«Мне не больно»: суть фильма и разбор концовки 

Смысл фильма

Страна: Россия

Жанр: драма, мелодрама

Год производства: 2006

Режиссер: Алексей Балабанов

Актеры: Рената Литвинова, Алена Баркова, Александр Яценко

Фильмы Алексея Балабанова отличаются жесткостью, реалистичностью и правдивостью. От них всегда ждешь чего-то неожиданного и жуткого. Но не в этот раз.

Десятый фильм мастера – единственная мелодрама в его творческой копилке. Смысл фильма «Мне не больно» уловить достаточно сложно, поскольку речь идет о фильме-настроении: сюжет здесь условен, а стиль повествования, при всей трагичности, очень лиричен и мягок. Тем не менее, это глубокая картина, которая поднимает немало важных вопросов.

О чем фильм

Краткое описание содержания фильма “Мне не больно”. Трое молодых людей – Михаил, Олег и Аля, получив строительное и архитектурное образование, пытаются заработать деньги, используя свои таланты. Одному из ребят в голову приходит идея заняться перепланировкой квартир и дизайном.

Рената Литвинова
Рената Литвинова в роли Таты, Натэллы Антоновны. Кадр из фильма.

Решив воплотить ее в жизнь, они втроем снимают квартиру и сутками работают над дизайнерскими эскизами. Довольно быстро у ребят появляется первый клиент – симпатичная Натаэлла (Тата). Понимая, что дело предстоит иметь с платежеспособным заказчиком, друзья изо всех сил пытаются заинтересовать Тату. Проект вызывается вести Михаил. Надев свой лучший и единственный костюм, юноша идет к клиентке в надежде получить от нее положительный ответ – и, возможно, задаток.

На деловой встрече молодая женщина ведет себя очень странно. Эскизы ее не очень интересуют, а вот Миша вызывает у нее живую симпатию. Тот, понимая, что Тату нужно во что бы то ни стало “зацепить”, становится ее любовником. Клиентка в долгу не остается и просит молодого человека сопровождать себя на всех светских вечеринках. Там она знакомит его с потенциальными клиентами и влиятельными людьми. Дальше больше: Тата всем рекомендует Мишу и его друзей как перспективных дизайнеров и вскоре на ребят обрушивается шквал высокооплачиваемых предложений.

Потихоньку Миша, для которого все начиналось как интрига и приключение, влюбляется в Тату – причем настолько сильно, что не представляет без нее жизни. Таинственность и скрытность возлюбленной его не только не смущает. Натаэлла всегда сама назначает юноше встречи, но однажды он приходит к ней без приглашения.

Шокированный Михаил застает в компании возлюбленной импозантного пожилого мужчину. Из его разговоров с Татой молодой человек, к собственной досаде, не может понять, кем они друг другу приходятся. Мужчину зовут Сергей. Проницательно догадавшись, какие отношения связывают Тату и Мишу, он чуть ли не силой увозит ее из квартиры.

Проходит несколько дней. Ничего не понимающий Миша сильно тоскует. Каждый день он приходит к дому возлюбленной и оставляет у нее под дверью записки. Таты нет несколько недель, и молодой человек начинает бить тревогу.

Александр Яценко
Роль Миши исполнил Александр Яценко. Кадр из фильма.

Тем временем новоиспеченная дизайнерская фирма процветает – ребята, обросшие постоянной клиентурой, много трудятся и хорошо зарабатывают. Аля знакомится с иностранцем, который зовет ее уехать с ним в Финляндию, а Олег, единственный из всех мучающийся странной “русской тоской”, начинает пить. Миша пытается отвлечься от мыслей о Тате и с головой уходит в работу, но она в конце концов объявляется и, по своему обыкновению, назначает ему встречу.

Миша просит объяснить, что связывает ее с Сергеем. На это женщина отвечает, что является его содержанкой. Несмотря на то, что она живет в его доме и на его деньги, они не любовники. Миша отчаянно ревнует ее к сопернику, но, прекрасно понимая, что Тата в любой момент может вновь исчезнуть, решает смириться с ситуацией.

Они продолжают встречаться и однажды Тата говорит безумно влюбленному в нее Мише, что “он у нее – навсегда”. Тем не менее, проведя с ним ночь, молодая женщина тихонько собирает вещи и уходит.

Парень вновь начинает тосковать – он уже понял, что без нее его жизнь не имеет смысла. Помогает случай – ребята получают заказ на ремонт от именитого врача – их ему посоветовала Тата. Миша робко спрашивает у доктора, не знает ли он, как ее найти и узнает шокирующую новость: у его возлюбленной рак крови.

Разгадка ее исчезновения проста: почувствовав себя хуже, она обратилась за помощью в клинику и ее госпитализировали. Доктор намекает, что у Таты плохие анализы и она приговорена. Миша очень хочет увидеться с ней, и друзья обещают ему устроить скорую встречу.

Объяснение концовки

Объяснение концовки фильма. Ближе к финалу Олег приглашает друзей на природу на шашлыки. Там Миша наконец-то вновь встречается с Татой, и она говорит юноше те слова, которые он так долго ждал – она любит его. Не желая говорить ему о своей болезни, молодая женщина пытается отшутиться – у нее, дескать, желтуха. И оговаривается: “Мне не больно”. На это Миша, прекрасно понимая смысл всего сказанного и невысказанного, отвечает, что ему как раз-то и больно.

