Страна: Франция
Жанр: триллер, драма, криминал, детектив
Год производства: 2002
Режиссер: Гаспар Ноэ
Актеры: Моника Беллуччи, Венсан Кассель, Альбер Дюпонтель
Слоган: «Время разрушает все»
Награды и номинации: В 2002 году фильм был представлен на Каннском кинофестивале и получил номинацию на Золотую пальмовую ветвь
После нескольких предыдущих работ, отмеченных на Каннском кинофестивале, Гаспар Ноэ решил шокировать зрителя в более жесткой манере. Это ему удалось: сюжет фильма «Необратимость» (Irréversible) настолько мрачен, что на показах МКФ некоторым посетителям становилось плохо от жестоких сцен.
Реакция профессиональных критиков на картину была неоднозначной и полярной. При том, что фильм не может похвастаться сильным сценарием, он заставляет задуматься о многом – например, о том, что некоторые события в нашей жизни неотвратимы.
О чем фильм
Краткое описание содержания фильма “Необратимость”. Картина, главную роль в которой сыграла Моника Белуччи, состоит из 13 эпизодов. Все эти сцены, каждая из которых несет в себе определенный смысл, смонтированы в обратном хронологическом порядке. Действие ленты разворачивается в течение одного дня.

Алекс, красивая молодая женщина, рассказывает мужу Маркусу о сне, который она увидела. Ей снилось, что она идет по длинному, разделенному надвое красному коридору. Немного позже (сон продолжается) она делает тест на беременность и получает положительный результат. Чтобы отметить это, вместе с Маркусом и со своим экс-супругом Пьером она отправляется на вечеринку. По дороге она рассказывает им о книге, которую читает. В ней говорится, что снам нужно доверять, потому что они отражают реальность вне времени.
Маркус принимает кокаин, из-за этого Алекс ссорится с ним, уходит с вечеринки и одна едет домой. В расстроенных чувствах она спускается в пустой подземный переход с мерцающими лампами и красными стенами. Там она видит, как некий мужчина применяет силу в отношении “ночной бабочки”. Алекс пытается заступиться за девушку, но насильник переключается на нее, сильно избивает, уродует ей лицо и намекает, что он бисексуал.
Тем временем Маркус и Пьер тоже уходят с вечеринки и замечают, что Алекс увозит машина “скорой помощи”. К ним подходит несколько представителей местной “братвы” и предлагают за определенную плату отыскать и наказать преступника. Мужчины соглашаются и начинается расследование.
Вскоре доморощенные детективы находят женщину, за которую заступилась Алекс. Выясняется, что на самом деле это мужчина-трансвестит. Парень хорошо знает агрессора и называет адрес гей-клуба, в котором тот часто бывает. Компания отправляется туда и Маркус по ошибке нападает на мужчину, непричастного к изнасилованию Алекс.
В драке тот ломает ему руку и практически насилует, но за приятеля вступается Пьер, вооруженный огнетушителем. Не рассчитав силы, он убивает обидчика. После этого Маркуса госпитализируют, а Пьера обвиняют в убийстве и отправляют в участок. Настоящий преступник все это время находится рядом, но вычислить его никому не удается. Это конец сюжетной линии. С этого момента начинается сам фильм “Необратимость”.

