Скрытый смысл притчи «Монах и бес»

монах и бес Смысл фильма

Жанр: притча, драма, комедия

Год производства: 2016

Режиссер: Николай Досталь

Актеры: Тимофей Трибунцев, Георгий Фетисов, Борис Каморзин

Награды и номинации: В 2016 году картина была номинирована на Золотой «Святой Георгий» в категории “самый лучший фильм”.

Проблема кинокартин с религиозной тематикой обычно сводится к артхаусной неспешности, а зачастую – к непонятности происходящего. Однако в случае с лентой Досталя ситуация совершенно иная, потому что речь идет о сатирической комедии с элементами драмы.

Смысл фильма «Монах и бес» заключается в том, что вера и религия – разные вещи, и истинное предназначение первой заключается вовсе даже не в строгом следовании догматам, а в исполнении слов Христа из 7 главы, 12 стиха Евангелия от Матфея: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки».

О чем фильм

Краткое описание содержания фильма “Монах и бес”. Российская Империя, времена Николая I. В небольшой мужской монастырь приходит новый насельник Иван. Он сильно хромает, заикается и ведет себя очень странно. Он рассказывает небылицы и то пугает монахов своими причудами, то неожиданно становится смиренным и покорным.

Тимофей Трибунцев
Тимофей Трибунцев исполнил роль Ивана. Кадр из фильма.

Почти сразу же он вступает в конфронтацию с игуменом, который чувствует, что что-то с ним не так. Иван легко выполняет большой объем работы и при этом почти не устает. На исповеди выясняется, что ему даже не в чем каяться: самым большим его грехом является любовь к каждому Божьему созданию.

Изрядно смущенный, игумен решает избавиться от насельника и начинает расследование. Обыскав келью Ивана, под одеялом настоятель обнаруживает предметы, неприемлемые для монаха – расческу, ножницы и женское белье.

Так начинается их противостояние: надеясь, что Иван уйдет сам, игумен каждый день дает ему самые разные задания. На все причуды и капризы игумена Иван отвечает покорством и смирением. Но у него есть тайна – его борет бес по имени Легион. Именно он помогает монаху быстро и качественно справляться с работой. Беса кроме него никто больше не видит и поэтому – из-за его причудливого поведения – его самого считают одержимым.

Однажды у монастыря останавливается карета, в которой едет император. У кареты сломалась рессора и помочь оказывается способен только Иван. Николай I благодарит монаха за работу, подарив ему перстень.

Вскоре после этого настоятель обители отправляет Ивана в лес с заданием – все сухие деревья срубить, а на живых проставить нумерацию. Именно там, вдали от людей, Иван встретился со своим бесом лицом к лицу. Легион пытается соблазнить его вкусной едой и спиртным, но подвижник отражает атаку. Затем бес пытается уговорить монаха подписать кляузу на игумена, но неграмотный Иван вместо подписи ставит крест, после чего донос сгорает. Тогда Легион привязывает Ивана к дереву и поджигает, но начавшийся дождь тушит огонь.

Георгий Фетисов
Роль беса Легиона сыграл Георгий Фетисов. Кадр из фильма.

Бес, поняв, что Иван имеет над ним власть, выполняет его просьбу по вырубке леса. После этого подвижник просит нечистую силу уйти, но тот отказывается: ему нужна душа Ивана, и он добудет ее любыми средствами. У Ивана есть мечта – увидеть Иерусалим и поклониться гробу Господню. Бес предлагает ему отнести его туда, но взамен тот должен будет отдать ему свою душу. Монах соглашается.

Силой черта их перебрасывает в Иерусалим. Они идут к храму, причем бес заметно сникает. У входа в храм стоят многочисленные торговцы, продающие якобы части креста, на котором был распят Спаситель, его терновый венец и гвозди.

Увидев это, Иван приходит в неистовство и опрокидывает прилавки. В ответ на это торговцы избивают православного монаха едва ли не до смерти. Неожиданно на помощь ему приходит бес – своей силой он защищает Ивана от разъяренных “торговцев Христом”.