Смысл концовки фильма «Мне не больно» достаточно прост. Картина заканчивается закадровым голосом Миши. Он говорит, что через два месяца после их последней встречи Тата умерла. “А я живу”, – горько заключает он.

Смысл фильма

В своих разборах многие зрители отмечают: Алексей Октябринович снял фильм на небалабановскую тему, но с узнаваемым балабановским почерком. И действительно, от режиссера, которого называют “Достоевским кинематографа”, традиционно ждешь беспощадной драмы о российских реалиях. Он же выдает причудливо-печальную мелодраму о любви и смерти, сюжет которой перекликается с ремарковским романом “Три товарища”. По мнению многих зрителей, суть фильма заключается в демонстрации темной стороны нашего бытия, которая представлена здесь неизлечимой болезнью. Это кино о том, как обреченный на смерть человек тянется к жизни. Впрочем, это только одна из поднимаемых здесь тем.

краски жизни
Кадр из фильма.

Персонажей фильма “Мне не больно” нельзя назвать характерными – они относительны, как людская масса, которая бесконечно приходит в этот мир и уходит из него. По мнению Балабанова, самым важным в этой жизни является только яркая вспышка чувства, испытать и пережить которое посчастливится далеко не каждому.

Согласно трактовке режиссера, любовь – короткое сильное мгновение: оно способно перевернуть личное бытие, а вскоре после этого – затухнуть. Субъективное счастье очень недолговечно. Отмеряется оно только продолжительностью совместного пребывания. После этого человеку предстоит долго переживать боль утраты – впрочем, и это тоже проходит.

“Счастье по Балабанову” способно вознести человека на самый пик блаженства, но после этого оно безжалостно сбрасывает его на каменистую землю. Мрачно? Возможно – но и честно тоже, ведь именно так происходит у очень многих…

Некоторые увидели в этом, относительно простом фильме скрытый смысл. В одной из последних мизансцен пьяный Олег говорит хорошо выпившему Мише, что Тата кажется ему пришельцем из какого-то другого мира. То же самое можно сказать практически о каждом персонаже – от главных героев с их трагической любовью до святого спонсора, безвозмездно содержащего больную девушку.

прогулки в катере

Все они пьют (снова “привет Ремарку”) и живут в красиво-депрессивном Питере дурную, беспросветную жизнь. Любовь здесь – радужное мгновение между темным прошлым и непонятным, но беспросветным будущим: счастливая жизнь в вечно пьяной, инфантильной стране невозможна в принципе. Но все ли так мрачно?..

Вообще трудно быть Балабановым. Тяжело знать, что от тебя ждут балабановщины, тогда как тебе хочется взять и снять что-то совсем другое. Эта попытка снять “другое” чувствовалась еще во втором “Брате” со всей его постиронией, но к своей десятой картине режиссер, видимо, созрел до этого окончательно.

Если забыть о налете мрачности, можно сказать, что “Мне не больно” – простой и трогательный фильм, очень похожий на калейдоскоп. Он состоит из большого количества разных стеклышек, отражающих нашу действительность, и представляет собой череду замечательных мгновений, которые очень хочется задержать. Однако это невозможно: они улетают с осенними листьями, растворяются в бунинской тоске тихих пейзажей, прорастают прочными корнями в благодатную почву тенистых аллей нашей памяти.

Излом эпох чем-то дорог режиссеру и поэтому он постоянно возвращается туда в своем творчестве. Все его герои – это тоже своего рода потерянное поколение. Скитаясь между прошлым и новым, они вновь и вновь ранятся об осколки когда-то разбитых сердец и отчаянно пытаются взлететь. Но это им не удается. Поэтому остается только хорошо выпить и в очередной раз соврать самому себе, сказав, глядя жизни в лицо: “Мне не больно”.

Рената Литвинова
Кадр из фильма.
Как вам финал?
Светлый, несмотря ни на что.
17.07%
Очень печальная история. Жалко всех.
73.17%
Не понравился ни фильм, ни финал.
7.32%
Другое (напишу в комментариях).
2.44%
Проголосовало: 41

Похожие фильмы

Вот несколько кинокартин, похожих по смыслу на “Мне не Больно” Алексея Балабанова:

  • “Сладкий ноябрь” (США, 2001 год). Нельсон – карьерист, зараженный идеей успеха. Однажды он встречает Сару и его жизнь меняется…
  • “Осень в Нью-Йорке” (США, 2000 год). Уилл, немолодой и циничный владелец ресторана, встречает юную девушку и влюбляется в нее. Их роман стремительно развивается, но внезапно мужчина узнает, что его возлюбленная смертельно больна.
  • “Спеши любить” (США, 2002 год). Не влюбляйся в меня – говорит типичная “серая мышка” типичному первому школьному красавцу. Тот сначала фыркнул насмешливо, а потом – влюбился в нее по самые помидоры. А потом он узнал, что жить Джейми осталось совсем недолго…
  • “Кит” (США, 2008 год). Кит Зеттерстром – новичок в последнем классе. Он взаимно влюбляется в дерзкую, насмешливую Натали, но их отношения обречены…
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.