В первой мизансцене нам показывают двоих мужчин достаточно криминального типажа. Сидя в небольшой квартире над гей-клубом, они ведут беседу. Одного из них зовут Мясник, и он доверительно сообщает приятелю, что был арестован за секс с собственной дочерью. Второй глумливо говорит на это, что самое главное – это получить удовольствие. Услышав шум на улице, они не обращают на него внимание, потому что драки в гей-клубе – обычное дело…
Объяснение концовки
Объяснение концовки картины. В финале (по хронологии повествования этот эпизод является первым) мы видим дремлющую Алекс, которая ждет ребенка. В самой последней сцене молодая женщина читает книгу, которая называется “Эксперимент со временем”. В одной из мизансцен она транслирует почерпнутые оттуда мысли. Последнее, что мы видим – это слоган картины: “Время разрушает все”.
Вероятно, смысл концовки фильма «Необратимость» заключается в том, что все произошедшее – это только кошмар Алекс. Вызван он был, скорее всего, страхами, типичными для женщины, готовящейся стать матерью. Как это часто бывает, все ее тревоги мозг интерпретировал вот таким жутким образом.
Впрочем, у финала картины есть и другая трактовка. По мнению некоторых зрителей, сделавших разбор фильма, смысл финала заключается в том, что все произошедшее – реальность. После изнасилования Алекс было убито их совместное с Маркусом будущее. Их ребенок теперь не родится. Самим им предстоит долго восстанавливаться, а Пьеру – сидеть за убийство. Что будет дальше, неизвестно.
Смысл фильма
По мнению многих зрителей, “Необратимость” – тяжелый и очень мрачный фильм. Истории о том, как людям во время премьерного показа картины приходилось вызывать скорую – не дешевый прием, призванный повысить интерес к фильму, а правда. Разгадка такой, почти массовой истерики заключается в использовании низкочастотного звукового сопровождения, напоминающего шум землетрясения. По мнению специалистов, этот эффект может вызывать беспокойство, легкую тошноту и головокружение. Люди покидали залы еще и из-за мерцающего белого экрана, способного вызвать припадок даже у того, кто вполне здоров. Как говорил сам Гаспар Ноэ, это была его идея – он добивался именно такой реакции.
“Необратимость” имеет нелинейную структуру повествования. Сначала мы видим финал истории, а затем небольшими, но очень яркими эпизодами нас подводят к ее началу. Однако, в отличие от Нолана, использующего похожую стратегию в фильме “Помни”, Ноэ не стремится запутать зрителя. Вместо этого он тонко и четко отделяет одно событие от другого при помощи черного экрана, благодаря чему даже неискушенному зрителю будет сложно потеряться в достаточно простом (скрытый смысл здесь отсутствует), но бойком и жестком сюжете.
Еще одна отличительная особенность “Необратимости” – оригинальное и интересное движение объектива в первых эпизодах. Не имея четкой траектории, он помогает дополнить пьяное и агрессивное настроение каждой мизансцены. Ближе к середине картины этот эффект исчезает, и мы видим все происходящее, снятое ручной камерой, которая неустанно следит за героями.
В “Необратимости” нам представлен обратный хронологический порядок событий. В обычных картинах все идет “как положено” – экспозиция, завязка, конфликт, кульминация и развязка. Здесь сюжет перевернут. Мы видим двух мужчин, которые обсуждают шум за окном. В следующем кадре нам показывают, что именно там происходит – словом, волей режиссера зритель путешествует во времени. Он в курсе, чем все закончилось, но начало истории ему только предстоит узнать.

Каждый из тринадцати эпизодов картины заканчивается тем, что камера взмывает вверх. Таким образом, за счет появляющихся белых вспышек, создается “эффект смазанности”. С учетом того, что сцены расставлены в обратном порядке, возникает действие отмены, суть которого заключается в том, что каждый следующий эпизод “стирает” предыдущий. Благодаря такому монтажу шокирующая в своей реалистичности сцена изнасилования Алекс кажется местью за убийство, совершенное Пьером в гей-клубе, а не наоборот. Однако чуть позже молодая женщина проснется и вернется в счастливую стезю материнства…
В самом конце картины мы видим, как Алекс мирно дремлет в парке. Но ждет ли ее безоблачное, благополучное будущее?.. Чтобы ответить на этот вопрос, стоит вспомнить, какой фразой (в ней же заключается суть фильма) заканчивается лента Ноэ: “Время все разрушает”. То есть режиссер подводит нас к мысли, что никакого светлого будущего у героини Моники Белуччи быть не может.
Необратимость времени должна не пугать, а отрезвлять. Но шутка в том, что даже в момент включения в реальность где-то под коркой все равно будет сидеть знание того, что рано или поздно нас может настигнуть то, чего нельзя будет изменить – то, что разрушит жизнь. Именно это произошло с Алекс…
Как бы ни было тяжело смотреть “Необратимость”, это тот фильм, который нужно увидеть. Фраза “Время разрушает все” несколько раз повторяется на протяжении полутора с небольшим часов. Будь эта картина другой – менее жесткой и мрачной – на нее бы, вероятно, никто не обратил внимание. А ведь время и в самом деле рушит все на своем пути. Утром можно строить планы на жизнь, а вечером того же дня – сидеть в приемном покое или лежать на больничной койке. Вероятно, Алекс и Маркус выживут, но навсегда останутся изуродованными и надломленными. Смогут ли они жить дальше так, как до событий увиденного зрителями дня?

Похожие фильмы
Вот несколько кинокартин, похожих по смыслу на “Необратимость” с Моникой Белуччи:
- “Мементо” (США, 2000 год). Герой, страдающий амнезией, пытается отыскать убийцу жены.
- “Вход в пустоту” (Франция, Германия, Италия, Канада, Япония, 2009 год). Оскар и Линда – брат и сестра, которые не совсем законными средствами зарабатывают себе на жизнь. Однажды юноша погибает, но его душа остается на Земле.
- “Малена” (Италия, США, 2000 год). Малена, невероятно красивая женщина, легко кружащая головы мужчинам, становится объектом наваждения для подростка. По иронии судьбы, он единственный, кто испытывает к ней серьезное чувство.
- “5×2” (Франция, 2004 год). Жиль и Марион – молодая супружеская пара. Все в их жизни течет легко и гладко – до одного момента…