Триллер «Необратимость»: что на самом деле случилось с героиней Моники Белуччи

Моника Беллуччи в фильме Необратимость Смысл фильма

Страна: Франция

Жанр: триллер, драма, криминал, детектив

Год производства: 2002

Режиссер: Гаспар Ноэ

Актеры: Моника Беллуччи, Венсан Кассель, Альбер Дюпонтель

Слоган: «Время разрушает все»

Награды и номинации: В 2002 году фильм был представлен на Каннском кинофестивале и получил номинацию на Золотую пальмовую ветвь

После нескольких предыдущих работ, отмеченных на Каннском кинофестивале, Гаспар Ноэ решил шокировать зрителя в более жесткой манере. Это ему удалось: сюжет фильма «Необратимость» (Irréversible) настолько мрачен, что на показах МКФ некоторым посетителям становилось плохо от жестоких сцен.

Реакция профессиональных критиков на картину была неоднозначной и полярной. При том, что фильм не может похвастаться сильным сценарием, он заставляет задуматься о многом – например, о том, что некоторые события в нашей жизни неотвратимы.

О чем фильм

Краткое описание содержания фильма “Необратимость”. Картина, главную роль в которой сыграла Моника Белуччи, состоит из 13 эпизодов. Все эти сцены, каждая из которых несет в себе определенный смысл, смонтированы в обратном хронологическом порядке. Действие ленты разворачивается в течение одного дня.

Моника Беллуччи
Моника Беллуччи в роли Алекс. Кадр из фильма.

Алекс, красивая молодая женщина, рассказывает мужу Маркусу о сне, который она увидела. Ей снилось, что она идет по длинному, разделенному надвое красному коридору. Немного позже (сон продолжается) она делает тест на беременность и получает положительный результат. Чтобы отметить это, вместе с Маркусом и со своим экс-супругом Пьером она отправляется на вечеринку. По дороге она рассказывает им о книге, которую читает. В ней говорится, что снам нужно доверять, потому что они отражают реальность вне времени.

Маркус принимает кокаин, из-за этого Алекс ссорится с ним, уходит с вечеринки и одна едет домой. В расстроенных чувствах она спускается в пустой подземный переход с мерцающими лампами и красными стенами. Там она видит, как некий мужчина применяет силу в отношении “ночной бабочки”. Алекс пытается заступиться за девушку, но насильник переключается на нее, сильно избивает, уродует ей лицо и намекает, что он бисексуал.

Тем временем Маркус и Пьер тоже уходят с вечеринки и замечают, что Алекс увозит машина “скорой помощи”. К ним подходит несколько представителей местной “братвы” и предлагают за определенную плату отыскать и наказать преступника. Мужчины соглашаются и начинается расследование.

Вскоре доморощенные детективы находят женщину, за которую заступилась Алекс. Выясняется, что на самом деле это мужчина-трансвестит. Парень хорошо знает агрессора и называет адрес гей-клуба, в котором тот часто бывает. Компания отправляется туда и Маркус по ошибке нападает на мужчину, непричастного к изнасилованию Алекс.

В драке тот ломает ему руку и практически насилует, но за приятеля вступается Пьер, вооруженный огнетушителем. Не рассчитав силы, он убивает обидчика. После этого Маркуса госпитализируют, а Пьера обвиняют в убийстве и отправляют в участок. Настоящий преступник все это время находится рядом, но вычислить его никому не удается. Это конец сюжетной линии. С этого момента начинается сам фильм “Необратимость”.

Венсан Кассель
Роль Маркуса исполнил Венсан Кассель. Кадр из фильма.

В первой мизансцене нам показывают двоих мужчин достаточно криминального типажа. Сидя в небольшой квартире над гей-клубом, они ведут беседу. Одного из них зовут Мясник, и он доверительно сообщает приятелю, что был арестован за секс с собственной дочерью. Второй глумливо говорит на это, что самое главное – это получить удовольствие. Услышав шум на улице, они не обращают на него внимание, потому что драки в гей-клубе – обычное дело…

Объяснение концовки

Объяснение концовки картины. В финале (по хронологии повествования этот эпизод является первым) мы видим дремлющую Алекс, которая ждет ребенка. В самой последней сцене молодая женщина читает книгу, которая называется “Эксперимент со временем”. В одной из мизансцен она транслирует почерпнутые оттуда мысли. Последнее, что мы видим – это слоган картины: “Время разрушает все”.

Вероятно, смысл концовки фильма «Необратимость» заключается в том, что все произошедшее – это только кошмар Алекс. Вызван он был, скорее всего, страхами, типичными для женщины, готовящейся стать матерью. Как это часто бывает, все ее тревоги мозг интерпретировал вот таким жутким образом.

Впрочем, у финала картины есть и другая трактовка. По мнению некоторых зрителей, сделавших разбор фильма, смысл финала заключается в том, что все произошедшее – реальность. После изнасилования Алекс было убито их совместное с Маркусом будущее. Их ребенок теперь не родится. Самим им предстоит долго восстанавливаться, а Пьеру – сидеть за убийство. Что будет дальше, неизвестно.