Немного придя в себя, Иван просит черта зайти в храм вместе с ним. Там Легиону становится настолько плохо, что он теряет всю свою силу и очеловечивается. Пытаясь помочь своему спутнику, Иван везет его к Мертвому морю. Там черту становится немного лучше, но лететь он уже не может… Чтобы вернуться домой, Иван продает перстень, подаренный ему императором, и покупает корабль.

Объяснение концовки

Ближе к финалу черт спрашивает, есть ли у него шанс на спасение. Монах же начинает учить присмиревшего, прирученного беса тому, как можно получить у Бога прощение. Они идут в церковь, но попадаются на глаза городничему, который, решив, что именно они являются причиной всех местных преступлений, решает наказать их плетьми.

В конце картины Иван, не выдержав наказания, умирает. Пораженный всем случившемся и окончательно очеловечившийся черт приходит служить в тот самый монастырь, откуда его стараниями игумен выгнал Ивана. Причем ведет он себя почти так же, как и его погибший друг – заикается и хромает. Настоятель принимает его и, узнав о смерти Ивана, искренне сожалеет, что был так несправедлив к нему…

Чтобы понять смысл концовки фильма «Монах и бес», нужно вспомнить одну из важных фраз, оброненных Легионом. Он как-то сказал, что в искушениях от бесов настоящие монахи только крепнут в вере.

Именно это произошло с Иваном – он стал крепнуть, а черт начал терять над ним силу. Переломный момент произошел в Иерусалиме, когда святой послушник “переформатировал” своего жуткого попутчика и тот в итоге превратился в обычного человека. Объяснение концовки здесь только одно: бес уверовал и покаялся. Однако снова ангелом он не стал…

Борис Каморзин
Роль Настоятеля исполнил Борис Каморзин. Кадр из фильма.

Для людей, воспитанных в православии, такой духовный оксюморон – не новшество. Еще в древних византийских патериках поднимался вопрос о возможности покаяния злых духов. Встречается он и в русской житийной литературе, и в околоцерковных апокрифах, которые, впрочем, относят не к святым текстам, а к фольклору.

Согласно одной из трактовок, сама идея фильма “Монах и бес” была основана на истории из жития преподобного Антония Великого (эта история вошла в Четьи-Минеи). Там рассказывается о том, что однажды нечистый спросил подвижника, может ли быть так, что Бог простит его?

Святой Антоний просил его прийти завтра, а сам спросил об этом Бога. На это ему был дан ответ, что его искушает древнее зло. Когда дьявол пришел снова, Антоний обличил его. На это нечистый дух расхохотался и сказал, что, в отличие от людей, никогда не “опустится” до смирения и покаяния.

Впрочем, некоторые зрители полагают, что в случае с концовкой “Монаха и беса” не все так однозначно. Где гарантия того, что он пришел в монастырь не для того, чтобы искушать других монахов?

Смысл фильма

Сценарий “Монаха и беса” был написан по просьбе режиссера Николая Досталя и для него. Как сказал в интервью сам режиссер, он хотел создать кино с гоголевской эстетикой смешного-страшного – кино со смыслом, отвечающее нуждам зрителя.

Сергей Барковский, Никита Тарасов
Сергей Барковский в роли Бенкендорфа, Никита Тарасов в роли Николая І. Кадр из фильма.

Идея появилась у него совершенно случайно. Дело в том, что во время посещения Кирилло-Белозерского монастыря он обнаружил могилу монаха. Местные жители утверждали, что похоронен в ней святой по имени Иван Семенович Шапошников. Впрочем, после выхода “Монаха и беса” на экран выяснилось, что это имя было вымышленным. Согласно житию, безымянный монах был убогим и невзрачным. Он прихрамывал и косил, но при этом обладал даром предвидения и лечил людей.

