Кто такая Жанна на самом деле: разбор фильма-головоломки «Не оглядывайся»

Не оглядывайся Смысл фильма

Страна: Франция, Италия, Люксембург, Бельгия

Жанр: триллер, драма

Год производства: 2009

Режиссёр: Марина де Ван

Актёры: Софи Марсо, Моника Белуччи, Андреа де Стефано, Тьерри Нёвик, Бриджитт Катийон

Автор статьи
Михаил Новожилов
Михаил Новожилов
Любитель хорошего и атмосферного кино, с необычным взглядом на окружающий мир. Обожает триллеры.

Фильм «Не оглядывайся» (оригинальное название Ne te retourne pas) считается драмой, но одновременно это очень мощный и атмосферный психологический триллер.

Смысл фильма «Не оглядывайся» – в том, что в одном человеке могут сосуществовать две разные личности. Режиссер показал крайнее, патологическое раздвоение человеческого сознания. Но ведь каждый хотя бы раз чувствовал себя «не собой» или «не в себе». Каждый иногда задает себе вопрос: «Кто я, какой я на самом деле?». И поэтому фильм так цепляет.

Попробуем найти объяснение ключевым моментам этого фильма-головоломки.

Сюжет

Начнём наш разбор с описания сюжетной линии. Содержание фильма «Не оглядывайся» знакомит нас с Жанной. Она писатель-публицист, счастлива в браке, занимается воспитанием двоих детей. Главная героиня пытается сдать в печать очередной роман, но получает отказ редактора. С этой минуты её жизнь круто меняется.

поездка на родину
Моника Белуччи в главной роли Жанны. Кадр из фильма.

Она видит странную девочку, замечает, что вещи в доме стоят не на своих местах. Просматривая вместе с мужем небольшое семейное видео, Жанна обращает внимание, что Тео и дети делают непривычные жесты. Вскоре ситуация усугубляется. Жанна перестаёт узнавать детей, затем внешность мужа меняется, и он становится другим человеком с незнакомым лицом. Парадоксально, но меняется и сама Жанна. Она смотрит в зеркало и не узнаёт собственное отражение.

Жанна в отчаянии. Никто, кроме неё, не замечает сюрреализма, творящегося вокруг. Психиатр не находит у женщины каких-либо патологий. Врач уверен, что пациентку с таким расстройством нужно понаблюдать в стационаре, но Жанна не соглашается на госпитализацию. Вместо этого она просит мужа отвезти её к матери, где собирается провести несколько дней, в надежде, что состояние стабилизируется.

Матери дома нет, и Жанна находит её в привычном месте – в игровом клубе, за карточным столом. Жанна просит помощи, но её мама не может прервать игру. В конце концов, Жанна уговаривает её ехать домой. Здесь она переодевается в любимую пижаму и чувствует себя защищённой. Однако странные трансформации окружающего пространства продолжаются. Теперь меняется лицо матери, и она превращается в незнакомую Жанне женщину.

В доме наша героиня находит старые фотографии, на которых видит себя вместе с двумя женщинами, у одной из которых лицо её матери-1, а у второй – матери-2. Снимки сделаны в Италии, именно туда отправляется Жанна, чтобы разобраться в происходящем.

Здесь она находит небольшое семейное кафе, где работает женщина, которую Жанна всегда помнила, как свою мать. Более того, в кафе она видит парня, который называет эту женщину мамой. Самое удивительное, что этого парня она помнит, как своего мужа.

поиск себя
Кадр из фильма.

Однажды вечером из окна своего гостиничного номера Жанна видит девочку, которая являлась ей во Франции. Она выходит на улицу и идёт за странной гостьей. Девочка приводит её к тому самому кафе, где отмечают день рождения хозяина.

Жанна бродит среди гостей, и обстановка в доме ей знакома. Здесь с героиней происходит очередная трансформация: оказавшись в одной из комнат, она превращается в девочку по имени Роза-Мария. К ней приходит женщина, которую она помнит как свою мать, и рассказывает, что в детстве героиня попала в автомобильную аварию. Вскоре после этого её забрала француженка, к которой девочка потянулась сама, выбрав себе имя Жанна. Дальше она жила во Франции, и никогда не возвращалась в Италию. Её настоящая мать повторно вышла замуж, в семье родился сын. Однако приёмная мать не смогла по-настоящему полюбить удочерённого ребёнка.

Выяснив правду, главная героиня в подростковом образе Розы-Марии возвращается на поезде домой. Здесь она переодевается, и превращается в Жанну, которую мы видели в самом начале фильма. Она входит в свою квартиру, дети радостно кричат «Мама», и бросаются ко второму воплощению Жанны, которое невесть как оказывается в квартире. Саму Жанну никто не видит, за исключением её второго «я».

В конце фильма «Не оглядывайся», обе Жанны сидят рядом и в четыре руки набирают на ноутбуке новый роман. Титры, финал.

Объяснение концовки

Трактовка содержания довольно однозначная, без скрытого подтекста. Настоящая героиня фильма «Не оглядывайся» – Роза-Мария. В детстве она попала в автомобильную аварию и забыла своё детство. Полученная травма спровоцировала у неё раздвоение личности. Она забыла себя и родных, выбрала имя Жанна и потянулась к француженке, которая, по всей видимости, была подругой её матери.

На фоне травмы у девочки сформировалось раздвоение личности – Жанна и Роза-Мария существовали в одном теле. При этом Жанна стала главенствующей личностью и прожила эту жизнь. Личность Розы-Марии находилась в подавленном состоянии, но при этом все окружающие героиню образы были сформированы её воспоминаниями.

