Катастрофа как освобождение и другие идеи фильма «Меланхолия»

фильм Меланхолия 2011 Смысл фильма

Страна: Дания, Швеция, Франция, Германия

Жанр: драма

Год производства: 2011

Режиссер: Ларс фон Триер

Актеры: Кирстен Данст, Шарлотта Генсбур, Александр Скарсгард

Слоган: «Enjoy it while it lasts»

Награды и номинации: фильм стал победителем Каннского кинофестиваля в номинации “Лучшая женская роль”

Начиная работу над новой картиной, Ларс фон Триер обмолвился о том, что такого он еще не снимал. Познакомившись с лентой, зрители с этим в целом согласились. Каждый из них нашел свой смысл фильма «Меланхолия» (Melancholia). Одни увидели психологический фильм-катастрофу с нотками научной фантастики, а другие – символическую эстетскую драму-симфонию о том, как реагирует человеческая психика на встречу с глобальным бедствием.

О чем фильм

Краткое описание содержания картины. В центре сюжета фильма “Меланхолия” находятся две сестры – Клэр и Жюстин. Композиционно лента делится на две равные части.

Шарлотта Генсбур
Кирстен Данст сыграла роль Жюстин, а Шарлотта Генсбур снялась в роли Клер. Кадр из фильма.

Первая из них посвящена Жюстин и начинается с роскошной свадьбы девушки, которую организовала для нее Клэр, а все связанные с этим расходы оплатил ее богатый муж. На торжестве, которое проводится в старинном замке, собираются ее друзья, родные и коллеги.

Так получилось, что виновники торжества не могут проехать к замку и из-за этого они сильно опаздывают на торжество. В пути Жюстин видит планету Антарес из созвездия Скорпиона, которая неумолимо приближается к Земле… Когда жених и невеста в конце концов приезжают, их встречает очень злая и уставшая Клэр.

Впрочем, вскоре все налаживается – гости поздравляют молодых и веселятся. Впрочем, родители девушек совсем не рады этой свадьбе. Мать честно признается, что ненавидит торжества такого рода и ждет случая уйти, а отец развлекается по-своему – флиртует с подругами Жюстин и вовсю дурачится. Разгадка такого поведения родителей заключается в том, что оба не испытывают к ней теплых чувств. Жюстин всегда знала об этом, но тем не менее она сильно расстраивается.

Скоро свадьба начинает раздражать и ее, и она то и дело покидает гостей. Заметив это, жених пытается успокоить ее и говорит, что любит, однако все уже покатилось по наклонной.

Кирстен Данст
Исполнительница главной роли Кирстен Данст. Кадр из фильма.

Ситуация накаляется: мать Жюстин закрывается в ванной и на все просьбы выйти к гостям отвечает отказом. Взвинченная до предела, девушка пытается хоть как-то спасти свадьбу, но начальник, также присутствующий на торжестве, требует, чтобы она (Жюстин – копирайтер) как можно скорее “выдала” ему рекламный слоган. Жюстин пытается найти поддержку у отца, но тот уезжает, ни с кем не попрощавшись. Девушка ссорится с женихом и грубит начальнику, который сообщает ей, что она уволена.

Клэр тоже устраивает ей разбор полетов – ведь Жюстин испортила праздник, на который она, по ее словам, потратила целое состояние. Сестры не понимают, что происходит, но подсознательно ощущают, что надвигается какая-то катастрофа.

Во второй половине ленты рассказывается о Клэр, которая живет в роскошном замке вместе с мужем и сыном. Живут они спокойно и счастливо, но однажды молодая женщина слышит о том, что к Земле приближается планета Меланхолия. По предварительным данным, планета пролетит очень близко и существует опасность столкновения.  Несмотря на попытки мужа успокоить ее, Клэр почти в панике.

В это время в гости к сестре приезжает Жюстин, которая находится в сильнейшей депрессии. Пока супруг поглощен изучением траектории движения Меланхолии, Клэр ухаживает за сестрой, но в этом нет никакого смысла – она угасает на глазах. Тем временем планета Меланхолия решительно и с очень большой скоростью приближается к Земле…

Объяснение концовки

Объяснение концовки фильма. Ближе к финалу герои понимают, что пришла большая беда: электричество отключается, природа словно сходит с ума. Погибает от собственной руки муж Клэр, а сама она пытается спасти хоть что-нибудь. Однако все ее усилия тщетны…

Единственный человек, кто сохраняет спокойствие – это больная Жюстин. Более того: она уверена, что во всем происходящем есть особый смысл и как будто даже радуется грядущему апокалипсису.

В разговоре с перепуганной сестрой она дает собственную трактовку происходящих событий: в глубокой древности Бог покончил с Содомом и Гоморрой. Сейчас история повторяется, только уничтожению теперь подлежит вся Земля, на которой давно уже нет ничего хорошего. Она призывает сестру и племянника не бояться – ведь все равно конец света неизбежен. Так и происходит: в итоге Меланхолия сталкивается с Землей, и наша планета гибнет в результате чудовищного взрыва.

Смысл концовки фильма «Меланхолия» имеет несколько трактовок. Согласно одной из них (самой простой), он заключается в том, что бояться смерти бессмысленно, ведь она рано или поздно приходит к каждому из нас.

Есть и более сложная версия. С учетом того, что “Меланхолия” –типичный артхаус, насыщенный различными символами, все происходящее следует понимать как одну большую метафору.

жених и невеста
Кадр из фильма.

Жюстин и есть меланхолия, а Клэр является ее антиподом. Жюстин умирать не страшно, потому что она ждала катастрофу, способную избавить ее от земных страданий. Клэр – типичный прагматик и материалист. Она живет здесь и сейчас и поэтому боится умирать.