Смысл фильма

По мнению многих зрителей, “Необратимость” – тяжелый и очень мрачный фильм. Истории о том, как людям во время премьерного показа картины приходилось вызывать скорую – не дешевый прием, призванный повысить интерес к фильму, а правда. Разгадка такой, почти массовой истерики заключается в использовании низкочастотного звукового сопровождения, напоминающего шум землетрясения. По мнению специалистов, этот эффект может вызывать беспокойство, легкую тошноту и головокружение. Люди покидали залы еще и из-за мерцающего белого экрана, способного вызвать припадок даже у того, кто вполне здоров. Как говорил сам Гаспар Ноэ, это была его идея – он добивался именно такой реакции.

“Необратимость” имеет нелинейную структуру повествования. Сначала мы видим финал истории, а затем небольшими, но очень яркими эпизодами нас подводят к ее началу. Однако, в отличие от Нолана, использующего похожую стратегию в фильме “Помни”, Ноэ не стремится запутать зрителя. Вместо этого он тонко и четко отделяет одно событие от другого при помощи черного экрана, благодаря чему даже неискушенному зрителю будет сложно потеряться в достаточно простом (скрытый смысл здесь отсутствует), но бойком и жестком сюжете.

Еще одна отличительная особенность “Необратимости” – оригинальное и интересное движение объектива в первых эпизодах. Не имея четкой траектории, он помогает дополнить пьяное и агрессивное настроение каждой мизансцены. Ближе к середине картины этот эффект исчезает, и мы видим все происходящее, снятое ручной камерой, которая неустанно следит за героями.

В “Необратимости” нам представлен обратный хронологический порядок событий. В обычных картинах все идет “как положено” – экспозиция, завязка, конфликт, кульминация и развязка.  Здесь сюжет перевернут. Мы видим двух мужчин, которые обсуждают шум за окном. В следующем кадре нам показывают, что именно там происходит – словом, волей режиссера зритель путешествует во времени. Он в курсе, чем все закончилось, но начало истории ему только предстоит узнать.

Альбер Дюпонтель
Альбер Дюпонтель снялся в роли Пьера. Кадр из фильма.

Каждый из тринадцати эпизодов картины заканчивается тем, что камера взмывает вверх. Таким образом, за счет появляющихся белых вспышек, создается “эффект смазанности”. С учетом того, что сцены расставлены в обратном порядке, возникает действие отмены, суть которого заключается в том, что каждый следующий эпизод “стирает” предыдущий. Благодаря такому монтажу шокирующая в своей реалистичности сцена изнасилования Алекс кажется местью за убийство, совершенное Пьером в гей-клубе, а не наоборот. Однако чуть позже молодая женщина проснется и вернется в счастливую стезю материнства…

В самом конце картины мы видим, как Алекс мирно дремлет в парке. Но ждет ли ее безоблачное, благополучное будущее?.. Чтобы ответить на этот вопрос, стоит вспомнить, какой фразой (в ней же заключается суть фильма) заканчивается лента Ноэ: “Время все разрушает”. То есть режиссер подводит нас к мысли, что никакого светлого будущего у героини Моники Белуччи быть не может.

Необратимость времени должна не пугать, а отрезвлять. Но шутка в том, что даже в момент включения в реальность где-то под коркой все равно будет сидеть знание того, что рано или поздно нас может настигнуть то, чего нельзя будет изменить – то, что разрушит жизнь. Именно это произошло с Алекс…

Как бы ни было тяжело смотреть “Необратимость”, это тот фильм, который нужно увидеть. Фраза “Время разрушает все” несколько раз повторяется на протяжении полутора с небольшим часов. Будь эта картина другой – менее жесткой и мрачной – на нее бы, вероятно, никто не обратил внимание. А ведь время и в самом деле рушит все на своем пути. Утром можно строить планы на жизнь, а вечером того же дня – сидеть в приемном покое или лежать на больничной койке. Вероятно, Алекс и Маркус выживут, но навсегда останутся изуродованными и надломленными. Смогут ли они жить дальше так, как до событий увиденного зрителями дня?

главные герои фильма
Кадр из фильма.
Ваше мнение: что случилось с Алекс?
Трагедия произошла в реальности.
66.85%
Весь этот ужас - только сон.
31.09%
Напишу в комментариях.
2.06%
Проголосовало: 727

Похожие фильмы

Вот несколько кинокартин, похожих по смыслу на “Необратимость” с Моникой Белуччи:

  • “Мементо” (США, 2000 год). Герой, страдающий амнезией, пытается отыскать убийцу жены.
  • “Вход в пустоту” (Франция, Германия, Италия, Канада, Япония, 2009 год). Оскар и Линда – брат и сестра, которые не совсем законными средствами зарабатывают себе на жизнь. Однажды юноша погибает, но его душа остается на Земле.
  • “Малена” (Италия, США, 2000 год). Малена, невероятно красивая женщина, легко кружащая головы мужчинам, становится объектом наваждения для подростка. По иронии судьбы, он единственный, кто испытывает к ней серьезное чувство.
  • “5×2” (Франция, 2004 год). Жиль и Марион – молодая супружеская пара. Все в их жизни течет легко и гладко – до одного момента…
Автор статьи
Серафима Вишняк
Киноман, сериаломан, писатель. Любит искать скрытый смысл даже в самых простых вещах. Пишет странные сказки, обожает сериалы про шпионов и Искусственный Интеллект.

О смыслах
Добавить комментарий

Ваш комментарий появится на сайте после модерации.