Разгадка сюжета заключается в том, что резкая критика в адрес ее романа стала психологической травмой. В её сознании происходит дисбаланс, и реальность начинает заполнять её воображаемый мир. Объяснение происходящему можно дать следующее. Настоящая Роза-Мария просыпается и хочет получить ответы на свои вопросы. Образ девочки-подростка, который преследует героиню по ходу сюжета – это она сама в детском возрасте.

девочка-подросток
Кадр из фильма.

На раздвоение сознания указывает и тот факт, что когда героиня однажды просыпается ночью и пытается поймать девочку в гостиной, муж замечает на её глазах слёзы. При этом сама Жанна в тот момент не плакала. Это явный признак диссоциативного расстройства личности, когда в одном сознании уживается несколько альтеров. При этом, когда одна личность полностью владеет сознанием, она не помнит, что делала другая. Именно поэтому Жанна не узнаёт ничего и никого. Когда сознанием начинает управлять Роза, воспоминания исчезают.

Также смысл фильма частично раскрывается образом матери Жанны. Удочерив девочку, она никогда её не любила. Когда героиня признаётся ей, что никогда не любила своих детей, женщина советует ей притвориться. Именно так она и поступала всю жизнь. Её настоящим увлечением были только карты.

Любопытна и история Жанны с Розой-Марией. По смыслу фильма «Не оглядывайся», реальной Жанны никогда не существовало. Это воображаемый друг, которого придумала для себя Роза, покинув отчий дом, чтобы не чувствовать себя одинокой.

Хотя здесь возможен и другой вариант: Жанна была родной дочерью женщины-француженки и погибла в автокатастрофе. Однако такой расклад событий сомнителен. В доме матери Жанны нет ни одной фотографии, указывающей на то, что у неё когда-то была дочь.

Смысл концовки фильма «Не оглядывайся» сводится к тому, что сознание главной героини хоть и осталось раздвоенным, но в целом стабилизировалось. Роза-Мария стала доминирующей личностью, но при этом не стала задвигать Жанну на задворки подсознания. Обе личности женщины научились сосуществовать друг с другом. При этом в конце фильма, у героини, видимо, полностью раскрылся творческий потенциал. Впрочем, ей даже не нужно придумывать сюжет нового романа: достаточно лишь изложить на бумаге произошедшие в её жизни события.

главные героини
Главные героини фильма — Софи Марсо и Моника Белуччи. Кадр из фильма.

Также следует сделать уточнение, что Роза-Мария всё-таки выбрала для себя жизнь Жанны. Она не осталась в Италии, где живёт её настоящая семья. Она вернулась во Францию, к своему мужу и детям.

Смысл фильма «Не оглядывайся»

Парадокс заключается в том, что скрытый смысл в этом фильме лучше не искать. Лучше полностью погрузиться в мир, который предлагает режиссёр. Если не анализировать события, которые показаны на экране, можно полностью понять чувства и мысли главной героини.

Это действительно зрелищный триллер, при этом финал полностью раскрывает смысл происходящего. Если акцентировать внимание на деталях в поисках скрытого подтекста, картинка будет смазываться, и фильм потеряет то очарование, которое смогла создать Марина де Ван.

Если важен именно смысл, то его можно свести к обретению гармонии. Природа не терпит пустоты, поэтому отсутствующие детские воспоминания Розы-Марии заполнила Жанна. Именно она заполнила сознание, став главной. Однако лишь обретя душевное равновесие, главная героиня стала полноценной личностью, и её жизнь перестала состоять из разрозненных осколков. Эта целостность очень хорошо показана в конце фильма.

Как вам концовка фильма?
Разочаровала. Хотелось небанального объяснения, а оказалось, что героиня просто чокнутая.
22.42%
Шикарный фильм и финал. Очень тонко и необычно.
31.7%
Так и не понял, что произошло.
43.96%
Другое (напишу в комментариях)
1.93%
Проголосовало: 571

Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.

  1. Анита

    Получилось, что она переспала с братом 😏

    Ответить
    1. Артём

      .
      Мало кто это комментирует, но да, получилось.

      Ответить
  2. Максим

    А кто она???

    Ответить
  3. Ева

    Я вообще изначально подумала ,что она ещё в детстве испытывала странное влечение к брату и от того их принудительно разлучили,(была сцена где они проводили время вместе, в детстве) ,или же её сюрреализм , когда она превращалась в амплуа ребёнка,
    и подслушала разговор, что брат её «чувствует » , оттуда и сцена, где он последовал за ней в гостиницу.
    Слишком много отсылок автор делает на их близость.
    К тому же,они почти одного возраста ,версия ,что он родился во втором браке немного на меня наводит сомнения.
    Ну и основное , она жила большую часть жизни в желаемом для неё мире, где брат-её муж.
    Собственно поэтому родители решили отдать её в другую семью, после- автокатастрофа, диссоциативное расстройство личности. А образ девочки впечатался скорей всего потому что они были близкими подругами, и мать француженка была подругой родной матери Розы-Марии. Нет конца и края мнениям, можно бесконечно плести паутину

    Ответить
  4. Зара

    Я подумала , что Жанна пострадала в автокатастрофе, а девочка Роза умерла и ее сердце пересадили Жанне , а вместе ее душу , которая в будущем дала о себе знать …

    Ответить
  5. sun

    Да вроде очевидно следующее: Жанна и Роза-Мария были подруги, обе попали в аварию, Жанна погибла и Роза-Мария не смогла с этим смириться и «приняла» её жизнь себе. Их матери соответственно были знакомы, и, так как настоящих родителей Роза-Мария (взявшая имя Жанны) перестала воспринимать как своих, то мама Жанны взяла её к себе, но не от сильного желания. Однозначная фраза «я не просила заменять мою дочь» это раскрывает.

    Ответить
  6. Нина

    А кому посвящяется фильм?

    Ответить
Adblock
detector