Страна: СССР
Жанр: драма, трагикомедия
Год производства: 1991
Режиссер: Эльдар Рязанов
Актеры: Лия Ахеджакова, Ольга Волкова, Валентин Гафт, Леонид Броневой, Олег Басилашвили
Эльдар Рязанов прекрасно умеет идти в ногу со временем – его лучшие драматические картины всегда щедро приправляются умным юмором, отражающим реалии эпохи.
Смысл фильма «Небеса обетованные» заключается не только в конфликте поколений, как это может показаться на первый взгляд. Это произведение, оценивающее обстановку в стране в “эпоху перемен”, блестяще отражает менталитет людей “нового” и “старого” образца и рассказывает об ужасах безразличия.
О чем фильм
Краткое описание содержания фильма “Небеса обетованные”. Поздняя осень, Москва, конец перестройки в СССР. На свалке неподалеку от ж/д вокзала, живет достаточно большая коммуна бездомных людей. Возглавляет ее бывший партийный работник по прозвищу Президент. Как-то он, взяв в свидетели скрипача Соломона, объявляет, что у него был контакт с НЛО и в ближайшем будущем все обитатели свалки улетят на другую планету. Главным признаком посещения пришельцами Земли будет голубой снег.

Вскоре на свалке оказывается еще один “лишний” член зарождающегося нового общества – Катя Иванова: пожилая женщина не нужна не только государству, но и собственным сыновьям. Судьба сталкивает ее с предприимчивой Фимой и “временно задержанным” ветераном советско-японской войны Семеном Бакуриным.
Вскоре на свалке появляются иностранные гости – американцы, увлеченные идеей строительства на этом месте гостиницы и завода по изготовлению противозачаточных средств. Выслушав незваных гостей, нищие отказываются покидать свалку и в конце концов прогоняют их. Смысл их упрямства прост: им нужно во что бы то ни стало дождаться появления голубого снега.
Далее по сюжету нищих приглашают на свадьбу брата одного из товарищей по несчастью. Торжество отмечается на даче – как выясняется чуть позже, на чужой. Их всех задерживают, а потом отправляют в дом престарелых.
Спустя время на свалку снова приходят американцы – на сей раз в компании председателя райисполкома. Героям фильма “Небеса обетованные” вновь удается их выгнать, но становится ясно, что сдаваться иностранцы не собираются.
На следующий день на свалку приходят Катины сыновья и пытаются забрать мать домой. Но женщина выгоняет их и остается жить со своими друзьями, которые стали для нее новой семьей. Чуть позже в гости к обитателям свалки приезжает отметить свой день рождения уже давно ставший для них “своим” Бакурин. Ему презентуют собачью конуру и сообщают, что она дает ему право на отлет вместе с инопланетянами.
Занимаясь приготовлением ужина, Катя рассказывает друзьям свою историю. Когда-то она работала на правительственной даче и родила от двоих чиновников своих сыновей. Ни один из них не стал связывать с ней жизнь, однако квартиры выросшим детям они “выбить” помогли. Катя работала на износ, отдавая все лучшее детям, не замечая, как они становятся точными копиями своих отцов – такими же мерзавцами, только бедными…
Объяснение концовки
Объяснение концовки картины. Ближе к финалу фильма идет голубой снег. Это значит, скоро прилетят инопланетяне. Герои фильма готовятся к отлету, но вместо НЛО на свалке появляются армейские подразделения, ОМОН и представители власти. От бездомных требуют покинуть свалку – для ее сноса уже подошли танки, использующиеся в качестве бульдозеров.
Герои пытаются отстоять свои права, но в этом нет никакого смысла: против них выступил сам левиафан. Поняв это, они спасаются бегством на старом паровозе. Пытаясь остановить их, милиция на машине обгоняет его и переводит стрелки. После этого паровоз, сопровождаемый жившими на свалке собаками, взмывает в небо. Его пытаются сбить, но тщетно – локомотив вместе с обитателями свалки покидает Землю навсегда.
Смысл концовки фильма «Небеса обетованные» заключается в том, что герои фильма, выброшенные жизнью на обочину, оказались выше своей судьбы. Они поднялись в небеса обетованные (по сути –погибли в процессе противостояния), твердо стоя на земле, веря в свои убеждения и сумев сохранить человечность.
По мнению многих зрителей, сделавших разбор фильма, у финала несколько другая трактовка. Его разгадка заключается в том, что обитатели свалки были как бы мертвы для нового общества изначально. А в конце картины они на паровозе просто перешли в то общество, которое строили в течение всей жизни.