А еще в основу ленты легла история праведника Ивана Новгородского. Будучи еще молодым монахом, он… поймал беса в рукомойнике. Черт умолял отпустить его взамен на исполнение абсолютно любого желания. Праведник пожелал побывать у Гроба Господня и бес за одну ночь доставил его в Иерусалим и обратно, но потом решил отомстить. Говоря современным языком, он начал подбрасывать ему компромат в келью. Монахи в наказание схватили Ивана, связали и отправили плыть на плоту по реке. А плот внезапно поплыл против течения…

Монах Иван – самый сильный образ картины. Разгадка его характера заключается в том, что он – настоящий святой. Судя по всему, бес стал одолевать его еще в детстве, когда разглядел в нем будущего святого. С тех пор он наверняка пытался завладеть его душой, неоднократно показывая ему чудеса и предлагая различные соблазны. Смысл всех его действий заключался в том, чтобы Иван начал грешить и в конце концов отдал ему душу по собственной воле. Видимо, изначально бес “сидел” в Иване, но, видя бессмысленность дальнейшего пребывания в нем, он решил вступить с ним в последний прямой диалог.

Казалось бы, заключая с чертом сделку, монах поддался искушению. Однако, этого не произошло – перед этим Иван горячо молился и просил у Бога помощи. Уповая на провидение Божье, он пошел на хитрость, ведь он прекрасно верил в силу святых мест.

Оказавшись в храме гроба Господня, черт был настолько ошеломлен, что почти умер. Придя в себя, он увидел, что молитва монаха стала невероятно сильной. С этого момента он постепенно начал преображаться.

удачная рыбалка
Кадр из фильма.

Чуть позже, пытаясь спасти Ивана от смерти, он обнаружил, что прежней силы у него уже нет. Так он незаметно для себя встал на путь послушания, смирения и покаяния. То есть суть фильма заключается в том, что Бог всю жизнь рядом с нами. У каждого из нас свой путь, но Божья сила способна преобразить любого. Самое главное – открыть ему свое сердце…

Многие зрители, впрочем, имеют прямо противоположный взгляд на “Монаха и беса”. Некоторые увидели особый, достаточно зловещий скрытый смысл во фразе, произнесенной игуменом. Он сказал, что “не все свято, что в книгу вмято”. Получается, не все свято в Библии?..

Как православная церковь отнеслась к фильму

В своей картине Досталь задевает духовное состояние современного монашества и создает яркую сатиру на современное духовенство. Но все-таки, РПЦ не делала официальных комментариев относительно фильма “Монах и бес”. О картине высказались только священнослужители, посмотревшие фильм. Их разборы и рецензии можно воспринимать только как частное мнение.

Если обобщить все высказывания, можно сделать вывод, что в целом “Монах и бес” служителям церкви понравился. Однако, по их мнению, картину Досталя нельзя сравнить ни с “Островом” Павла Лунгина, ни с “Попом” Владимира Хотиненко, поскольку она в большей степени тяготеет не к осовремененному формату житийной литературы, а к изобразительному искусству лубка.

Поэтому все, кроме главной мысли (Бог всегда рядом и помогает пройти любые испытания), стоит воспринимать как элементы “народного православия”. Одним словом, “Монах и бес” – не фильм-откровение, но и не богохульная ересь.

жители монастыря
Кадр из фильма.
Как вам фильм?
Глубокий, заставляет задуматься.
56.71%
Стоило посмотреть.
35.87%
Что это было?
6.01%
Другое (напишу в комментариях).
1.4%
Проголосовало: 499

Похожие фильмы

Вот несколько фильмов, похожих по смыслу на “Монах и бес”:

  • “Притчи” (Беларусь, 2010 год). Фильм-альманах, включающий в себя три новеллы, основанные на православном духовном наследии.
  • “Облако-рай” (СССР, 1990 год). Николай, житель российской глубинки, от нечего делать сообщил, что собирается уезжать на Дальний Восток. В его сборах и проводах приняли участие почти все жители городка.
  • “Голова” (Россия, 2004 год). “Малиновый пиджак” получает в наследство говорящую голову. Она постоянно вмешивается в его жизнь и он даже следует ее советам.
  • “Дочь” (Россия, 2012 год). Инна живет в провинциальном городке вместе с отцом и братом. Она ведет жизнь обычного подростка, но вскоре в городе начинает орудовать серийный убийца.
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.
Задать вопрос

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.