутствующий на торжестве, требует, чтобы она (Жюстин – копирайтер) как можно скорее “выдала” ему рекламный слоган. Жюстин пытается найти поддержку у отца, но тот уезжает, ни с кем не попрощавшись. Девушка ссорится с женихом и грубит начальнику, который сообщает ей, что она уволена.
Клэр тоже устраивает ей разбор полетов – ведь Жюстин испортила праздник, на который она, по ее словам, потратила целое состояние. Сестры не понимают, что происходит, но подсознательно ощущают, что надвигается какая-то катастрофа.
Во второй половине ленты рассказывается о Клэр, которая живет в роскошном замке вместе с мужем и сыном. Живут они спокойно и счастливо, но однажды молодая женщина слышит о том, что к Земле приближается планета Меланхолия. По предварительным данным, планета пролетит очень близко и существует опасность столкновения. Несмотря на попытки мужа успокоить ее, Клэр почти в панике.
В это время в гости к сестре приезжает Жюстин, которая находится в сильнейшей депрессии. Пока супруг поглощен изучением траектории движения Меланхолии, Клэр ухаживает за сестрой, но в этом нет никакого смысла – она угасает на глазах. Тем временем планета Меланхолия решительно и с очень большой скоростью приближается к Земле…
Объяснение концовки
Объяснение концовки фильма. Ближе к финалу герои понимают, что пришла большая беда: электричество отключается, природа словно сходит с ума. Погибает от собственной руки муж Клэр, а сама она пытается спасти хоть что-нибудь. Однако все ее усилия тщетны…
Единственный человек, кто сохраняет спокойствие – это больная Жюстин. Более того: она уверена, что во всем происходящем есть особый смысл и как будто даже радуется грядущему апокалипсису.
В разговоре с перепуганной сестрой она дает собственную трактовку происходящих событий: в глубокой древности Бог покончил с Содомом и Гоморрой. Сейчас история повторяется, только уничтожению теперь подлежит вся Земля, на которой давно уже нет ничего хорошего. Она призывает сестру и племянника не бояться – ведь все равно конец света неизбежен. Так и происходит: в итоге Меланхолия сталкивается с Землей, и наша планета гибнет в результате чудовищного взрыва.
Смысл концовки фильма «Меланхолия» имеет несколько трактовок. Согласно одной из них (самой простой), он заключается в том, что бояться смерти бессмысленно, ведь она рано или поздно приходит к каждому из нас.
Есть и более сложная версия. С учетом того, что “Меланхолия” –типичный артхаус, насыщенный различными символами, все происходящее следует понимать как одну большую метафору.

Жюстин и есть меланхолия, а Клэр является ее антиподом. Жюстин умирать не страшно, потому что она ждала катастрофу, способную избавить ее от земных страданий. Клэр – типичный прагматик и материалист. Она живет здесь и сейчас и поэтому боится умирать.
Если для Жюстин смерть – это долгожданное единение с космосом, то для Клэр это просто конец и ужас вечного мрака. В лице сестер режиссер, вероятно, попытался показать конфликт двух мировоззрений – религиозного и материалистического. Никаких выводов он, как и всегда, не делает, предоставляя это право зрителю.
Смысл фильма
Идею для своей новой кинокартины фон Триер получил на сеансе у психотерапевта, который помогал ему одолеть очередной депрессивный эпизод. В частности, триггером выступила фраза доктора о том, что депрессивные люди более спокойно реагируют на тяжелые ситуации – ведь они постоянно находятся в ожидании некоей катастрофы и, словно “предвидя” ее, оказываются лучше готовы к ней.
Пытаясь развить интересную мысль, режиссер твердо решил, что снимет научно-фантастический триллер с философской начинкой. Но получилось у него… то, что получилось.
В 16 столетии в небе появилась комета, которую современники ошибочно приняли за планету Сатурн. Император Максимилиан I очень болезненно воспринял ее схождение и, как гласит легенда, именно для него Альбрехт Дюрер создал знаменитую гравюру “Меланхолия”, на которой запечатлел угрозу.

Картина фон Триера отсылает именно к этой гравюре. И вообще, здесь можно усмотреть немало аллюзий к мировому искусству – в частности, к “Дочери лесника” Д.Э. Милле, “Охотникам на снегу” и “Стране лентяев” Брейгеля, а также к пейзажам Клода Лоррена.
Жюстин и Клэр – два антипода, символизирующие апатию и тревогу. У них есть и общее – странные родители, которые, по сути, таковыми не являются. И на этом фоне они обе одинаково несчастны.
Интересным кажется то, как меняются их роли по ходу полотна. Если в самом начале роль матери примеряет на себя Клэр, то в конце картины уже Жюстин опекает сестру, призывая ее не бояться. Вероятно, в этом отчасти и заключается суть фильма Триера. То есть в том, что родственные узы – это не только кровь, но и дружба, а также способность при необходимости взять на себя родительские обязанности.
Есть в ленте и скрытый смысл. В девяностые годы фон Триер позиционировал себя как антибуржуазного художника. Впрочем, критика капитализма не перестала быть его любимым коньком и в более поздних работах. Не обошел стороной он эту тему и здесь.
“Целое состояние”, потраченное на свадьбу, никак не может гарантировать личное и семейное счастье. Роскошный замок не способен спасти от изнуряющей тревоги. По мере приближения Меланхолии мир достатка и богатства рушится вокруг Клэр как карточный домик, а сама она, лицемерно мечтающая ранее о красивой смерти с бокалом вина в руке, тихо скулит в уголке от страха.

Одним из проводников идей капитализма и бесконечного потребления Триер считает рекламу, которая к тому же претендует на то, чтобы тоже называться искусством. Начальника Жюстин, олицетворяющего все самое пошлое, что только есть в рекламном бизнесе, он не щадит – это сатирический, осознанно карикатурный образ. Впрочем, не щадит он и человечество в целом. Устами Жюстин он произносит: “Земля – это зло. Не нужно по ней горевать”.
Особенно достается от режиссера мужчинам. Вообще мужские персонажи у Триера почти всегда показаны крайне неприятными людьми. Почти все они либо предатели, либо малодушные трусы. Муж Клэр не просто совершил самоубийство – он, по сути, трусливо бросил семью, оставив жену и сына один на один с надвигающейся бедой. С учетом того, что он ранее стоял на позиции рационализма, его смерть от собственной руки можно рассматривать в том числе и как капитуляцию материалистических идей.
“Меланхолия” не претендует на научную достоверность и не является фильмом-катастрофой. Впрочем, философским трактатом на тему апокалипсиса ее тоже считать не стоит. Больше всего эта кинолента близка к немецкому экспрессионизму, в котором окружающее пространство только способствует выражению внутреннего состояния людей.

Похожие фильмы
Вот несколько кинокартин, похожих по смыслу на “Меланхолию” Триера:
- “Древо жизни” (США, 2010 год). В центре сюжета находится Джек, которому предстоит многое понять об окружающем мире, так и о самом себе.
- “Другая Земля” (США, 2011 год). Однажды ночью ученые открывают новую планету солнечной системы. Она как две капли воды похожа на Землю.
- “Фонтан” (США, Канада, 2006 год). Пытаясь спасти смертельно больную супругу, главный герой фильма ищет Древо Жизни.
- “Последняя любовь на Земле” (Великобритания, Швеция, Дания, Ирландия, 2010 год). После глобального бедствия выжившие люди постепенно утрачивают все чувства. На фоне надвигающегося апокалипсиса встречаются Майкл и Сьюзан – и понимают, что друг без друга уже не смогут.