Смысл фильма
Тяга показать жизнь интеллигентного человека в новой системе чужеродных ценностей проходит красной нитью в поздних картинах Эльдара Рязанова. Поэтому “Небеса обетованные” можно назвать очень личным фильмом именитого режиссера.
В нем нет скрытого смысла – по сравнению с “Гаражом” и “Предсказанием” это достаточно простая картина, хотя в ней имеется несколько интересных ассоциаций с произведениями мировой литературы. В частности, свалка напоминает Двор Чудес (Собор Парижской Богоматери), Катя повторяет судьбу короля Лира и одновременно – мопассановской служанки. Мелодия, способная привлечь пришельцев, подозрительно похожа на ту, которая была исполнена одним из персонажей в “Скрипке Ротшильда”.
Несмотря на это, трагикомедия Рязанова “берет” не своей философичностью, а трогательностью. Эта кинолента, по сути, представляет собой целый набор великолепных гротесков – милых, порой смешных и достаточно трагичных. В центре сюжета – люди, оказавшиеся за бортом жизни. У них есть нравственный стержень и некие внутренние запреты, которые мешают наживаться на чужом несчастье.
Если смотреть на них с точки зрения современного кинематографа (в частности, американского), который делает ставку на победителей, все они аутсайдеры. Кто-то из них пострадал от государственной машины, другой – от равнодушия близких. У них совершенно разные судьбы, но объединяет их общая проблема – они совершенно не вписываются в современное общество. Вероятно, суть фильма и заключается в том, что государственный левиафан рано или поздно сжирает всех – и тех, кто идет против него, и тех, кто верно ему служит…

Картина вышла на экраны в 1991 году. Зрители, за долгие годы привыкшие к другому Рязанову, произведения которого, несмотря на наличие “обнажающей” сатиры, были пропитаны добрым юмором, восприняли его в штыки.
Дело в том, что “избалованный” кинолюбитель не был готов понять ленту, которая по сути стала своеобразным пиком гласности в позднесоветском кинематографе. Кроме того, произведение Эльдара Рязанова одно из немногих не только справедливо, но и открыто обличало все недостатки существующего строя. На этом фоне фильм “Небеса обетованные” незаслуженно заклеймили как “чернуху”, которая не несет в себе ничего нового, а только усиливает витающие в воздухе в предчувствии великой бури упаднические настроения.
Однако чуть позже картину, наоборот, стали называть пророческой и очень искренней. Действительно, Эльдар Рязанов, при всей своей неровности и неоднозначности, поразительно точно чувствовал и прекрасно передавал дух времени. В своих произведениях он не боялся сочетать несочетаемое – радость и грусть, смех и слезы, прекрасное и ужасное, вымысел и реальность. Поэтому эту картину можно назвать одним из самых сильных его произведений.
Являясь зеркалом ушедшей эпохи, этот фильм открывает нам глаза на те вещи, на которые в обществе принято закрывать глаза, – и заставляет задуматься о многом.
Одним из самых сильных и интересных образов фильма стал старый, отслуживший свое локомотив. Это словно символический памятник людям, не вписавшимся в новый мир, а заодно – их надеждам, идеалам и мечтам. Он везет героев картины к звездам, к небесам обетованным. И в этой сцене невозможно сдержать слез, потому что жизнь – это “тропинка от рождения к смерти”. На этой земле все против человека: все здесь уничтожено сразу и заранее.

Похожие фильмы
Вот несколько картин, похожих по сюжету и смыслу на “Небеса обетованные” Рязанова:
- “Человек и его собака” (Франция, Италия, 2008 год). Пожилой мужчина волей судьбы оказывается на улице без средств к существованию. Его сопровождает только верный пес Клапа.
- “Король-рыбак” (США, 1991 год). Радиоведущий Джек обладает специфическим чувством юмора, который понимают далеко не все. Это заканчивается трагедией, что заставляет главного героя полностью пересмотреть свои взгляды на жизнь.
- “Чудо в Милане” (Италия, 1951 год). Юный Тото пытается помочь горстке нищих.
- “Чертополох” (США, 1987 год). Времена Великой депрессии. Джек Филэн, алкоголик и бродяга, совершивший в юности преступление, возвращается в родной город.
- “Старые клячи” (Россия, 2000 год). Девяностые годы. Четверо подруг пытаются выжить в новых реалиях.
Посмотрела фильм, в конце, конечно наревелась, очень глубокий фильм браво Рязанову, всё это правда.Горькая пригорькая , но ПРАВДА.