Если для Жюстин смерть – это долгожданное единение с космосом, то для Клэр это просто конец и ужас вечного мрака. В лице сестер режиссер, вероятно, попытался показать конфликт двух мировоззрений – религиозного и материалистического. Никаких выводов он, как и всегда, не делает, предоставляя это право зрителю.

Смысл фильма

Идею для своей новой кинокартины фон Триер получил на сеансе у психотерапевта, который помогал ему одолеть очередной депрессивный эпизод. В частности, триггером выступила фраза доктора о том, что депрессивные люди более спокойно реагируют на тяжелые ситуации – ведь они постоянно находятся в ожидании некоей катастрофы и, словно “предвидя” ее, оказываются лучше готовы к ней.

Пытаясь развить интересную мысль, режиссер твердо решил, что снимет научно-фантастический триллер с философской начинкой. Но получилось у него… то, что получилось.

В 16 столетии в небе появилась комета, которую современники ошибочно приняли за планету Сатурн. Император Максимилиан I очень болезненно воспринял ее схождение и, как гласит легенда, именно для него Альбрехт Дюрер создал знаменитую гравюру “Меланхолия”, на которой запечатлел угрозу.

планета Меланхолия
Кадр из фильма.

Картина фон Триера отсылает именно к этой гравюре. И вообще, здесь можно усмотреть немало аллюзий к мировому искусству – в частности, к “Дочери лесника” Д.Э. Милле, “Охотникам на снегу” и “Стране лентяев” Брейгеля, а также к пейзажам Клода Лоррена.

Жюстин и Клэр – два антипода, символизирующие апатию и тревогу. У них есть и общее – странные родители, которые, по сути, таковыми не являются. И на этом фоне они обе одинаково несчастны.

Интересным кажется то, как меняются их роли по ходу полотна. Если в самом начале роль матери примеряет на себя Клэр, то в конце картины уже Жюстин опекает сестру, призывая ее не бояться. Вероятно, в этом отчасти и заключается суть фильма Триера. То есть в том, что родственные узы – это не только кровь, но и дружба, а также способность при необходимости взять на себя родительские обязанности.

Есть в ленте и скрытый смысл.  В девяностые годы фон Триер позиционировал себя как антибуржуазного художника. Впрочем, критика капитализма не перестала быть его любимым коньком и в более поздних работах. Не обошел стороной он эту тему и здесь.

“Целое состояние”, потраченное на свадьбу, никак не может гарантировать личное и семейное счастье. Роскошный замок не способен спасти от изнуряющей тревоги. По мере приближения Меланхолии мир достатка и богатства рушится вокруг Клэр как карточный домик, а сама она, лицемерно мечтающая ранее о красивой смерти с бокалом вина в руке, тихо скулит в уголке от страха.

Александр Скарсгорд
Александр Скарсгорд в роли Майкла. Кадр из фильма.

Одним из проводников идей капитализма и бесконечного потребления Триер считает рекламу, которая к тому же претендует на то, чтобы тоже называться искусством. Начальника Жюстин, олицетворяющего все самое пошлое, что только есть в рекламном бизнесе, он не щадит – это сатирический, осознанно карикатурный образ. Впрочем, не щадит он и человечество в целом. Устами Жюстин он произносит: “Земля – это зло. Не нужно по ней горевать”.

Особенно достается от режиссера мужчинам. Вообще мужские персонажи у Триера почти всегда показаны крайне неприятными людьми. Почти все они либо предатели, либо малодушные трусы. Муж Клэр не просто совершил самоубийство – он, по сути, трусливо бросил семью, оставив жену и сына один на один с надвигающейся бедой. С учетом того, что он ранее стоял на позиции рационализма, его смерть от собственной руки можно рассматривать в том числе и как капитуляцию материалистических идей.

“Меланхолия” не претендует на научную достоверность и не является фильмом-катастрофой. Впрочем, философским трактатом на тему апокалипсиса ее тоже считать не стоит. Больше всего эта кинолента близка к немецкому экспрессионизму, в котором окружающее пространство только способствует выражению внутреннего состояния людей.

больная Жаклин
Кадр из фильма.
Как вам фильм?
Шикарное глубокое кино
59.09%
Жутко и депрессивно. Фон Триеру пора менять психотерапевта.
23.38%
Фильм на вечер, посмотрел и забыл.
14.29%
Другой вариант (напишу в комментариях).
3.25%
Проголосовало: 154

Похожие фильмы

Вот несколько кинокартин, похожих по смыслу на “Меланхолию” Триера:

  • “Древо жизни” (США, 2010 год). В центре сюжета находится Джек, которому предстоит многое понять об окружающем мире, так и о самом себе.
  • “Другая Земля” (США, 2011 год). Однажды ночью ученые открывают новую планету солнечной системы. Она как две капли воды похожа на Землю.
  • “Фонтан” (США, Канада, 2006 год). Пытаясь спасти смертельно больную супругу, главный герой фильма ищет Древо Жизни.
  • “Последняя любовь на Земле” (Великобритания, Швеция, Дания, Ирландия, 2010 год). После глобального бедствия выжившие люди постепенно утрачивают все чувства. На фоне надвигающегося апокалипсиса встречаются Майкл и Сьюзан – и понимают, что друг без друга уже не смогут.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Сергей

    То, что Ленин называл “упадничество в искусстве”, декаденс. Л. фон Триер видит упадок текущей общественно-экономической формации, видит кризис, но при этом не видит выхода из этого кризиса, потому и снял это.
    Аполитичность – это бич современного искусства, фильм красив по форме, отвратителен по содержанию.

    Ответить